Известные люди

»

Кристоф Глюк

Кристоф Глюк Kristof Gluck Карьера: Музыкант
Рождение: Германия, 2.7.1714
Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.

ГЛЮК, КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (Gluck, Christoph Willibald) (17141787), германский композитор, оперный реформатор, единственный из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семейство вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на бытие пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он хватал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (16841742).

В 1736 Гпроем прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вдогонку за ним отправился в Милан. Здесь Гпроем в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (16981775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse). Далее он вел бытие, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Гпроем сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их стезя лежал посредством Париж, где Гпроем в первый раз услышал оперы Ж.Ф.Рамо (16831764) и приподнято оценил их. В Лондоне Гпроем встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Гпроем разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр Сан Карло заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Гпроем сам дирижировал, причем вызвал как острый заинтересованность, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (16841755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался Кавалер Глюк (Ritter von Gluck).

В тот самый отрезок времени композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и немало сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Гпроем был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно вкалывал над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L'Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dup). Мечта об оперной реформе, целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем в особенности сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую образ играло французское воздействие. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились ещё два художника родом из Италии, но имевших навык работы в театрах разных стран, стихотворец Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась команда из одаренных, умных людей, притом довольно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), после этого на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Гпроем формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; истребление неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и оттого что австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали строй опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphignie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась рядом пяти лет. За это время Гпроем поставил в Париже ещё две оперы Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphignie en Tauride, 1779), а кроме того переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы сознательно пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (17721800), тот, что был талантливым музыкантом, но вынести соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Гпроем вернулся в Вену. Умер Гпроем в Вене 15 ноября 1787.

Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала местоположение зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное местоположение в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.

Так же читайте биографии известных людей:
Кристоф Шнайдер Christoph Schneider

Кристоф Шнайдер - немецкий музыкант, барабанщик группы "Rammstein". Родился 11 мая 1966 года.Кристоф Шнайдер имеет сценический псевдоним Doom...
читать далее

Кристофано Аллори Cristofano Allori

Кристофано Аллори (итал. Cristofano Allori, 17 октября 1577, Флоренция 2 апреля 1621, там же) итальянский (флорентийский) живописец.
читать далее

Кристофер Рен Christopher Wren

В 1657 Рен стал профессором астрономии в лондонском Грешэм-колледже, а четырьмя годами позже в Оксфорде. С 1660 член, а в 16801682 президент..
читать далее

Кристофер Паолини Christopher Paolini

Критики считают, что на молодого автора оказала влияние знаменитая трилогия Джона Толкина Властелин колец, а также другие известные книги в стиле..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий