Известные люди

»

Карл Подхаст

Карл Подхаст Karl Podhast Карьера: Военно-Морской Флот
Рождение: Германия
В ночь на 8 июля 1944г. пилот Карл-Гейнц Потхаст вывел свой "Негер" в море, держа курс на северо-запад. Песчаный пляж французского курорта Виллер-сюр-мер, где базировалась флотилия кораблей-торпед, постепенно удалялся, а затем и вовсе скрылся из виду. Мимо цепи английских сторожевиков Потхасту удалось проскочить незамеченным, что позволило маленькому кораблю углубиться в расположение флота противника.

В конце июня 1944 года флот союзников по антигитлеровской коалиции готовился к грандиозному вторжению во Францию. Для верховного командования гитлеровских ВМС эти планы не были секретом, одинаково как и то, что враг, сосредоточивший великое уймище военных кораблей примерно французского побережья Атлантики, в районе Ла-Манша и Па-де-Кале, без особых усилий подавит любую попытку германского флота перехватить инициативу на море. А значит, считали немецкие адмиралы, не стоит работать ставку на большие надводные корабли, которые неминуемо окажутся жертвами вражеской артиллерии. Особые надежды в предстоящей оборонительной операции немцы возлагали на малый флот, самыми крохотными представителями которого являлись человекоуправляемые торпеды типа "Негер".

Если быть точнее, "Негер" представлял собой нечто промежуточное между торпедой и подводной лодкой, управляемой единственным пилотом. В нижней части корабля находилась обычная боевая торпеда с электрическим приводом, а верхняя доля вкупе с рубкой для "капитана" выполняла образ носителя. Миниатюрность "Негера" позволяла пилоту неприметно подвести минисубмарину впритык к вражескому кораблю и выпустить боевую торпеду, поразив мишень в упор. Германский флот насчитывал всего сорок "Негеров". Их пилотов не хватило бы более того на то, чтобы укомплектовать экипаж одного-единственного эсминца. Однако при внезапном нападении в контролируемых противником водах маленькие подлодки могли достигнуть куда больших успехов, чем, скажем, тот же эсминец...

В темное время суток на 8 июля 1944г. пилот Карл-Гейнц Потхаст вывел свой "Негер" в море, держа вектор движения на северо-запад. Песчаный пляж французского курорта Виллер-сюр-мер, где базировалась флотилия кораблей-торпед, потихоньку удалялся, а потом и совсем скрылся из виду. Мимо цепи английских сторожевиков Потхасту удалось проскочить незамеченным, что позволило маленькому кораблю углубиться в расположение флота противника. Около трех часов утра пилот услышал первые разрывы глубинных бомб - бесспорно, сторожевики союзного флота обнаружили кого-нибудь из отряда "Негеров". В эти минуты Потхаст был весь в напряжении, подобно как натянутая струна. Бомбы не причинили торпеде никакого вреда, и в этом был несомненный плюс. Но ныне диверсионная вылазка "Негеров" лишилась своего основного козыря - внезапности нападения, из-за чего штурмовать противника стало во сто крат труднее. Минут пятнадцать Потхаст не двигался, наблюдая за морем. Постепенно гул разрывов начал стихать. По-видимому, англичане отказались от преследования человекоуправляемых торпед и уж тем больше не собирались прочесывать подозрительный район - в общем, вели себя достаточно пассивно.

Слева по борту "Негера" прошла группа торговых судов, но она была излишне неблизко для того, чтобы торпедная штурмовая вылазка удалась. Кроме того, Потхаст загодя решил, что его добычей всенепременно должен сделаться армейский судно. Через час в районе дежурства "Негера" показался британский эсминец типа "Хант". Немецкий пилот начал выводить торпеду на боевую позицию, но когда выводить торпеду на боевую позицию, но когда дистанция до цели уменьшилась до 500м, эсминец грубо свернул в сторону. Теперь он был недосягаем, и Потхасту ничего не оставалось, как поджидать больше подходящего случая для использования своего небогатого боезапаса.

Через некоторое время пилот "Негера" увидел немного военных кораблей противника, которые двигались пересекающимся курсом. Самый большой из них - как раз его Потхаст и выбрал для атаки - шел последним. Пилоту очевидно везло. Отряд кораблей начал перестраиваться, и в то время как первые эсминцы совершали обходной маневр, завершающий (как выяснилось позже, это был легкий крейсер) шел самым малым ходом. На минуту Потхасту, тот, что на полной скорости приближался к выбранной цели, показалось, что большущий судно и нисколько не двигается, а разворачивается на якоре. Расстояние между ним и "Негером" стремитеьно сокращалось - пятсот, четыреста и в конце концов триста метров. Только тогда Потхаст нажал на рычаг пуска торпеды...

В начале 1942г. двадцатилетний Карл-Гейнц Потхаст пополнил ряды защитников вермахта, начав службу в немецких ВМС. К концу 1943 года, когда близ Хейлигенхафена по приказу гросс-адмирала Деница в считанные дни создавалось засекреченное диверсионное соединение "К", Потхаст дослужился до старшего фенрика и имел безупречное служебное досье. Это позволило капитан-лейтенанту Опладену, отвечавшему за подбор личного состава, подключить фенриха Потхаста в цифра первых тридцати немецких офицеров и боец, которые должны были собрать костяк знаменитого диверсионного соединения. Для испытаний человекоуправляемых торпед "Негер", которыми планировалось вооружить единственный из штурмовых отрядов соединения "К", Дениц вызвал из отпуска опытного подводника Ганно Крига, бывшего вахтенного офицера лодки "U-81", в родное время пустившей ко дну британский авианосец "Арк Ройял". Потхаст, которому было суждено сделаться одним из перых пилотов "Негеров", ни при каких обстоятельствах не служил на подлодке, но зато слыл первоклассным спортсменом. В первые годы войны он плавал в Средиземном море в составе 3-й флотилии торпедных катеров. Эти анкетные данные целиком соответствовали указанию сравнительно подбора бойцов, которое получил от Деница начальник соединения "К", патрон штаба флота адмирал Гейе.

Гросс-адмирал ясно осознавал тот значительный риск, с которым неизбежно будет сопряжена каждая операция "Негеров". Если нежданно неприятель заметит еле-еле возвышающийся над водной поверхностью стеклянный купол боевой рубки маленького кораблика, ни у "Негеров", ни у его "капитана" не останется ни единого шанса на избавление. Теперь ясно, отчего Дениц избегал применять подводников в качестве пилотов "Негеров" - приготовить такого пилота было намного проще и быстрее, чем офицера большого подводного корабля. В учебном отряде соединения Потхасту предстояло одолеть путь немного недель форсированной подготовки, которая сводилась к разнообразнейшим тестам на физическую выносливость и умение ориентироваться в неординарных ситуациях. Вечером 17 января 1944г. гардемарин Потхаст был вызван в штаб, откель его проводили в уединенный дом на берегу Балтийского моря. Капитан-лейтенант Опладен густо закрыл за старшим фенрихом ворота, у которой напряженно застыла пара часовых. В полумраке комнаты Потхасту удалось разобрать две стальные "сигары" с небольшими надстройками в средней части, из чего сигарообразные аппараты - ничто иное, как весьма маленькие субмарины. Как пояснил Опладен, две миниатюрные подлодки были военными трофеями, захваченными у англичан в Норвегии. В соединении Потхаст пользуется заслуженной репутацией опытного моряка, и неудивительно, что опробовать английскую "малютку" в действии руководство поручает как раз ему.

Все действия Потхаста, приступившего к испытаниям необычного английского корабля, были расписаны по минутам. Результаты контрольных плаваний окружала атмосфера строжайшей секретности. Даже сам испытатель вряд ли представлял, в какую общую картину они складываются. Тем не менее, эта картина оказалась довольно цельной и позволила немцам сотворить свой аналог английской субмарины - одноместную подлодку "Хехт", а потом и больше совершеннуб двухместную малютку "Зеехунд". После испытаний старшему фенриху объявили о том, что он удостоен чести зайти в первую группу пилотов человекоуправляемых торпед типа "Негер".

В марте 1944г. из Берлина пришел запрос: готова ли флотилия "Негеров" к активным боевым действиям? На нее "оберкоммандо дер марине" (главное руководство гитлеровских ВМС) имело особые виды. В сорока километрах южнее Рима, в глубоком тылу немецких войск, союзникам удалось завладеть маленький плацдарм, благодаря чему союзный флот получил полную свободу передвижения в районе Анцио. Здесь и должны были в первый раз выказать себя "Негеры" и их пилоты.

13 апреля 1944г. торпеды, в целях маскировки упрятанные в большие парусиновые чехлы, были доставлены в пиниевую рощу под боком от Пратика-ди-Маре. Высокие деревья с пышными кронами служили неплохим укрытием от авиаразведки противника, но прилегающий участок побережья из-за мелководья оказался абсолютно непригодным для спуска на воду торпед. После тщательного поиска в 18 милях от Анцио, места стоянки союзного флота, была найдена подходящая стартовая площадка для "Негеров". Максимальная дальность плавания человекоуправляемых торпед составляла всего тридцать миль, вследствие этого любой из пилотов, возвращаясь позже выполнения боевой задачи, должен был потопить свой "Негер" (шансы на сохранение боеспособного корабля были на практике нулевыми) и добираться до берега вплавь.

21 апреля 1944г. семнадцать "Негеров" вышли в открытое море. Еще больше десятка человекоуправляемых торпед, прочно севших не мель, немцам предстояло собственноручно подорвать. Перед стартом пилотов сокрушили на три группы, во главе одной из которой был поставлен недавний гардемарин Карл-Генц Потхаст. Группе Потхаста предписывалось скрытно пробраться в порт Анцио и выпустить свои торпеды по судам, стоявшим у причальной стенки.

На пути в Анцио Потхаст не встретил ни единого корабля противника. Пилот постепенно обогнул мол и неприметно проник в гавань, пройдя в каких-то тридцати метрах от английского часового. К удивлению Потхаста, в порту находилось только одно небольшое каботажное судно (намедни союзных флот покинул Анцио, причем так резво и нежданно, что весть об этом ещё не успела докатиться до немецкого командования). Ширина цели была невелика, и на точное наведение торпеды у пилота ушло довольно навалом времени. Через полминуты позже пуска раздался оглушительный взрыв - торпеда попала в мишень. В тот самый миг Потхаст уже выводил свой судно в открытое море и не мог лицезреть результатов атаки. О том, что она была успешной, свидетельствовала беспорядочная пальба в порту. Неведомого врага искали повсеместно, но только не в прибрежных водах. Пилота "Негера" никто не преследовал. Убедившись в этом, Потхаст средним ходом повел свой судно обратно.

После изнурительной ночи в море Потхаста малость не свалил дрёма. Но уснуть на "Негере", тот, что в любую минуту мог сходить ко дну, означало подвергнуть себя смертельной опасности. Из последних сил пилот открыл купол и выбрался из уже начавшего тонуть корабля. Плыть Потхаст уже не мог. Море само вынесло его на занятый немцами берег.

Отдельные успехи "Негеров" (истребление каботажного судна чуть-чуть ли не крупнейшим из них) не могли изменить общей картины боевых действий. Из-за слабой работы немецкой разведки, которая не сумела загодя более точно определить местоположение вражеской эскадры, союзный флот получил только легкий "булавочный укол", никак не подорвавший господства союзников на море. Изрядно потрепанная флотилия "Негеров" вернулась на базу, на Балтийское море.

Приблизительно посредством месяц торпедный отряд был переброшен на берега Сены для действий супротив крупных кораблей англичан, артиллерия которых каждый день поливала огнем позиции немецкой пехоты. Поскольку начальник флотилии "Негеров" Г.Криг ещё не оправился от тяжелого ранения, полученного им в Анцио, руководство отрядом перешло в руки самого опытного пилота - старшего фенриха Карл-Гейнца Потхаста.

6 июля 1944 года пилот Потхаст совершил первую вылазку в бухту Сены. Но на тот самый раз ему не повезло. После двух часов плавания хвостище "Негера" видно отяжелел - явственно, в кормовую доля торпеды попало излишне как собак нерезаных забортной воды. Потхасту ничего не оставалось, как вручить холостой торпедный залп, отомкнуть штыковой затвор купола рубки и вылезть из тонущего "Негера". Пилот доплыл до устья реки Орн и затем четырехчасового блуждания по берегу натолкнулся на опорный пункт немецкой пехоты. К утру следующего дня старшой фенрих добрался до небольшого норманнского замка - жилья, выделенного командованием отряду "Негеров".

Неудача Потхаста была тем больше досадной, что в целом вылазка "Негеров" удалась на славу. Больше десятка пилотов, вернувшись на базу, отрапортовали об успешном выполнении боевой задачи. Среди потопленных человекоуправляемыми торпедами кораблей оказались эсминец и крупное десантное судно англичан. Герои дня ликовали, а Потхаст ходил чернее тучи, сгорая от нетерпения сделать новую вылазку. Его пыл не охладил более того директива командования, тот, что предписывал Потхасту, как самому опытному инмтруктору, больше не оставлять базу. Трудность была в другом - все торпеды имели своих пилотов, и чтобы вылезти в море, Потхасту пришлось бы "потеснить" одного из них.

Проблема решилась сама собой. Когда перед отплытием у одного из молодых бойцов отряда сдали нервы, Потхаст занял его местоположение - как оказалось, не бесполезно. То, что удалось свершить Карлу-Гейнцу Потхасту в темное время суток с 7 на 8 июля 1944г., до сих пор кажется невероятным - в одиночку, имея единственную торпеду, он потопил британский крейсер "Дрэгон" водоизмещением в 5000т.

После успешной атаки крейсер "Негер" Потхаста был замечен с английского сторожевого корабля и подвергся интенсивному обстрелу. От близких разрывов снарядов торпеда-носитель вышла из строя - заглох двигатель, потом треснул стеклянный купол, укрывавший пилота. Теряя рассудок, Потхаст успел выкарабкаться из рубки. В бессознательном состоянии его подняли на борт английского сторожевика. Так Карл-Гейнц Потхаст стал военнопленным.

Английский санитарный авиалайнер доставил бывшего бойца соединения "К" в Лондон, где Потхаста поместили в лазарет. Потхаст нуждался в лечении - он очень наглотался морской воды и сейчас страдал от разрывов в легких.Как только медики поставили Потхаста на ноги, им занялась английская контрразведка. Как следует из военных дневников бывшего пилота. "Негера", за шесть недель допросов из него не вытянули ни единого слова секретной информации. Но более того если Потхаст в своих дневниках немножко покривил душой, это уже не имело никакого значения. Время "Негеров" прошло. Они перестали быть секретом для противника, и гросс-адмирал Дениц счел нужным сменить их больше совершенными субмаринами-малютками.

Потхаст же, напротив, дожил до конца войны. После освобождения из английского лагеря для военнопленных он вернулся на родину и, как многие бывшие солдаты третьего рейха, окончил свою бытие добропорядочным немецким бюргером.

Так же читайте биографии известных людей:
Карл Ламберт Carl Lambert

Ламберт Карл Осипович де (1772 - 30.5.1843, имение Циглеровка Константиновский уезд Полтавской губернии), граф, генерал от кавалерии (12.12.1823),..
читать далее

Карл Бартос Karl Bartos

Немецкий музыкант; в 19751991 гг. был участником электронной группы Kraftwerk.
читать далее

Карл Бём Karl Bem

Карл Бём - выдающийся австрийский дирижёр, исполнитель немецкой и австрийской музыки периода классицизма и романтизма. Родился 28 августа 1894..
читать далее

Карл Давидов Karl Iulevich Davidov

В 1858 г. Давидов окончил Московский университет по математическому факультету, но окончательно посвятил себя музыке и сделался профессором в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий