Известные люди

»

Карен Бликсен

Карен Бликсен Karen Blixen Карьера: Писатель
Рождение: Дания, 17.4.1885
Она любила один раз в жизни. Она писала на двух языках. Она родилась в Дании и жила в Африке. Она была баронессой Карен Бликсен-Финеке и прозаиком Исааком Динисеном. Ее книги стали бестселлерами как в Новом, так и Старом Свете. Американский фильм, посвященный ее судьбе, получил "Оскара" по всем возможным номинациям. Ее жизнь стала мифом, загадкой, легендой.

Карен Кристине Динисен была талантливым ребенком. У нее раньше времени обнаружились способности к языкам, живописи и литературе. Впрочем, ей было что и у кого наследовать. Бабушка, наполовину англичанка, с детства обучала ее своему родному языку, и Карен ещё девочкой читала Шекспира в оригинале. Ее папа - барон Вильхельм Динисен, капитан в отставке - участвовал в нескольких войнах и долгое время жил посреди индейских племен Америки. Когда его слабость к приключениям и авантюрам утихла, он осел в родовом имении Рунгстендлунд и посвятил себя литературным опытам, которые приобрели достаточно широкую известность. К тому же он был великолепным рассказчиком, он зачастую поражал фантазерство детей фантастическими историями из своей молодости.

Литературные способности Карен проявились не тотчас. Они были на долгий срок заглушены роковым событием, произошедшим в доме: ласково милый папа покончил с собой. Долгое время девчурка не могла прийти в себя. В различие от других членов семьи, она ни при каких обстоятельствах не осуждала и не упрекала отца. Карен приняла случившееся с недетским пониманием. Но шрам в ее душе остался навечно. И может быть, как раз это событие оказало воздействие на всю ее последующую бытие, исподволь определяя и направляя ее формирование. Начались годы странствий. Впервые покидая Данию в тринадцатилетнем возрасте, она, по всей вероятности, не предполагала, что это только "примерка" ее будущего долгого отсутствия. Вначале она год училась в Швейцарии, позже поступила в художественную школу, а следом в Академию художеств в Копенгагене. Карен была всесторонне одаренной девушкой и, может быть, аккурат вследствие этого не могла сыскать окончательного применения своим способностям. Она рисовала, писала вирши, пьесы и более того опубликовала в датских журналах три рассказа под псевдонимом Осцеола (так звали любимую собаку ее отца). Впрочем, все эти занятия не уж очень выходили за пределы милого дамского рукоделия. Они служили скорее фоном, благородным приданым для очаровательной девушки с тонкими, изысканными чертами лица. Карен Бликсен готовилась к традиционному ходу женской судьбы.

В родовых датских поместьях, где уделом женщины было замужество и материнство, о стриженых эмансипе, быть может, и слыхали, но вряд ли придавали новомодным веяниям хоть какое-нибудь роль. А между тем Коко Шанель уже надела мужеский наряд. Двадцатый столетний период выпустил на волю джинна женской эмансипации.

До тихой Дании мировые катаклизмы докатывались отдаленным рокотом. В 1913 году Карен вышла замуж за своего кузена барона Брора Бликсен-Финеке. В 1914 году супруги переехали в Кению, купив ферму с кофейной плантацией под боком от Найроби. Решение перебраться в Африку, видимо, имело свои бытовые объяснения. Но в настоящий момент, когда узор судьбы Карен Бликсен совсем сложился, оно выглядит рифмой к событиям жизни ее отца, к его погружению в среду людей, не разорвавших единение с природой. Много позже, вспоминая впечатления от Африки, Карен писала: "Представьте себе, что мужчина с врожденной любовью к животным вырос там, где нет зверей, и в конце концов встречает их долгие годы через, что кто-то попадает в деревья в первый раз в двадцать лет или что мелодический джентльмен слышит музыку только в зрелом возрасте. Все это разрешено сравнить с моим состоянием. Когда я столкнулась с африканцами, я была вынуждена изменить весь темп своей жизни".

В Африке дремавшие в Карен силы пришли в движение. Она почувствовала без малого лихорадочную жажду деятельности. Ее разум заработал с удесятеренной энергией. Она написала сообщение английскому премьер-министру Ллойд Джорджу, в котором излагала собственную программу реформ в управлении Кенией как британской колонией и способы улучшения взаимоотношений между черным и белым населением. Ллойд Джордж ответил вежливой благодарностью за "стремление добра и порядка", История не получила никакого развития. Только через тридцать с лишним лет Бликсен прочитала в одной из английских газет проект достижения национального согласия в колониях, обнаружив там перечень всех своих предложений. Ее способность к социально-политической деятельности опередила родное время и так и не нашла применения. Жизнь в африканских колониях развивалась по законам старой доброй Англии, и женщинам тогда не пристало дарить практические советы британским государственным мужам.

Вскоре Карен оказалась в обществе родовой английской знати под предводительством лорда Деламера и самозабвенно отдалась сдержанной прелести аристократического образа жизни. Она восторгалась этими людьми. Она восхищалась их воспитанием и культурой. Она поражалась отточенности их манер. В них она узнавала себя. Однако ее личная существование не была счастливой. Отношения с мужем не ладились. Все осложнилось ещё и венерическим заболеванием, которое Карен получила от мужа, навечно лишившись возможности располагать детей. Выздоровление было долгим и мучительным. В 1922 году супруги развелись.

На плечи младой женщины легли заботы о ферме и работающем на ней чернокожем населении. Благодаря своему характеру Карен нашла с этими людьми корпоративный язык. Ее отношения с ними строились на взаимном доверии и полном приятии приятель друга. Она работала вкупе с ними, выступала арбитром в их спорах, принимала участие в сердечных делах и всегда у них училась. Например, способности "присесть на землю и без затей существовать, умению безропотно принимать испытания судьбы, сыскивать блаженство и веселье в самых обыденных вещах. Но существование на ферме ни капельки не была легкой. Карен приходилось сражаться и с погодными неурядицами, и со своим неумением известия дела. Но какие бы засухи, ливни или ураганы не обрушивались на ее обитель, позже она вечно вспоминала годы, проведенные там, как самые счастливые. В Африке Карен встретила свою настоящую влюбленность. Ее избранником стал агент старинного английского аристократического рода Деннис Финч Хэттон. Путешественник, охотник, пилот и естествоиспытатель.

У Карен и Денниса было все: неутолимая тяга, всепоглощающая влюбленность, доверительная приятельство, но они так ни в жизнь и не стали мужем и женой. У них обоих был мужеский нрав, оба обладали сильной волей. Такие люди вряд ли могли дозволить себе быть без затей супругами. Потом, как собак нерезаных позже Карен Бликсен написала: "По преданию, единственный старинный британский град был окружен тремя крепостными стенами. Каждая стена имела ворота, на которых были надписи: на первых - "будь храбрым", на вторых - "будь храбрым", а на третьих - "не будь чересчур храбрым". Я многое испытала и знала, что я сильная, сильно сильная для женщины, что я многое могу. Моя слабость в эти дни - это естественное продолжение силы прежних лет. Но надобность существовать сменила прежнюю надобность побеждать".

Когда в 1985 году к столетию со дня рождения Карен Бликсен снимался биографический кино "Из Африки", америкосский режиссер Сидни Поллак безошибочно угадал актрису на главную образ. В Мерил Стрип за нежными и тонкими чертами лица, хрупкой фигурой, женственностью угадывались потрясающая мощь, энергия и свобода. Карен Бликсен была настоящей амазонкой, волей судьбы занесенной в другую эпоху и на другие просторы. Однажды почувствовав привкус свободы, она ни в жизнь уже не смогла принять ничего, что сковывало бы ее персона.

"Скакать верхом, палить из лука и изъясняться правду" - таким эпиграфом позже предварила Бликсен свою автобиографическую книгу "Из Африки". А покуда она летала. Вместе с Деннисом на его двухместном самолете. Этот авиалайнер был настоящим символом их любви. Они парили в безграничном пространстве. Они отрывались от реальности, быта, взаимных обязательств и возможных претензий. Они скользили по тонкой грани, где горячее дыхание земли соприкасается с холодным воздухом небес. Они разделяли товарищ с другом крайности, и оба не хотели существовать посередине.

Часто он улетал единственный. Она ждала. "Когда я там, в Африке, по ночам оставалась одна, кругом лампы начинали крутиться тени, носились лица, слышались голоса. Именно тогда я начала фантазировать и записала первые два из "Семи фантастических рассказов". А когда Деннис возвращался, то спрашивал: "Готова ли следующая сказка?". Однажды он не вернулся.

Может быть, аккурат этим мир обязан появлению писателя Исаака Динисена. Конечно, Карен Бликсен продолжала бы фантазировать любимому сказки. И если бы история продлилась, если бы они смирились с невозможностью не быть совместно, то, видимо, в наследство остались бы одна-две книги для домашнего пользования, чтобы впитывать текст тихими африканскими вечерами чужим детям и внукам.

Судьба распорядилась по иному. Сполна отпустив время на влюбленность, она сполна потребовала и на творчество. В 1931 году Деннис разбился во время полета. В том же году пожар уничтожил большую доля кофейной плантации Карен. Дела фермы развалились. На месте обретенного рая осталась выжженная почва. Круг замкнулся. Она потеряла второго мужчину в своей жизни. Она потеряла и вероятность существовать на второй родине.

Друзья посоветовали ей сбыть ферму. Она воспользовалась этим советом несложно вследствие того что, что ей больше незачем было оставаться в Африке, Разоренная, одинокая, она вернулась вспять, в родовое поместье Рунгстендлунд. "В Дании все было прелестно: пожилой здание, садик, музыка, любящие мама и брат. Словом - идиллия. Но у меня не было будущего, не было никаких средств к существованию". Зависеть же от других Карен не могла. Судьба заставила сорокасемилетнюю женщину на все сто изменить свою бытие. В Африке пришли в движение все ее душевные силы и страсти. В Дании кристаллизовался ее гений. Карен стала писателем.

Исследователи ее творчества, кажется, до сих пор гадают, зачем она начала чиркать на английском, а не на родном датском языке. Ответ прост: она писала на языке любви. На языке страсти, понимания и разделенной действительности. Она писала так, чтобы ее мог услыхать тот, к кому она безмолвно обращалась. Вопрос прочий и куда больше любопытный был оставлен без внимания: отчего она взяла мужеский псевдоним? Почему она стала Исааком Динисеном? Карен оказалась феерическим рассказчиком, как и ее папа.

Ее фантастические и роковые истории постоянно существовали на грани времен - настоящего и давнехонько прошедшего. В тех ситуациях, которые она описывала, вечно соединялись крайности: существование и конец, влюбленность и предательство, быт и поэзия. Проза Исаака Динисена была по-мужски сильной и определенной, по-женски тонкой и изысканной. Героями ее произведений были аристократы и простые люди. И в тех, и в других она искала мужество и мудрость, силу и нежность, способность боготворить и быть стойкими. Ее первая книга- "Семь фантастических историй", вышедшая в 1934 году в США и Англии под названием "Семь готических рассказов", в течение месяца стала бестселлером. Она поразила фантазерство читателей и критиков без малого забытым ароматом жизни старой прекрасной Европы.

Спустя три года Бликсен закончила воспоминания о жизни в Кении, посвятив главу "Крылья" Деннису. Она написала ещё немного сборников рассказов - "Зимние сказки", "Роковые истории", "Анекдоты судьбы". Критика называла ее "одинокой дамой датской литературы", подчеркивая тем самым уникальность ее письма, неповторимость ее литературного дара. А Эрнест Хемингуэй, получая в 1954 году Нобелевскую премию, заметил, что некогда эту премию следовало бы вручить "прекрасному писателю Исааку Динисену". Перед самой своей смертью Бликсен посвятила Африке ещё одну книгу - "Тени на траве". Переехав в Данию, Карен долговременно и мучительно болела. До самого последнего дня. Преодолевая немыслимую боль, она садилась за письменный столик или диктовала, уже лежа в постели, последние истории своему другу и секретарю Кларе Свендсен. И каждая из этих историй становилась своеобразным заклинанием: "В Африке все старые женщины негусто ведьмы, они все умеют колдовать, и этому позволительно научиться". Она научилась. Карен Бликсен написала не так невпроворот книг, но каждая из них была откровением и завещанием. Произведения Карен - ее страстные послания, ее венок на могилу возлюбленного. Карен Бликсен умерла в 1962 году. Ей было восемьдесят лет. Она умерла лауреатом многочисленных литературных премий, членом Датской академии словесности, почетным членом Американской академии искусств и литературы. Но что все это значит... Каждый конец дня на закате Карен выходила на крылечко и длительно смотрела на юг, в сторону Африки, туда, где у подножия горы Нгонг был похоронен Деннис. Ее одиночество согревала одна сказка, в которую Бликсен весьма верила. По преданию, перед закатом солнца к месту захоронения ее возлюбленного приходила чета львов и ложилась перевести дух на могильную плиту.

Так же читайте биографии известных людей:
Карен Геворкян Karen Gevorkyan

Работал на "Мосфильме", "Центрнаучфильме", Ереванской студии кинохроники.
читать далее

Карен Шахназаров Karen Shahnazarov

Карен Шахназаров - советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Родился 8 июля 1952 года.Широкую известность и популярность принес..
читать далее

Карен Пфлегер Caren Pfleger

Коллекции Карен Пфлегер неоднократно отмечались и премировались, например в 1993-ем и1996-ом годах премией Fil d'Or, на фестивале в Монте-Карло...
читать далее

Карен Мюльдер Karen Mulder

Карен Мюльдер - популярная нидерланская модель и актриса. Родилась 1 июля 1968 года.Работала в таких кампаниях, как "Victoria's Secret", Кельвин..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий