Известные люди

»

Иоганн Шадов

Иоганн Шадов Iogann Shadov Карьера: Скульптор
Рождение: Германия
В отличие от многих мастеров XVIII столетия, Шадов не был потомственным скульптором. Его предки были крестьянами, сам же он родился в многодетной семье берлинского портного Готфрида Шадова.

Еще в школе он выдавался посреди своих сверстников любовью к рисованию. В 1775 году в Берлин по приглашению Фридриха Вильгельма прибыл парижский скульптор Жан-Пьер-Антуан Тассар (1727-1788), чтобы возглавить придворную скульптурную мастерскую. Тассару сообщили о таланте Шадова, и он пригласил мальчика к себе. Супруга Тассара, Фелисите Тассар, художница, ученица Ф. Буше, начала с ним заниматься. Иоганн рисовал, копировал картины известных мастеров, преимущественно Ф.Буше, которого его наставница ценила в особенности приподнято. Одновременно Шадов начал посещать скульптурную мастерскую Тассара. Вскоре перед Шадовом встала задача выбора: посвятить себя живописи, точнее, рисунку и гравюре, или сделаться скульптором. Теперь он начал невпроворот живописать с гипсов, лепить из глины, работать гипсовые модели и обучаться их переводу в мрамор. Однако в его ранних работах - бюсте Генриетты Херц - ничто ещё не говорило о пластическом даровании. Тассар не препятствовал занятиям, но считал, что у Шадова большие способности к гравированию, чем к скульптуре. Учитель Шадова был мастером, воспитанным преимущественно французской иi нидерландской пластикой XVII-XVIII веков. Он был самое малое знаком с античной скульптурой, хотя и находился под влиянием идей И.Винкельмана. Тассар был известен своими декоративными работами, выполненными в мраморе и украшающими по этот день парки Берлина, Потсдама и Сан-Суси, а ещё портретами.

Вскоре занятия с Тассаром перестали удовлетворять Шадова. С 1780 года он начинает посещать Академию худорисовал, копировал картины известных мастеров, преимущественно Ф.Буше, которого его наставница ценила в особенности приподнято. Одновременно Шадов начал посещать скульптурную мастерскую Тассара. Вскоре перед Шадовом встала задача выбора: посвятить себя живописи, точнее, рисунку и гравюре, или сделаться скульптором. Теперь он начал невпроворот изображать с гипсов, лепить из глины, работать гипсовые модели и обучаться их переводу в мрамор. Однако в его ранних работах - бюсте Генриетты Херц - ничто ещё не говорило о пластическом даровании. Тассар не препятствовал занятиям, но считал, что у Шадова большие способности к гравированию, чем к скульптуре. Учитель Шадова был мастером, воспитанным преимущественно французской иi нидерландской пластикой XVII-XVIII веков. Он был самое малое знаком с античной скульптурой, хотя и находился под влиянием идей И.Винкельмана. Тассар был известен своими декоративными работами, выполненными в мраморе и украшающими по этот день парки Берлина, Потсдама и Сан-Суси, а кроме того портретами.

Вскоре занятия с Тассаром перестали удовлетворять Шадова. С 1780 года он начинает посещать Академию художеств, девятнадцатилетним юношей едет в Дрезден и Вену. Затем отправляется во Флоренцию, где восхищается произведениями Микеланджело и Джованни де Болонья, осматривает монументы городских площадей. Но по-настоящему Шадов проникается скульптурой в Риме, где проводит два года (1785-1787).

В эту эпоху Рим становится центром классицизма. Художники и скульпторы создают свои произведения под влиянием "Клятвы Горациев" Ж.-Л.Давида и "Тезея и Минотавра" А. Кановы. Шадов поступает в частную Академию Александра Триппеля (1744-1793) - одного из последователей системы И.Винкельмана, воспитывавшего своих учеников в духе классицизма. Большую доля времени Шадов проводит, изучая античный Рим. Он навалом работает в Ватикане и Капитолийском музее, во Французской Академии в Риме, поддерживает тесные связи с французскими художниками. Здесь он знакомится с А.Кановой, и это знакомство перерастает в тесную дружбу, длившуюся на протяжении всей жизни. Шадов принимает участие в Конкурсе Балестры, где выставляет свою, в настоящее время утраченную, группу "Персей и Андромеда", выполненную в терракоте, и получает за нее золотую медаль. Глиняная статуэтка Ахилла, выполненная в Риме в последние годы пребывания там Шадова, свидетельствует о том, как вдали он ушел от Тассара под влиянием античных памятников в ощущении пластики форм и трактовке материала. Стройность пропорций фигур и потрясающе мягкую проработку модели он заимствовал из греческих оригиналов. В Берлине становится известно о таланте скульптора. В 1786 году в письме к сыну матушка Шадова сообщает о посещении министра фон Хайница и пишет: "Я была горда тем, что он хотел лицезреть твою мать".

Когда скульптор возвращается в Берлин, его избирают постоянным членом Академии, а следом смерти Тассара Шадов заменяет его на посту директора всех официальных скульптурных работ и становится главой придворной скульптурной мастерской. С этого времени и на протяжении без малого сорока лет Шадов завален заказами. В свою мастерскую он привлекает шестнадцать помощников, крайне навалом работает сам.

Архитектурные работы в Берлине в это время возглавляет архитектор К.Лангханс, чья дело составила целую эпоху. Начинается сотрудничество двух крупнейших немецких мастеров конца XVIII века. Шадов создает море рельефов для фасадов берлинских зданий. В конце 1780-х годов Лангханс сооружает Вранденбургские ворота, стремясь объединить в одном здании афинские пропилеи с римской триумфальной аркой. Для Бранденбургских ворот Шадов выполняет квадригу коней, а после этого дополняет ансамбль ворот статуей Марса, ставшей символом немецкой столицы. В ней ощутимо воздействие образов Микеланджело и античной статуи "Арес" с виллы Людовизи.

В 1780-1790-е годы Шадов создает свои лучшие произведения. Среди них надгробие юного графа фон дер Марк, находящееся в церкви Доротеи в Берлине. Здесь он отказался от помпезности барочных надгробий и создал произведение, полное сдержанной печали и скорби в духе высокого классицизма, где четкость и благородство силуэтов создаются ритмом линий и сопоставлением плоскостей. Надгробие состоит из саркофага и нескольких фигур, выполненных над ним. На саркофаге Шадов поместил фигуру вроде бы уснувшего мальчика. "Прекрасный парнишка свеж, как утренняя роса", - восхищенно сказала о нем Каролина Шлегель.

Одной из ведущих в творчестве Шадова является предмет прекрасной женщины. Он выполнил бюст своей жены Марианны, привлекающий мягкостью характера и в то же время тонкостью душевного склада. На протяжении своей жизни скульптор создавал портретные бюсты, наполненные внутренним напряжением и сдерживаемой экспрессией, отличающиеся благородством и интенсивностью духовной жизни.

Одним из прекраснейших образов посреди женских портретов XVIII века является скульптурная группа Шадова "Принцессы Луиза и Фредерика". Работая над ней, скульптор выполнил поначалу особо два бюста, а следом модель группы, которую выставил в Берлинской Академии в 1795 году. Она вызвала целую волну одобрительных и восторженных откликов. Трактовка портрета сестер не имеет аналогий в искусстве конца XVIII столетия. Она нова по замыслу. Старшая сестра, Луиза, обняла Фредерику за плечо, та прильнула к ней, будто поддерживая сестру. Контрапост, в котором дана фигура старшей из сестер, смело примененный тут Шадовом, - одно из достижений этой скульптурной группы, заимствованное в античной пластике. Не невзначай она так напоминает терракоты Танагры и близка греческой пластике. По композиции эта скульптура близка ещё античной группе "Купидон и Психея", которую Шадов изучал в Капитолийском музее в Риме, и отчасти античной группе "Три грации", которую сквозь двадцать лет позже Шадова интерпретирует ещё и его крупный приятель А.Канова. Тема дружбы, духовного единения, которую Шадов воплотил в этом произведении, предвосхитила многие образы немецких романтиков начала XIX века. В работе над воплощением скульптуры в мраморе Шадов использовал работа своих помощников. Обработку мягких складок классических одеяний он доверил Клоду Госсо, а сам сосредоточил усилия на выполнении и пластической проработке лиц обеих сестер. Группа стала одним из лучших произведений немецкой пластики второй половины XVIII века, ее явление рассматривалось как событие в культурной жизни Берлина и позволило фон Хайницу наречь Шадова крупнейшим скульптором своего времени.

Шадов был известен не только как скульптор, но и как одаренный график. Это другая край его дарования. В течение всей жизни он работал над серией портретов близких родственников и друзей, создавал карикатуры на наполеоновскую армию и политические события Европы начала XIX столетия. Большой заинтересованность представляет и литературное наследие Шадова, его письма и дневники.

Хотя мастер продолжал действовать до 1830-х годов, его поздние работы не так значительны, как ранние. Свои лучшие произведения он создал аккурат в XVIII столетии. Деятельность Шадова узко связана с ростом Берлина, превратившегося в единственный из крупнейших городов Европы, в оформлении которого такое важное местоположение занимает скульптура прославленного мастера.

Так же читайте биографии известных людей:
Иоганн Кристиан Гельдерлин Johann Christian Friedrich Hlderlin

Иоганн Кристиан Гельдерлин - выдающийся немецкий поэт. Родился 20 марта 1770 года.Наиболее известными произведениями Иоганна Кристиана Гельдерлина..
читать далее

Иоганн Вольфганг Гёте Wolfgang Goethe

Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился 28 августа 1749 года.Наиболее известными произведениями Гёте..
читать далее

Иоганн Зейме Iogan Gotfrid Seume

Иоганн Зейме - немецкий поэт и писатель. Родился 29 января 1763 года.Наиболее известными произведениями Иоганна Зейме являются: "Wichtige..
читать далее

Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер Johann Schiller

Фридрих Шиллер - полное имя Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер - немецкий драматург, поэт и историк. Родился 10 ноября 1759 года.Фридрих Шиллер..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий