Известные люди

»

Ким Назаретов

Ким Назаретов Kim Avedikovich Nazaretov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Ростовская область» Ростов-на-Дону, 24.8.1936 - 18.7
Руководитель джаз-оркестра, бэндлидер, пианист, аранжировщик, дирижер, композитор, педагог, Заслуженный деятель искусств России (1985). Первый в стране профессор эстрадной и джазовой музыки (1989). Один из основоположников и создателей эстрадно-джазового образования в России. Первый заведующий отделением эстрадной и джазовой музыки Ростовского училища искусств (1982-1985), первый заведующий кафедрой эстрадной и джазовой музыки в Ростовской государственной консерватории им. С.Рахманинова (1982-1993).

Член координационного совета эстрадного образования при Центральном научно-методическом кабинете по учебным заведениям культуры и искусства (1984-1993).

Основатель Ростовского джаз-оркестра (1963-1993). Лауреат Международных и отечественных джазовых фестивалей. Председатель жюри международных и отечественных джазовых конкурсов. Автор методических работ и учебных пособий по фортепиано и оркестровому классу для эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ и вузов. Педагог, воспитавший невпроворот лауреатов международных и отечественных конкурсов и фестивалей, работающих в России, странах Европы и Америки.

"Элегантный, экстравагантный дирижер, рыцарь биг-бэнда... У него как-то отлично сочетались интеллигентность, мягкость и грандиозная принципиальность. Он все понимал. Но он был в такой степени талантливым человеком, что мог эту свою принципиальность и решительность проявлять в весьма каких-то добрых формах." (Ю.С.Саульский).

"Его деловитость в сочетании с юмором, в сочетании с его личным обаянием позволила в Ростове шибко крепко-накрепко определить на ноги эстрадно-джазовое образование..." (В.Б.Фейертаг).

"Я был потрясен выступлением его оркестра. Это был "живой" джаз. Всю свою энергию Ким передавал музыкантам. Он практически взрывал своим темпераментом оркестр. Это был "живой" драйв, "живой" свинг. Биг-бэнд Кима Назаретова стал "оркестровым университетом" для музыкантов." (А.Н.Баташев).

Несколько непонятное для сегодняшнего поколения имя "Ким" в 1936 году было довольно частым и расшифровывалось крайне просто: Коммунистический интернационал молодежи. И так уж случилось, что такое хорошее советское имя теснейшим образом связалось с нехорошим буржуазным словом "джаз".

Ким прошел все соответствующие ступени полного музыкального образования (школа-училище-вуз), и на всех этапах его сопровождала влюбленность к инородному искусству. Его училищный педагог - выпускница Московской консерватории (класс профессора Л.Н.Оборина) М.И.Кац - не признавала никакого джаза и видела в Киме блестящего классического пианиста. А вот теоретик Г.М.Барсегян крайне лояльно относился к гармоническим экзерсисам своего студента и более того позволял игрывать модуляции джазовыми гармониями.

В 1956 году Ким Назаретов с отличием заканчивает училище и поступает не в Московскую к Л.Н.Оборину, а Харьковскую консерваторию: так уж сложились обстоятельства. В Харькове Ким создает свой первостепеннный оркестр "Дружба". Весьма своеобразную профессиональную оценку этому интернациональному (в нем играли студенты Германии, Польши, Чехословакии, Румынии) коллективу дал Александр Броневицкий: свой ленинградский ансамбль он назвал так же - "Дружба". Репертуар черпали из передач Уиллиса Коновера "Час джаза" и трофейных фильмов - таких, как "Серенада Солнечной долины" и "Джордж из Динки-джаза".

С октября 1960 г. Ким Назаретов начинает сотрудничество с Харьковским ТЮЗом: сперва как дирижер оркестра, следом - заведующий музыкальной частью. За три года он написал музыку к восьми спектаклям.

Окончание консерватории (1961) совпало с конкурсом пианистов-выпускников консерваторий Украины, Молдавии и Белоруссии, на котором Ким занимает первое местоположение. Но, пожалуй, самым ярким событием харьковского периода была саммит с Эдди Рознером. Во время гастролей по Украине в оркестре внезапно захворал пианист. Ким согласился на замену. Ему объяснили, что игрывать, и выдали концертный наряд ли не на три размера меньше. Но это вовсе не помешало первому большому успеху Назаретова.

Харьков в то время был довольно крупным культурным центром страны с крайне напряженной концертной жизнью. Поэтому о Киме знали многие и более того пытались "заманить" к себе: Константин Орбелян убеждал ходить в Государственный оркестр Армении, Эдди Рознер - в свой оркестр Белоруссии. Но родители Кима настаивали на возвращении в Ростов-на-Дону. Тем больше, что Ким с женой жили на квартире, а трехлетний Петя - у бабушки в г. Славянске.

В августе 63-го семейство Назаретовых переезжает в Ростов. Ким работает в Ростовском училище искусств и дает концерты в филармонии. Но джаз его по-прежнему "не отпускает". Да и греза о создании джаз-оркестра в Ростове как черт из табакерки показалась совсем реальной. Уже в сентябре благодаря помощи друга - саксофониста Владимира Попова - был сформирован первостепеннный состав, тот, что сквозь полтора месяца показал свою небольшую программу в кинотеатре "Россия" приехавшему на гастроли в Ростов-на-Дону оркестру Олега Лундстрема. Вот с этого все и началось.

Летом 64-го оркестр стал выступать в парке им. Октябрьской революции на танцплощадке "Мелодия" и под этим названием жил достаточно продолжительно. Коллектив не имел "постоянного места жительства", скитался по всевозможным ДК, что, и все-таки, не мешало работать новые программы и систематично являть их в городе.

Одновременно Ким Назаретов работает в театрах (сохранилась музыка к спектаклям "Варшавская мелодия", "Похищение луковиц", "Двадцать лет спустя", "Добрый дядя из Сезуана"). Хочется чуть-чуть припоздать на пьесе Бертольда Брехта, все музыкальные номера которой решены в разных джазовых формах, жанрах, стилях. "Песня о дне святого Никогда" - джаз-рок, "Песня о восьмом слоне" принизана ритмами буги-вуги, "Песня Водовоза" полностью выдержана в стиле свинг, а красивейшая баллада "Песня о дыме" - лирический середина спектакля.

В начале 70-х джазменов России сразили два события. В 1971 году в страну приехал легендарный Дюк Эллингтон со своим уникальным оркестром солистов, а сквозь год - оркестр под управлением трубача и композитора Тпища Джонса и барабанщика Мела Луиса. "Живое" воплощение в жизнь кумиров, конечно же, всколыхнуло творческий потенциал Ростовского джаз-оркестра Кима Назаретова. Музыканты стали разыскивать свой саунд, свою индивидуальную манеру исполнения. Обогатился и расширился репертуар.

Наступил судьбоносный для истории отечественного джаза 74-й год: решением Министерства культуры РСФСР в музыкальных училищах двадцати городов России были открыты эстрадные и джазовые отделения (ЭДО). В различие от других учебных заведений, в которых ЭДО прикрепились к фортепианному или духовому отделениям, в Ростове-на-Дону оно безотлагательно стало самостоятельным, оттого и считается официально "первым в России". Открывали его управляющий РУИ А.И.Безродный, пианист К.Назаретов и тромбонист В.Кутов (в последствии - худрук Ростовского джаз-оркестра К.Назаретова).

Первые педагоги ЭДО: К.А.Назаретов (заведующий отделением, ф-п, аранжировка, глава джаз-оркестра РУИ), В.И.Попов (саксофон, ансамбль), Е.И.Гнездилов (саксофон), В.Г.Кутов (тромбон, аранжировка), М.О.Радинский (труба), Г.Крылов и В.И.Костыленко (гитара), И.К.Егоров (бас-гитара), Л.Д.Тюрин (контрабас), Н.А.Иоаннисян (ф-п, джазовая импровизация), М.М.Левин (ударные), А.П.Морозов (аккордеон). На лекции по истории джазовых стилей приезжал из Воронежа Ю.Т.Верменич (которого затем сменил Ю.Г.Кинус - нынешний худрук джаз-оркестра К.Назаретова). Эти педагоги создали ростовскую школу джаза по сути дела "с нуля", а в 79-м году ЭДО РУИ уже вошло в каталог европейских джазовых школ.

В 1974-м году доля оркестра (точнее - его "шведский" состав) Кима Аведиковича "переселяется" в концертный зал РУИ, и на его базе создается свежеиспеченный - студенческий - коллектив, тот, что уже в мае 76-го впервой выезжает на джаз-фестиваль в Куйбышев (в настоящее время - Самара) и следом становится постоянным участником всех джазовых событий России.

В 77-м оркестр РУИ приглашают на десятилетие студии "Москворечье" Юрия Козырева (сегодня - Московский колледж импровизационной музыки - ред.). Эта первая поездка ростовского биг-бэнда в Москву стала и первым знакомством с Владимиром Фейертагом, а результатом этого знакомства стали гастроли и в Ленинграде.

В 78-м году ЭДО РУИ произвело пятый комплект и вмещало уже рядом 60 мужчина. Встал вопросительный мотив о втором студенческом оркестре, руководство которого Ким Аведикович возложил на Михаила Радинского.

В 1982 году ректор Ростовского Государственного Музыкально-педагогического института (РГМПИ) Анатолий Иванович Кусяков (сегодня - заслуженный участник искусств России, профессор композиции) предложил Киму Аведиковичу сформировать первое в стране эстрадно-джазовое отделение (ЭДО) в вузе. Конечно же, педсостав кафедры частично дублировался училищным, но потихоньку появились и новые имена: потрясающий концертмейстер Л.Н.Шабаньянц, А.Бердников (гитара), А.Терацуян (контрабас), ведущие музыканты страны Лауреаты международных и отечественных джазовых конкурсов доценты В.Бударин (тромбон), В.В.Колесников (труба), В. Борилов (гитара). В РГМПИ создается студенческий джаз-оркестр п/у Юрия Кинуса.

В 1983-м году ростовский биг-бэнд Кима Назаретова совместно с творческой группой кинематографистов студии "Владикавказ-телефильм" делают большое концертное турне по России и Северному Кавказу, которое завершилось в московском Государственном театре эстрады. Большую доля репертуара занимала эстрадная и джазовая музыка Мурада Кажлаева, вошедшая в исполнении ростовчан в кино "Мурад Кажлаев - ритмы и годы" и пластинку "Только ты". В апреле 1984 года Ким Аведикович проводит I Донской фестиваль биг-бэндов страны, на тот, что, кроме коллективов, приехали корифеи отечественного джаза: А.М.Котляровский, В.Е.Терлецкий, Ю.С.Саульский, В.Н.Людвиковский, Г.А.Гаранян.

В мае праздновалось десятилетие джазового образования в стране, что послужило поводом для московского смотра-конкурса ЭДО России. На тот самый конкурс Ким Аведикович едет в качестве члена жюри. 1-е местоположение поделили оркестры РУИ п/у Михаила Радинского и московского училища им.Гнесиных п/у Анатолия Кролла. В этом же году Ким Назаретов становится членом Координационного совета эстрадного образования при Центральном научно-методическом кабинете по учебным заведениям культуры и искусства.

В 1985 году в Москве состоялся IX Московский фестиваль джазовой музыки. Выступление на нем биг-бэнда К.Назаретова было записано на пластинку. А 17 мая за заслуги в области советского музыкального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил К.А.Назаретову звание "Заслуженный участник искусств РСФСР".

1986 год - 50-тилетие Маэстро и 30-тилетие творческой деятельности. Полный аншлаг в Большом зале Ростовской областной филармонии. Передать или хотя бы частично пересказать все то, что составляло тот самый грандиозный торжество безупречно нельзя. Упомяну только об одном подарке ветерана отечественного джаза А.Котляревского. Он вручил Киму Аведиковичу большую чеканную медаль с надписью: "Обаятельнейшему человеку, большому музыканту, знатоку джаза, борцу за свинг, создателю биг-бэнда". Этим все сказано.

Весной 87-го по инициативе К.Назаретова в Ростове-на-Дону состоялся Всероссийский конкурс эстрадно-джазовых вокалистов (члены жюри: Юрий Саульский, Игорь Бриль, Лариса Долина, Гелена Великанова, Ким Назаретов), следом - II Донской джаз-фестиваль биг-бэндов, тот, что на тот самый раз был уже международным (участвовали коллективы Германии, Франции, Польши).

В декабре 87-го в качестве члена жюри К.А.Назаретов совместно со студентами и выпускниками РГМПИ едет в Польшу в град Калиш на XIV Международный джазовый фестиваль и VII Международный конкурс джазовых пианистов имени Мстислава Косза. Уже в Калише Кима Аведиковича выбирают председателем жюри у пианистов. Ростовские музыканты И.Уколов (выпуск 1985 г.) и студент 3-го курса Михаил Иванов стали дипломантами этого престижного конкурса. В 88-м году оркестр пригласили на гастроли в Шотландию в город-побратим Глазго. В этом же году в филармонии Ким Аведикович начинает проводить цикл концертов под рубрикой "Джаз+джаз". В первом отделении играл Михаил Иванов со своим ансамблем, во втором - приезжие гастролеры.

III Донской фестиваль биг-бендов (апрель 1989) вел Владимир Борисович Фейертаг. Джазовый музыковед отметил: " Оркестр Назаретова радует нас своим постоянством, бережным отношением как раз к инструментальному джазу". Фейертаг совсем блестяще "преподносил" фестиваль и кажется, как раз тогда Ким метко заметил: "Фейертаг - это Андроников в джазе". В тот самый же конец дня Назаретов сильно непочатый край солировал на рояле. Инструмент практически напевал. Это была и мощь физическая, и в то же время филигранность, отточенность каждого звука. В излюбленной композиции "В мягких тонах" Дюка Эллингтона Ким был в особенности неподражаем, играя своим удивительным по красоте звуком, как музыканты его называли "кимовским, бархатным".

В сентябре в Бельгии проходил II Международный конкурс джазовых ансамблей. Из 96 участников в финал прошло только десять, посреди которых - один коллектив из России, выпускники РГМПИ "Ростов-трио" (братья Ивановы и барабанщик Гедеон Пейсахов), получившие Гран-при. Кстати, как раз там родился каламбур: "Ростов-трио из города Назарета".

В 1990 году Ким Назаретов включается в работу по организации Всероссийского конкурса джазовых музыкантов и проводит его в апреле (председатель жюри - Игорь Бриль). Победителями стали по существу две школы: московская и ростовская. Осенью этого же года кафедра эстрадной и джазовой музыки РГМПИ вступила в Международную ассоциацию джазовых школ (Глазго), дело которой разворачивалась под девизом: "Будущее джаза связано с будущим джазового образования и Международной ассоциации джазовых школ".

С 1991 года Ким Аведикович открывает ежемесячный абонемент "Джаз в полдень", тот, что ему помогал известия Ю.Г.Кинус. В январе 1992-го года Киму Аведиковичу Назаретову в первый раз в России присвоено ученое звание профессора по кафедре эстрадной и джазовой музыки. В этом же году 15 июля был утвержден муниципальный мелодический середина, а сам биг-бэнд Кима Назаретова в конце концов получил статус профессионального коллектива. Сразу же оговорили, что Центр будет находиться в кинотеатре "Россия", но помещения не дали, и оркестр продолжал скитаться. Как и просто в России "не во имя, а вопреки" ростовский джаз-бэнд подготовил новую программу и представил ее на Международном джаз-фестивале в г.Кобленц (Германия). Фестивальная программа называлась "Экскурсия по истории джаза", за роялем был сам Маэстро. Выступление ростовчан получило просторный резонанс в прессе, а одна статья так несложно и называлась - "Гленн Миллер с Дона".

Я мужчина старой формации, - не раз говорил Ким Аведикович. - И для меня кумир - это всамделишный саунд хорошего мэйнстрима современного свингующего оркестра.

93-й год - бесчисленные концерты, майский фестиваль биг-бэндов в Москве, подготовка к октябрьскому набору в аспирантуру-ассистентуру на кафедре эстрадной и джазовой музыки РГК, серьезная репетиционная служба перед поездками на фестиваль в Болгарию и гастролями по Германии, с 9 по 15 июля вступительные экзамены на ЭДО... 21 декабря 1993 года муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова в конце концов и официально переселяется в собственное помещение, но... без Кима.

"Я не знаю человека, тот, что бы не любил Кима. Один факт. Когда избиралось правление джазовой федерации, то персонально тайным голосованием избиралось джазовое политбюро. Когда избрали политбюро, то на первом месте из 101-го голоса - 101 звук был подан за Кима. Уже за следующих было подано 99, 95 голосов. За меня также было где-то 90. То есть кто-то был супротив кого-то. А Ким - безоговорочный мужчина." (Владимир Фейертаг в беседа музыкальному редактору "Радио-103" Елене Черепанцевой, Сочи, 1995).

У "безоговорочного человека" Кима Аведиковича Назаретова идеально уникально соединились потрясающий гений Большого Музыканта и Большого Человека. Вот всего только единственный образец. 30 марта 93-го года на концерте Ростовского муниципального биг-бэнда произошло непредвиденное. На сцену вышел вокалист Эдуард Крылов. Ведущая объявляет: "Эдди Рознер, песня "Ничего не знаю" (песню написал Генрик Варс, но исполнял оркестр Рознера). Оркестр играет вступление и певец... забывает слова. Вместоположение него начинает напевать Ким Аведикович. Зал встал! Слова из этой песенки "Я живу любя, и все!" - разрешается полагать девизом Кима Назаретова.

Так же читайте биографии известных людей:
Ким Кэтролл Kim Cattrall

Ким Кэтролл - популярная англо-канадская актриса. Родилась 21 августа 1956 года.Широкому кругу российских зрителей Ким Кэтролл известна как..
читать далее

Ким Шапирон Kim Chapiron

Ким Шапирон - французский актер, сценарист, оператор, продюсер и режиссер. Родился 4 июля 1980 года.В качестве актера Ким Шапирон впервые проявил..
читать далее

Ким Пурье Kim Poirier

Ким Пурье родилась 6 февраля 1980 в Канаде, в городке Драммондвилл, который расположен в центральной области Квебек.Это разноплановая актриса,..
читать далее

Ким Делани Kim Delaney

Ким Дилэни родилась в Филадельфии (штат Пенсильвания, США). Актриса появилась на телевидении в начале 1980-х годов, сыграв Дженни Гарнер в "мыльной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий