Известные люди

»

Кирилл Туровский

Кирилл Туровский Kirill Turovskiy Карьера: Святой
Рождение: Россия
Кирилл Туровский, епископ Туровский не позднее чем с 1169 (? до 1182), крупнейший древнерусский мыслитель и писатель, православный святой. Всю свою жизнь он прожил в Турове, небольшом городе на р. Припяти, центре Турово-Пинского княжества.

Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, помимо того, нарочно обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он сквозь некоторое время покидает обитель и затворяется в столп уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям. Авторитет туровского затворника был настолько велик, что, по инициативе местного кн. Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169).

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в церковно-политической борьбе. В это время Владимирский кн. Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некого Феодора, выгнав из города епископа-грека. Киевский митр. Константин, тот самый-самый, тот, что сместил Климента Смолятича, грубо воспротивился своевольству и, призвав на подмога константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. В итоге Андрей Боголюбский уступил, а лжеепископ Феодорец как презрительно называют его летописные источники был обвинен в ереси и казнен в 1169. Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, как раз об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житии.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре потом смерти он был прозван вторым Златоустом, просиявшим на Руси. Большое число произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, ослепительный, даровитый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, мог так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения чуткость читателя не ослабевало. Кирилл Туровский выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского своеобразный заинтересованность представляет его Притча о человеческой душе и теле (др. наименование Повесть о слепце и хромце).

Произведения Кирилла Туровского пользовались таковый популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было целиком заслуженно потому что его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И. П. Еремин фиксировал, что как раз Кирилл Туровский довел до совершенства способ символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем Кирилл не ограничивал себя только цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя мелкий момент об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин. 5; 119), Кирилл Туровский пишет Слово о расслабленном. В этом Слове, домыслив евангельский момент, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Напр., в основе Притчи о человеческой душе и о теле лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда (Беседа императора Антонина с раввином). Где могла предстать славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, недурственно знакомой с иудеями и иудаизмом, заявить нынче тяжко.

Главная задача религиозно-философского творчества Кирилла Туровского задача человека и его служения Господу. В самом деле, только джентльмен, как венец Творения, способен биться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях похвальную песня человеку, с целью которого Господом создан весь мир. Аз бых дядя, да Богомь человека сътворю! восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в Слове о расслабленном. И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небосвод и почва тобе служита оно влагою, а си плодомь. Тебе с целью светило светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе для реки рыбы носять и пустыни звери питаеть! И главное: Тебе для, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе с целью, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в интеллект истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!

Но как раз в силу того что, что дядя есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное с целью чистоты духовной. В Притче о человеческой душе и о теле (второе наименование Слово о слепце и хромце) Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями тварь божья взаимоотношений тела и души.

Суть притчи такова. Некий домовитый дядя, устроив виноградник, посадил защищать свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут пробраться за ограду. За осуществление работы он взял обязательство им плату, за воровство возмездие. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они на пару вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый мужчина это Бог Отец, Его Сын это Иисус Христос, виноградник это почва и мир, а то, что внутри виноградника рай, изгородь около виноградника, Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека ангелы, еда Слово Божие, незапертые ворота устроенный Господом строй и вероятность познания Божия сущьства. Наконец, образы хромца и слепца. Хромець есть корпус человече, а слепец есть душа, а сообща они образ человека. При этом стан без суть человеческая хромо ест и не наричеться джентльмен, но труп.

В толковании Кирилла, толк притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в родное время человеку, но джентльмен, преступив закон Божий, решил сам брать обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) аккурат слепец услышал сладкий аромат из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, как раз он несет на себе хромца. Туровский нарочно комментирует тот самый сюжет: Вижь душевное бремя грехъ.

Однако виновен и хромец, более того, быть может, больше виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, стан это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и тем самым обрекает человека на правонарушение перед Господом. Се помышления сущность ищющехъ не о Бозе света этого санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем.

Но в результате виновны оба и хромец, и слепец. Первый в силу того что что искушал, второй вследствие того что что не устоял перед искушением. Причина же тому забвение Божиих заповедей, излишняя опека о теле и безразличие к своей душе: бесстрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души.

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха забвение страха Божиего, потому что все от всей души верующие и жаждущие посмертного воскресения руководствуются аккурат страхом Божиим: Никто же бо трепет Божий имея, в плотскых прельститься никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения. В др. месте Туровский пишет: Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже этого створи, но изыде от лица Божия недальствомь почва, но неименьемь страха Божия при свои души.

В этом случае Кирилл Туровский прямо является продолжателем линии Феодосия, развивающим аккурат византийскую традицию в русском Православии. Это тем больше приметно в сюжетах, посвященных Церкви. В толковании Притчи о человеческой душе Кирилл Туровский всю дорогу проводит идею Церкви как главного вместилища Божьей благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, напр., Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о Крещении Руси, Иларион и Иаков Мних пишут в прошлом всего о роли кн. Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже нимало др. акценты. Рай бо местоположение есть свято, яко же церкви олтарь, пишет Кирилл Туровский. Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню.

Следовательно, в XII в. в жизни русского общества немаловажно возрастает образ самой Церкви и как раз с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, толк служения Господу начинает связываться не столь с добрыми делами, сколь с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает больше мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не разобрать и ещё одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах Притчи о человеческой душе и о теле проблему познания. Как позволительно отметить у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако дядя то и занятие впадает в Адамово высокомыслие и, побуждаемый греховными желаниями, всю дорогу нарушает Божественный запрет. Тем самым мужчина обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл грубо осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость внутренней сущности Бога.

Вывод же, тот, что делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен всякий мужчина должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были больше чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник печерской идеологии, мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. Что есть древо животное? спрашивает Кирилл и отвечает: Смиреномудрие, ему же корень исповеданье Того корене стебло благоверье Того стебла многи и различны ветви мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье мнози бо сущность путье спасения.

Следовательно, не само крещение открывает дорога человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная опека о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т. д. Иначе говоря, подлинный тракт спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл приверженец самых суровых форм монашества затворничества и столпничества. Ибо только полный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему джентльмен обязан посвятить свою земную существование.

В Слове о бельцах и монашестве Кирилл Туровский утверждает, что затворник должен носить самую грубую одежду власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, потому что всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья. Монастырский устав должен быть таков, чтобы никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща сущность, сущность бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами. И Кирилл Туровский дальше усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что сущий затворник это совершенный аскет и молчальник: А иже в нем седяй мужь, в крайний нищете, се есть весь чернечьскый ранг. Седение же безмолвие являеть.

Поэтому монастырь, в его понимании, это идеал, стандарт земного существования, единственное местоположение, где мужчина может совладать с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игум. Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и местоположение его с целью прослави паче всех, иже монастырь в Руси.

И не случайно сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII в.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в Слове и похвале святым отцам Никейского собора он яростно обличает арианство, которое, видимо, ещё таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому Притча о человеческой душе и о теле это, кроме прочего, острый памфлет, написанный в к. 60-х н. 70-х XII в. по мотивам дела Феодорца (слепец это ростовский еп. Феодор, хромец Андрей Боголюбский, тот, что и в самом деле был хромым).

Но, если припомнить, поучения прп. Феодосия были направлены раньше всего к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше он формулирует печерский идеал как идеал социальный, как этический призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Кирилл Туровский причислен к лику святых, день памяти 28 апр. (по н. ст. 11 марта).

Так же читайте биографии известных людей:
Кирилл Белозерский Kirill Belozerskiy

Кирилл(в мире Козьма) Белозерский - религиозный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил казначеем у своего родственника Т.В...
читать далее

Кирилл Патриарх Московский Kirill

Патриарх Кирилл Московский, в миру Владимир Михайлович Гундяев - епископ Русской православной церкви, с 1 февраля 2009 года - Патриарх Московский и..
читать далее

Кирилл Кондратьев Kirill Kondratiev

Крупный российский геофизик, академик АН СССР (1984) и РАН (1991).
читать далее

Кирилл Мерецков Kirill Meretskov

Родился 7 июня 1897 года в деревне Назарьево Зарайского уезда Рязанской губернии, в малоимущей крестьянской семье. Отец Афанасий Павлович. Мать Анна..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий