Известные люди

»

Исороку Ямамото

Исороку Ямамото Карьера: Адмирал
Рождение: Япония, 4.4.1884
Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.

Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в Нагаока, префектура Ниигата. Он был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано, но позднее взял фамилию приемного отца. В 1904 году Исороку окончил Военно-морскую академию. В Цусимском сражении он получил немного ранений. Потеря двух пальцев на руке чуть не кончилась увольнением со службы. После войны мореходец служил на разных кораблях. В 1915 году он пришел к мысли сотворить флот из плавучих аэродромов. Через год он окончил военно-морской штабной колледж, в 1919-1921 годах учился в Гарвардском университете, после этого сызнова служил в Японии, побывал в качестве наблюдателя на нескольких европейских кораблях. В 1924 году мореходец стал командиром авиакорпуса в Касумигаура, в 1925-1929 годах состоял военным атташе в Вашингтоне, а по возвращении командовал авианосцем Акаги и получил ранг контр-адмирала. С тех пор Ямамото без малого только занимался морской авиацией. В 1936-1939 годах он был заместителем морского министра, с 1939 года командовал Соединенным флотом. Моряк выступал за экспансию в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Благодаря новаторству и умению добывать значительные средства у правительства к концу 30-х годов адмирал создал единственный из самых современных флотов в мире, ядро которого составили авианосцы.

Военные и политические руководители Японии к 1939 году решили, что необходимо причинить разгромление флоту США, чтобы приневолить американцев перестать экспансию на Тихом океане. Ямамото, недурственно представлявший возможности Соединенных Штатов, опасался поражения маленького островного государства. Летом 1941 года в ходе обсуждения с высшими морскими чинами возможного хода войны с США Ямамото, зная о сложности увеличения количества боевых самолетов и быстрой подготовки опытных летчиков, осмотрительно предупредил премьер-министра Коноэ Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, в первые шесть месяцев войны супротив Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепочка побед. Но я должен произнести, что если битва затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе.

Несмотря на пессимистические оценки опытных офицеров, японское руководство все же решило вступить в войну. Адмирал подготовил операцию по уничтожению американского флота в Перл-Харборе. Решающую образ сыграли авианосцы, за формирование которых адмирал ратовал последние 18 лет. Уверенный в успехе нападения, Ямамото опасался, что тот самый счастливый момент только подстегнет противника к борьбе за господство на Тихом океане.

26 ноября 1941 года Ямамото во главе объединенного флота по северному пути отправился к Гавайям. 2 декабря, когда совершенно выяснилась невезуха дипломатических переговоров с США, он сообщил адмиралу Нагумо, что начало войны назначено на 8 декабря. Предполагалось, что штурмовая вылазка Перл-Харбора произойдет после этого официального объявления войны, но дипломаты передали контент ультиматума с опозданием. Утром 8 декабря самолеты японских авианосцев штурмовали и уничтожили 4 линейных корабля и большинство авиации на аэродромах; ещё 4 линейных корабля были повреждены. Не удалось потопить только авианосцы, которых в базе не было.

В значительной мере фарт был достигнут благодаря предварительной подготовке моряков и летчиков, а кроме того настояниям самого Ямамото. В 1939-1940 годах японские горизонтальные бомбардировщики так худо действовали по движущимся целям, что на флоте возникла думка о том, что супротив кораблей выгоднее использовать пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы. Однако только что назначенный главнокомандующим Объединенным флотом, тогда ещё вице-адмирал Ямамото предвидел, что не вечно необходимо бомбить подвижные цели. Видимо, уже тогда флотоводец понимал, что Япония сможет благополучно приступить войну только неожиданным нападением на неприятельскую базу, как это было в 1904 году с Порт-Артуром, и к этому готовил морскую авиацию.

Одновременно с началом Гавайской операции Ямамото приказал сыскать и истребить британский флот в Сингапуре либо в море. Несмотря на большое сопротивление, проблема была выполнена. Первоначально для атаки американских аэродромов готовили легкие авианосцы Рюдзе, Дзуйхо и Касуга-мару, но они могли вознести всего 75 самолетов, а летчики не имели достаточной подготовки. Однако, благодаря тренировкам, пилотам японских истребителей Зеро удалось достичь этакий дальности, что японцы смогли штурмовать авиабазы противника со своих аэродромов на острове Формоза. Днем 8 декабря японской базовой авиации удалось истребить большинство американских самолетов на Филиппинах; в следующие дни вылеты японских летчиков принесли новые победы - к 13 декабря американцы лишились воздушных военных сил на островах. 10 декабря 1941 года японские самолеты берегового базирования, переброшенные по приказу Ямамото с Формозы в Индокитай для борьбы с английским флотом, потопили линейный судно Принс оф Уэлс и линейный крейсер Рипалс; это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки в Малайе.

Неудачная попытка схватить без поддержки авиации Уэйк, тот, что защищали всего 4 истребителя Уайлкэт, заставила Ямамото послать к острову 2 авианосца из соединения Нагумо, возвращавшегося из рейда на Перл-Харбор. Только с их помощью, хоть и с запозданием, удалось овладеть островом.

Ямамото в январе послал на юг Тихого океана главные силы авианосного соединения Нагумо. Пользуясь ослаблением противника, в Ост-Индии в январе - марте 1942 года и в Индийском океане в апреле японский флот добился немалых успехов. Фактически были истреблены морские силы союзников, что позволило японцам беспрепятственно развивать десантные операции. Основную образ играла морская и базовая авиация.

В ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею впервой японское авианосное соединение встретилось с американским. В Коралловом море 3 японским авианосцам противостояли 2 американских. Японцам в боях 7-8 мая удалось потопить Лексингтон и повредить Йорктаун, лишившись всего одного легкого авианосца Сехо. Они считали сражение в Коралловом море своей победой, при всем при том от высадки на Новой Гвинее в Порт-Морсби пришлось отступиться. Потери опытных летчиков оказались до того велики, что оказалось необходимым обучение резерва. После сражения Ямамото выразил разочарование тем, что японские адмиралы оставили поле боя, не добив противника. Он был прав, потому что Йорктаун сыграл большую образ при Мидуэе.

На проходившем в начале мая на борту линкора Ямато совещании сравнили потери флотов Японии и неприятеля. Огромные успехи были достигнуты ценой малых жертв. Этот плод соответствовал тому духу уверенности в победе, тот, что воспитывали в японском флоте. Японцы были уверены в своей мощи. Они рассчитывали, что следом первых побед смогут принять натиск промышленно больше развитого противника на дальних подступах к Японии. Трезвые головы, понимающие индустриальное превосходство США, ожидали, что руководство обратится к противнику с предложением о переговорах. Однако затем полосы сплошных успехов было принято заключение продолжать боевые действия. Чтобы удержать благоприятное положение, следовало наносить удары и одерживать победы.

Налет на Японские острова, тот, что 18 апреля 1942 года совершили 16 американских бомбардировщиков с авианосца Хорнет, поторопил Ямамото. Японцы считали, что самолеты взлетели с атолла Мидуэй. К этому времени флот уже разработал операцию супротив Мидуэя, и Ямамото добился ее проведения. Захват Мидуэя и Алеутских островов отодвигал вдали на восток линию патрулирования японского флота и не позволял американцам наносить с островов удары по Японии. Ямамото рассчитывал, что операция привлечет все оставшиеся силы американского флота и его удастся ликвидировать в сражении, для которого адмирал собрал 350 кораблей с экипажами в 100 тысяч джентльмен и 1000 самолетов. Японский флот имел превосходство кроме того благодаря превосходной подготовке и боевому опыту моряков и летчиков.

В июне 1942 года Ямамото возглавлял атакой острова Мидуэй, вместе с тем направив соединение для занятия Алеутских островов. Однако когда флот Ямамото 4 июня приблизился к Мидуэю, его уже ожидало американское авианосное соединение. Американцы, раскрыв японский код, знали о действиях противника, тогда как японский командующий располагал неверными сведениями о потерях неприятельских авианосцев. Пока японцы штурмовали остров, неприятельская авиация нанесла потрясение по японским авианосцам в тот миг, когда они заправляли самолеты горючим, и уничтожила все 4 авианосца ударного соединения. Американцы потеряли единственный Йорктаун.

После поражения японское руководство было вынуждено отступиться от наступления и перейти к обороне периметра, проходившего от Алеутских к Маршалловым островам, посредством Рабаул к Голландской Ост-Индии, Малайе и Бирме. Для этого 14 июня 1942 года был реорганизован флот. Кроме 1-го флота, включавшего линейные корабли, все флоты со 2-го до 5-го включали авианесущие корабли. Была прекращена постройка линейных кораблей. Флот заказал 15 авианосцев типа Хирю и 5 - типа Тайхо, при всем при том из-за недостатка ресурсов и в связи с бомбардировками японских верфей в строй вошли только 4 авианосца первого типа.

Тем временем американцы сами перешли в штурмование и высадили десант на остров Гуадалканал в южной части Соломоновых островов. Эта высадка привела к длительным авиационным боям над островами. В результате японская авиация понесла невосполнимые потери. После трех попыток изгнать американцев японцы эвакуировали войска в феврале 1943 года.

Разработанные и подготовленные Ямамото операции оказывались трудновыполнимыми из-за того, что Морской генеральный штаб в Токио и штаб Объединенного флота негусто внимания обращали на возведение воздушных баз и их обеспечение, в результате чего береговая авиация была вынуждена делать на пределе дальности, а на самолеты флота ложилась излишне большая нагрузка. Сразу потом многих побед японское руководство уступило поле боя американцам. Те особое чуткость уделяли созданию цепи авиабаз, с которых благополучно действовали супротив неприятеля. В критический миг не были использованы все наличные силы флота, стоявшие на якорях у Тдесница и в Рабауле и превосходящие американские. Это позволило противнику опомниться и причинить контрудар.

Ямамото был убежден в неизбежном поражении Японии. После потери Гуадалканала позволительно было только отбивать натиск противника, и Ямамото, обнаружив разрывы в островном оборонительном периметре, пытался удерживать неприятеля, покуда его оборона усиливалась. В апреле 1943 года он лично возглавлял Операцией I-GO, включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического воздушного наступления супротив Гуадалканала и юго-восточной части Новой Гвинеи.

В распоряжении Ямамото было 190 базовых самолетов и 160 авианосных - меньше, чем при налете на Перл-Харбор. Это была авиация флота первой линии. Однако и в числе лучших пилотов оказалось несть числа таких, у которых не только не было боевого опыта, но и которые неуверенно пилотировали авиалайнер. Многие лейтенанты имели не больше 30 дней полетов и попадали в аварии. Ямамото рассчитывал, что его личное наличие в Рабауле заставит инструкторов так обучить молодая поросль, чтобы она имела шансы выжить вслед за тем встречи с противником.

Японская авиация с 7 апреля совершила 4 мощных налета на Порт-Морсби, бухты Оро и Милн, добилась уничтожения неприятельской авиации и наземных сооружений. Однако пилоты переоценили эффективность атак. Адмирал, уверенный в значительном ослаблении воздушной мощи противника, отослал самолеты с авианосцев на Трук и приказал ограничиваться обычными налетами базовой авиации.

Ямамото пользовался уважением и преданностью подчиненных. Уверенность в нем не поколебали ни разгромление при Мидуэе, ни утрата Гуадалканала. Моряки знали, что адмирал хватал ответственность на себя, не сваливая груз поражений на подчиненных. Воин до мозга костей, он более того при тропической жаре ходил в белом мундире. Это производило ощущение на офицеров и матросов, считавших главнокомандующего олицетворением флота. Ямамото беседовал с офицерами различных авиакорпусов, поднимая нравственный дух. Он убеждал, что перспективы войны не должны внушать уныние и что в предстоящих битвах виктория и разгромление будут зависеть от участников воздушных боев. Собеседники попадали под обаяние искренности адмирала.

Операция стала последней для Ямамото. Бомбардировщик, на котором он летел под эскортом 12 истребителей, 18 апреля 1943 года был сбит в ходе нарочно подготовленной операции американскими самолетами близко от острова Бугенвиль. В день гибели японское руководство произвело моряка в адмиралы флота. Сменивший погибшего адмирал Кога заявил Ямамото был единственный, и сменить его не может никто.

Тело флотоводца было кремировано в здании штаба в Буине; поблизости поставили мелкий булыжник.

Благодаря адмиралу Ямамото в полной мере выявилось важность авианесущих кораблей. После войны все великие морские державы старались создавать авианосцы. По уровню способностей и личным качествам создатель авианосного флота стал наиболее выдающимся японским флотоводцем после этого Того.

Так же читайте биографии известных людей:
Исрафил Ядигяров Israfil Yadigarov

Исрафил бек Ядигяров родился 15 декабря 1815 в селе Текели Борчалинского уезда Тифлисской губернии. Рос в дворянской семье. Начальное образование..
читать далее

Исраэл Ори Israel Ori

Видный деятель армянского освободительного движения, дипломат.
читать далее

Исса Костоев Issa Kostoev

Член Совета Федерации от Республики Ингушетия, бывший начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, член коллегии Генеральной..
читать далее

Исса Плиев Issa Pliev

Родился 12 ноября 1903 года в селе Ст. Батакоюрт Правобережного района Республики Северная Осетия Алания.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий