Известные люди

»

Илья Глазунов

Илья Глазунов Ilya Glasunov Карьера: Художник
Рождение: Россия, 10.6.1930
...Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров. /В. Солоухин/.

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец - Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать - Глазунова Ольга Константиновна. Супруга - Виноградова-Бенуа Нина Александровна (...-1986). Сын - Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь - Вера Ильинична.

Илья Глазунов - художник, около имени которого вот уже немного десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, заинтересованность к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

"Художником меня сделал Ленинград, - говорит он, - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер... Эрмитаж - мерцание как будто бы свечей, отраженное в паркете, темные прорывы картин в золоченых рамах... Сколько помню себя - рисовал. Первое мое ощущение в сознательной жизни - ломоть синего неба с ослепительно белой пеной облаков, путь, тонущая в поле ромашек, и загадочный деревья в отдалении. С этого мига как будто кто-то включил меня, сказав: "Живи!"

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв без малого всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города сквозь Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Память о войне завсегда живет в душе художника. Уже будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое руководство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и толк Великой Отечественной войны советского народа: "Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск - такого ещё не было в советском искусстве".

Картину немного лет не выставляли. На знаменитой пятидневной экспозиции, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее представить. Однако экспозиция была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена. В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится в настоящий момент в художественном музее Алма-Аты.

...Выехав из Ленинграда, мелкий Илья оказался в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Вместе с деревенскими сверстниками копал картошку на поле, работал на гумне, пас колхозное гурт. Эти годы оставили основательный след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.

Война ещё не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в близкий Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу, ставшую позже Институтом имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, где занимался в мастерской Народного художника СССР профессора Б.В. Иогансона. То был отрезок времени поисков своего пути в искусстве, своего понимания реализма - как выражения внутреннего мира человека, передаваемого посредством правду объективного мира. Следуя методу русской национальной школы, Глазунов уже на раннем этапе своего творчества полно внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.

Под высокими сводами академического коридора - бывшей Императорской Академии художеств - 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, - Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н.А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра "Ла Скала", иной родич - всемирно имеющий известность режиссер и артист Питер Устинов. Его мама - родная сестра бабушки Нины Александровны - была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.

Первая экспозиция 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве. Невиданный громоподобный фарт, отозвавшийся волной публикаций в важный прессе, возвещавшей о мощном ударе по социалистическому реализму, нанесенном молодым художником, поставил это событие в разряд исторических явлений. Основанием для проведения выставки послужило приобретение Глазуновым Гран-при на Всемирной экспозиции молодежи и студентов в Праге за созданный им образ заключенного в тюрьму писателя Юлиуса Фучика. Молодой художник решил эту тему смело и как снег на голову. Он показал колодец тюремного двора, куда заключенных вывели на прогулку, и они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только единственный, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился вознести приподнято голову и взирать на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц. Эта картина, настолько необычная и драматическая, сразила не только международное жюри в Праге, но и советскую публику.

Обращение художника к образу автора "Репортажа с петлей на шее" было поддержано официальной идеологией в традиционном интернационалистском звучании, и это, по всей вероятности, давало основание рассчитывать формирование творчества молодого художника в перспективе. Но то, что увидели потрясенные зрители на его экспозиции, входило в полное возражение с советскими идеологическими установками. Художник представил 80 графических и живописных работ. В их создании выразилось творческое кредо художника-реалиста, понимающего реализм по Достоевскому - "в высшем смысле этого слова". "Нет ничего фантастичнее реальности" или, как говорил единственный из любимых художников Глазунова - М.А. Врубель, "только реализм родит глубину и всесторонность". Поток зрителей, желавших угодить на выставку, нарастал с каждым часом, а в день ее обсуждения властями была вызвана для укрощения страстей милиция, что в дальнейшем стало атрибутом и других экспозиций Глазунова. Официальная критика на первых порах пребывала в шоковом состоянии, следом по поводу творчества молодого художника разгорелась жестокая полемика, разделившая публику на два непримиримых лагеря.

И нынче имя Ильи Глазунова - своего рода лакмусовая бумажка, которая тотчас выявляет мировоззрение человека. Не невзначай единственный из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Тот, кто супротив Глазунова, тот супротив России. И наоборот". Зрители и авторы публикаций, приветствовавшие явление дерзкого таланта, фиксировали его сильно национальный нрав, говорили о правде жизни и поэтическом видении, об открытии новых и свежести трактовки таких вечных тем, как влюбленность, об особой чуткости к темам трагического звучания и необыкновенной для молодого художника глубине проникновения в мир Достоевского. Другие в его творчестве усматривали увлеченность западными веяниями, упадничество и пессимизм. Именно в таком духе велось обсуждение выставки в высших партийных инстанциях, которого удостоился дотоле незнаемый студент. После закрытия выставки идеологические баталии около нее не закончились, что в немалой степени осложняло всю дальнейшую судьбу Глазунова.

Большинство исследователей да и сам художник выделяют четыре основных цикла в его творчестве.

Жизнь современника, поэзия будней большого города - задача его лирического "Городского цикла", в тот, что входят такие картины, как "Ленинградская весна", "Город", "Последний автобус", "Ушла" и другие. Для города Глазунова характерно особое психологическое расположение, передающее состояние духа художника. Порой Глазунов выражает расположение своего лирического героя, показывая городок, увиденный его глазами.

"Гордиться славой своих предков не только разрешено, но и должно, не чтить оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России". "История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла ещё краше, сильнее и удивительнее. История России - красное полымя Революции и вера в перспектива. Но нет будущего без прошлого. Верю в перспектива человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство, равное вершинам прошлого и, может быть, больше высокое..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Олег с Игорем", "Князь Игорь", "Два князя", "Русский Икар", "Проводы войска", "Канун" (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Мистерия XX века", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.

Важный период творчества художника - иллюстрация литературных произведений. Если цикл "Город" сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрации к произведениям Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна... Из прочтения всего писателя, из его книг Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины - таковой, каким он выкристаллизовался в душе писателя. И то, что удается в итоге Глазунову, в отдалении не неизменно "иллюстрация" в прямом смысле этого слова: это и живописное дополнение к тексту писателя, и самостоятельное произведение. Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен. Имя художника Глазунова иной раз связывают с именем Ф.М. Достоевского; цикл иллюстраций, выполненный к его произведениям, в зримой форме передает мысли-образы писателя. Достоевский обучил Глазунова "разыскивать человека в человеке", в повседневной реальности испытывать большой ход времен с его извечной яростной схваткой добра и зла, "где поле битвы - сердце человека".

Четвертый цикл работ Глазунова составляют портреты современников. "Пишу безмолвно, - рассказывает Илья Сергеевич. - Мне необходимо пережить внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу. Идеальная ситуация - если при этом звучит классическая музыка: она создает расположение. Каждый портрет - экзамен для меня, я не имею права строчить его безразлично. Каждый мужчина - Вселенная, произвольный необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека отнюдь не означает изобразить комплимент ему, нет, только проронить правду! И он должен быть похож, по иному это не портрет. Портрет - протокол человеческого духа, реальная форма гуманизма".

Со многих портретов, выполненных Глазуновым, глядят красноречивые, волнующие, проникающие в душу зрителя глаза. Для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, высказать ее духовную существование.

Особо интересен портрет жены Глазунова - "Нина". Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Их дети, Ваня и Вера, также сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова.

Ильей Сергеевичем написаны портреты рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадор Альенде, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Сергей Смирнов... Многое написано с места событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (сооружение Байкало-Амурской магистрали, города и села России).

Однажды на Волге, в деревенской избе, художник увидел икону, оклад которой был расшит речным жемчугом и стеклярусом. Их созвучие было "как замерзшее оконный проем, как спелое ржаное поле - вся гамма красоты и неповторимая форма выражения". И возникла идея: строчить на инкрустированной доске с использованием жемчуга. Подобный коллаж ("Иван Грозный", "Борис Годунов", "Царевич" и другие) усиливает психологию образа, воскрешает обаяние творчества древних русских художников.

При широте взгляда, при всем разнообразии тем и изобразительных средств, высоком мастерстве живописца, своеобразии рисунка и колорита, привычки и почерка главное в творчестве Ильи Глазунова - цельность восприятия мира, его философский, идейный порыв, одухотворенность. Его работы освещены отблеском огня, тот, что горит в душе, направляя течение мыслей. Все это составляет толк жизни художника.

Творческая история жизни мастера неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, более того хотел было сделаться театральным художником. Этот импульс дал плоды в зрелую пору, когда сообща с супругой, тонким знатоком русского костюма, он создал потрясающее оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. Римского-Корсакова в Большом театре, "Князь Игорь" А. Бородина и "Пиковая дама" П. Чайковского в Берлинской опере, к балету "Маскарад" А. Хачатуряна в Одесском оперном театре...

Здесь им были продолжены традиции великих русских художников - таких, как В. Васнецов, А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин и других, заложивших на рубеже ХIХ-ХХ веков основные принципы современного театрально-декорационного искусства. Постановки с декорациями, созданными по эскизам И.С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых "Русских сезонов" в Париже, имели большой фарт. Театральные критики с восторгом отзывались о "поющей живописи" Глазунова, шедшего, как постоянно, и супротив нынешних модернистских течений, захлестнувших театральную сцену, и супротив казенного натурализма.

Для многих русских художников, в особенности прошедших школу Петербургской Императорской академии художеств, неизменным оставался заинтересованность к архитектуре. Не мог быть чуждым ему и Илья Глазунов, выросший в атмосфере дворцовых ансамблей родного Питера. Первым его архитектурным проектом стал конкурсный план музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях "новорусского стиля", раздавленного в годы революции натиском авангарда. Этот план, грубо отличавшийся от других, попался на глаза и приглянулся тогдашнему министру иностранных дел А.А. Громыко. Вскоре Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое сооружение советского посольства. Но за ним оставили только работу над интерьерами. В холле и залах здания, построенного по канонам "корбюзьевского" мышления, как снег на голову открылся величественный державный дух русского зодчества, тот, что исходил от настолько любимого художником Петербурга и лучших творений отечественной архитектуры! Мэр Мадрида Терно Гальван говорил, что эти интерьеры станут украшением испанской столицы. А испанские журналисты писали, что "не надобно более того колесить в Россию, все известно из работ Глазунова".

Особой вехой в биографии Глазунова была битва за избавление исторической Москвы - вернее, того, что от нее осталось к началу 1970-х годов. Известно, что в особенности дюжий ущерб был нанесен городу в 1930-е годы при реализации Генерального плана его реконструкции, взлелеянного Лазарем Кагановичем. Святыню России, воспетую во множестве произведений, приводившую в трепет гостей нашей страны своей красотой, Каганович объявил "невообразимым хаосом, созданным чисто пьяным мастеровым", подлежащим уничтожению с целью постройки "нового коммунистического города". Последующие перепланировки и перестройки довели Москву до того состояния, что она была вычеркнута из международного реестра исторических городов.

Илья Сергеевич с единомышленниками создал большой альбом, показывающий былую Москву, несравненный эталон мирового градостроительного искусства, и отражающий невосполнимые утраты, нанесенные столице, которой грозило превращение в безликий населенный пункт. Этот фундаментальный работа стал веским аргументом в руках Глазунова, неустанно бомбардировавшего высшие органы власти. Вместе с известным композитором Вячеславом Овчинниковым ему удалось справить подписи самых выдающихся деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован возмущенной общественностью. После чего он был "зарублен", имена его авторов сняты с представления на Ленинскую премию, а при ГлавАПУ Москвы был создан социальный совет, без санкции которого разрушения исторической застройки не могли допускаться.

Илья Сергеевич продолжает принимать деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет - непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.

Великие творцы, независимо от своей творческой профессии, вечно ощущали непреодолимую тягу к исповедальному слову. Суть этого влечения замечательно определил Иван Ильин: "Они призваны не только творить, но и преподавать; не только созидать творения, но и подслушать близкое творчество и поведать о нем другим творящим людям... Мало самому полыхать - нужно других обучить горению".

Не мог пройти этой стези и Илья Глазунов. В 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книжка "Дорога к тебе" - лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся посреди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие "русское национальное сознание" было изъято из лексикона, эта книжка воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию.

Мысли и предчувствия, описанные в книге, Илья Глазунов неотступно развивал после этого и в творчестве, и в своих устных и печатных выступлениях.

В начале 1960-х годов И.С. Глазунов создал патриотический клуб "Родина", к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. Клуб стал одним из первых питомников национального самосознания. Увы, сквозь некоторое время он был ликвидирован. Организация Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную и стабильную вероятность известия борьбу за национальные святыни, - также во многом заслуга Глазунова.

Илья Глазунов возглавляет мастерскую портрета в Институте имени Сурикова. По инициативе И.С. Глазунова в столице России в 1987 году создано уникальное учреждение - Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и методика живописи", "архитектура", "история и доктрина изобразительного искусства". "Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать персона, которая понимает близкое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем, Ренессанса, лучших русских мастеров".

Илья Глазунов и поныне остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты - от Мадрида до Токио, доносят душу и существование России до важный цивилизации.

По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году намедни своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван "самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды - золотой медали за выдающийся вклад в вмемирную культуру. Король Лаоса, в молодости неплохо знавший Шаляпина, наградил Глазунова орденом Вишну, Индира Ганди вручила премию имени Д. Неру, португальский принц Браганца - орден Святого Михаила. Две старейшие испанские Королевские академии художеств - в Мадриде и Барселоне - избрали Глазунова своим почетным членом.

И.С. Глазунов - Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный участник искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).

"Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, близкий население, его историю и его душевный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" - так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове беллетрист Владимир Солоухин.

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Илья Кабаков Ilya Kabakov

Испробовав разные стили, включая абстрактный экспрессионизм и сюрреализм, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру романтический концептуализм.
читать далее

Илья Репин Ilya Repin

Илья Репин - русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Родился 5 августа 1844 года.Наиболее изветными работами..
читать далее

Илья Соколовский Ilya Sokolovsky

Илья Соколовский - популярный актер театра и кино. Родился 1 декабря 1977 года.Актерский дебют Ильи Соколовского в кино состоялся в 2003 году со..
читать далее

Илья Шакунов Ilya Shakunov

Илья Шакунов - популярный российский актёр театра и кино. Родился 13 августа 1970 года.Илья Шакунов дебютировал в кино в 1993 году с роли в фильме..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий