Известные люди

»

Игорь Костолевский

Игорь Костолевский Igor Kostolevsky Карьера: Артист
Рождение: Россия» Москва, 10.9.1948
Игорь Костолевский - известный советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР, народный артист России. Родился 10 сентября 1948 года.Дебют Игоря Костолевского в кино состоялся в 1970 году с роли в фильме под названием "Семья, как семья". На сегодняшний день Игорь Костолевский известен по ролям в таких картинах как: "А зори здесь тихие" 1972 год, "Ася" 1977 год, "Отпуск за свой счёт" 1981 год, "По главной улице с оркестром" 1986 год, "Завтрак с видом на Эльбрус" 1993 год, "Война и мир" 2007 год, "Химик" 2010 год, "Индус" 2010 год и др.

Родился 10 сентября 1948 года в Москве. Отец Костолевский Матвей Матвеевич (1908 г. рожд.). Мать Костолевская Витта Семеновна (1910 г. рожд.). Супруга Консуэло де Навиланд (1955 г. рожд.). Сын Костолевский Алексей Игоревич (1983 г. рожд.).

После окончания школы Игорь Костолевский работал испытателем в НИИ кварцевой промышленности (19641966). В 1966 году он поступил в Московский инженерно-строительный институт. Будучи третьекурсником во время очередного разговора о жизни Игорь услышал от человека, точка зрения которого было ему небезразлично, что для полного совершенства ему не хватает... гуманитарного образования. Это показалось малоубедительным, но в то же время весьма привлекательным. С юношеским максимализмом Костолевский бросился на новую стезю. В Институте иностранных языков прием уже был закончен. Игорь попытался поступить в Школу-студию МХАТ, но сгинул на первом же туре. Следующим был ГИТИС... Окончив его в 1972 году и оказавшись в числе трех лучших выпускников, Игорь был зачислен в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского, первейший режиссер которого, А. Гончаров, являлся руководителем их курса.

Нельзя вымолвить, что начало театральной карьеры Игоря Костолевского было отмечено крутым восхождением к пику успеха. Случилось так, что кинематограф первым предложил ему вероятность для выражения его человеческой и актерской индивидуальности.

Поисками актера на образ декабриста Ивана Анненкова в картине Владимира Мотыля Звезда пленительного счастья (1975) были заняты все: сам режиссер, его ассистенты, друзья и знакомые. Снова и вновь просматривали фотографии актерских проб, перебирали в памяти имена как популярных, так и ещё не известных широкому зрителю актеров. У известных шансов было несравнимо больше. Уже утвержденный актерский ансамбль подобрался на редкость сильный: И. Смоктуновский, О. Стриженов, О. Янковский... И тут кто-то предложил: Может быть, Костолевский? Из Театра Маяковского...

Когда отсняли кинопробы, кандидатуру актера утвердили не безотлагательно. Ведь Игорь был дебютант, а речь шла об одной из главных ролей в картине, на которую студия Ленфильм возлагала немалые надежды. По существу, это была первая служба отечественного кинематографа о восстании декабристов и посвящалась она 150-летнему юбилею этого события. В фильме Владимира Мотыля, тот, что обращался к этой теме ещё будучи студентом-историком, перед зрителями должны были предстать прекрасные образы русской истории, яркие, запоминающиеся судьбы, чтобы зрители могли заполучить большой моральный наука. Одним из таких героев и должен был сделаться юный дворянин, кавалергард Иван Анненков, оказавшийся в водовороте декабрьских событий. Облик этого человека, уже сложившийся в воображении режиссера, совпадал с актерской индивидуальностью Игоря Костолевского. В. Мотыля привлекла одухотворенность внешнего облика молодого актера, способного уломать зрителей в действительности его персонажа; кроме того, в нем чувствовался прочный припас человечности.

В фильме принимало участие несть числа известных актеров, но более того в таком сильном ансамбле младой дебютант оказался необычайно выразителен. Он сумел достичь того, что самые требовательные и строгие критики были покорены его Анненковым. В этой работе уже ослепительно проявились основные черты актерской привычки Игоря Костолевского. Она несла в себе сплав самых различных оттенков: интеллектуальное обаяние, эмоциональную открытость, мягкость, лиризм. В ней сочетались робость и уверенность, грусть и ирония, искренность и сомнения.

Роль Анненкова позволительно было бы полагать отправной точкой в кинематографической биографии Игоря Костолевского, если бы не ещё одна картина, в которой артист сыграл без затей момент, оставшийся тогда без малого незамеченным, но многое значивший для самого актера. В фильме Станислава Ростоцкого А зори тут тихие (1972) Игорь Костолевский сыграл друга одной из главных героинь Сони Гурвич. Собственно говоря, словечко сыграл в этом месте не подходит. Эта небольшая образ была полностью прожита актером. Она свидетельствовала о его абсолютном слухе на нрав. Уже тут он продемонстрировал поразительную естественность кинематографического бытия. У его героя без малого нет текста, вся образ строилась на проходах, крупных планах, на жизни зрачок. Здесь, на отведенном ему отрезке экранного времени артист сумел достичь максимальной достоверности, эмоционально протянуть свою образ.

Успех в кино привлек к Игорю Костолевскому объективы фотокорреспондентов и телекамер Кинопанорамы, имя его появилось на страницах журналов и газет. Предложения сниматься следовали одно за другим. Среди них было и одно в приключенческом фильме, загодя обреченном на зрительский успех: отличные партнеры, захватывающий сюжет, к тому же съемки должны были проходить в пяти зарубежных странах. Но вот негаданно появляется предложение Ленфильма: образ Гагина в тургеневской Асе режиссера И. Хейфица (1977) предложение, заставившее позабыть все остальные. В противовес удивительной, поистине ртутной динамике своей партнерши Е. Кореневой (Ася), Игорь Костолевский строит образ на мягком обаянии и сдержанной непосредственности, которые в дальнейшем развитии характера, по-видимому, должны перейти в безмятежную успокоенность и вялость русского барина. Когда кино Ася вышел на экраны, то посреди всего многообразия откликов сми единодушно отмечала удачу режиссера в работе с дуэтом исполнителей ролей Аси и Гагина.

Вскоре потом Аси режиссер П. Любимов пригласил Игоря Костолевского и его сокурсника по ГИТИСу Александра Фатюшина в свою картину Весенний призыв (1977). Я боялся этой роли, вспоминает артист, и все старался разыскать предлог для отказа. Но режиссер настаивал, убедил меня, что это в моих силах. В конце концов решающим оказался соблазн познать себя на современном материале. Вслед за Аликом Полухиным из Весеннего призыва артист создает образ другого современника Евгения Столетова в пятисерийном телефильме И это все о нем (1977). Широкой популярности Игоря Костолевского после этого этой роли во многом способствовал романтизм созданного им образа. Актер играет Столетова пылким, бескомпромиссным, яростным, но вместе с тем душевно ранимым. За осуществление этой роли Игорь Костолевский в 1979 году был удостоен премии Ленинского комсомола.

В телефильме Безымянная звезда (1979), постановку которого осуществил М. Козаков, Игорь Костолевский сыграл главную образ, создав одну из лучших своих экранных работ. Сюжетную линию картины представляет история одинокого молодого учителя, живущего в маленьком провинциальном городке. Внезапно фатум посылает ему мерцающий образ прекрасной незнакомки, невзначай отставшей от проносящегося мимо столичного экспресса... В роли учителя Игорю Костолевскому удалось точь-в-точь передать силу лирического чувства, которое достигает наивысшего подъема в сцене прощания. Здесь кино обретает ясную, без малого притчевую форму, близкую к романтической драме. У героя остается надежда, пускай несбыточная, настолько потребный каждому душевный базис заповедный угол души.

Помимо уже упомянутых картин Игорь Костолевский снялся в фильмах: Семья как семья (1970), Повторная свадьба (1975), Степанова памятка (1976), Гараж (1979), Тегеран-43 (1980), И с вами опять я... (1981), Отпуск за свой счет (1981), Сказка, рассказанная ночью (1981), Прежде, чем расстаться (1984), Законный брак (1985), Ночные шепоты (1986), По главной улице с оркестром (1986), Прости (1986), Гобсек (1987), Риск (1987), Шут (1988), Вечный муж (1989), Вход в лабиринт (Сети рэкета киновариант, 1989), Жажда страсти (1991), Лестница света (Миша, 1992), Завтрак с видом на Эльбрус (1993), Кодекс бесчестия (1993), Танго на Дворцовой площади (1993), Нимб (1994), Игра воображения (1995), Квадрат (1995), Самозванцы (2000), Другой мужик, другая женщина (2002), Усадьба (2004), Шпионские игры (2004). В 1986 году по результатам опроса журнала Советский экран Игорь Костолевский был признан лучшим киноактером года.

Но куда бы ни забросила актера фатум, театральная сцена всю дорогу остается для него желанным берегом. В студенческие годы Игорь Костолевский с особым удовольствием играл характерные роли. В дальнейшем его сценический репертуар пополнился целым рядом интересных работ. Он играет Мишу Румянцева в пьесе Родственники Э. Брагинского и Э. Рязанова, демонстрируя гибкость своего лирико-комедийного диапазона, и Ашметьева из Дикарки А.Н. Островского, проявив замечательное умение извлекать из сценической ситуации всю гамму возможностей от лирики до фарса. В 1978 году артист играет Голубкова в знаменитом Беге М. Булгакова в постановке А.А. Гончарова. Появление в том же году в репертуаре Театра имени В. Маяковского чеховской Чайки, поставленной режиссером Александром Вилькиным, стало явлением примечательным. Поле напряжения спектакля создавалось между тремя героями: Заречной, Аркадиной и Треплевым. Дуэт Игоря Костолевского и Татьяны Дорониной, которая играла Аркадину, строился на притягательности несовместимого. Великим курьезом природы казалась родственная связь двух людей, биологически враждебных товарищ другу и вместе с тем приятель от друга биологически зависимых. В воплощении образа Треплева Игорь Костолевский рисует внутренний конфликт роли как возражение между обыденностью достигнутого в настоящем и высотой устремлений прошлого, как расплату за сделку с совестью.

Очень важной ролью для Игоря Костолевского стал парикмахер-лауреат по прозвищу Кинг из спектакля по пьесе Владимира Арро Смотрите, кто пришел!, поставленного в 1983 году Борисом Морозовым на сцене Театра имени В. Маяковского. Спектакль приобрел шумную известность из-за бесконечных нападок цензуры, не только заставлявшей изменять некоторые фразы, но требовавшей отступиться от финальной смерти положительного героя. Однако громогласный дебош около спектакля только умножил творческий фарт всех его участников. И. Костолевский впервой в своей жизни сыграл героя, тот, что притягивал манией неопределенности. Его Кинг не был воплощением зла, хотя был далек от безупречности, он не был рыцарем без страха и упрека, хотя был готов стать на защиту добродетели. Зло и добро в спектакле Б. Морозова олицетворяли другие люди и для тех, и для других успешный парикмахер, заработавший немалые капиталы, был чужим. Кинг Костолевского, готовый оплачивать за все за житейские радости и за услады духа, был неким предварительным наброском образа нового русского героя, нувориша 1990-х, но в различие от него пребывал в уверенности, что духовную связь надобно снискать, а не только своевременно оплатить. Необходимость духовного наполнения жизни становится для Кинга, как и для других героев И. Костолевского, непременным условием счастья.

В дальнейшем И. Костолевский с большим успехом сыграл и в других спектаклях, поставленных на сцене родного театра приглашенными режиссерами. Помимо работы с Б. Морозовым и А. Вилькиным он шлифовал родное мастерство и открывал новые грани своего дарования у П. Фоменко (Василий Леонидович в Плодах просвещения Л. Толстого, 1985), Т. Ахрамковой (Король в Кине IV Г. Горина, 1995; Арнольд в Круге С. Моэма, 1987), Л. Хейфица (Торвельд в Норе Г. Ибсена, 1999), Е. Невежиной (Эрик Ларсен в Загадочных вариациях Э. Шмитта, совместная постановка с Театром рижской драмы, 1999). В Плодах просвещения, в Круге артист обнаружил яркое комедийное дарование, не стесняющееся резких эксцентрических красок, в Кине IV продемонстрировал замечательное владение секретами трагикомедии.

Игорь Костолевский полно работает с известными зарубежными театральными режиссерами. Начало этому положило участие в Орестее Эсхила международном проекте в постановке швейцарского режиссера Франсуа Роша (русский сопродюсер О. Гарибова и сценический середина Весь мир, 1990). Для того чтобы игрывать по-французски и по-норвежски, репетируя по-английски в труппе, где сообща с русскими играли американцы, норвежцы, швейцарцы и французы, от актера требовались небывалые терпение и трудолюбие. Год работы в Орестее заставил его заново познать самого себя, свои возможности. В шестичасовом спектакле Игорь Костолевский играл немного ролей, самой значительной из которых стала образ Вестника. Актер практически потрясал зрителя своим появлением в образе Вестника, приносившего с собой в Аргос трагическое, испепеляющее дыхание немалый войны, кровавой бойни, в которой виктория едва лучше поражения: с изможденным лицом, в растерзанной солдатской рубахе он казался посланцем всех ушедших из жизни на поле брани. Это была первоклассно исполненная трагическая образ большого артиста.

Работа над той же трилогией Эсхила была продолжена в 1994 году с режиссером Петром Штайном, тот, что приподнято оценил комедийный дар И. Костолевского. Его снисходительно-лукавый бог Аполлон, дарующий афинянам право находить решение свою судьбу с помощью демократического голосования, выказывал такое серьезное знание человеческой природы, что не оставлял никаких сомнений в двусмысленности любого выбора. Он элегантно парил над огромным пространством зрительного зала Театра Российской армии, щеголяя своим божественным цинизмом и фейерверками целиком земных парадоксов.

И. Костолевский сыграл главные роли в постановках Франсуа Роша В ожидании Годо Беккета (1992, Швейцария) и Виктор, или Дети у власти Ветрака (1994, Московский театр сатиры), образ Марка в спектакле АРТ по пьесе Ясмины Реза режиссера Патриса Кербрата (1998).

В 2000 году Игорю Костолевскому присуждена Государственная премия РФ за осуществление роли Подколесина в спектакле Театра на Покровке Женитьба Н.В. Гоголя, поставленном Сергеем Арцибашевым в 1996 году. В его Подколесине все сплетено воедино: греза о любви и ужас перед нею, охота действия и страх всякий определенности, кошмар свободы и беда ее потери. Подколесин Костолевского завершен, закончен, отлит. Он по-своему мудр, он философ-стоик. Актер на сцене без малого недвижим, более того редкие смены положений его тела кажутся недвижными. Интересно присматривать за лицом Подколесина Костолевского, за разнообразием неподвижностей, которое передает всю гамму состояний Ивана Кузьмича, как где-то на дне его души сменяются мысли и чувства.

Среди последних по времени работ актера в театре Иван Карамазов в спектакле Братья Карамазовы (2003), роли Плюшкина и Князя в новой постановке Мертвых душ (2005).

Событием позволительно прозвать игру Костолевского Ивана. Редко на сегодняшней сцене приходится лицезреть такую уровень актерских самозатрат, сжигания себя, писала критика о работе актера в Братьях Карамазовых. Иван Костолевский весь в движении, в броске, в лихорадке, в круговерти разбросанных жестов, в погоне за людьми, ещё не завороженными его губительным гипнозом. И пытаясь загипнотизировать других, Иван Костолевского гипнотизирует сам себя: рассудок не может выдюжить безрассудных, противоестественных мыслей. И если знакомый по иным спектаклям, по экрану Иван Карамазов наслаждался своими умопостроениями, тот самый Иван боится их, как будто предчувствуя всю их разрушительную пагубную силу. Здесь уже слышится шекспировская беда, тут пугающийся своих кровавых замыслов Макбет, в этом месте спрашивающий у веков и человечества Быть или не быть принц Гамлет...

С первого взгляда опознать Игоря Костолевского в гоголевском Плюшкине без малого нереально. Загримированный до неузнаваемости, облаченный в тряпье, сгорбленный и шамкающий беззубым ртом, его Плюшкин обращается к остолбеневшему Чичикову: А вы что, гусара ожидали углядеть? Но когда Плюшкин Костолевский чуть ли не со слезами на глазах говорит о том, что все ушли, единственный он остался, зритель ощущает как гром среди ясного неба мучительное сострадание к его одиночеству. Сострадание, от которого рукой вручить до пронзительного лиризма...

Во втором акте спектакля Игорь Костолевский блистательный Князь, генерал-губернатор, которому создатели спектакля доверили донести до зрителя последние слова Гоголя, полные горечи, печали, но и надежды.

В 2004 году, в год столетия со дня смерти великого русского писателя А.П. Чехова, тот, что ЮНЕСКО объявило годом Чехова, узловой русский радиоканал Радио России осуществил грандиозный художественный план Антологию рассказов А.П. Чехова. ХXI век. В рамках этого проекта в исполнении Игоря Костолевского прозвучал единственный из самых загадочных рассказов Чехова Черный монах.

И.М. Костолевскому присвоено звание народного артиста России (1996). Много лет он является членом Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей РФ. Награжден орденом Почета (2004).

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Игорь Шибанов Igor Shibanov

В сентябре исполнилось 60 лет народному артисту России Игорю Шибанову. 40 лет он прослужил в ТЮЗе, для многих поколений Шибанов с детства был, да и..
читать далее

Игорь Моисеев Igor Moiseev

21 января Игорь Александрович Моисеев, патриарх российской хореографии, отметит 100-летие. В этот день начнется серия концертов его любимого детища..
читать далее

Игорь Шапавалов Igor Shapavalov

Родился 3 декабря 1945 г. в г. Джалал-Абад. Отец - Шаповалов Алексей Алексеевич. Мать - Шаповалова Дина Каюмовна. Супруга - Кунина Эльвира Семеновна.
читать далее

Игорь Шаповалов Igor Shapovalov

За творческие достижения в театре 5 ноября 1985 г. было присвоено звание Народный артист СССР. За создание театрализованных представлений для..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий