Известные люди

»

Иулиан Рукавишников

Иулиан Рукавишников Iulian Rukavishnikova Карьера: Скульптор
Рождение: Россия
Все квартиры в одноподъездном доме по улице Щусева, в котором живет Иулиан Рукавишников, оказались с сюрпризом - ни на одной двери не было опознавательного номера. Вдруг кто-то подал голос с последнего этажа. Поднимаюсь - на лестничной площадке стоит высоченный, стройный мужчина в кожаных брюках и модерновой рубахе в клетку, в сапогах-казаках.

"Иногда прихожу с комиссией к кому-то в мастерскую, а она такая замшелая..."

Хозяин оказался человеком радушным, приветливым и шибко гостеприимным, предложил чай да кофе, а угощал по-русски - водкой. Беседа пошла плавно, а Рукавишников при этом все лукаво так улыбался и испытующе на меня поглядывал.

- Иулиан Митрофанович, вы единственный из ведущих скульпторов страны, всенародный художник России, действительный член Российской академии художеств... А есть ли ваши работы в музеях?

- В Третьяковской галерее работ двенадцать есть. Да и в текущий момент предлагают продать: "Мы все у вас купим, но денег крайне всего ничего можем дать". Прежний босс Третьяковки ещё изыскивал какие-то возможности, а сегодняшний нимало без денег живет.

- Все ваши грандиозные мемориальные комплексы в Ростове-на-Дону, Брянске, Нижнем Новгороде, Твери, огромное число памятников и бюстов выдающимся личностям - заказные. А немало ли вы делаете для себя?

- Обязательно любой художник что-то делает для себя, а по-другому нельзя. Когда я был председателем Выставкома, приходилось нередко принимать работы к экспозиции. Иногда приходишь к кому-то в мастерскую, а она такая замшелая, пустая - только два-три портрета тоскуют. В этом случае калякать более того не о чем. Скульптор - это некогда всего труженик.

В мастерской Рукавишникова особенное ваше чуткость привлекут работы станковой пластики из цикла "Природа (Эволюция и превращения)". Скрытные бабочки-красавицы, влюбленные и робкие "Улитки", жесткий, определенно мужеский принадлежности "Богомол", тот, что оказывается больше чем метровым, трогательная "Гостья" (громадный лемур), дремучий "Допотопный черепах". И, в конце концов, философский апогей серии - "Куколка" ночной бабочки, запеленутая как египетская мумия и исполненная по законам египетской же скульптуры, когда в простые, лаконичные формы вобрана вся натура нашего непознаваемого мира.

Этим работам присущи редкая гармония, сдержанная, мудрая краса и мягонький прикол. Бронзовые зверьки, насекомые, рыбы невероятно обласканы вниманием их создателя. К этим существам проникаешься нежностью, их хочется потрогать, погладить, походить кругом них, разобрать. Их бытие в мастерской шибко отлична от выставочной - продуманной, праздничной, ослепительно освещенной. Здесь никто не думает, какой бы стороной их лучше завернуть к зрителю, - они стоят беспорядочно и густо приятель к другу. Да и черный гранитный бюст самого мастера живет под лестницей, также в абсолютной куче-мале.

"Ленин сам говорил, что у него два разных профиля..."

Особая черта жизни Иулиана Рукавишникова связана с творением всемирной Ленинианы. Он был официальным исполнителем этого заказа на протяжении целой эпохи. Щедрой рукой Рукавишников разбросал образ создателя Страны Советов по всему миру. Самому скульптору навскидку оказалось тяжело припомнить страну, где перед посольством Советского Союза, или внутри его, или в советском офисе не стоял бы бронзовый, гранитный или мраморный приятель Ленин в его исполнении. В Париже их оказалось аж два - единственный в старом здании посольства, а иной - из розового гранита, полированный, весьма прекрасный - в новом, в конце парадной лестницы.

Скульптор постоянно до такой степени был завален этими заказами, что не на все установки памятников и бюстов Ульянову-Ленину успевал выезжать. Как водилось в те времена, план каждой работы заранее скрупулезно обсуждался и утверждался художественным советом, а уж окончательный вердикт выносил сам Андрей Андреевич Громыко.

- Я постоянно с удовольствием работал над образом Ленина. У меня была редкая вероятность заниматься изучением его физиономию по многочисленным, не известным широкой публике и архивным фотографиям. Владимир Ильич обладал яркой природной фактурой - интересная черепная коробка, мощный надбровный выступ, ослепительно выраженные скулы, в нем же было намешено полно разной крови, в том числе и еврейской, и калмыцкой.

- Вы, конечно, эту пустяковина не подчеркивали?

- Ну зачем? Сгладить или выпустить такие детали в работе воспрещено, напротив, я вечно старался эти особенности выделить. Ленин сам говорил, что все мы разные, кривые, и сам фиксировал, что у него два разных профиля, и более того утверждал, что, когда его снимали в полиции, он себя с одной стороны не узнавал. Конечно, у меня сложилось определенное представление об этом человеке - сволочизм в нем, бесспорно, присутствовал приличный, хотя я не видел в нем какого-то беса. Личностью он, бесспорно, был яркой.

Вообще-то моя ленинская эпопея началась ещё в студенческие годы. Тогда был объявлен очередной конкурс на создание портретного образа вождя, и, оттого что Ленина делали известные мастера и почерк каждого был узнаваем, я немного схитрил - попросил приятеля отнести мою работу. Получилось, что я выиграл. С этого все и началось.

У И. Рукавишникова есть уникальные работы на ленинскую тему. Одна из них - барельеф анфас, установленный во Дворце пионеров в Ульяновске к 100-летию Ленина. Больше этого не сделал никто. Рукавишникова также тогда все отговаривали, а он сделал - и получилось.

В этом серьезном и очень ответственном деле не обходилось, конечно, и без конфузов. Руководителям одной африканской страны план памятника крайне понравился, но по их представлениям Ленин, будучи вождем мирового пролетариата, должен был по образу и подобию вовсе слиться с африканским народом. Рукавишникову пришлось удовлетворить милое пожелание - вместо мраморного произвести гранитного черного Ленина.

МИД любил Рукавишникова, и пора его зарубежных Ленинов окончилась только тогда, когда рухнула вся советская организация, но остались ещё дважды Герои, которые по статусу могли иметь в распоряжении скульптурный портрет ещё при жизни.

- Что сегодня с памятниками Ленину, стоят?

- Пока стоят. Вообще я считаю, что массу, которая, образно говоря, находится в колхозах, позволительно прибрать, а вещи, представляющие художественую ценность, видимо, необходимо покинуть. Я, в частности, считаю, что бессмысленно Дзержинского убрали. Между прочим, когда демонтировали монумент Дзержинскому, сняли и мемориальную доску Андропову со здания КГБ. А вот в текущее время в ФСБ зашевелились - просят меня заняться ее реставрацией.

- В Москве есть ваш Ленин?

- Есть единственный по Казанской дороге. С ним смешная история приключилась. Я сделал громадную девятиметровую скульптуру для Костромы, ее хотели определить на высочайший постамент, но, слава Богу, план развалился. А затем посредством Министерство культуры как снег на голову объявился конный предприятие и уговорил эту модель отдать. Не поймешь временами, откель к тебе что придет.

Поскольку области пристрастий коллекционеров безграничны, находятся любители Ленина и в текущий момент. Время от времени в доме Рукавишникова возникают люди, которые хотят обзавестись бюст или что-либо ещё из ленинской тематики, но их, как правило, чуть-чуть интересует художественная край работы, потому о финансовой стороне достигнуть соглашения постоянно крайне сложно.

"Маску я без малого со всех снимал..."

Специфика деятельности скульптора такова, что без надгробий в его творчестве никак не устроиться. Надгробия великих наших вождей, видных государственных деятелей, ясное занятие, доверялось изготовить только избранным. Иулиан Рукавишников также привнес свой ослепительный вклад в галерею бюстов у Кремлевской стены - Суслов и Брежнев попали под его руку.

- В тот день я как раз устанавливал мемориальную доску Суслову на доме, в котором он жил. Приехал совсем больным, сидел в машине закутанный в теплые вещи и оттуда возглавлял процессом. Неожиданно возник Демичев, попросил экстренно прекратить работу и поехать с ним. Я говорю: "Куда? Что? Полчаса осталось завершить..." - "Нет, давай стремительно, по дороге поговорим..."Оказалось, что мы прямо в морг отправились, снимать маску с Брежнева. Маски я без малого со всех снимал...

Портрет Брежнева я лепил и раньше. Мне тогда повезло, я попал к нему на прием в числе нескольких джентльмен и видел его в работе, в действии со всех сторон, для скульптора это весьма ценно. Брежнева многие делали, но он не завсегда получался. На съезде художников мой портрет Брежнева был признан лучшим. Вообще он человек истинный, не размазня какая, сильно обаятельный и доброжелательный. Я из них кого только не лепил, все приходили в мастерскую, позировали. Смешно проговорить, но, общаясь с партийной элитой, мне удалось остаться беспартийным, хотя меня многие тогда к этому склоняли - и Гришин, и Фурцева.

А первые надгробия в своей жизни я сделал с наводки Василия Сталина. Когда я учился в институте, мы уже без малого не общались, но он разыскал меня и позвонил прямо в институт. Звонок, конечно, произвел там подобающий результат. Василий предложил соорудить надгробия для деда и бабушки по линии Аллилуевой. Я приготовил эскизы, которые, разумеется, нужно было явить самому Сталину Мы договаривались о встрече немного раз, только с третьего захода он смог нас принять. Ответственность была велика, и я, конечно, перетрясся не на шутку. От общения со Сталиным в особенности отложилась в памяти его привычка толковать - шибко негромко так, неторопливо. Ему эскизы понравились.

- Вы дружили с Василием Сталиным?

- Мы совместно учились в летной школе. Не то чтобы сильно дружили, но по бабам совместно ходили.

"Открыл меня для скульптуры, собственно, отец"

Иулиан Рукавишников - наследник известного скульптора Митрофана Рукавишникова. К ужасу отца, Иулиан свой младой взгляд немедленно же направил на авиацию. Поступил в летную школу и в первые дни войны записался добровольцем.

Но фатум на то и судьбина, что ни о чем у нас, земных, не спрашивает. Путь Иулиана она откорректировала довольно жестко. В единственный из первых полетов он поднялся в воздух на неисправном самолете и с тридцати метров стал валиться - разбился вдребезги. Двенадцать дней он ничего не видел, не слышал, не разговаривал, но все-таки выжил.

Из-за травмы головы вначале Рукавишникову обучаться было запрещено, вследствие этого он стал трудиться трафаретчиком и мало-помалу пособлять отцу

- Открыл меня для скульптуры, собственно, папа. Он был крайне рад, когда в результате я все-таки поступил в институт им. Сурикова. Но по великой иронии судьбы в начальный же день моей институтской жизни, на первой же лекции, мне сообщили, что он умирает.

...Побыв какое-то время в гостях у Иулиана Митрофановича, я как черт из табакерки осознаю, что в его квартире в центре Москвы живет редкая, легкая безмятежность - та, которая со звоном, которая бывает только в загородном доме. Гостиная, в которой мы расположились, по своему ритму немного напоминает средневековый зал. Она этакий невероятной величины и с такими высоченными потолками, что позволяет иметь в распоряжении бельэтаж. Там прячется библиотека. Мы поднимаемся вверх по красивой лестнице кинуть взор на медали. Они разложены на письменном столе ровными рядками - оверс-реверс, оверс-реверс. Великие имена: Нахимов, Шиллер, Моцарт, Петрарка, Чехов, Петров-Водкин, Кончаловский, Рафаэль - все не перечислить. Настольная лампочка ослепительно их освещает. Можно подходяще сесть в кресло и чутко, как коллекционер, разобрать каждую пустяковина.

- Сейчас без малого не работаю в малой форме, а раньше этим увлекался. Тогда Министерство культуры делало хоть отбавляй заказов. Медаль, конечно, занятная вещь, разрабатывая ее, приходится заниматься серьезной исследовательской работой, многое познаешь. Вообще скульпторы намного умнее живописцев.

Медаль сильна тем, что это знаковая штука. Надо непременно совершить портрет и что-то символическое по поводу личности на обратной стороне, учитывая, что там ещё и контент должен быть, все шибко сжато. Потом с медалью происходит превращение, и это также любопытно следить. Скульптор работает по крупной форме, габарит на глаз с десертную тарелку а потом на монетном дворе с помощью специальной машины происходит уменьшение. Ты позже видишь свою работу и думаешь: "Как же так может удаваться?" Это уже как другое явление, другая вещь.

"Что разрешается было бы соорудить с нашим потенциалом и что сделали - без затей забавно..."

- В каком материале вы любите вкалывать, есть какие-то предпочтения?

- Нет, мне все нравится, я и сына так обучил. Скульптор все должен мочь - и в камне трудиться, и в бронзе, и формовать. А по-другому получается не скульптор, а искусствовед - все якобы знает, а работать ничего не может.

- Ваш наследник - Александр Рукавишников - скульптор от Бога?

- Талант всю дорогу от Бога, а он мужчина, без сомнения, одаренный. У меня сохранились его детские фотографии, когда он всю дорогу что-то лепил, а опосля соединял отдельные части в хорошие вещи. Саша вообще впитал со всех сторон все что мог. По нашему времени это совсем уникальное проявление таланта, в полной мере ещё не оцененное. Ни я, ни Саша в творческом отношении по-настоящему не реализовались. Что не возбраняется было бы свершить с нашим потенциалом, и что сделали - без затей уморительно...

- Все-таки сыну, видимо, было легче по проторенной дорожке шагать?

- Саше, конечно, попроще было, и то он немало побочного сделал, а я вообще все делал в промежутках. В нашей стране мужчина, родившись, все заново должен сформировать. Раньше хоть что-то по наследству переходило. Трудно за одну существование и в творческом отношении произойти, и какие-то материальные блага получить, мастерскую, к примеру, совершить. Очень непочатый край времени уходит не на основное. Я не жалуюсь на систему, но сам себя держишь.

- Александр для вас советчик?

- Когда заканчиваю какую-то вещь, я более того и внука вызываю. Как же - поругать нужно чуть-чуть.

Отец и сынуля - единомышленники. В 1988 году Рукавишниковы были посреди пяти художников, организовавших первую в стране независимую галерею "M'APC", нарушившую монополию государства в музейной практике. В родное время галерея в Филях очень нашумела. Виданное ли занятие, стали беспрепятственно продаваться произведения художников, непрерывно находившихся в гонениях и знакомые всем по полуподвальным выставкам.

Прошел десяток лет, "M'APC" пережил свой бум, его хозяева поняли на практике, что такое галерейный коммерциал, но, к счастью, этим деятельным людям хватило здравомыслия поразмыслить и об авторах. За это короткое время им удалось сформировать Русскую коллекцию современного искусства, в фонд которой входит больше 1200 первоклассных произведений живописи, скульптуры, графики. Коллекция динамична, непрерывно растет и развивается. Работы Рукавишникова также являются ее украшением - "Личинка комара", "Саксифрага", "Брамелис", "Бабочка" и ещё целая серия, выполненная в бронзе со стеклом.

Иулиан и Александр Рукавишниковы зачастую создают и совместные проекты. Несколько месяцев вспять они выиграли конкурс, объявленный Министерством культуры, на монумент архитектору Баженову, тот, что войдет в архитектурный ансамбль Дома Пашкова. Правда, определить его у города в то время как нет денег.

- На Храме Христа Спасителя я сделал единственный из четырех самых больших горельефов - "Воскресение Христа". Как раз у этого рельефа сохранилась только одна сильно старая фотография с по сути дела размытым изображением. Пришлось все придумывать самому, опираясь на подобные темы, раскрытые в иконах. Потом, как ни необычно, мой вариант как-то совпал с изображением на фотографии.

Лужкову горельеф понравился: "Ой, замечательно, ничего подобного не видел! А что же вы дальше-то?" А мы и так все на халяву сделали - модели, отформовали. Сейчас уже и в габарит сделали, а денег не платят. Так, что-то подбросили. Абсолютно та же повадка, что и при Советах: любишь Родину - вот давай старайся.

Такая же история произошла и с памятником Михаилу Шолохову - выиграл конкурс, а определить нет денег.

У нас все так - не поймешь ни черта. Государство заказывает, а позже скульптура оказывается ненужной, более того чувствуешь себя как-то неудобно, как будто ты как-то надоедаешь.

- Вы всякий день в мастерской?

- Я сейчас кругом работаю - и в мастерской, и на даче, и тут также. Сейчас работаю над памятником Шостаковичу И кошку к очередной экспозиции готовлю.

- Счастливый вы джентльмен.

- Да, конечно, довольный.

"... Всегда происходит превращение - и ты либо нищим делаешься, либо расцветаешь"

- Что бы вы отметили из новых московских памятников? Интересен ли, на ваш воззрение, в частности, Высоцкий на Рождественском бульваре, Чехов в Камергерском, сызнова же Достоевский перед Российской библиотекой?

- Высоцкий на бульваре дрянной, мне не нравится. Я Володю знал кратковременно, общался с ним - это не Высоцкий.

Когда вещь появляется на улице или в зале, вечно происходит превращение - и ты либо нищим делаешься, либо расцветаешь. Угадал пропорции, учел местоположение - победил.

А общее зрительское соображение складывается не резво. Сначала начинают бранить, затем хвалить. Вот вы не представляете, сколь было звонков, писем и устных заявлений по поводу Достоевского, которого сделал сынуля. Не все понимают, что ему же там, на углу улицы, неуютно, его бытие такая - неуютная. Он печален. Потом это как-то откристаллизовалось, и как будто бы остались неплохие ощущения.

- Дам воплощали?

- Обязательно! Как же без дам - это же не существование! Галю Вишневскую, в частности. Она красивая, но с характером адским, этакий я ее и сделал.

- У вас есть заинтересованность к преподавательской работе?

- Меня давнехонько зовут, но я никак не решусь. Я хочу, но, знаете, это живые люди, к ним привязываешься, а надобно же ещё что-то работать официально и неофициально. Во всяком случае, преподавательская занятие требует внимания. Нам в институте преподавал президент академии Николай Васильевич Томский. Вот, бывало, идет он по коридору и мимо нашей аудитории проходит, мы за ним: "Николай Васильевич, вы к нам!" - "Ой, а я задумался!" Он очаровательный дядя, но так воспрещено - либо ты преподаешь, либо числишься.

- Такое чувство, что вы находитесь в полном мире с самим собой.

- Ну, во всяком случае, когда работаешь, необходимо быть в таком состоянии, по-другому ничего не получится. Когда-то мы пробовали все способы - выпьешь, и кажется, что лучше видишь. Иногда на самом деле, если служба не двигается, застряла, а ты боишься в ней что-то преступить, это дает смелость ее маленько изуродовать. Но, как правило, сделанное в таком состоянии на местоположение не кладется. Видимо, есть свои законы - необходимо быть кристальным, искренним и честным. Ты, конечно, не портишься от того, что выпьешь, но зрачок все-таки трансформирует.

Прозрение приходит вдали не неизменно и совершенно ненадолго, а делаешь ты в это время гигантскую работу и по объему и по качеству Иногда в процессе работы забываешь, где находишься, а манера отойти и осмотреть есть. Я с лесов немало раз падал, единственный раз меня спасли военные брюки - они зацепились за гвоздик, и я повис. Говорят, что в каждом человеке заложено немало начал. Их нужно отгадать, кому-то везет, он попадает и развивает зачаток, тот, что дан Богом. Но когда я был летчиком, мне казалось, что это вправду моё призвание.

"Персона" No.2, 2000.

Так же читайте биографии известных людей:
Ицхак Бен-Цви Itzhak Ben-Tzvi

Ицхак Бен Цви родился на Полтаве, Украина. Получил еврейское образование в хедере (класс для детей при синагоге). Позднее закончил русскую гимназию...
читать далее

Ицхак Мордехай Itchak Mordehay

Он оказался в центре самого громкого за последние годы в Израиле секс-скандала. Как сообщила израильская газета "Джерузалем пост", в начале того же..
читать далее

Ицхак Рабин Yitzhak Rabin

В 1954 Рабин стал бригадным генералом, командующим израильскими силами обороны, а затем начальником генерального штаба, позже ему было присвоено..
читать далее

Ицхак Шамир Ichak Shamir

Когда-то Ицхак Шамир был неуловимым подпольщиком-террористом, за которым охотились британские мандатные власти в Палестине. Когда-то он был.....
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий