Известные люди

»

Константин Тон

Константин Тон Konstantin Ton Карьера: Архитектор
Рождение: Россия, 26.10.1794
Константин Андреевич Тон прожил большую и в целом счастливую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора "по части архитектуры".

На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К. А. Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного "русско-византийского стиля" - направления, сумевшего наиболее полно выказать в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, сущность которой определила известная триада - "православие, самодержавие, народность".

В 1994 г. в Московском Кремле прошла представительная научная конференция, приуроченная к 100-летию со дня рождения зодчего. В этом же году началось воссоздание храма Христа Спасителя в Москве.

Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве. Кроме храма Христа Спасителя, это ещё и комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой.

Родился К.А. Тон 26 октября 1794 г. в семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Кроме Константина у него было ещё два сына - Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет. С 1809 г. он начал заниматься архитектурой под руководством А. Н. Воронихина.

Согласно правилам прохождения курса учащиеся архитектурного отделения разрабатывали по заданиям педагогов учебные проекты, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. Такие награды получил и Константин Тон: малой серебряной медалью в 1813 г. был отмечен его план инвалидного дома, а ещё посредством год награды в виде здоровенный серебряной медали Тон удостоился за разработку проекта монастыря. В 1815 г. следующую медаль - малую золотую - Тон получил за план здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за рубеж.

Однако произвести такую поездку безотлагательно по получении звания художника Тону не удалось. Он вынужден был поступить на службу в Комитет строений и гидравлических работ. А в 1818 г. недавний выпускник Академии представил на ее суд исполненный им план ярмарки, получивший высокую оценку специалистов. Благодаря этому успеху К. Тону удалось тронуться в пенсионерскую поездку.

За рубежом К. А. Тон пробыл без малого 10 лет. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме.

В 1828 К. А. Тон возвращается в Петербург. Разрабатывает проекты оформления парадных залов Академии художеств. Недавний пенсионер с успехом решил предложенную ему задачу: уже в самом начале 1829 г. его проекты удостоились "высочайшего одобрения".

Проект К. А. Тона был приведен в воплощение в жизнь к 1837 г. В оформлении парадных залов Академии приняли участие и другие питомцы академической школы.

Одновременно с парадными залами по проекту К. А. Тона, разработанному в 1829 г., переделывалась и академическая церковь.

Проекты, выполненные К. А. Тоном по заданию А. Н. Оленина, сыграли в жизни архитектора важную образ. Именно за них, а кроме того и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, Тон в 1830 г. был удостоен звания академика. Со следующего года он начал преподавать в архитектурном классе, а ещё два года через занял в Академии место "профессора 2-й степени". Преподаванием К. А. Тон занимался по сути дела до конца жизни, воспитав за это время страсть сколько молодых мастеров архитектуры.

В 1830-х гг. творческая занятие К. А. Тона оказалась связанной с романтическим направлением, развивавшимся в русском искусстве. К этому же времени относятся первые попытки реставрации древних сооружений. За их работами заинтересованно следил император Николай I, навалом внимания уделявший искусству.

А в Петербурге в 1827 г. началось проектирование церкви св. Екатерины у Обводного канала. Этой работе суждено было занять в истории культового зодчества России "пограничное" положение: с одной стороны, она как бы подвела результат развитию классицизма, а с иной - символизировала появление "русско-византийского стиля". Император не счел пригодным для осуществления в натуре ни единственный из представленных на конкурс проектов. Тон составил план русского храма XVII века. Государю тот самый план понравился. Тон приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в русском стиле".

Строительство церкви св. Екатерины, начатое весной 1831 г., закончилось в 1837 г. В 1870-х гг. композицию церкви дополнили шатровой колокольней; при консультации К. А. Тона ее спроектировал архитектор В. А. Дорогулин. До наших дней собор не сохранился: в 1929 г. его снесли, а на освободившемся месте посредством немного лет возвели кинотеатр "Москва".

В 1830 г. проводился ещё единственный сильно значимый архитектурный конкурс. Его целью была разработка проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного как монумент победе России в Отечественной войне супротив наполеоновской Франции. В конкурсе наряду с К. А. Тоном приняли участие и другие петербургские и московские архитекторы. Одобрение Николаем I проекта церкви св. Екатерины побудило Тона и в данном случае разыскивать удачи на пути переработки и интерпретации форм древней национальной архитектуры.

Этот тракт вправду привел к успеху: 10 апреля 1832 г. Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию.

Детализация общего замысла К. А. Тона, разработка рабочих чертежей и шаблонов, эскизов внутреннего убранства, в конце концов, осуществление проекта в натуре - все это потребовало многих лет напряженного труда большого коллектива архитекторов, техников, живописцев, каменщиков и мастеров других специальностей. Вэтот этой армией строителей и художников умело стоял во главе К. А. Тон. Сооружение храма вслед за тем выполнения необходимых предварительных работ началось в 1839 г. Вчерне сооружение было построено к середине 1850-х гг., следом чего начали к отделке и украшению интерьеров. И только в 1881 г. проектный проект был осуществлен всецело. А в самом начале того же года - 25 января - К. А. Тон скончался. Вот зачем безупречно справедливо утверждение, что создание храма Христа Спасителя стало поистине делом всей жизни зодчего.

И все же это занятие было вдали не единственным. По размаху и интенсивности строительных работ с сооружением храма Христа Спасителя полностью сопоставима другая московская стройка тех же лет - возведение грандиозного комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, продолжавшееся с 1838 по 1851 г.

Занятость крупномасштабными московскими постройками ни капельки не помешала К. А. Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью св. Екатерины в столице по прТон К.А. Большой Кремлевский дворецоектам Тона было сооружено ещё немного храмов.

В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи К. А. Тона воистину нашли широкое использование. Многие культовые здания в периферии возводились по "образцовым" проектам столичного мастера, иной раз в той или другой степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как полностью оригинальные сооружения, конечно также являвшиеся образцами "русско-византийского стиля". Таковы, в частности, соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга.

Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но сильно характерно для своего времени - пограничного между двумя большими архитектурными эпохами - классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена если не вечная, то длинная бытие.

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Хохлов Konstantin Hohlov

Народный артист СССР (1944).
читать далее

Константин Державин Konstantin Derjavin

Советский литературовед, театровед и переводчик. Сын Н. С. Державина. Окончил Ленинградский университет (1924).
читать далее

Константин Крылов Konstantin Krilov

Константин Крылов - русский философ, публицист, журналист, общественный и политический деятель. Родился 18 октября 1967 года.Константин Крылов стал..
читать далее

Константин Бальмонт Konstantin Balmont

Константин Бальмонт - выдающийся русский поэт-символист, эссеист и переводчик. Родился 15 июня 1867 года.Константин Бальмонт является автором..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий