Известные люди

»

Илья Шмелев

Илья Шмелев Ilya Shmelev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Москва, 2.8.1917
Майор Н. В. Шмелёв совершил 198 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 10 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 2 Августа 1917 года в Москве, в семье рабочего. В 1934 году окончил 10 классов средней школы. Жил в Москве в Товарищеском переулке в доме 22 / 24. Работал школьным инструктором по авиамоделизму, а позже - районным инструктором по авиамоделизму. Одновременно учился в аэроклубе, тот, что окончил в 1938 году. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу имени В. П. Чкалова в 1940 году. Недолго пробыв в Москве, он уехал к месту назначения, в одну из авиачастей Западного особого военного округа. Там его и застала битва.

К Концу Мая 1943 года начальник эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка ( 287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, Северо - Кавказский фронт ) Майор Н. В. Шмелёв совершил 198 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сшиб 14 и в составе группы 10 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Он сражался на Юго - Западном, Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. За отрезок времени боевой деятельности, с Июля 1941 года по Май 1945 года, совершил 528 успешных боевых вылетов. В 77 воздушных боях сшиб лично 29 самолётов противника и 16 - в группе с товарищами.

После войны Илья Васильевич остался на службе в ВВС. Окончил Высшие лётно - тактические курсы командиров частей в 1947 году. Командовал авиационным полком. С 1957 года Полковник Н. В. Шмелёв - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Декабря 1979 году.

* * *

...24 Июня 1945 года Москва, Красная площадь, Парад Победы ! В первой шеренге Ленинградского фронта под опалённым в сражениях боевым знаменем стоит не очень высокий ладный лётчик. Золото звезды Героя и многих орденов сверкает на его груди. Во всём его облике чувствуется внутренняя собранность, напряжённость и в то же время гордыня. Это понятно: дядя вернулся с фронта рапортовать Родине о победе. Ещё немного недель вспять он сжимал ручку управления грозной боевой машиной, его глаза до боли всматривались в бескрайнее небосклон в поисках врага. Не разом пройдёт усилие военных лет. Долго ещё будет он вслушиваться к гулу пролетающих самолётов: свои ли ? Ратным трудом, немеркнущим подвигом миллионов своих сынов обрела держава мир и чистое небеса. Вечно будет не забывать народонаселение имена своих героев, одним из которых был и лётчик - житель столицы Илья Шмелёв...

Блестящий воздушный воин, без единой царапины миновавший всю войну - от западной границы до Сталинграда и от Кубани до Прибалтики, умница с внешностью и манерами старого русского интеллигента, Илья Шмелёв был образцом для молодёжи и опорой для командования, человеком, способным независимо находить решение сложнейшие боевые задачи.

"Даже обличье у него была располагающая - крепкая, широкая в плечах фигура, шикарная чёрная шевелюра и огромная борода", - вспоминал о нём однополчанин дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко.

Свои первые воздушные махач Илья Шмелёв провел летая на устаревшем биплане И-153, в одном из них одержал первую победу. Вскоре он был назначен командиром разведывательного звена 282-го истребительного авиаполка и получил звание Лейтенант. Число сбитых им самолётов увеличивалось, росло и численность боевых эпизодов, в которых он принимал участие... Осенью 1941 года Шмелёв получил направление в 4-й авиаполк, где пересел с устаревшей "Чайки" на теперешний истребитель Як-1 и стал командиром эскадрильи. Росло его боевое мастерство, и так же скоро возрастало цифра сбитых им самолётов противника. Серьезной школой стали для молодого лётчика воздушные схватки в небе Сталинграда.

Затем он принял участие в боях на Северном Кавказе. Особо отличился летом 1943 года в боях на Кубани. Бывали дни когда Шмелёв сбивал по немного вражеских самолёта в одном бою.

В полку Шмелёва звали Батей. Это имя ему дали молодые лётчики, которые нашли в Шмелёве внимательного, отзывчивого, терпеливого старшего товарища. Отличный лётчик, мастер воздушного боя, он неизменно стремился передать свой боевой навык другим. А на фронте приобретённый в смертельных сражениях навык значил в особенности непочатый край ! От опыта зависел счастливый момент боевого вылета, исход воздушного сражения. От опыта зависела и сама существование лётчика. Естественно, что новички, да и не только новички, с жадностью прислушивались к своим больше старшим товарищам. И Илья Шмелёв не жалел времени для того, чтобы вручить друзьям ценные советы, разъяснить особенности поведения машины в различных условиях, дать подсказку тот или другой приём воздушного боя.

А когда раздавался знак боевой тревоги и группа истребителей быстро уходила в небосклон, учёба продолжалась, так изречь, на практике. Ни на секунду не упускал из поля зрения Илья Шмелёв своих ведомых. Сколько раз в эфире раздавался его звук, предупреждая товарища об опасности ! Сколько драгоценных советов подал он своим друзьям в минуты воздушного боя ! И в то же время сам постоянно находился в наиболее жарком месте.

528 боевых вылетов совершил за годы войны Илья Васильевич Шмелёв. И многие из них были настоящим образцом самоотверженного служения Родине.

Так, 30 Апреля 1943 года, в отрезок времени боёв на Кубани, 6 наших истребителей во главе с Шмелёвым вылетели на прикрытие войск, наступавших в районе станицы Крымской. Уже в воздухе Шмелёву сообщили, что навстречу идут 35 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Набрав высоту и оставив пару истребителей в прикрытии, он с тремя своими ведомыми тут же ринулся в атаку. С ходу врезались они в строй бомбардировщиков. И вот уже в прицеле "Юнкерс". Короткая очередность, и бомбардировщик, задымив, клюнул носом, устремившись к земле...

А глаза уже ищут следующего. Лёгкий нажим на педаль, немного - малость ручку направо - и в прицел вписался второй "Юнкерс". Очередь - и бомбардировщик, накренившись, заскользил вниз. Строй самолётов противника рассыпался. Не выдержав стремительной атаки, вражеские лётчики обратились в бегство. Они начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стремясь поскорее отбояриться от своего, в настоящее время уже для них самих смертельного груза.

Некоторое время истребители преследовали врага, сбив ещё 4 бомбардировщика. Запас топлива стремительно иссяк, и Шмелёв доложил об этом по радио командиру. Но с земли приказали помедлить ещё мало. Ожидался подход ещё одной группы.

И справедливо, посредством немного минут появилась новая группа из 25 "Юнкерсов" в сопровождении нескольких истребителей. Набрав высоту, группа Шмелёва заново ринулась в середина вражеского строя. С ходу сбив одного "Юнкерса", Шмелёв на крутом вираже зашёл в хвостище другому. Нажим на гашетку - и огненные трассы ринулись к вражеской машине. И ещё единственный "Юнкерс" рухнул на землю ! А его друзья тем временем, разбившись на группы, до того же смело штурмовали другие самолёты противника. Стараясь оставить от прицельного огня, немецкие бомбардировщики повернули на запад.

Только затем этого с земли дали позволение на уход группы из заданного района. Лётчики блестяще выполнили свою задачу: 8 пикировщиков сшибли они за тот самый вылет, 4 из них записал на свой боевой счёт их начальник - Илья Шмелёв !

Или иной момент. В Мае 1943 года, над Геленджиком, сразил он и "полосатого дьявола" - советских времен истребитель Як-1 с нанесенными на плоскостях чёрно - белыми полосами. Этот самолёт, пилотируемый немецким лётчиком, вёл воздушную разведку над ближними тылами советских войск и не вступая в схватки с нашими лётчиками, сноровисто избегал атак. Зенитная артиллерия, принимая его за свой самолёт, молчала. Но хитрость врага была разгадана, и руководство поручило Илье Шмелёву сшибить тот самый самолёт.

Несколько дней не покидал лётчик свою машину, но вражеский разведчик не появлялся. Во время одного из налётов немецких бомбардировщиков Шмелёв уступил свой "Як" другому лётчику, самолёт которого был намедни повреждён. И вот когда истребители, отогнав неприятеля, возвращались на остатках горючего и с израсходованным боекомплектом, заново появился вражеский разведчик.

Шмелёв бросился к ближайшему самолёту и взлетел в воздух. Немец пошёл навстречу и открыл жар. Шмелёв кроме того ответил пулемётной очередью. Машины одним духом сближались, но в последнюю минуту разведчик не выдержал и, отвернув в сторону, проскочил мимо. Шмелёв грубо развернул машину, причём в тот самый миг сорвался прицел и ударил его в голову, оглушив на какое - то миг. Придя в себя, лётчик опять увидел противника, тот, что уходил, маскируясь в складках местности.

Прибавив газ до отказа, Илья Шмелёв стал настигать врага, отметив про себя, что агрегатина худо слушается рулей управления и, очевидно, неисправна. Пулемётная очередность, выпущенная им, прошла мимо цели, а молниеносно несущийся "Як" проскочил вперёд. Пришлось сызнова повернуть машину и приступить новую атаку. Теперь для верности Шмелёв скорректировал стрельбу трассирующими снарядами, а следом длинной очередью прошил вражеский самолёт.

Вернувшись на свой аэропорт, Шмелёв доложил командиру, что боевое поручение выполнено, и добавил, что агрегатина, на которой он летал, несомненно, неисправна и летать на ней воспрещено.

- Знаю, что запрещено, - ответил начальник, - эта агрегатина находится на ремонте !

Долго затем с улыбкой вспоминали лётчики полка, как Батя на полуразобранной машине "гонял" вражеского разведчика.

16 самолётов врага уничтожил Илья Шмелев во время жарких воздушных боёв на Кубани, в том числе известного немецкого Аса летавшего на самолёте с большим бубновым тузом на борту. 29 и 30 Апреля провёл сверхрезультативные бои на Як-1, сбив 8 неприятельских самолётов. Досрочно получил звание Майора.

Затем Шмелёв участвовал в боях на Курской Дуге и одержал немало новых побед. В числе сбитых им немецких лётчиков были и шибко опытные - такие, в частности, как участник войны в Испании Обер - лейтенант Пауль Фриче, летевший на своем "Хейнкеле-111" бомбить Курск. Илья Шмелёв заставил его подорваться на собственных бомбах, так и не достигнув цели. Как сообщала тогда сводка Совинформбюро, "фашистские самолёты к Курску не прорвались". Осенью 1943 года Шмелёв был назначен командиром полка. Того самого полка, в тот, что он пришел рядовым лётчиком трудной осенью 1941 года. Начались бои за Керченский полуостров...

В одном из боев его самолёт был подбит. Перетянув сквозь пролив, на подходе к хутору Гаркуша самолёт загорелся. Шмелёв посадил самолёт, не выпуская шасси. Едва агрегатина коснулась земли, лётчика извлекли из кабины. У Шмелёва оказались ожоги лица, шеи, рук, перелом левого предплечья и правого плеча. Спустя неделю вслед за тем лечения в госпитале состояние лётчика стало совершенно удовлетворительным. Вскоре Илья Шмелёв вернулся в полк.

Много было волнующих эпизодов. На фюзеляже самолёта Ильи Шмелёва росло цифра алых звёздочек - счёт лично сбитых им вражеских самолётов.

Ещё в Июле 1943 года 4-й истребительный авиаполк, где воевал Илья Шмелёв, был перевооружен на самолёты Як-9Т, имевшие 37-мм пушку. На этой машине лётчики полка воевали до конца войны.

...В начале Октября 1944 года, перед боями за Ригу, Шмелёв попросил слова на партсобрании: "После Сталинграда мы, по сути, и не воевали над большими городами. Город - то прекрасный. Сталинград фашисты в щебень превратили, а тот самый не успели. Уоберегать бы нам Ригу. Вношу предложение: чураться обстрела жилых зданий". Почин Шмелёва был поддержан комэсками 1-й и 3-й эскадрилий - А. Рязановым и И. Степаненко. В боях над Прибалтикой Илья Шмелёв сшиб 9 неприятельских самолётов.

Записи в лётных книжках многих наших авиаторов могут послужить сюжетом для увлекательных рассказов, повестей и более того романов. Такова, само собой, и лётная книга Героя Советского Союза, кавалера пяти орденов Боевого Красного Знамени, Ильи Васильевича Шмелёва. Вот одна из её завершающих страничек: "Налёт групповой на 18 типах планеров и самолётов - 2288 часов. Боевых вылетов в отрезок времени Великой Отечественной войны - 528. Лично сбитых самолётов противника - 29, ещё 16 - в групповых боях. Аварий и поломок не имеет, летать любит. Охотно и умело передает свой навык подчиненным". Такой летной книжкой позволительно гордиться !

...Но вот отгремели бои. Страна стала залечивать нанесённые войной раны, развернулось мирное сооружение. А Илья Шмелёв по - прежнему оставался в строю. Он осваивает новую технику, обучает молодых пилотов лётному мастерству. 15 Марта 1957 года Полковник И. В. Шмелёв совершал ночной тренировочный полёт на реактивном истребителе. И в тот самый миг сказалась нервная перегрузка многих лет: отказало зрение. Как в тумане, смутно видел лётчик приборы, но что они показывали, разобрать не мог. Сесть удалось успешно, но вскоре перестали делать левая десница и левая нижняя конечность. Госпиталь, долгие месяцы лечения...

Могучий тело и усилия врачей победили - Илья Шмелёв встал на ноги. Но с авиацией пришлось распроститься. Недолго отдыхал Иван Алексеевич. Он потянулся душой к юным гражданам страны - школьникам, которые начинают свой стезя с увлечения занятий техникой, целеустремлённо готовятся к чему - то большому, им самим ещё неведомому. К ним - то и пришёл Шмелёв. Посетители павильона "Юные натуралисты и техники" ВДНХ зачастую могли повстречать там подтянутого и еле-еле видно прихрамывающего человека, окружённого толпой чутко и почтительно слушающих его ребят. Это был Илья Алексеевич Шмелёв.

Так же читайте биографии известных людей:
Илья Якубов Ilya Yakubov

Лейтенант И. Ф. Якубов совершил 68 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в которых лично сбил 10 самолётов противника. За мужество и отвагу,..
читать далее

Илья Григорьев Ilya Grigoriev

Гвардии старшина И. Л. Григорьев уничтожил более 300 солдат и офицеров противника. Обучил снайперскому мастерству 130 солдат и сержантов. 0 года за..
читать далее

Илья Каплунов Ilya Kaplunov

Звание Героя Советского Союза Илье Макаровичу Каплунову присвоено посмертно 26 октября 1943 года за уничтожение 9 танков противника в бою под..
читать далее

Илья Мазурук Ilya Mazuruk

Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий