Известные люди

»

Константин Орбелян

Константин Орбелян Konstantin Orbelyan Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Краснодарский край» Армавир, 29.7.1928
Музыкальные способности открылись у Константина в раннем детстве. Старший брат Константина, Гарри, часто музицировал на пианино, подбирал по слуху мелодии модных тогда песенок. Каково же было его удивление, когда младший пятилетний братишка запросто наигрывал музыку, услышанную им в исполнении Гарри. Способного мальчика отдали в школу для особо одаренных детей при Бакинской консерватории.

Родился 29 июля 1928 году в городе Армавире. Отец - Орбелян Агапарон Султанович (1892-1938). Мать - Атарбекова София Михайловна (1900-1991). Брат - Орбелян Гарри Агапаронович (1920г.рожд.), вице-президент по внешнеэкономическим связям Торговой палаты города Сан-Франциско, глава совета по международной торговле в городе Сан-Франциско.

Музыкальные способности открылись у Константина в раннем детстве. Старший брат Константина, Гарри, зачастую музицировал на пианино, подбирал по слуху мелодии модных тогда песенок. Каково же было его изумление, когда меньший пятилетний братишка запросто наигрывал музыку, услышанную им в исполнении Гарри. Способного мальчика отдали в школу для особенно одаренных детей при Бакинской консерватории. Но проучиться Константину удалось шибко непродолжительно. Наступил 1936 год. Начавшиеся в стране кровавые репрессии не обошли стороной и жилище Орбелянов. Арестован, а позже расстрелян папа. Через два года, в 1938 году, арестована и приговорена к 10 годам сталинских лагерей мамаша. Ее реабилитировали только в 1953 году. Гарри и Константин остались одни, в одночасье став изгоями общества, "детьми врагов народа". Тут же Константина исключили из "престижной" школы. Из большого города братья перебрались в село в Нагорном Карабахе. Нужно было как-то выжить. Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний Константин подрабатывал, аккомпанируя гимнастам из спортивного общества "Буревестник". В 1940-м Гарри призвали армию. Еще сквозь год началась махаловка.

В 1942 году Константина взяли пианистом и аккордеонистом в джаз 8-го авиационного корпуса, где сложился недурной по тем временам мелодический коллектив. 14-летний музыкант стал воспитанником военного оркестра. Однажды джаз приехал на гастроли в Ереван. Армянские джазовые музыканты "открыли" для себя молодого импровизатора. На талантливого музыканта обратил участливость и решил позвать к себе в коллектив основатель и глава эстрадного оркестра Армении Артемий Айвазян. Начало их совместной работы Орбелян постоянно вспоминает с юмором. Вызванный телеграммой от самого Айвазяна, Константин поспешил придти к маэстро как был, в не самом презентабельном виде. Будучи, ко всему прочему, довольно дерзким по характеру, с ходу заявил немного критических замечаний по поводу последнего выступления оркестра Армении. Айвазян, выслушав юношу, по-своему принял вызов и без всяких предварительных репетиций и подготовок "вытолкнул" Орбеляна на эстраду в очередном концерте. Однако Константин не только не растерялся, но и доказал, что может игрывать и импровизировать в довольно сложных условиях. Орбеляна пригласили в коллектив оркестра. У Айвазяна, ставшего его "другом детства", юный Орбелян прошел хорошую школу. В те годы эстрадный оркестр Армении считался одним из лучших советских ансамблей, отличительной чертой которого были профессионализм, яркая театрализованная форма выступлений и ориентация на армянскую национальную музыку. Как считает сам Орбелян, аккурат тогда был заложен прочный фундамент его будущей деятельности.

С 1945 года Константин Орбелян начинает пытаться себя не только как пианист, но и как композитор. Для оркестра он делает обработки народных песен и сочиняет свои, первая из которых - "Колыбельная". Как к одному из лучших джазовых исполнителей к Константину приходит известность и слава не только в Армении, но и за ее пределами. В 1948 году во время гастролей с оркестром в Москве Орбеляна поддержали звезды музыкального мира того времени - А.Цфасман и В.Людвиковский, ставший позже другом Константина. В том же году Орбелян получает приглашение в именитый джаз Утесова. Как ни заманчива была такая будущность, Константин отказался в пользу предложения Айвазяна занять пост дирижера в эстрадном Оркестре Армении.

Несмотря на закрытость СССР в те годы, кое-что о джазе все же просачивалось. Константин, как и многие меломаны тех лет, рискуя свободой, все же нелегально провозил пластинки с западной музыкой. Подпольно слушая Глена Миллера и Мишеля Леграна, млодой музыкант учился у них новым мышлению и исполнительскому стилю. Увлечение Орбеляна джазом и фортепианными импровизациями, расцениваемое тогда как насаждение чуждой идеологии, стало созидать все больше трудностей в работе. Константина стали обвинять еле-еле ли не в идеологической диверсии, требуя "стопануть дело чуждой советскому народу американской джазовой музыки". Тогда же, оказавшись на родине своих предков, Орбелян открыл для себя сокровища духовной жизни Армении: поэзию Аветика Исаакяна, полотна Мартироса Сарьяна и, конечно, музыку Арама Хачатуряна. Знакомство с каждым сочинением Арама Ильича становилось событием в профессиональной и внутренней жизни Орбеляна. Произведения мастера стали путеводителем в большую музыку, раздвинули рамки понимания искусства. В 1948 году Константин познакомился с композитором лично. Арам Ильич заинтересовался талантливым юношей, весьма поддержал Константина и следом долгие годы вечно следил за его успехами. Тогда же друзьями Орбеляна стали молодые армянские композиторы Александр Арутюнян, Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян - представители гремевшей на всю страну самобытной национальной творческой школы. Все эти обстоятельства подвели Константина к принятию довольно смелого решения - круто изменить свою бытие. Молодой мужчина, находящийся на гребне известности, решает покинуть все это с целью дальнейшей учебы.

В 1952 году Константин Орбелян ушел из эстрадного оркестра Армении и поступил на 1-й вектор движения музыкального училища имени Р.Меликяна в класс композитора Э.Мирзояна. Совмещая работу с учебой, Орбелян устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и балета. В результате появились три балетные миниатюры Орбеляна: "В полет", "Памятник" и "Мы за мир". Миниатюры (балетмейстер В. Варковицкий) стали пользоваться большим успехом и немало лет не сходили со сцены. В 1954 году с отличием окончил училище и поступил в Консерваторию.

В том же году Орбелян организовал на радио инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в обожаемый мир джаза. Снова - кардинальный разворот в жизни Константина. В 1955 году Орбелян попробовал себя в новом жанре. Вместе с А. Арутюняном они сочинили музыку к кинофильму "Сердце поет". Песни фильма разом стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получили лестную оценку А.Хачатуряна. В 1956 году Константин Орбелян закончил начатый ещё в училище Струнный квартет. Произведение обладало таковый выразительностью, зрелостью и цельностью, что заинтересовало имевших репутацию особенно взыскательных музыкантов квартета имени Комитаса. На проходившей в Москве декаде армянской литературы и искусства (1956) они с блеском исполнили орбеляновский Квартет, тот, что по праву был признан одним из лучших достижений армянской музыки. В том же году на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве жюри, возглавляемое Д.Шостаковичем, за эту работу присудило Константину Гран-при и золотую медаль.

В то время оркестр Армении, руководимый А.Айвазяном, переживал кризис. Коллектив нуждался в притоке свежих идей и энергичном руководителе, способном реанимировать оркестр. Возглавить коллектив предложили Константину Орбеляну. После долгих колебаний Константин все же согласился и в 1956 году был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Трудно было сначала. Орбеляну пришлось преодолевать устоявшиеся в коллективе стереотипы. Приходилось вводить императивный манера руководства. Фактически на сто процентов был обновлен состав оркестра - с 18 оркестрантами пришлось распроститься. Четыре месяца ушло на подготовку новой программы. А.Бабаджанян и А.Арутюнян предложили оркестру Армении свои новые сочинения. Специально для оркестра Орбелян сочинил пьесу "Дилижан" и "Концертный джаз-марш", с первого исполнения полюбившийся слушателям и ставший "фирменным" знаком коллектива, вечно исполняемым в конце и начале выступления. Константин ещё сделал самостоятельную джазовую обработку песни "Гарун Ереван" А.Хачатуряна и на сто процентов переложил на джаз "Танец с саблями" А.Хачатуряна. "Ударным" номером стал Жак Дювалян, приглашенный Орбеляном темпераментный певец из Франции. В результате новая программа оркестра с триумфом выдержала опробование гастролями в Москве, Тбилиси, Баку.

1957 год стал для Константина знаменательным. Молодой музыкант стал членом Союза композиторов СССР. Первым реализовал принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса. В том же году во время гастролей произошло личное знакомство Орбеляна с Мишелем Леграном. В 1957 году на свой день рождения Константин получил самый-самый дорогой дар в своей жизни. Удивительным образом нашелся его брат, Гарри Орбелян, считавшийся погибшим на фронте.

В конце 1960 года Орбелян решил ненадолго покинуть оркестр, загруженность делами которого не давала возможности завершить учебу. За год, отведенный для подготовки дипломной работы, Орбелян написал Симфонию. Для любого музыканта это - высший картина творчества, и для Константина это событие стало самым счастливым в композиторской жизни. Характерная орбеляновская музыка, - горячая, энергичная и вместе с тем нежная - покорила как музыкантов, так и слушателей. Симфония Орбеляна как собак нерезаных раз звучала в Ереване, Москве. В 1962 году была отмечена высшей премией Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов в Москве. Была исполнена и записана Государственным симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Позже исполнялась во многих странах мира.

После окончания в 1961 году консерватории Константин Орбелян вернулся к работе с оркестром. Армянский джаз начал вылезать на международный ринг. В 1966 году состоялся начальный выезд за предел в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году коллектив оркестра был горячо принят в Польше. В то время Орбелян сочиняет джазовую инструментальную музыку "новой волны". Его "Полифонический прелюд" для 4-х тромбонов и альт-саксофона вошел в репертуар больших джаз-оркестров, в том числе знаменитого чешского коллектива под управлением Карла Влаха. Пьеса Орбеляна получила премию на конкурсе джазовых композиций, проводившемся в 1964 году на радио Чехословакии. Параллельно Константин Орбелян не забывал и о серьезной музыке. В 1968 году появилась "Праздничная увертюра" для симфонического оркестра, позже удостоенная премии Всесоюзного конкурса на лучшее симфоническое произведение. В 1969 году Орбелян создал балет "Бессмертие" (Хореографическую симфонию), - неожиданное для автора шлягеров трагическое произведение - повесть о войне. Балет был поставлен в 2-х редакциях: на сцене Театра оперы и балета имени А.Спендиарова (г. Ереван) в 1969 году (дирижер А.Восканян, хореография М.Мартиросяна) и в 1975 году (дирижер А.Катанян, хореография А.Асатряна). Вторая редакция была приурочена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и сохранилась в репертуаре театра до сих пор. Постановка была горячо принята московской и ленинградской публикой во время гастролей театра. Ереванский спектакль, охватывая всех его создателей и автора музыки, был отмечен I премией на Всесоюзном конкурсе музыкальных спектаклей, посвященном 30-летию Победы (1975). В 1978 году Тбилисский театр оперы и балета осуществил свою постановку "Бессмертия".

С начала 70-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в СССР и за рубежом. Коллектив выступал на лучших концертных площадках мира сообща с популярными джазовыми коллективами. Часто выступления носили по-настоящему соревновательный нрав. Впервые такое опробование армянские музыканты выдержали в 1973г. в ФРГ во время Дней советской культуры. Им пришлось в течение шести часов кряду игрывать по очереди с одним из самых известных коллективов - оркестром Кёльнского радио и телевидения под управлением Вернера Мюллера. Публика и печать были единодушны: армянские джазисты переиграли зарубежных коллег. В 1975г. Государственный эстрадный оркестр Армении первым посреди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза - в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки: Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе. Заключительный концерт прозвучал в "Линкольн-центре" в Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из Еревана безотлагательно распространились по стране. "Армянский оркестр развеивает миф о запрещении или подпольном существовании советского джаза" ("Нью-Йорк Таймс"); "Под руководством К.Орбеляна оркестр совместно с солистами продемонстрировал спектакль высокого уровня с богатым репертуаром собственного творчества и произведений мировых джазовых композиторов, таких как Дюк Эллингтон, Рэй Чарльз и др. Оркестровки на оригинальные темы биг-бенд-джаза во всех отношениях равны лучшему из того, с чем вечно встречаются оркестры Вуди Хэрмана, Стена Кентона, Каунта Бейси, или Тпища Джонсона - Мэла Льюиса" ("Сан-Франциско экземинер"). Известный джазовый критик Джон Вассерман, назвав выступление армянских музыкантов "джазом с восточным колоритом", отметил, что "выступление в культурном отношении было таким же важным, как, к примеру, выступления Большого Театра или Ленинградского Кировского балета, если более того не больше значительным". Завершились американские гастроли оркестра грандиозным апофеозом. В честь армянского джаза был устроен прием в Организации Объединенных Наций, на котором присутствовали звезды американского джаза.

В 1976 году джаз Армении получил приглашение на гастроли во Францию. Турне Ницца-Марсель - Лион завершилось 11 концертами в таких престижных залах Парижа, как "Плиель" и "Театр Елисейских полей". "Восточный колорит" орбеляновского джаза обеспечил ему огромную популярность и в странах Востока. Оркестр посетил без малого все его регионы. Во многих странах побывал не единственный раз. Его весьма полюбили в Индии, Египте, Шри-Ланке, Афганистане, Ираке, Кувейте, Сирии, Ливане (только в Бейруте - 44 концерта в переполненных залах). Побывал оркестр и в Африке: в Кении и Эфиопии. Способность Орбеляна в считанные часы сделать мелодический номер всякий национальной культуры, вплоть до обработок эфиопских мелодий, очень непростых для европейского джаза, приводила в удивление. Эфиопы длительно не отпускали армянский джаз, аплодируя тому, как твердо музыканты воспроизводили знакомые эфиопам с колыбели песни. Оркестр страсть сколько гастролировал и в странах бывшего социалистического содружества. Не раз принимал участие в фестивалях: Балтийские страны в ГДР, "Золотой Орфей" в Болгарии. 11 лет кряду Константин Орбелян был членом жюри "Золотого Орфея". Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом фестивале в Белграде в 1977 году. Соперниками армянских музыкантов были одни из самых именитых американских коллективов - джаз-ансамбли трубача Фредди Хаббарда и пианиста Джорджа Дюка. Выступления оркестра Орбеляна стали своего рода сенсацией. В итоге Государственный эстрадный оркестр Армении увез с Белградского фестиваля Гран-при. И ещё трижды оркестр становился лауреатом международных джазовых фестивалей: в Польше, ГДР и ФРГ.

За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян не только сберег оркестр-долгожитель. Прежде всего, он сумел сотворить команду единомышленников. Из биг-бенда прошлых лет оркестр Армении превратился в нынешний джазовый коллектив, неизменно тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз. Все это - благодаря своевременно проводимым Орбеляном внутренним реформациям коллектива, модификациям инструментального состава, постоянным обновлениям репертуара и изменению привычки исполнения. А кроме того за счет жесткого отбора исполнителей, чувствующих природу джазовых импровизаций. Константин Орбелян каким-то особым чутьем может угадывать одаренных исполнителей. Недаром за оркестром закрепилось наименование "банк талантов". За это время оркестр стал популярным и приобрел международную известность. Расширился репертуарный диапазон: от несложных обработок народных песен и танцев до развернутых инструментальных композиций высокого класса и самого современного уровня. Музыканты исполняют произведения Бадди Рича, Каунта Бейси, Тпища Джонсона, А.Хачатуряна, А.Айвазяна, А.Бабаджаняна, А.Арутюняна, и многих других. Коллектив объездил с гастролями все республики и регионы бывшего СССР: Сибирь, Дальний Восток, Прибалтику, Поволжье, Закавказье, Северный Кавказ, Украину, Белоруссию, Молдову и т.д. Только в Москве в Центральном концертном зале "Россия" оркестр Орбеляна выступал 14 лет кряду. Зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью деятельности коллектива. Государственный эстрадный оркестр Армении побывал в разных концах планеты, выступил в 40 странах мира.

Помимо концертной деятельности Константин Орбелян плодотворно работал и как композитор. В 1972 году появился парафраз "Падающих звезд" (другое наименование - "Восход солнца") Бада Рича. В то же время Орбелян как собак нерезаных экспериментировал с разными джазовыми стилями, в том числе в тогда новом направлении джаз-рока - "Рассвет над Севаном", "Приезжайте в Зангезур" (композиции в армянском стиле, 1981), "Москва Олимпийская" (1980), "Сновидение" (импрессионистский джаз, 1982), "Вокализ" (др. наименование "Вариации для голоса с оркестром", 1982) - джазовая композиция в стиле "би-боп"; "Реактивный двигатель" (америкосский "жаркий джаз", 1986). Все эти произведения по праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой инструментальной музыки. Это - основательный джаз. В 1989 году, сквозь 30 с лишним лет, к 50-летию оркестра и как дань уважения к А.Айвазяну Орбелян возродил по памяти (партитура не сохранилась) "Армянскую рапсодию" А.Айвазяна. С тех пор она еще раз стала слышаться в концертах. В репертуар оркестра Армении добавилось новое произведение Орбеляна - "Ноктюрн". Каждый раз его воплощение в жизнь неизменно вызывает сумасшедший экстаз слушателей.

Среди разнообразия испробованных композитором музыкальных направлений определенную количество занимает и его песенное творчество. В разное время лауреатами известного телевизионного конкурса "Песня года" стали орбеляновские "Сто часов счастья", "Шум берез", "Аревик", "Галисес". Международными премиями были отмечены "Люблю тебя, моя Москва" (Венгрия), "Галисес" (лауреат фестиваля шлягеров в Чехословакии и в ГДР). В Чехословакии была издана пластинка популярных песен советских композиторов, озаглавленная "Шум берез". Известной французской фирмой "Шарль дю Мон" издана пластинка с песнями "Мой Ереван", "Ереван и весна в моем сердце". Орбеляном написаны "Мир влюбленный и танцующий", "Петь - значит жить", "Сто часов счастья", "Шум берез", "Спасибо жизни", "Любовь не стареет", "Ты не тот, кто нужен мне", "Помните!" - и некоторые другие. В особую категорию позволительно выделить и работы композитора в написании музыки к кинофильмам. В особенности "Путь на арену" и "2-Леонид-2".

Константин Орбелян является лауреатом многочисленных всесоюзных и международных конкурсов. Неоднократно его приглашали в качестве члена жюри на международные джазовые конкурсы.

В 1979 году за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Константину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР. Константин Орбелян - член Союза композиторов СССР (с 1957 года); член правления Союза композиторов СССР (с 1968 года); секретарь правления Союза композиторов Армении (с 1983 года); председатель Совета по эстрадной музыке Госконцерта СССР (1987); секретарь Ассоциации мастеров эстрадного искусства; вице-президент правления Всесоюзного музыкального общества; член Художественного совета по эстраде Министерства культуры СССР.

Константин Орбелян награжден орденами Дружбы Народов, "Знак Почета" и болгарским орденом Кирилла и Мефодия.

С середины 90-х годов стало сложнее трудиться. Есть обстоятельства, супротив которых противоборствовать нелегко. Распался СССР, армянские музыканты больше не приезжают с Москву. Да и в самом Ереване не до музыки. Тяжелое экономическое положение, люди сидят без света и воды. В 1992 году Константин Орбелян уехал в град Сан-Франциско. В настоящее время работает там и пишет музыку. За последнее время им созданы инструментальные и вокальные сочинения для джаза. Орбелян "соскучился" и по огромный музыке, называя ее "ежедневным, ежечасным бюллетенем человеческого настроения".

Живет и работает в городе Лос-Анджелесе.

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Тарасов Konstantin Tarasov

Вместе с пианистом Александром Прокоповичем записал диск музыки Петра Тодоровского Шальная карусель, диск песен Юрия Визбора в оркестровом..
читать далее

Константин Соловьев Konstantin Solovev

Константин Соловьев - популярный российский актёр театра и кино.Родился 28 января 1974 года.На сегодняшний день фильмография актера насчитывает..
читать далее

Константин Мурзенко Konstantin Murzenko

Учился в Ленинградском медицинском училище, работал фельдшером Ленинградской Станции Скорой Помощи, окончил факультет журналистики..
читать далее

Константин Лавроненко Konstantin Lavronenko

Родился 20 апреля 1961 в Ростове-на-Дону. 1978-1979 гг. - учился в Ростовском училище искусств на театральном отделении. 1979-1981 гг. - работа в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий