Известные люди

»

Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский Innokentij Smoktunovsky Карьера: Актер
Рождение: Россия, 28.3.1925 - 3.8
Иннокентий Смоктуновский - известный советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР. Родился 28 марта 1925 года.За всю свою творческую жизнь Иннокентий Смоктуновский сыграл 84 роли в кино, принял участие в озвучивании 16 фильмов и мультфильмов, играл на сценах таких театров как: Театр-студия киноактёра, Малый Театр, БДТ, МХАТ.

Одни считали его гением, другие, бывало, называли юродивым. Журналистов он другой раз огорошивал ответом. Например, один раз его спросили про самое главное событие в жизни за год, а он на полном серьезе ответил: "Учил дочка плавать". А временами он готов был журналистам наговорить всякой ерунды, "банзай-ура-виватов". Но все около сходились на том, что он мужчина нездешний. Живет своей замкнутой жизнью. Близок нам своими ролями и в то же время далек - как тот мужчина в окне напротив, за которым наблюдаешь изо дня в день, но так и не знаешь надо думать, о чем он думает и о чем горюет.

Самого себя и свой нрав он считал итогом времени. Родился в селе Татьяновка Томской области. Родители бежали от голода из деревни. В Томске осесть не смогли, отправились в Красноярск. "Отек, был сильно громадный физической силы и устроился действовать в Красноярский порт грузчиком. Мать нашла местоположение на колбасной фабрике. Они были без затей хорошие русские люди "от земли". Когда случился второй повальный голод в 1932 году, его отдали на воспитание тетке, близкий сестре отца, Надежде Петровне. Она жила там же, в Красноярске. У тетки своих детей не было, "и в силу того что отдали ей меня и Володьку. Аркашка остался у родителей - это любимец, он весьма был тучный и белый, окончательно блондин. А. мы с братом - я вот рыжий, а Володъка был вообще какой-то черный, нас не любили и отдали этой тетке". Она всем сердцем полюбила племянников. Но тем не менее школу пришлось кинуть и обучаться поначалу на фельдшера, позже на киномеханика. А после этого началась махаловка. Провожая на фронт отца, "человека добрых шалостей и игры, человека залихватского характера, ухарства и лихачества", Иннокентий со страхом подумал: "Какая большая мишень!" - будто почувствовал, что видит его в завершающий раз. Так и случилось. А вскоре он сам поступил в военное училище. Однако за то, что в учебное время собирал оставшуюся в поле картошку, с него сорвали офицерские погоны и отправили на фронт - в пекло, на Курскую дугу. "Я ни разу не был ранен. Честное словечко, самому чудно - два года настоящей страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена... А вот ранен не был. Землей при бомбежке меня, истина, как-то засыпало - да так, что из торфа одни ботинки с обмотками торчали. Мне посчастливилось спешить, когда нас гнали в лагерь. Был и прочий выход - желающим предлагали службу в РОА... Но меня он не устроил. Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения. Я выведывал у крестьян, где побольше лесов и болот, где меньше шоссейных дорог, и шел туда. Фашистам там нечего было действовать в различие от партизан. Так добрел до поселка Дмитровка... Постучался в ближайшую ворота, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то вымолвить и впал в полузабытье. Меня подняли, отнесли на койка, накормили, вымыли в бане. Меня мыли немного девушек - и уж как они хохотали! А я активный скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами". В этом поселке он прожил рядом месяца, опосля эпизод помог достигнуть к партизанам, воевал в отряде, войну закончил юго-западнее Берлина. Вторую медаль "За отвагу" он получил в 1945 году, а первую, 1943 года, ему вручили сорок девять лет через, после этого войны, на мхатовском спектакле "Кабала святош" прямо в театре.

После войны он возвратился в Красноярск, намереваясь поступить в лесотехнический институт, а поступил в театральную студию. Проучился, истина, непродолжительно - за драку выгнали. А тут как раз приезжий управляющий театра набирал труппу. Получив аванс, Смоктуновский отправляется в Норильск. "Поехал потому что, - пояснял позже Иннокентий Михайлович, - что дальше него меня, бывшего военнопленного, никуда не могли сослать - неужели что на Северный полюс... Вот я и решил затеряться в Норильске, девятом круге сталинского ада, посреди ссыльных и лагерей. А опосля, мне без затей некуда было податься - по положению о паспортном режиме я не имел права существовать в тридцати девяти городах. Меня в Красноярск-то пустили только потому что, что родом оттуда. Но меня и из Норильска хотели выставить - туманно, истина, куда. Так бы и сделали, да отмолил шеф театра Дучман - невысокий ему за это поклон".

Профессия

В своей добровольной ссылке он провел четыре года, подорвал самочувствие. Но там же зато прошел прекрасную профессиональную школу. В Норильске работали бывшие сидельцы актеры театров ГУЛАГа. Такое созвездие талантов раньше разрешено было повстречать только в Малом и во МХАТе. (Здесь, уместно сказать, Смоктуновский познакомился и подружился с Георгием Жженовым. У них и дни рождения без малого рядом, только Жженов на десять лет старше.) "Во время моей дальнейшей одиссеи (я играл по всей России - от Крайнего Севера до Кавказского хребта) мне уже были по плечу ведущие роли".

В 1955 году никому не популярный периферийный артист впервой попытался завоевать Москву, уговорили его на это похождение актеры Леонид и Римма Марковы, увидевшие его в спектаклях театра Махачкалы. Он обошел тогда в Москве театров восемь и везде получил отказ. Не помогли и шапочные знакомства. Кончились гроши, жил впроголодь, продавал вещи, но из столицы не уезжал, покуда не удалось заполучить работу "на разовых" в Театре Ленинского комсомола. Смоктуновский выходил в ролях без слов, ночевал у друзей. Потом кто-то предложил ему попытать счастья в Театре-студии киноактера. Люди, у которых он оставил свои вещи, уехали в отпуск, не сказав ему ничего о своем отъезде, и целую неделю он ходил по испепеленной солнцем Москве в лыжном костюме. В Театре-студии киноактера на улице Воровского было негромко и прохладно. "Боже, как хорошо". Молодые ребята-монтеры тянули какие-то провода. Разузнав у них, куда шагать, он прихватил ломоть изоляционной ленты и, наматывая ее на перст, отправился в директорский офис. Там его остановил звук секретарши: "К директору? По какому вопросу?" - "По вопросу найма". - "Нам электрики не нужны". - "Я не электрик, я артист". - "Да?! А артисты тем более". "Бросило в пыл и на секунду стало узко, как только что на солнечной стороне улицы. Я ждал, ждал эту фразу и вкупе с тем бессмысленно надеялся, что хоть здесь-то она не прозвучит".

Но в конце концов его все-таки приняли, истина, взяв честное словечко, что он не будет проситься в кино. Слово он держал, необходимо проронить, до конца жизни: если ему образ не предлагали, сам он ее ни при каких обстоятельствах не просил. Он молчал, жил рядом со звездами, наблюдал, набирался мастерства и ждал чуда, которое не замедлило пожаловать.

В 1956 году он сыграл лейтенанта Фарбера в фильме "Солдаты", а следом князя Мышкина в БДТ у Георгия Товстоногова. Режиссер увидел его в каком-то фильме и никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина. Собственно, с этого и начался тот Смоктуновский, которого знают все. А сказка о том, что полжизни он прожил в безвестности, все же сказка, потому как прославился он, когда ему было всего тридцать два года. Но к славе долговременно свыкнуться не мог. Когда как-то раз его, уже именитого, пригласили в Чили по просьбе самого Альенде, продолжительно считал, что перепутали, и записал: "Прямо Гоголь какой-то получается - "французский посланник, германский посланник и я".

Премьера "Идиота" состоялась 31 декабря 1957 года. "Не знаю, - писал через годы Смоктуновский, - как бы сложилась моя творческая бытие и вообще моя бытие, если б меня не столкнуло с наследием Достоевского". Всех своих последующих героев он измерял по шкале Мышкина и так или по-другому награждал чертами героя Достоевского. И Гамлета, после этого которого он получил двенадцать тысяч писем, и "наивного, чудаковатого честнягу" Деточкина, и более того Илью Куликова из "Девяти дней одного года", которого многие называли скользким типом, отрицательным персонажем. На это Смоктуновский более того обижался: "Быть может, у меня не получился в заданной степени теоретик-физик, но не приметить человека емкого, тонкого, не лишенного чувства дружбы, добра и любви, легко, по-моему, невозможно".

Семья

Он любил повторять: как ладно существовать, до удивления неплохо нетрудно существовать, дышать, зреть. "Я есть, я буду, потому что что пришла она". Произошла его саммит с будущей женой в Ленкоме, где она работала. "Я тогда в первый раз увидел ее... Тоненькая, серьезная, с охапкой удивительных тяжелых волос. Шла не торопясь, как если бы сходила с долгой-долгой лестницы, а там всего-то было три ступеньки, вниз. Она сошла с них, поравнялась со мной и безмолвно, безмятежно глядела на меня. Взгляд ее ничего не выспрашивал, да, пожалуй, и не говорил... но вся она, в особенности когда спускалась, да и в текущий момент, стоя прямо и постепенно передо мной, словно бы говорила: "Я пришла!" Ну вот наверное ж - узнай, что аккурат тот самый хрупкий джентльмен, только что сошедший ко мне, но успевший при всем при том уже продемонстрировать некоторые черты, своего характера, подарит мне детей, станет частью моей жизни - меня самого".

Вскоре он сделал предложение Суламифи Михайловне. Она согласилась, несмотря на предупреждения приятельниц - как же разрешено ходить замуж за актера! Наверное, поняла его с первой минуты. И без труда прошла с ним всю бытие любящей, верной женой, матерью двоих его детей, Филиппа и Маши. Редкий эпизод в актерской среде. Он был верен ей всю бытие, называл нежно Соломкой, а она ему так нетрудно помогала существовать - ив огне, и в воде, и "в медных трубах". Когда было нелегко и он сомневался в себе, советовала: "На неудачи не жалуйся, не прибедняйся и не скромничай - ты одаренный человек". А когда всенародный артист, бывало, капризничал, не говоря ни слова выносила ему пиджак с медалями и орденами, и ему становилось стыдно.

Его дочка Маша вспоминает "Дома он был добрый, нежный и отличный. Праздники любил и за столом посидеть. Любил мамину уху. Сам любил салаты- совершать, китайскую и японскую кухню шибко уважал, более того научился есть палочками, говорил, что это есть постижение народа. Когда привез из Японии кимоно, я ему говорила: "Ты мой японец." Семья была для папы его крепостью. С детства помню чувство обожания, царившее в доме. Он был счастлив, когда выдавались свободные часы в работе, и проводил их только дома. Он был, между прочим, жутко хозяйственным и умелым. Любил обустраивать обитель, что-то прибивал, прикручивал, сверлил дрелью. Правда, иной раз его лучше было не отвлекать. Скажем, моет посуду и что-то шепчет про себя. Спросишь: "Что?", а он: "Ну я же репетирую!" После переезда из Ленинграда в Москву мы получили квартиру на Суворовском бульваре. Я-то маленькая, мне все одинаково, а для папы, было чрезмерно громко. А когда в 1989-м мы. переехали в спокойный переулочек у "Белорусской", он вновь был счастлив и не уставал повторять: "Эта квартирка - праздник".

В единственный хороший день полноправным членом их семьи стал америкосский коккер редкой родословной - Маша захотела собаку. Его обожали все, а в особенности глава семьи. Все смеялись, вспоминая, как щенок зевнул, увидев Смоктуновского. Собаку назвали громко - Жан-Батист Поклен де Мольер. А как ещё могла зваться собака Смоктуновского? Он более того обучил пса произносить "ма-ма".

Когда они жили ещё в Ленинграде, то частенько совместно совершали путешествия по городу. Филипп называл это "в даль и вдаль". Он вообще высказывался крайне емко. Когда, в частности, его, пятилетнего, на съемках "Гамлета" кто-то спросил: "А кем у тебя работает папа?" - он ответил: "Папа работает Гамлетом". Уже в Москве, в то время как не было дачи, они также путешествовали - ездили за град на пикники. Уже была агрегатина. Кстати, Иннокентий Михайлович из всех марок предпочитал "Волгу", считая ее самой надежной. Водителем он был замечательным. Научился водить ещё во время работы "Берегись автомобиля". Между прочим, приобретение прав было одним из весомых аргументов Эльдара Рязанова, в то время как он продолжительно уламывал Смоктуновского игрывать Деточкина. А в надежность "Волги" Смоктуновский уверовал так.

"Случилось это осенью, - рассказывает Маша. - Где-то путь была сухая, где-то слякотная. Взяли с собой вкусненькое, погуляли, перекусили и собрались домой. Только отъехали, папа говорит: "Извините, ребятки, я в текущий момент чуть-чуть газану". Надо было подняться в горку. И неожиданно машину занесло, одни колеса попали 6 слякоть, другие - на сухую дорогу, и агрегатина перевернулась. В первое миг никто более того ничего не понял. Продолжает слышаться из магнитофона музыка, а агрегатина стоит на крыше. И тут, как в фантастическом фильме, через разбитое переднее стеклышко просовывается длань и вытягивает из машины папу. А дальше мы слышим радостный звук нашего спасителя: "А, Смоктуновский! Берегись автомобиля!" Все, слава богу, остались целы и невредимы. Только мы с мамой возвращались домой на автобусе, а папа с братом в машине на самой малой скорости - без переднего стекла в особенности не покатаешься".

Детям великих актеров бывает тяжко предпочесть судьбу. По мнению Маши, папа, видать, был бы не супротив, если бы они оба стали актерами. Но Маша мечтала быть балериной, поступила в хореографическое училище, следом окончания была принята в Большой театр, истина, только в кордебалет. Папа не отговаривал ее от танцев, но пытался привести доказательства, что помимо них в жизни есть ещё немало интересного. Особенно он пытался подсобить Маше ощутить уход из театра двенадцать лет вспять. Попросил более того режиссера Леонида Пчелкина сыскать для дочки образ в картине "Сердце не камень", где снимался сам. С легкой руки отца Маша сыграла следом больше чем в десяти фильмах. Вместе они сыграли и на сцене, в спектакле МХАТа "Из жизни дождевых червей", съездили с ним в турне по Америке. Филипп также снялся с отцом - в "Тиле Уленшпигеле" Алова и Наумова, в "Маленьких трагедиях" и "Мертвых душах" у Швейцера. Но актером Филипп все одинаково не стал, он беспрепятственно владеет английским и занимается художественными переводами.

О последнем годе жизни Иннокентия Михайловича Маша рассказывает скупо: "В сущности, беды ничто не предвещало. В феврале 1994 года у папы случился микроинфаркт, но он проворно пошел на поправку. Даже попросил доставить к нему в больницу любимого Жанчика. Мы с мамой уговорили врачей пропустить в больницу собаку, и как же он был счастлив, когда Жан прыгал с койки на койку. Но папа все же недолечился. - продолжались съемки безотложно в двух картинах, "Притяжение солнца" режиссера Игоря Апасяна и "Белый праздник" Владимира Наумова. Кстати, 6 обеих картинах, папины герои - это старики, на излете жизни, единственный более того парализован, то есть служба была трудной. Но снимался он с увлечением. Очень волновался, что уходит зимняя природа. Когда закончились съемки, он все-таки поехал долечиваться в санаторий. А сквозь немного дней попросил его взять, не понравилось ему как-то. Но мы не успели. Из санатория позвонили: второй инфаркт... Уход близкого человека - неизменно страшная утрата для близких. Но когда ты успел попрощаться или побыть рядом, как-то легче. С прочий стороны, если кончина моментальная, ее называют легкой. Но я не думаю, что она может вообще быть таковой, тем больше у моего отца".

И напоследок ещё одна красивая история. Однажды Смоктуновский играл во МХАТе "Дядю Ваню". В тот самый же день в кинотеатре "Зарядье" шел "Гамлет". А домой, когда его семейство смотрела "Чайковского" по телевизору, позвонили знакомые и велели сразу же подключить радио: Иннокентий Михайлович читал "Капитанскую дочку". Эта целиком достоверная история, рассказанная Машей Смоктуновской, свидетельствует о том, что актеры, тем больше великие, и при жизни могут наличествовать там, где их нет, и, значит, более того после этого смерти все одинаково остаются с нами.

Недавно вышла книжка "Быть!", над которой Иннокентий Михайлович работал годы. Мария играет спектакль по этой книге, поставленный Мариной Турчинович, радиорежиссером, полно работавшим с Иннокентием Михайловичем. В день его рождения в Москве откроется фестиваль его памяти "Актер XXI века", тот, что затеял Благотворительный фонд "Маски" имени Смоктуновского. И откроется он спектаклем Мкумачового театра "Царь Федор Иоаннович", в котором когда-то блистал Смоктуновский.

Так же читайте биографии известных людей:
Иннокентий Лаптев Innokentij Laptev

Учился в Омской мужской классической гимназии. Высшее образование получил в Лазаревском институте восточных языков в г. Москве. После окончания..
читать далее

Иннокентий Кузнецов Innokentij Cuznetsov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" майору в отставке Иннокентию Васильевичу Кузнецову присвоено 22..
читать далее

Иннокентий Тарабара Innokentij Tarabara

Иннокентий Тарабара - советский и российский актер, актер дубляжа. Родился 18 марта 1961 года.Широкому кругу зрителей Иннокентий Тарабара известен..
читать далее

Инструкция Выживанию Instrukciia po Viuzhivaniiu

Исторический концерт состоялся в физкорпусе тюменского университета при большом скоплении народа. Этот день считается официальным днем рождения..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий