Известные люди

»

Константин Денисов

Константин Денисов Konstantin Denisov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 27.8.1915
Подполковник К. Д. Денисов совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 6 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 27 Августа 1915 года в деревне Большое Соколово, в настоящее время Можайского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на Московском тормозном заводе. Окончил 1 вектор движения Московского лесотехнического института. С 1934 года в Военно - Морском Флоте. В 1936 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 8-го истребительного, 7-го истребительного и 11-го Гвардейского истребительного авиаполков. Командовал эскадрильей, полком, смешанной авиационной дивизией.

К Октябрю 1942 года начальник 7-го истребительного авиационного полка ( 62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота ) Подполковник К. Д. Денисов совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сшиб лично 7 и в составе группы 6 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Войну закончил на Дальнем Востоке, участник разгрома японской Квантунской армии. Вэтого совершил 536 боевых вылетом. В воздушных боях сшиб 13 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами.

После войны продолжал службу в морской авиации. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Работал там же старшим преподавателем. Кандидат военных наук, доцент. С 1976 года Генерал - Майор авиации К. Д. Денисов - в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Ущакова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Его имя носит село в Симферопольском районе Крымской области. Автор книги "Под нами - Чёрное море".

* * *

Службу в авиации Константин Дмитриевич Денисов начал осенью 1936 года на Дальнем Востоке, летая на тяжёлом четырёхмоторном бомбардировщике ТБ-3. С немалым трудом удалось ему осуществить свою давнюю мечту - пересесть на истребитель. Летать начал на И-5, а опосля пересел на И-16 - едва-едва ли не наилучший тогда в мире истребитель - и, несмотря на его исключительную "строгость", благополучно освоил пилотирование как днём, так и ночью.

Боевое крещение младой лётчик - истребитель получил во время Хасанских событий. Около 10 раз пришлось ему со своим звеном независимо и в составе эскадрильи вылетать в район боёв. Японские авиаторы очевидно осторожничали, видимо, на пользу им пошёл грустный наука встреч с нашими воздушными бойцами в небе Китая. Это позволяло истребителям, следом окончания сопровождения бомбардировщиков или патрулирования над полем боя, снижаться и с бреющего полёта поражать противника из пулемётов.

...На рассвете 22 Июня 1941 года с крымских аэродромов поднялись по тревоге самолёты - истребители. Одну из групп повёл на прикрытие Севастополя от вражеского налёта Старший лейтенант Константин Денисов - позднее Генерал - Майор авиации, Герой Советского Союза.

В отрезок времени героической обороны Севастополя эскадрилью Константина Дмитриевича Денисова знали не только авиаторы. По каким - то неведомым каналам молва о ней проникала в окопы к пехоте, к морякам на корабли.

Уже в темное время суток на 30 Августа 1941 года К. Д. Денисов на истребителе И-15бис из состава 8-го ИАП сшиб при свете луны бомбардировщик Ju-88, обломки которого на следующий день выбросило море. В следующую темное время суток Денисов сшиб бомбардировщик Не-111, тот, что кроме того рухнул в море. В тот самый раз не всё вышло гладко. В "Ишачке" Константина Денисова механики насчитали 21 дырку от осколков снарядов наших же зенитчиков.

В годы войны газеты зачастую печатали портреты этого офицера, рассказывали о его боевых геройских поступках. Но, не многие из фронтовиков могут припомнить, чтобы об их боевых делах сообщалось в сводках Совинформбюро. У Денисова есть такое на памяти. Первый раз Совинформбюро сообщило о нём 25 Сентября 1941 года: "Группа истребителей под командованием Старшего лейтенанта Денисова подожгла и уничтожила при налёте на вражеский аэровокзал 11 самолётов".

- В Сентябре 1941 года, - вспоминает К. Д. Денисов, - немцы, используя превосходство в активный силе и технике, прорвались к Перекопу. Начались оборонительные бои за Крым. Я в то время только что вступил в место командира 3-й эскадрильи 8-го истребительного авиаполка. Летать приходилось много: на сопровождение бомбардировщиков, прикрытие перехода кораблей морем, да и на штурмовку. Наши истребители И-16 и И-15, которыми была вооружена эскадрилья, применялись и для нанесения штурмовых ударов: они имели мощное бомбовое и стрелково - пушечное вооружение.

Тот памятный вылет, о котором сообщало Совинформбюро, состоялся 21 Сентября, в воскресенье. День был по - лётнему теплый, безоблачный. Во второй половине дня в воздух поднялось без малого 50 наших самолётов: 44 истребителя и 3 "Ила". Они составляли две группы - ударную, которую возглавил Денисов, и группу прикрытия. Задача стояла простая: причинить потрясение по аэродрому Чаплинка, где, по данным нашей разведки, находилось примерно 50 вражеских самолётов.

Дальше события развивались так. К аэродрому обе группы подошли благополучно: видимо, немцы не ожидали нападения в воскресенье. Снизившись до предельной высоты, черноморцы нанесли потрясение, позже ещё единственный. Внизу возникли факелы: горели вражеские самолёты.

Опомнившись, враг открыл зенитный жар. С соседнего аэродрома вылетели навстречу 12 "Мессеров". Завязался ожесточённый воздушный мордобой.

Отбивая атаки врага, Константин Денисов уводил эскадрилью за линию фронта. Но недруг наседал. Несколько "Мессеров" навалились на машину Денисова. Развернувшись, начальник повёл свой самолёт в лобовую атаку. Огненные трассы тянулись ему навстречу, но он не сворачивал с курса. Казалось, ещё миг - и самолёты столкнутся. И тут нервы врага не выдержали. Он грубо отвернул, подставив под потрясение фюзеляж своего самолёта. И Денисов с близкого расстояния расстрелял его. "Мессер" свалился на крыло и, объятый пламенем, устремился вниз.

Но снаряд другого вражеского истребителя ударил в край бронеспинки машины Денисова. Мелкие осколки, пробив комбинезон, впились в туловище. В глазах потемнело, комэск почувствовал, как под одеждой потекли тёплые струйки крови. Каждое движение острой болью отдавалось во всём теле. Но младой начальник понимал, что он не может, не имеет права бросить самолёт и тем больше своих боевых товарищей, которые с не меньшей яростью продолжали отбиваться от наседавшего врага. Он видел, как рухнули на землю ещё 2 "Мессера", подожжённые меткими очередями Старшего лейтенанта С. Войтенко, как задымил ещё единственный вражеский истребитель, подбитый командиром звена лейтенантом Н. Евсеенко.

У командира больно защемило сердце, когда он увидел, как пронёсся к земле самолёт Старшего лейтенанта Василия Ручкина, оставляя в небе чёрный, дымный след. Немецкий пилот, торжествуя победу, стал пристраиваться к истребителю Младшего лейтенанта Егора Шаркевича. Мобилизовав все свои силы, Денисов поднял самолёт и сверху полоснул врага оставшимся боезапасом. Немец, увлекшись боем, не ожидал атаки и поплатился жизнью.

Радость победы придала сил. Теперь, казалось, и раны меньше ныли. Собрав своих ведомых, Денисов вернулся на аэровокзал, откель его сию минуту же увезли в лазарет...

Во время войны все лётчики в полку знали, что начальник летает на боевые задания с трофейным немецким пистолетом. Помнится, Денисов питал доверие чистить и смазывать это оружие лучшим механикам по авиавооружению. Обычно занимались этим или Григорий Нонка, или Василий Цикало. Молодым воинам, разрешалось только обозревать как они священнодействовали, разбирая и собирая незнакомое оружие.

Как же попал германский револьвер к советскому командиру ? Это также своеобразная веха в его боевой биографии, память об одной из его многочисленных воздушных схваток с врагом в первые месяцы войны.

21 Декабря 1941 года Капитан Денисов в паре с Лейтенантом Николаем Сиковым вылетели на выполнение необычного задания: скинуть листовки на позиции врага. После того как была выполнена проблема, они обнаружили колонну вражеских автомашин и повозок, двигавшуюся по шоссе в направлении Севастополя. Решение созрело сразу: штурмовать ! Огнём пушек и пулемётов они рассеяли колонну. Затем набрали высоту, взяли вектор движения на свой аэропорт. И вот в районе Мекензиевых гор отметили немного бомбардировщиков Ju-87, которые, маскируясь складками местности, используя облачность, направлялись к нашим позициям в район Севастополя.

Советские лётчики штурмовали противника. Вскоре единственный из бомбардировщиков, подбитый Денисовым, отвернул в сторону. Капитан видел, как вражеский лётчик выбросился с парашютом, как его понесло в сторону наших окопов. Остальные самолёты противника повернули вспять, скрывшись в облаках. Вечером того же дня Денисова как снег на голову вызвали на командный пункт Военно - Воздушных сил Черноморского флота.

К. Д. Денисов у своего МиГ-3. 1942 год.

- Мы вас пригласили, приятель Денисов, - сказал старшой офицер, которому Капитан доложил о прибытии, - чтобы удовлетворить просьбу вот того непрошеного гостя, - он кивнул в сторону угла, где сидел германский офицер под конвоем краснофлотца. - Это по вашей "вине" он оказался у нас, просит вручить близкое личное оружие лётчику, тот, что его нынче сшиб. Мы решили претворить в жизнь его просьбу.

Офицер подошёл к столу, взял "Браунинг" и вручил его Денисову, пожелав при этом новых побед. И, будто в реакция на это, Капитан на иной день сшиб над Севастополем "Мессершмитт", одержав 6-ю по счёту победу с начала войны...

О другом пистолете, которым Денисова наградил Военный совет Черноморского флота, не возбраняется изведать из рассказа самого Константина Дмитриевича. История этого подарка такова. Утром 24 Ноября 1941 года группа наших самолётов в составе 5 "Илов", 4 пикирующих бомбардировщиков Пе-2, 10 истребителей И-16 и МиГ-3 вылетела для нанесения удара по аэродрому Сарабуз, где немцы сосредоточили до 40 самолётов различных типов. Штурмовики вёл Герой Советского Союза Капитан А. Губрий, пикировщики - Капитан Ю. Пешков, И-16 - Капитан К. Денисов, а "МиГи" - Капитан И. Яковлев. Все они были опытные воздушные бойцы.

Набрав высоту и построившись в боевой строй, группа взяла вектор движения в море. На траверзе города Саки развернулись направо с таким расчётом, чтобы над Сарабузом предстать со стороны, откель противник меньше всего ожидал нападения.

Первыми потрясение нанесли "Петляковы", за ними - "Илы" и И-16, которые были подготовлены в штурмовом варианте. В предрассветной дымке наступающего дня заполыхали пожары: горели склады, самолёты, казармы.

С соседнего аэродрома немцы вызвали немного Ме-109. Но истребители группы прикрытия были начеку. Они навязали врагу мордобой, 2 самолёта сшибли, заставив остальных кончить атаки.

Все участники налёта успешно вернулись на свой аэровокзал, уничтожив 16 машин и одну зенитную пушку врага. За эту операцию командиры групп были награждены именным оружием. А сквозь две недели командующий ВВС Черноморского флота вручил Денисову орден Красного Знамени - первую правительственную награду.

В темное время суток на 24 Апреля 1943 года Константин Денисов одержал свою очередную победу: на истребителе Р-40 он сшиб бомбардировщик Ju-88, тот, что рухнул в море примерно берега в 24 км к северу от Поти.

Вечером 22 Ноября 1943 года Константин Денисов со своим ведомым Владимиром Прозором, летая уже на истребителе Р-39 "Аэрокобра", сшиб достаточно "редкую птицу" - поплавковый гидросамолёт Аr-196. Как позднее выяснилось, на этой штабной машине летело немного офицеров, при одном из которых оказались важные документы.

В Октябре 1944 года боевые товарищи провожали Гвардии подполковника Денисова на учёбу: он был зачислен слушателем Высших академических курсов усовершенствования ВВС и ПВО при Военно - Морской академии. Всё было торжественно: парадная форма личного состава, сияние орденов и медалей на груди офицеров и матросов, Гвардейское полотнище стяга полка, украшенное двумя орденами Красного Знамени. И было чуть-чуть нерадостно, как бывает постоянно, когда расстаешься с дорогим и близким человеком.

Константин Дмитриевич Денисов сражался на различных фронтах Великой Отечественной войны: дрался с врагами в небе Крыма и Кавказа. После окончания курсов, командуя 16-й смешанной авиационной дивизией, участвовал в Советско - Японской войне 1945 года. Лётчиками этой дивизии было выполнено больше 500 боевых вылетов с общим налётом 929 часов.

После окончания боевых действий Константин Дмитриевич два с лишним года продолжал служить на командных должностях в Военно - Воздушных Силах. Но большое натуга, вызванное двукратной службой на Дальнем Востоке, боевой работой, ранением и перенесённым тифом, не прошли бесследно. Вскоре врачи напрочь отлучили его от лётной работы. Пришлось разыскивать работу на земле.

Он поступил в Академию Генерального штаба, следом окончания которой был оставлен на преподавательской работе. Четверть века проработал тут Константин Дмитриевич, используя свой здоровенный боевой навык, знания для подготовки военных кадров высшей квалификации.

В 1953 году Генерал - Майор авиации Денисов благополучно защитил диссертацию и стал кандидатом военно - морских наук, а в 1958 году за успешную педагогическую занятие, активное участие в научно - исследовательской работе ему было присвоено учёное звание доцента.

Выйдя на пенсионную выплату, Константин Дмитриевич продолжает активно работать. Привычка к труду и военная закалка не дают покоя рыцарю черноморского неба.

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Захаров Konstantin Zaharov

Награждён орденами Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени. Похоронен в городе Мозырь. У школы 38 в городе Иваново установлен..
читать далее

Константин Ковалев Konstantin Kovalev

Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв совершил 350 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 12 самолётов противника. 22 Января..
читать далее

Константин Коккинаки Konstantin Kokkinaki

Установил 2 мировых авиационных рекорда (из них 1 абсолютный).В 1964-1965 летчик транспортного отряда ОКБ им А.И.Микояна.
читать далее

Константин Коршунов Konstantin Korshunov

Гвардии Старший лейтенант К. И. Коршунов совершил 508 боевых вылетов, в 91 воздушном бою лично сбил 15 самолётов противника и 3 в группе с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий