Известные люди

»

Константин Фомченков

Константин Фомченков Konstantin Fomchenkov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 20.10.1918
Гвардии капитан К. Ф. Фомченков совершил 320 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 26 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 20 Октября 1918 года в деревне Дуровщины, теперь Рославльского района Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества в Москве. Работал слесарем, занимался в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Апрелю 1943 года заместитель командиpa эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 258-я смешанная авиационная дивизия, 7-я Воздушная вооруженные силы, Карельский фронт ) Гвардии капитан К. Ф. Фомченков совершил 320 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сшиб 8 и в группе 26 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

24 Февраля 1944 года начальник эскадрильи Гвардии майор К. Ф. Фомченков погиб, направив свой горящий самолёт на стоянку заправочных средств противника. К тому времени на его боевом счету числилось 12 личных и 26 групповых побед.

Именем Героя названо судно Морского Речного Хозяйства. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

* * *

Почти все лётчики полка отправились на Большую землю за истребителями. Новые боевые машины по скорости, маневренности и вооружению намного превосходили те, на которых им приходилось драться. За самолётами ехали, как на торжество.

Друзья уехали, а заместитель командира эскадрильи Константин Фомченков остался. Ему сильно хотелось также тронуться совместно с ними. Прежде он вечно находился в числе первых кандидатов, кому доверяли обретать новые машины, и за образцовую перегонку самолётов более того отмечался командованием. Но на тот самый раз его оставили в полку. Прибыла группа молодых лётчиков, и необходимо было побыстрее вводить их в строй: ознакомить с районом боевых действий, обучить практике полётов в трудных условиях Заполярья, приготовить к боям. По традиции обучение новичков во фронтовых условиях поручали "старикам" - лётчикам, прослужившим в Заполярье не единственный год, имевшим боевой навык. Вот Фомченкову и приказали возглавить это занятие.

Но кратковременно пришлось ему заниматься обучением молодёжи. Поступил новоиспеченный приказ: направить 6 истребителей на иной аэропорт. Фомченкова назначили старшим группы.

- Задачу вам поставят на месте, - по тону командира полка Фомченков почувствовал, что служба предстоит горячая. Да и ситуация на фронтах напоминала об этом. Шёл Февраль 1944 года. Советская Армия проводила одну за иной крупные наступательные операции. Врага гнали с Украины, вели атакование войска Ленинградского и Волховского фронтов. Видимо, дошла очередность и до Карельского фронта.

...Почти все стоянки аэродрома, куда прилетела группа Фомченкова, были заняты штурмовиками Ил-2. Опытному лётчику не представляло труда установить, что готовится крупная наступательная операция. Уж шибко рядом к фронту концентрировались значительные силы штурмовиков !

В прошлом году Фомченков познакомился с появившимися под Мурманском штурмовиками, не раз сопровождал их на боевые задания. Тогда и началась их фронтовая приятельство. Прежде они летали небольшими группами по 4 - 6 самолётов. А в этом месте, он прикинул, целая дивизия ! Вот это мощь !

На КП Фомченков получил боевую задачу. Правда, о ней он тотчас же догадался, когда прилетел на аэропорт. На командном пункте ему только детализировали поручение. Предстояло прикрывать штурмовики, которые должны были подсоблять наземным войскам "прогрызать" вражескую оборону.

- Слушайте боевую задачу, - сказал товарищам Фомченков, появившись в землянке, где их разместили. Вынул из планшета карту и развернул её на грубовато сколоченном столе. - Завтра утром идём на сопровождение штурмовиков. Они наносят потрясение по ледовому аэродрому. Нашли ? - Фомченков показал на карте.

Лётчики участливо слушали командира, делали пометки на своих картах.

- В полёте идём спереди штурмовиков, - продолжал начальник. - А когда достигнем цели, то блокируем аэровокзал. Наша проблема - не вручить взвиться истребителям. Боевой порядок: Сверкунов, Журавлёв, Лелик и я составляем ударную группу, Фабристов с Рябовым - группу прикрытия. Всё ясно ? Если вопросов нет - всем почивать. Завтра предстоит серьезный день.

Вскоре в землянке стало тихонько. Лётчики проворно уснули. Только к Фомченкову дрёма не шёл. Кажется, не первостепеннный его боевой вылет, их уже перевалило за 300. И навык накоплен изрядный. Предстоящий полёт разложен по полочкам и для беспокойства словно бы бы оснований нет. И всё же его мысли заново и заново возвращались к завтрашнему дню. Трудно предугадать, как сложится полёт. Но он твёрдо знает: друзья не подведут и поручение выполнят.

Фомченков приподнялся на нарах, посмотрел на спящих товарищей. Вот Николай Сверкунов - начальник звена, грамотный лётчик. Смел, энергичен, напорист. И есть у него ещё одно сильно ценное свойство - интуитивное чутьё на модифицирование обстановки. Чётко взаимодействует в бою.

Чуть подальше Сверкунова - Фома Журавлёв. Человек любопытный и солидный в полку.

Фомченков вспомнил канун 1944 года. Тогда редакция газеты Воздушной армии "Боевая вахта" проводила новогоднюю анкету. Журналисты вручили её Фоме Журавлеву и ему. Три вопроса задала газета: какое самое важное событие было у вас в личной жизни, ваши замыслы, мечты на свежий год ?

Он, Фомченков, ответил, что что ни на есть памятный момент - махач 4 истребителей под командованием Ивана Бочкова с 14 "Мессерами", когда они сшибли 7 немецких самолётов. Самое важное событие - присвоение звания Героя Советского Союза. А греза - больше ликвидировать фашистских стервятников.

Фома написал, что для него что ни на есть памятный момент - воздушный махач, в котором он сшиб основополагающий германский истребитель и открыл счёт мести за убитых фашистами матушка и брата. Заветная мечта: сделаться таким же воздушным бойцом, как его учителя - Герои Советского Союза Павел Кутахов и Константин Фомченков. Самое важное событие - нашёл друга Колю Сверкунова.

Да, Фома Журавлёв и Николай Сверкунов неразлучные друзья, готовые воротить бытие приятель за друга. Однажды, когда они в составе восьмёрки сражались с 13 "Мессерами", пара немецких истребителей зашла в хвостище самолёта Сверкунова. Считанные секунды - и пушечные очереди прошили бы машину. Журавлёв, увидев, в каком тяжёлом положении находился его приятель, бросился на выручку и оказался между самолётом Сверкунова и немецкими истребителями. Вся мощь огня "Мессеров", предназначенная истребителю Сверкунова, могла обрушиться на Журавлёва. Но он в эти минуты не думал о себе. Только бы спасти Сверкунова ! И атаковал с эдакий яростью, что немцы в первое момент растерялись. Сверкунов был спасён, а единственный из "Мессеров" рухнул на землю.

Виктор Лелик - также тертый воздушный воин. А оттого что ещё недавно ходил в новичках. На фронте люди растут одним духом. Горяч. Но в бою надёжен.

Остальные двое хотя и новички в полку, но по стажу лётчики опытные. Николай Фабристов участвовал в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Имеет примерно 300 боевых вылетов, два ордена. У Петра Рябова послужной список скромнее, но и в нём уже есть немного побед. Все лётчики боевые. А он, Фомченков, старшой из них. Завтра ему исполняется 26 лет.

Константин улыбнулся. Возраст эдакий, что позволительно подводить определённые итоги: чего успел достичь:

В авиацию он пришёл в 1937 году, когда ему было 19 лет. Сначала авиашкола, затем работа в 145-м истребительном авиаполку, тот, что базировался под Мурманском. Военная авиация в конце 1930 годов ещё только "обживалась" в Заполярье. Многого не хватало. А суровые северные условия создавали дополнительные трудности. Но они закаляли нрав, воспитывали в лётчике необходимые ему качества: выносливость, умение преодолевать трудности, смелость и инициативу в принятии решений.

В боях Советско - Финляндской войны он участвовал уже как зрелый, недурственно подготовленный лётчик и за образцовое выполнение заданий был награждён медалью "За отвагу".

И вот Великая Отечественная битва. В первые её месяцы защитникам Заполярья пришлось в особенности нелегко. Немецкие войска, опьянённые лёгкими победами в Европе, рвались к Мурманску. Ожесточённые кровопролитные бои не утихали ни днём ни ночью. Где только ему не приходилось тогда сражаться: над рекой Западной Лицей и городом Мурманском, над полуостровом Рыбачьим, над Туломской ГЭС и районом с причудливым названием Ура - Губа. Враг имел значительное превосходство в авиации. А им, лётчикам - истребителям, кроме "своей работы", приходилось бомбить вражеские позиции на суше и катера в море, уничтожать артиллерийские батареи и огневые точки, штурмовать войска на марше.

За начальный год войны он совершил примерно 100 боевых вылетов, провёл свыше десятка воздушных боёв. Участвовал в знаменитом воздушном бою 15 Июня 1942 года, когда 6 истребителей под командованием Ивана Бочкова на подступах к Мурманску сражалась с 30 немецкими самолётами и уничтожила 9 из них. Тогда он сшиб 2 самолёта и вскоре получил третью награду: к медали "За отвагу" и ордену Красной Звезды прибавился орден Красного Знамени.

Ещё единственный памятный мордобой - 12 Марта 1943 года. Тогда они сшибли 4 Ме-109, одного из которых сразил он. Правда, и его самолёт был сбит. Лётчик вражеского истребителя выбросился с парашютом и попал в плен. А он, Фомченков, был ранен и немного месяцев провёл в госпитале.

Позднее, не раз анализируя тот махач, он искал реакция на вопрос: как же его сшибли ? Конечно, в чём - то был допущен просчёт. И старался свершить для себя выводы. Он любил анализировать проведённые бои. Рисовал схемы боёв, передавал их в сознательно заведённой для этих целей тетради. За эту тяга друзья в шутку прозвали его "академиком".

Впрочем, таким "академиком" в полку он был не единственным. Эффективные приёмы боя всегда искали и другие лётчики. Искали и в одиночку и сообща, вкупе. Ведущие групп, как правило, немедленно же потом боя, по горячим его следам, разбирали действия каждого лётчика и поведение противника. Проводились и лётные конференции.

Однажды Фомченкову предложили поделиться с молодыми лётчиками опытом, как эффективнее новости мордобой с Ме-110. Этот двухмоторный истребитель был многоцелевым самолётом ( он мог осуществлять образ штурмовика, истребителя и разведчика ). "Ягуар", как называли его немцы, интенсивно использовался в Заполярье.

В боях с Ме-110 у Фомченкова уже накопился навык. В беседе он досконально рассказал об уязвимых местах этой машины и дал много конкретных советов.

- Стройте атаки так, чтобы некогда всего ошеломить стрелка, а потом вынести пламень на моторы и бензобаки, расположенные рядом в центроплане, - наставлял он молодёжь.

Каждый фронтовой год был для Фомченкова примечательным. В Апреле 1942 года стал Гвардейским авиаполк, в котором он сражался. В 1943 году Фомченкову присвоили звание Героя Советского Союза. К 24 Августа, дню присвоения звания Героя, он сшиб в 37 воздушных боях 34 самолёта ( 8 лично и 26 в группе ). Не только в полку, но и в дивизии, более того в Воздушной армии тогда не так уж непочатый край было лётчиков, имевших эдакий изрядный боевой счёт.

Звания Героя и Гвардейца обязывали сражаться ещё лучше. Об этом ему напомнил командующий Воздушной армией генерал И. М. Соколов, когда вручал Золотую Звезду и орден Ленина:

- И впредь будьте примерным воздушным бойцом и воспитателем новых, таких же стойких воинов. Только помните, что в бою задор должен быть здравым, расчётливым. Бейте врага только наверное. Бессмысленно не рискуйте ни собой, ни товарищами. Учитесь сами и учите молодёжь расчёту и хладнокровию в бою.

На основополагающий воззрение, Генерал, может быть, сказал обычные слова и напомнил известные истины. Но напомнил с умыслом и со значением.

...Проснулся Фомченков до срока утром. Лётчики ещё спали. Только Фома Журавлёв, имевший привычку вставать раньше всех, уже бодрствовал, деловито разбирая что - то в своем походном чемоданчике.

- Доброе начало дня ! - приветствовал его Фомченков, поеживаясь от холода. Потом сделал немного приседаний.

- Как она ?

- Погода, что ли ? Как и вчера, пасмурная...

Фомченков недовольно скривился. Не торопясь, причесал свой каштановый чуб и вышел из землянки.

Небо было затянуто тучами. Шёл плотный снег. За ним, вроде бы за стеной, скрылись окружающие аэропорт деревья.

"Может быть, погода разгуляется ? - подумал Фомченков. - Она тут капризная. Сколько раз случалось, когда за какие - нибудь пару часов небосклон как гром среди ясного неба настилали невесть откель - появившиеся густые облака, или, напротив, тучи, затянувшие всё небосвод, нежданно стремительно растаскивал ветер и начинало проглядывать светило. Неужели нынче погода не изменится ?"

Вернувшись в землянку, он вынул из походного чемоданчика бритву, мыло, помазок и начал за бритье. Ещё никто и ни при каких обстоятельствах не видел его небритым. Пример командира стал законом и для подчинённых.

Проснулись и остальные лётчики.

- Интересно, немцы ещё спят или также поднялись ? - обратился к Журавлёву Сверкунов.

- Ты меня спрашиваешь ? - откликнулся тот. - Конечно, встали. Ждут не дождутся, когда к ним пожалует Гвардии лейтенант Николай Сверкунов.

- Ты, Фома, всё остришь. А я серьёзно. Интересно, когда у них подъём, когда завтрак ? Немцы - население педантичный. У них всё верно, минута в минуту. Вот ладно было бы нагрянуть к ним во время завтрака.

- Поторапливайтесь, пацаны ! - Фомченков, закончив бритьё, складывал бритвенные принадлежности в чемодан. - Полчаса на сборы - и в столовую ! Как говорит Сверкунов, надобно угнаться к завтраку фашистов.

В столовой рассаживались громко, с шутками и прибаутками. Официантка принесла котлеты с кашей и чай с бутербродами. Лелик тоном, каким просто делали извещение на лётных разборах, сказал:

- Журавлёв - Лелик идут на боевое поручение. Встретился враг. Пара переходит к активным действиям...

Он пододвинул к себе тарелку, взял ножик и вилку:

- Если котлету считывать врагом, то мы берём его в клещи и обрушиваемся всей мощью своего огня, - с этими словами он вонзил в котлету тесак и вилку. - Вот так !..

- За столом у вас получается крайне здорово, - ухмыльнулся Сверкунов. - А если всё произойдет напротив. Не вы возьмёте врага в клещи, а он вас ? Что тогда ?

- А тогда, - Лелик повернулся в его сторону, - нам на подмога придёт Гвардии лейтенант Сверкунов. Смелой атакой он нанесёт разящий потрясение по врагу и выручит из беды своих товарищей.

- Вы с утра уже о боях, - заметил Журавлёв. - А ныне у нашего командира день рождения. Вот я и хотел бы от всех нас поздравить его с этим днём !

Журавлёв встал, взял стакан с чаем и, посмотрев с улыбкой на него, сказал:

- По русскому обычаю другим напитком отметим эту дату вечером, затем боевых вылетов. А сегодня - чаем. С днём рождения, начальник ! За твоё самочувствие и скорую победу !

- Спасибо, друзья, за поздравление, - поблагодарил Фомченков, приподняв свой стакан с чаем.

...В морозный воздух взлетела серия зелёных ракет. Аэродром наполнился гулом моторов. На старт выруливали самолёты и, разбегаясь по лётному полю, поднимались в воздух. Первой взлетела группа истребителей прикрытия. За ней - штурмовики. Группа Фомченкова отправлялась на поручение последней, но к аэродрому противника должна была прийти первой.

Снегопад прекратился, но облака по - прежнему невысоко висели над землёй. Группа Фомченкова набрала высоту и по прямой взяла вектор движения на мишень. Летели в белом молоке облачности. На маршруте гряда облаков стала понемногу редеть.

- Кажется, проясняется, - обрадовался Фомченков.

Но отрада оказалась преждевременной. Когда пролетали линию фронта, еще раз пошёл снег. И еще раз всё кругом затянула пелена облаков, посредством которую едва - едва просматривалась почва.

- Сомкнуться ! - передал команду ведомым Фомченков. - Не лишаться из виду товарищ друга !

Ещё 2 - 3 минуты полёта, и пелена облаков оборвалась так же негаданно, как и появилась. А вот и мишень - вражеский аэровокзал. Под лучами солнца чётко просматривались и лётное поле, и различные аэродромные сооружения. Самолётов на аэродроме не было. Лишь в стороне от взлётной полосы стояло немного машин: то ли не успевших взвиться, то ли неисправных. Враг, по всей вероятности, заблаговременно был предупреждён о приближении эдакий громадный группы советских самолётов и успел приподнять в воздух истребители.

Оглянувшись, Фомченков увидел только трёх ведомых. Последней пары рядом не было. Куда же девались Фабристов и Рябов ? Неужели заблудились в облаках ?

- Командир ! - услышал он тут же в наушниках предостерегающий звук Сверкунова. - Впереди, выше - большая группа "Фоккеров".

Шесть пар немецких истребителей, одна за прочий, шли им навстречу.

- "Коршун - 20" ! - предупредил Фомченков ведущего группы штурмовиков, которые находились на подходе к аэродрому. - Я "Ястреб - 101" ! Аэродром противника вижу, но самолётов на нем нет, видимо успели подняться в воздух. Работайте по цели номер два !

Штурмовать аэровокзал, где не было самолётов, не имело смысла. И Фомченков, как загодя условились, сообщил запасную мишень. "Илы" перенацеливались на вражеские войска у линии фронта.

- "Волна"! "Волна"! - настроился Фомченков на позывной командира дивизии. - Я - "Ястреб - 101" ! Встретили шесть пар истребителей противника. Вступаем в махач !

И, сделав небольшую паузу, добавил:

- Высылайте подкрепление в квадрат 26 - 18 !

На одной с ними высоте находились 4 пары FW-190, а внизу ходили 2 пары Ме-109.

"Пока штурмовики выполняют свою задачу, свяжем вражеские истребители", - решил Фомченков.

И он передал команду ведомым:

- Атакуем "Фоккеры" в лобовую, далее переносим атаку на "Мессеры"!

Навстречу приятель другу с огромной скоростью неслись истребители. Среди немецких лётчиков было несть числа воздушных бойцов не робкого десятка. Но ни единственный из них не решался применить в бою таран. И как бы они ни имитировали атаку на таран, но в последние секунды отворачивали. Такой приём им был не по плечу. Наши лётчики неплохо знали эту боязнь врагов и умело пользовались ею.

Так получилось и на тот самый раз. Когда пространство между группами сократилось на глаз до 500 метров, "Фоккеры" взмыли вверх. Нервы у врагов не выдержали, и они стали отправляться, избегая лобовой атаки советских истребителей.

- Огонь ! - скомандовал Фомченков ведомым. Он нацелился на ведущего "Фоккера". Вот его силуэт уже в сетке прицела. От разящего удара FW-190 судорожно дёрнулся, наклонился на левое крыло, следом, перевернувшись, полетел вниз. Сильный взрыв в сосновой роще, куда упал "Фоккер", возвестил о заслуженном конце ведущего немецкой группы. Второй FW-190 загорелся от меткой очереди Фомы Журавлёва. А третьего сразил Николай Сверкунов.

Стремительная штурмовая вылазка, умелый маневр и меткий пламень, проведённые в считанные секунды, принесли счастливый момент. Теперь разрешается заняться и "Мессерами". А они уже окончательно рядом, стремятся забежать в хвостище нашим "ястребкам".

- Все в круг !

Пока вражеские истребители действовали разрозненно и была воля маневра, Фомченков с ведомыми вёл мордобой на вертикалях, пикировал до бреющего полёта и опять устремлялся ввысь, атакуя то одну, то другую пару. Когда же немцы сумели организоваться и, используя численное превосходство, начали "зажимать" их, Фомченков перестроил группу. Теперь всякий лётчик своим огнём мог оберегать от атак противника спереди летящего товарища.

Самолёты образовали два круга. Один, небольшой, по окружности которого ходили 4 "ястребка", и немалый, внешний, тот, что очерчивали "Фоккеры" и "Мессеры". К ним вскоре подошли ещё 4 FW-190. Немецких истребителей стало 13, а наших только 4. "Надо продержаться до подхода помощи, - рассуждал Фомченков. - Оттянуть на себя "Фоккеров" и "Мессеров". Подкрепление должно вот - вот подступить. Оно где - то в пути".

Враг продолжал наседать. Замкнутая в круг четвёрка истребителей отражала его яростные атаки.

Секунды боя казались минутами. А натуга схватки всё возрастало.

В какой - то миг круг, по которому курсировали "ястребки", разорвался. Лелик выскочил из него и оказался без прикрытия. Сзади с разных сторон на него немедленно же бросились 3 "Фоккера".

- "103-й" ! В хвосте - "Фоккеры" ! - крикнул Фомченков и немедленно же направил свой истребитель на подмога товарищу.

- "101-й" ! Прикройте, выхожу из боя ! - раздался в наушниках звук Лелика.

- Выходи ! Маневр ! - Фомченков дал заградительную пулемётную очередность. Удачно: задымил единственный из "Фоккеров". И тут же агрегатина Фомченкова вздрогнула от сильных ударов. На фюзеляже появились языки пламени. Он попытался сшибить пламень. Не удалось. Огонь с жадностью лизал плоскость, проворно подбирался к бензобакам. Когда доберётся - взрыв. Счёт идёт на секунды. Машину уже не спасешь. Что действовать ? Прыгать ? Внизу занятая врагом территория. Можно, конечно, постараться затем приземления схорониться в лесу, а следом достигнуть до своих. Это шанс, но сколь он реален ?

Нет, не о своей жизни думал он, а о том, как причинить врагу наибольший ущерб.

Боевые друзья Фомченкова видели, как самолёт командира покачал крыльями в знак прощания. И уже в следующее мгновенье горящим факелом устремился в сторону аэродрома. Затем истребитель перешёл в отвесное пике и врезался в бензоцистерны, стоявшие на окраине лётного поля. Мощный взрыв взметнул вверх гигантский столбик огня и дыма...

Фома Журавлёв с трудом посадил весьма повреждённую в бою машину. Вылез из кабины. Тяжёлое ощущение давило сердце. Вылетали вшестером, а вернулся он единственный. В памяти сызнова проплывали эпизоды только что проведённого боя. Его они начали вчетвером: Фабристов и Рябов так и не появились. Что стало с ними ? Из четвёрки, вступившей в махач, первым погиб начальник. Потом, когда подбили Сверкунова, он с Леликом прикрывал его посадку. Истребитель Николая приземлился на маленький поляне. Остался ли Сверкунов жив ? А Лелик погиб у него на глазах. Его истребитель, прошитый вражескими снарядами, с мелкий высоты камнем упал на землю.

Будто во сне Журавлёв добрел до штабной землянки. Доложил о выполнении задания. Командир дивизии выслушал отчет и нелегко вздохнул:

- Хорошие были пацаны ! Орлы.

Ещё бы ! Он - то, Журавлёв, славно знал, какие это были лётчики.

- А о Фабристове и Рябове известно что - нибудь ?

- Отстали от группы в облаках. А когда вышли, на них навалились вражеские истребители. Оба вернулись. Фабристов в бою сшиб 2 самолёта. Таким образом, на счету вашей группы 6 сбитых самолётов. Да неужто они могут возместить наши потери ?!

В список безвозвратных потерь записали фамилии Фомченкова и Лелика. Сверкунова делать запись покуда воздержались. Его ждали день, второй. Он не появлялся, Судьба Николая стала известна, когда наши войска перешли в штурмование и заняли места, над которыми происходил воздушный махач. Неподалеку от аэродрома в сосновой роще нашли самолёт Сверкунова, а около - возле десятка трупов немецких боец.

Один из взятых в плен гитлеровцев оказался очевидцем последних минут жизни Сверкунова. На допросе он рассказал, что российский приземлился на повреждённой машине как раз в расположении его роты. Командир приказал брать лётчика живым и выделил для этого взвод. Самолёт окружили, но российский не хотел сдаваться и не подпускал к себе. Он ползал около самолёта и, стоило кому - нибудь подойти, открывал жар. Стрелял метко, наповал уложил немного служивый и ефрейтора. Когда у русского кончались патроны, одному из служивый удалось подползти и скакнуть на плечи лётчика. Тот в борьбе застрелил его. Но покуда они боролись, подбежали другие солдаты. Русский отстреливался, а окончательный патрон пустил себе в грудь...

Гвардейский истребительный авиаполк, в котором сражались герои, и поныне несёт вахту по защите границ нашей Родины. В нём служат уже дети и внуки тех, кто сражался в составе полка в годы Великой Отечественной войны. Молодые воины свято чтут память однополчан, погибших в боях за Родину. Для них герои, каким был Константин Федорович Фомченков, образец образцового выполнения служебного долга. Герой ушёл в бессмертие...

Так же читайте биографии известных людей:
Константин Абазовский Konstantin Abazovsky

Родился 0 года в деревне Обухово, ныне Бешенковичского района Витебской области, в семье к крестьянина.
читать далее

Константин Анохин Konstantin Anohin

Герой Советского Союза (22.07.41). Награждён орденом Ленина.
читать далее

Константин Благодаров Konstantin Blagodarov

Константин Владимирович Благодаров, гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного..
читать далее

Константин Заслонов Konstantin Zaslonov

Легализовавшись в Орше, создал подпольную группу, участники которой путём применения угольных мин (мины, замаскированные под каменный уголь) за 3..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий