Известные люди

»

Карло Фаринелли

Карло Фаринелли Carlo Pharinelli Карьера: Музыкант
Рождение: Италия, 24.1.1705
Самый выдающийся певец среди музико, да и, вероятно, вообще певец всех времен Фаринелли.

Самый выдающийся певец посреди музико, да и, наверное, вообще певец всех времен Фаринелли.

Мир, по словам сэра Джона Хоукинса, не видел на сцене двух таких певцов, как Сенезино и Фаринелли, одновременно; первостепеннный был искренним и замечательным актером, и, по мнению искушенных судей, тембр его голоса был лучше, чем у Фаринелли, при всем при том достоинства второго были в такой степени неоспоримы, что всего ничего кто не назвал бы его величайшим певцом в мире.

Поэт Ролли, между прочим, здоровый поклонник Сенезино, писал Заслуги Фаринелли не позволяют мне выдержать от признания в том, что он поразил меня. Мне более того показалось, что до сих пор я слышал только малую количество человеческого голоса, а в настоящее время услышал его всецело. Помимо этого, он отличается самыми дружелюбными и любезными манерами, и я получил огромное наслаждение от общения с ним.

А вот соображение С.М. Грищенко Один из выдающихся мастеров бельканто, Фаринелли обладал феноменальным по силе звука и широте диапазона (3 октавы), гибким, подвижным голосом чарующе мягкого, светлого тембра и без малого беспредельным по продолжительности дыханием. Его претворение в жизнь отличалось виртуозным мастерством, четкой дикцией, утонченной музыкальностью, необычайным артистическим обаянием, поражало эмоциональной проникновенностью, яркой экспрессивностью. В совершенстве владел искусством импровизации колоратур.

...Фаринелли безупречный исполнитель лирических и героических партий в итальянской опере-серии (в начале оперной карьеры напевал женские партии, в дальнейшем мужские) Нино, Поро, Ахилла, Сифаре, Эукерио (Семирамида, Поро, Ифигения в Авлиде, Митридат, Онорио Порпоры), Ореста (Астианакт Винчи), Араспе (Покинутая Дидона Альбинони), Эрнандо (Верная Лучинда Порта), Никомед (Никомед Торри), Ринальдо (Покинутая Армида Поллароли), Эпитиде (Меропа Броски), Арбаче, Сироя (Артаксеркс, Сирой Хассе), Фарнаспе (Адриан в Сирии Джакомелли), Фарнаспе (Адриан в Сирии Верачини).

Фаринелли (настоящее имя Карло Броски) родился 24 января 1705 года в Андрии, Апулия. В противовес большинству молодых певцов, обреченных на кастрацию из-за обнищания своих семей, видевших в этом источник доходов, Карло Броски выходец из дворянской семьи. Его папа, Сальваторе Броски, одно время глава администрации области городов Маратеа и Чистернино, а позднее капельмейстер Андрии.

Сам превосходный музыкант, он обучил этому искусству двух сыновей. Старший, Рикардо, попозже стал автором четырнадцати опер. Младший, Карло, раньше времени проявил чудесные способности к пению. В семь лет мальчика кастрировали, дабы сберечь чистоту голоса. Псевдоним Фаринелли произошел от фамилии братьев Фарина, покровительствовавших певцу в юные годы. Пению обучался Карло поначалу у отца, потом в неаполитанской консерватории Сант-Онофрио у Николы Порпоры, самого знаменитого в то время учителя музыки и пения, воспитавшего таких певцов, как Каффарелли, Порпорино и Монтаньяца.

В пятнадцать лет в Неаполе Фаринелли дебютировал перед публикой в опере Порпора Анжелика и Медор. Широкую известность принесли юному певцу выступления в римском театре Алиберти в период 172122 года в операх Эумене, Флавио Аничио Олибрио Порпоры.

Здесь же он напевал главную женскую партию в опере Предьери Софонисба. Каждый вечерок Фаринелли соревновался с трубачом в оркестре, сопровождающим его пение в самом бравурном тоне. Ч. Берни рассказывает о геройских поступках юного Фаринелли Семнадцати лет он переехал из Неаполя в Рим, где во время представления одной оперы он произвольный вечерок состязался со знаменитым трубачом в арии, которой тот аккомпанировал на этом инструменте; прежде это казалось только простым и дружеским состязанием, в то время как зрители не заинтересовались спором и не разделились на две партии; следом многократных выступлений, когда они оба изо всех сил наращивали единственный и тот же звук, показывая мощь своих легких и стараясь перещеголять приятель друга блеском и силой, они как-то раз филировали звук с трелью в терцию в течение настолько долгого времени, что зрители стали с нетерпением дожидаться исхода, а оба казались вконец изнуренными; и впрямь, трубач, окончательно выбившись из сил, остановился, предполагая, что его враг до того же утомлен и что состязание окончилось вничью; тогда Фаринелли, улыбнувшись в знак того, что до сих пор он только шутил с ним, стал на том же дыхании, с новой силой не только филировать звук в трели, но и исполнять самые трудные и быстрые украшения до тех пор, покуда его, в конце концов, не заставила встать овация слушателей. Этим днем разрешается датировать начало его неизменного превосходства над всеми современниками.

В 1722 году Фаринелли выступил впервой в опере Метастазио Angelica, и с тех пор возникла его сердечная приятельство с молодым поэтом, тот, что называл его не по иному как саrо gemello (дорогой братишка). Такие отношения поэта и музико характерны для данного периода развития итальянской оперы.

В 1724 году Фаринелли исполняет свою первую мужскую партию, и ещё раз фарт по всей Италии, которая в тот отрезок времени знает его под именем Il Ragazzo (Мальчик). В Болонье он поет вкупе со знаменитым музико Бернакки, тот, что старше его на двадцать лет. В 1727 году Карло просит Бернакки дарить ему уроки пения.

В 1729 году они совместно поют в Венеции с кастратом Черестини в опере Л. Винчи. В следующем году певец с триумфом выступает в Венеции в опере своего брата Рикардо Идаспе. После исполнения двух виртуозных арий публика приходит в исступление! С таким же блеском он повторяет свой триумф в Вене, во дворце императора Карла VI, приумножив вокальную акробатику, чтобы ослепить Его Величество.

Император жутко дружески советует певцу не увлекаться виртуозными трюками Эти гигантские скачки, эти бесконечные ноты и пассажи, ces notes, qui ne finissent jamais, только изумляют, а для вас уже настало время пленять; вы излишне расточительны в дарах, которыми осыпала вас природа; если вы хотите достичь сердца, вы должны избрать больше гладкий и немудрёный путь. Эти немногие слова без малого в корне изменили манеру его пения. С этого времени он соединял патетическое с живым, простое с возвышенным, тем самым в равной мере восхищая и изумляя слушателей.

В 1734 году певец приехал в Англию. Никола Порпора в что ни на есть разгар своей борьбы с Генделем попросил Фаринелли дебютировать в лондонском Королевском театре. Карло выбирает оперу А. Хассе Артаксеркс. Он дополнительно включает в нее пользовавшиеся успехом две арии своего брата.

В знаменитой арии Son qual nave, сочиненной его братом, первую ноту он начинал с таковый нежностью и потихоньку усиливал звук до таковой потрясающей мощи, а следом метко так же ослаблял к концу, что аплодировали ему целых пять минут, отмечает Ч. Берни. После этого он показал таковой лоск и быстроту пассажей, что скрипачи того времени с трудом поспевали за ним. Короче говоря, он был до того выше всех других певцов, сколь популярный мерин Чилдерс превосходил всех остальных скаковых лошадей; но Фаринелли выдавался не только подвижностью, он ныне соединял в себе преимущества всех великих певцов. В его голосе были мощь, сладость и диапазон, а в его стиле нежность, грация и быстрота. Он, несомненно, обладал качествами неведомыми до него и не встречавшимися затем него ни у одного человеческого существа; качествами неотразимыми и покорявшими каждого слушателя ученого и невежду, друга и врага.

После спектакля зрители кричали Фаринелли Бог! Фраза облетает весь Лондон. В городе, пишет Д. Хоукинс, слова о том, что те, кто не слышал, как поет Фаринелли, и не видел, как играет Фостер, недостойны являться в приличном обществе, практически вошли в поговорку.

Толпы поклонников собираются у театра, в котором двадцатипятилетний певец получает жалованье, равное жалованью всех участников труппы вкупе взятых. Певец получал две тысячи гиней в год. Кроме того, большие суммы Фаринелли зарабатывал в своих бенефисах. К примеру, он получал двести гиней от принца Уэльского, а от испанского посла 100 гиней. В общей сложности итальянец за год богател на сумму в пять тысяч фунтов.

В мае 1737 года Фаринелли отправился в Испанию с твердым намерением возвратиться в Англию, где заключил контракт со знатью, тогда управлявшей оперой, для выступлений на грядущий период. На пути он напевал для короля Франции в Париже, где, по свидетельству Риккобони, очаровал более того французов, в то время вообще ненавидевших итальянскую музыку.

В день приезда музико выступил перед королем и королевой Испании и долгие годы не напевал публично. Ему назначили непрерывный пенсион рядом 3000 фунтов стерлингов в год.

Дело в том, что испанская королева пригласила Фаринелли в Испанию с тайной надеждой вывести своего мужа Филиппа V из состояния депрессии, граничащей с безумием. Тот вечно жаловался на ужасные головные боли, запирался в одной из комнат дворца Ла Гранха, не мылся и не менял белья, считая себя умершим.

Филипп потрясен первой же арией, исполненной Фаринелли, сообщал в своем донесении посол Великобритании сэр Уильям Кока. С окончанием второй он послал за певцом, расхвалил его, пообещав вручить ему все, что он только пожелает. Фаринелли попросил его только стать, умыться, переодеться и провести совещание кабинета министров. Король повиновался и с тех пор выздоравливает.

После этого Филипп всякий вечерок зовет Фаринелли к себе. В течение десяти лет певец не выступал перед публикой, так как всякий день напевал королю четыре любимые арии, две из которых сочинены Хассе, Pallido il sole и Per questo dolce amplesso.

Менее чем посредством три недели после этого приезда в Мадрид Фаринелли назначается придворным певцом короля. Монарх уточнил, что певец подчиняется только лично ему и королеве. С тех пор Фаринелли пользуется огромной властью при испанском дворе, но ни в жизнь ею не злоупотребляет. Стремится только облегчить хвороба короля, не дать в обиду артистов придворного театра и приневолить своих зрителей души не чаять итальянскую оперу. Но он не может вылечить Филиппа V, тот, что умирает в 1746 году. Его отпрыск Фердинанд VI, рожденный от первого брака, наследует трон. Свою мачеху он заточает во дворце Ла Гранха. Та просит Фаринелли не уходить ее, но свежеиспеченный король требует, чтобы певец остался при дворе. Фердинанд VI назначает Фаринелли директором королевских театров. В 1750 году король награждает его орденом Калатравы.

Обязанности артиста в настоящее время менее однообразны и утомительны, так как он убедил монарха завести оперу. Последняя стала для Фаринелли здоровущий и радостной переменой. Назначенный единственным руководителем этих спектаклей, он выписал из Италии лучших композиторов и певцов того времени, а Метастазио для либретто.

Еще единственный испанский король, Карл III, заняв трон, отослал Фаринелли в Италию, показав, как смущение и жестокость смешивались с почитанием кастратов. Король сказал Каплуны мне нужны только на столе. Однако певцу продолжали выплачивать ладный пенсион и разрешили вывезти все собственность.

В 1761 году Фаринелли поселяется в своем роскошном доме в окрестностях Болоньи. Он ведет бытие богатого человека, удовлетворяя свои склонности к искусствам и наукам. На вилле певца окружает великолепная коллекция табакерок, ювелирных изделий, картин, музыкальных инструментов. Фаринелли ещё продолжительно играл на клавесине и виоле, но напевал крайне нечасто, и то только по просьбе высокопоставленных гостей.

Более всего любил он с любезностью и утонченностью светского человека принимать собратьев по искусству. Вся Европа приходила воздать почести тому, кого считала величайшим певцом всех времен Гпроем, Гайдн, Моцарт, император Австрии, саксонская принцесса, герцог Пармы, Казанова.

В августе 1770 года Ч. Берни записывает в своем дневнике

Каждому любителю музыки, в особенности тем, кому посчастливилось чуять синьора Фаринелли, доставит блаженство познать, что он ещё жив и бодр здоровьем и духом. Я нашел, что он выглядит моложе, чем я ожидал. Он высок и худощав, но ни чуточки не кажется хилым.

...Синьор Фаринелли давнехонько уже не поет, но ещё развлекается игрой на клавесине и виоле ламур; у него невпроворот клавесинов, сделанных в разных странах и названных им, в зависимости от его оценки того или иного инструмента, именами величайших итальянских художников. Самым большим его любимцем является pianoforte, сделанное во Флоренции в 1730 году, на котором написано золотыми буквами Рафаэль дУрбино; следом идут Корреджо, Тициан, Гвидо и т.д. Он длительно играл на своем Рафаэле, с большим умением и тонкостью, и сам сочинил для этого инструмента немного изящных пьес. Второе местоположение занимает клавесин, подаренный ему покойной испанской королевой, которая училась у Скарлатти в Португалии и Испании... Третий любимец синьора Фаринелли кроме того сделан в Испании под его собственным руководством; он имеет передвижную клавиатуру, как в инструменте графа Таксис в Венеции, в котором исполнитель может транспонировать пьесу выше или ниже. В этих испанских клавесинах основные клавиши черные, а бемольные и диезные покрыты перламутром; сделаны они по итальянским образцам, всецело из кедра, за исключением деки, и помещены во второй ящик.

Фаринелли умер 16 сентября 1782 года в Болонье.

Так же читайте биографии известных людей:
Карлос Кастанеда Karlos Sezar Arana Kastaneda

Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ столетия. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти..
читать далее

Карлос Фуэнтес Karlos Fuentes

Vексиканский романист. Сын дипломата, он вел космополитический образ жизни: учился в Мехико и Женеве (19441950), работал в мексиканском столичном..
читать далее

Карлос Боозер Carlos Boozer

Он является профессиональным американским баскетбольным игроком. Представляет интересы команды Utah Jazz в национальной лиге NBA.
читать далее

Карлос Франциско Делфино Carlos Francisco Delfino

Карлос Франциско Делфино - аргентинский спортсмен, баскетболист, родился 29 августа 1982 года.Карлос Франциско Делфино является олимпийским..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий