Известные люди

»

Кензо Такада

Кензо Такада Kenzo Takada Карьера: Дизайнер
Рождение: Япония, 27.2.1939
На первый показ Кензо Такады пришли 50 человек. Они увидели странные яркие одежды - по большей части кимоно, сшитые из японских хлопчатобумажных тканей. Поначалу народ в зале смеялся. Они еще не подозревали, кто будет смеяться последним.

Он родился 27 февраля 1939 года в глубинке Хиого, в деревушке у подножия древнего замка Химейи. Кензо был последним, пятым ребенком в семье владельца чайного домика. Еще учась в школе, он был до такой степени поражен моделями, которые увидел в журнале Sunflower, что попытался копировать их. После окончания школы Кензо не захотел продолжать учебу в Университете и попросил родителей дозволить ему посещать ту же школу модельеров, которую посещала его сестра. Но родители отказали ему, и он стал осваивать английскую литературу в университете Kobe Gaibo.

Однако, не выдержал: проучившись единственный семестр, он оставил универ и уехал в Токио. Чтобы получить на учебу, работал подмастерьем маляра за семь долларов в месяц и стал первым юношей, которого приняли в старейшую японскую школу модельеров Bunka Gakuen (до этого туда забирали только девушек). "Если бы я начинал сегодня, я бы остался в Токио", - признается Кензо. И сначала он воистину работал модельером в сети универмагов "Санаи" и манекенщиком в столичном журнале мод. Но в то время его единственным желанием было поехать в Париж, в особенности после этого того, как его педагог Koike, только что вернувшийся из Франции, рассказал ему о коллекциях Ив-Сен Лорана и о событиях парижского мира моды.

Чуть позже фортуна улыбнулась ему - Кензо получил компенсацию в размере 350 тысяч йен за снос дома, в котором он жил. 1 января 1965 года он приехал в Марсель и сел в поезд, тот, что отправлялся в Париж. Он не говорил по-французски, у него не было ни работы, ни денег, потому он больше молчал, смотрел и слушал. Париж стал для Кензо открытой книгой. "Ни в одном уголке мира я не чувствовал себя так добро, как в Париже, -- говорит Кензо. -- Здесь всякий булыжник, каждое облачко, произвольный прохожий помогают мне в творчестве. Хотя в душе я остался японцем".

С 1965 года, сняв комнатку на Монмартре, он систематично посещает все важнейшие показы - Кардена, Диора, Шанель - и все глубже погружается в пучину депрессии. Haute couture - недоступная мишень, параллельная вселенная, идеальная одежка, далекая от реальной жизни. Кензо понял, что если пойдет традиционным путем, то ничего не добьется. Понадобятся десятилетия, чтобы сравняться с грандиозными именами. Нужно было нечто новое, чего пресыщенный Париж ещё не пробовал.

Слава Богу, ожидать оставалось краткосрочно. Как признается сам Кензо, у него вроде глаза открылись, когда он увидел первую коллекцию Куррежа. Появился свежий стандарт haute couture, к которому мог подступить обычный смертный. На одном дыхании Кензо делает 30 моделей одежды, 5 из которых за смехотворную сумму (5 долларов) покупает супруга Луи Феро. Выполняя заказы для нескольких крупных магазинов, Кензо учится вкалывать с европейскими тканями и цветами. Каждый день он относит в банк все, что удается накопить, и грезит о собственном деле.

Молодежная мода принесла ему стремительный фарт. Его модели уже тогда отличала неподражаемая мешанина цветов и рисунков. Клетка, линия, цветочные и 'звериные' рисунки смешивались в самых невероятных сочетаниях, оставляя ощущение жизнерадостности и 'удовольствия от каникул'. Сам Кензо определял свой манера как 'разрушение Haute Couture', сочетая дальневосточные и другие этнические влияния с парижским шиком.

Через пять лет вслед за тем приезда в Париж Кензо совместно с Атсуко Кондо, давней сокурсницей по колледжу, открывает что ни на есть очаровательный бутик Парижа тех лет - "Джангл Джэп" (Jungle Jap) - на Больших Бульварах, вдалеке от "золотого треугольника" и расположенных там салонов мэтров высокой моды.

А позже случился тот самый-самый начальный показ, с которого мы начали свой расклад. Кензо использовал японские хлопчатобумажные ткани и отрезы, которые купил на рынке Saint Pierre. На следующий день потом показа был открыт бутик Jungle Jap.

Кимонообразные одежды сначала удивляли и смешили. Хотя чего разрешено было ждать от японца?

"В Японии в начале 70-х было два основных направления для кимоно - простое и крайне строгое или сильно красочное, как японский театр кабуки. Я выбрал второе". Немногие знали о том, что Кензо вырос под музыку, хохот и пение гейш, так что активизировать с кимоно было для него совершенно без сомнения. "Когда-то давнехонько я шил платья для кукол сестры и мечтал, как буду одевать круглоглазых дочерей далекого Запада, - вспоминает Кензо. - В Париже, решив сыскать что-то родное, я подумал о смешении кимоно с западной одеждой: широкие свитера, широкие накладные плечи, прямые линии, широкие рукава".

В 70-е годы, когда господствовала одежка, облегающая фигуру, с узкими рукавами и плечами, это было новым. 'Телу нужно пространство, - говорил модельер. - Как в физическом, так и в духовном смысле'. Все они - Мияке, Ямамото, Кензо, Кавакубо - начинают вводить моду на объемные вещи, вследствие того что как каждый японец генетически не понимает одежду, обтягивающую и подчеркивающую фигуру. В таких вещах, по их собственному признанию, японцы задыхаются. Объемная одежка была по-настоящему революционной. Но, как и любая революция, эта имела исторические предпосылки. Утомленная блеском гламура, Европа уже не могла и не хотела подчеркивать талию и бедра. Хотелось прибрать собственное стан со всеобщего обозрения.

Стиль Кензо тотчас окрестили "новым деконструктивизмом", Couture Destructuree, и это течение, как никакое другое, было созвучно настроениям нового поколения - тех, кто впитал дух парижских молодежных бунтов 60-х. 70-е - звездное десятилетие Кензо. Создавая по пять коллекций в год, он избавляется от застежек-"молний" и пуговиц, от облегающего кроя и вытачек. В остатке - прямой, вольный, чистый крой, цветовые сочетания и ритмы, непривычные европейскому глазу. Его коллекции заполнены цветом... и разнообразными цветами. Для человека, не уж очень разговорчивого по натуре и к тому же худо говорящего по-французски, цветы неизменно оставались особой формой выражения любви к жизни, к свободе. К тому же культ цветов полно значил для движения хиппи, вне сомнения, оказавшего на Кензо заметное воздействие. Да в конце концов, неужели не без сомнения для выходца из страны цветущей сакуры набросать огромную розу на стене нового бутика?

Этот бутик на площади Виктуар сразу становится самым модным местом в Париже. За 70-ми следуют 80-е, когда мир сходит с ума от всего, что связано с модой, когда воплощаются самые дерзкие фантазии дизайнеров. Кензо становится одним из первых модельеров, превративших показы одежды в феерические шоу: "Мне нравится веселье, а Париж в те годы в особенности к нему располагал".

В 1981-м Кензо затягивает полотном и засыпает золотой пылью площадь Виктуар, посредством год устанавливает шикарные шатры кругом старинного замка в Бордо, едва-едва позже украшает известный мост Понт-Нёф десятками тысяч горшков с цветами... Здание биржи, музей Д'0рсе, цирк, площадь Трокадеро - он организовывал показы во всех знаковых местах Парижа.

В 1983 году он открыл линию мужеский моды. В мужеский одежде, так же как и в женской, сочетаются ткани разных цветов, с различными рисунками, в частности полосатые штаны и элегантный пиджак в цветочек. В 1988 году Кензо выпустил свой первостепеннный парфюм.

"Экзотика - это я сам", - написал в одно прекрасное время Кензо. Великий путешественник, в каждой стране мира он молчит, слушает, смотрит - и видит самую сущность. Он чурается слова "фольклор": "Народные костюмы со всего мира имеют непочатый край общего. Их диковинно несложно комбинировать".

Туники Мао, платья инфант с картин Веласкеса, платья с брюками из Вьетнама, униформа королевских гвардейцев, пышные чешские юбки - все это стало неотъемлемой частью так называемого стиля "богатых хиппи", тот, что удачно выдержал атаки минимализма, гранджа и "новой классики". Серый - зимой, синий - весной, кружево - вечером, сумочка в цвет туфель, не больше трех цветов в костюме - куда делись эти правила? Спросите у Кензо Такады. И он ответит: "Деревья зелёные, все деревья зелёные, мы видели столь зелёных деревьев, что забыли: деревья бывают розовыми также, но если бы все деревья были розовыми, я бы показал вам зелёное дерево".

Он одел невесту в розовое, заменив традиционную вуаль на огромную шляпу-цветок. Действительно, неужели розовое - символ удовольствия - не достойная замена белому - символу девственности? У Кензо дама ни в жизнь не одета "чересчур": если ей что-то нравится, она не возводит свою симпатию в абсолют. Она играет в моду, не стремясь изготовить ощущение и не провоцируя. Она не мыслит глобальными категориями, а живет в своем маленьком домике, тот, что есть доля дома большого.

В начале 90-х конкуренция стала в особенности жестокой, но более того тогда Кензо не отличился ни скандалами, ни эксцентричными показами, ни экивоками в сторону остромодных течений. "Когда ты вынужден реагировать на тенденции, которые тебе не шибко близки... это лишает свободы. Мода - это календарь, постоянно необходимо внятно придерживаться расписанию", - констатирует мастер. Все, что его заботило, - остаться верным себе.

Он изобретает собственное философское течение - "номадизм", утверждающее абсолют природы и простых радостей жизни. Он шьет одежду для мужчин и женщин, детей и подростков, людей богатых и не крайне.

В 1993 году процветающую фирму Kenzo покупает группа LVMH, обладающая большинством французских модных Домов. Впервые Кензо может разрешить себе роскошь заниматься несложно творчеством, не вникая в коммерциал. Дом Kenzo - целая империя, приносящая ее создателю без малого 200 миллионов долларов в год. Но он не останавливается и создает ещё единственный обитель - личный.

Здесь, в самом сердце Парижа, поблизости от площади Бастилии, он скрупулезно воссоздает кусок Японии - с чайным домиком, прудом с золотыми рыбками и садом камней. В своем доме Кензо собрал сувениры со всего света: японские церемониальные занавесы с изображением рыбы - зодиакальным знаком Кензо, африканские статуи... Дверь из древнего индийского дворца висит на стене как картина. В доме сотни слонов - из дерева, бронзы, фарфора, на коврах и старинных гравюрах, потому как аккурат слона дизайнер сделал своим талисманом. Ни единой фальшивой ноты, все безупречно, как и подобает настоящему японскому дому.

Весной 1999 года Кензо Такада был награжден американской премией мира - Time for Peace Award - "За космополитическую карьеру и манера, впитавший в себя отголоски самых различных культур и традиций". Впервые подобную награду вручают модельеру. Кензо представил публике Платье Мира - свой первостепеннный наряд haute couture, расшитый цветами сакуры в ателье Франсуа Лесажа.

А в октябре 1999 года в Париже Кензо подвел итог: он показал свою последнюю коллекцию pret-a-porter весна- лето 2000, а далее впечатляющую ретроспективу трех десятилетий творчества. После чего дизайнер покидает свой Дом. Как он сам утверждает, вовсе не как снег на голову и уж метко не насовсем. Мастер сам назначил преемников - это 38-летний француз Жиль Розье, тот, что занимается в Доме Kenzo женской одеждой, и его ровесник датчанин Рой Крейберг, ответственный за мужскую линию. "Они что надо прочувствовали дух марки. И мне бы хотелось, чтобы, уважая тот самый дух, они добавили нечто новое, чтобы манера эволюционировал".

Будущее моды Кензо видится противоречивым: "Конечно, будут являться новые ткани, все больше технические и искусственные, а людям будет все больше желаться натурального, природного. Но оно будет все менее доступным".

Насчёт своего ухода Кензо говорил: "Я хочу брать год-полтора для переоценки ценностей, передохнуть, набраться сил - я в этом шибко нуждаюсь. Хочу как собак нерезаных путешествовать - легко для удовольствия, хочу посвятить себя тому, на что раньше не хватало времени. Надо быть любопытным и работать только то, что нравится, более того если это не приносит денег. Нужно полно действовать и многим де литься. И почаще улаживать себе праздники. Уезжать туда, где голубое небосклон, золотистый песок и жаркое солнышко. А опосля ретироваться и активизировать все заново".

И Кензо Такада вернулся. После трехлетнего отдыха весной 2002 года он подписал контракт со своими бывшими боссами в LVMH. Согласно условиям сделки, LVMH инвестирует солидную сумму в Yume (марку, принадлежащую Кензо), а ещё поможет в развитии направления, производящего предметы интерьера. Но на тот самый раз дизайнер не планирует возобновлять свою работу в качестве дизайнера одежды. "LVMH и Кензо не планируют снова совместно действовать над дизайном одежды или творить свежий Дом", - сказал пресс-атташе модельера. Кензо всего 63 года и у него всё спереди.

Так же читайте биографии известных людей:
Кеничи Юмото Kenichi Umoto

Молодой, талантливый спортсмен, перспективный борец. Его вид спорта вольная борьба. Он выступает в весовой категории до 60-ти килограмм. Кеничи..
читать далее

Кеннет Грехем Kenneth Grahame

По-настоящему литературная карьера Грэма началась с того, что его открыл критик и поэт У.Э.Хенли (18491903), напечатавший многие сочинения молодого..
читать далее

Кеннет Грэм Kennet Gram

Британский писатель, мировую славу которому принесла книга Ветер в ивах, написанная в 1908 году.
читать далее

Кеннет Каунда Kenneth Kaunda

В октябре 1964 К. Каунда избран первым президентом независимого государства Республики Замбия. В 1973 принята новая конституция, согласно которой в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий