Известные люди

»

Ксения Годунова

Ксения Годунова Ksenia Godunova Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 30.8.1622
На долю Ксении Годуновой, одной из самых пленительных русских красавиц, выпала трагическая судьба. Родилась она еще при жизни Ивана IV Грозного, а пора ее юности совпала с эпохой самых блестящих надежд для ее родителей. В 1598 воду отец Ксении Борис Годунов был выбран царем на Земском соборе, а 3 сентября того же года коронован в Успенском соборе в Кремле.

Неслыханное восхождение сироты, начавшего свою службу в качестве стряпчего при дворе Ивана Грозного, до поста правителя государства при царе Федоре Ивановиче и, в конце концов, властителя огромной Российской державы, обещало всему роду Годуновых блистательное перспектива. Даже недруги отдавали должное Годунову, что он мог снискать славу одного из лучших правителей мира и сделать страсть сколько великих дел, если бы не помешали ему грандиозные стихийные бедствия и трагические события. А историки В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов отмели как клевету никем не доказанные обвинения Бориса Годунова в многочисленных кровавых преступлениях.

В лучших словесных портретах непредвзятых современников говорится о красоте лица, величественных манерах, неизменной приветливости и мягкости в обращении, звучном голосе и красноречии Бориса Годунова, тот, что цвел благолепием и образом своим море людей превзошел. Среди добродетелей царя русские летописцы и бытописатели в особенности фиксировали постоянство в семейной жизни и привязанность к детям. Очевидно, красоту, тонкую душевную организацию и гений Ксения унаследовала от отца, так как о жене Бориса Годунова, честолюбивой дочери опричника Малюты Скуратова Марии Григорьевне, таких лестных отзывов не встречается. Напротив, аккурат ей чаще всего приписывали неблаготворное воздействие на мужа.

Чадолюбивый папа, Борис Годунов в детские годы окружил дочка Ксению и сына Федора добром и лаской, а в отроческие годы дал своим детям самое лучшее по тому времени образование. Не будучи царевной с колыбели, Ксения получила воспитание, в высшей степени соответствующее этому титулу. В семнадцать лет единственная дочка царя Бориса Годунова стала первой девицей на Руси не только по знатности, но и по красоте и образованности.

Трогательно-нежный и поэтический образ Ксении запечатлен в народных песнях и произведениях литературы ХVII века. Судя по сохранившимся описаниям внешности юной царевны, она представляла собою безукоризненный тип русской красной девицы, каким он создан в народном поэтическом творчестве. Вот какое яркое изображение облика красавицы-царевны оставил сочинитель ХVII века И.М. Катырев-Ростовский: Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девушка сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена губами, очи имея черны велики, светлостию блистаяся, бровми союзна, телом изобильна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока, ни ниска, власы имея черны велики, аки трубы, по плечам лежаху.

Однако Ксения Годунова слыла не только писаной красавицей, она была ещё во истину во всех делах чредима, во всех женах благочиннийша и писанию книжному навычна. Известно, что одним из памятников незаурядной образованности детей Бориса Годунова осталась карта России, начертанная царевичем Федором и изданная в Германии в 1614 году, уже следом его гибели. Сына Федора Борис Годунов готовил быть просвещенным царем, а дочка Ксению хотел выдать замуж за иностранного принца, тот, что бы согласился принять православие и существовать в выделенном ему удельном владении в пределах Российского государства.

Посредством такого брака отец-царь хотел не только провернуть фортуна любимой дочери-красавицы, но и устранить бесчисленные препятствия, которые власти европейских государств, опасавшиеся усиления могущества России, чинили ученым, специалистам и мастерам, желавшим вкалывать в России и пытавшимся пробраться в Москву. По свидетельству современников, Борис Годунов лелеял планы учредить в Москве и других городах университеты и школы, в которых бы науки и художества преподавали зарубежные ученые, готовые содействовать развитию просвещения в России и облагодетельствовать ее своими познаниями.

Как говорит летописец-современник, Ксения поучению книжному со усердием прилежаще и зело научена премудрости и всякого философского естественнословия. По печатным и рукописным книгам изучала Ксения хронографы, где излагалась древняя история, переходившая к деяниям византийских царей, а следом к русской истории и космографии, в которых сообщалось о различных странах света, о государствах и народах, в них обитающих. Терпеливо и основательно постигала Ксения толк семи мудростей: грамматики, диалектики, риторики, арифметики (или числительницы), геометрии, астрономии (или звездозакония), а ещё музыки, под которой понималось и собственно пение.

Старинные летописцы в особенности подмечают музыкальность и мировой звук Ксении: Гласы воспеваемыя любляше и песни духовныя любезне желаше. Ксения Годунова не только любила распевать и внимать церковное пение, она сочиняла песни сама. Народная память сберегла поэтические строки песен Ксении Годуновой, написанных ею в что ни на есть трагический отрезок времени ее жизни. В 1619 году переводчик английского, священнослужитель Ричард Джеймс, опоздавший на финальный судно, отплывавший из Архангельска в Англию, остался зимовать в Холмогорах. Здесь-то в его записную книжку какой-то российский дядя и вписал две песни Ксении Годуновой, которую разрешено полагать первой известной на Руси поэтессой.

Ксения, дочка царя Бориса Годунова, была до того же талантливой поэтессой, сколь и одаренной художницей-вышивальщицей. В круг старинного воспитания девочек на Руси непременно входило рукодельное искусство, в том числе вышивание. В своей песенной поэзии Ксения не ненароком вспоминает о расшитых ею золотом вещах. В пору обучения царевны художественное лицевое шитье обрело особую популярность и совершенство исполнения. Девушки из знатных семей, боярыни и более того царицы золотыми и серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями вышивали по бархату и плотному шелку многофигурные сюжетные картины. Нередко вышитые на пяльцах многофигурные красочные композиции русских рукодельниц воспроизводили сюжеты живописных фресок и икон. Хорошо известны изумительные работы тетки Ивана Грозного Евфросинии Андреевны Старицкой, основательницы самобытной школы лицевого шитья в русском искусстве. Одной из самых замечательных продолжательниц традиций лицевого шитья, приближающегося по сложности к ювелирному искусству, была Ксения Годунова.

Вот уже без малого 400 лет в Троице-Сергиевой лавре хранятся две работы, авторство которых монастырское предание приписывает Ксении Годуновой. Работы талантливой царевны-вышивальщицы относят к 1601-1602 годам. Именно в это время царевну Ксению сватали за герцога Иоанна, брата датского короля Христиана IV.

Первая служба Ксении - покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна-мастерица вышила рублевскую Троицу. По малиновому атласу мелким жемчугом искусно вышиты фигуры, венцы у ангелов, одежды, столик, палаты, очертания гор и кроны деревьев. На полях, посреди растительного орнамента, выполненного крупным жемчугом и самоцветными камнями, размещены серебряные и позолоченные пластины-дробницы с изображениями Богоматери, Иоанна Предтечи, Сергия Радонежского и святых, соименных членам царской семьи Годуновых: Бориса, Марии, Федора, Ксении.

Вторая служба Ксении Годуновой из собрания Троице-Сергиевой лавры - многофигурная красочная композиция, вышитая на бархате, предназначенном покрывать жертвенник: сидящий на троне Христос, рядом с ним расположились Богоматерь и Иоанн Предтеча, у ног их склонились Сергий и Никон Радонежские. Выполненная умелым комбинированием 15 различных узоров и швов, картина Ксении Годуновой отличается особой выразительностью лиц, объемностью фигур, изяществом и тонким вкусом в подборе цветов драгоценных камней, в сочетании жемчужного и золотого шитья.

Эти два чудом сохранившиеся прекрасных произведения Ксении Годуновой напоминают нам о ней, о ее печальной судьбе и о том, сколь радости и красоты могла эта талантливая художница-вышивальщица презентовать своим современникам и потомкам, если бы не обрушились на ее род и страну неисчислимые бедствия Смутного времени.

В мечтах о фортуна и о своем женихе, датском герцоге Иоанне, склонялась царевна над девичьим шитьем. Но фатум сулила ей горести и утраты. Принц датский, герцог Иоанн, брат короля Христиана IV, был вторым женихом дочери царя Бориса Годунова, Ксении. Желая всенепременно выдать свою дочка за иноземного герцога или принца, Борис Годунов искал жениха во всех отношениях достойного руки царевны.

В это время наследник низложенного шведского короля Эрика ХIV герцог Густав скитался по Европе. Юный принц Густав бежал из своего отечества, где его намеревались погубить родственники, захватившие его наследственное право. Наконец он отдал себя под покровительство Польши, поселившись в городе Гданьске. Однако дела Густава в Польше оставляли жаждать лучшего, и он тайно отправил послание московскому царю. Переписка шведского принца с Борисом Годуновым началась без малого тотчас же, как он вступил на российский престол.

Вскоре Густава пригласили приехать в Москву. В августе 1599 года принц-скиталец бежал из Польши и, несмотря на посланную за ним погоню, успешно добрался до Московии. Навстречу Густаву в назначенное время и местоположение на границе с Польшей было послано немного придворных с немецкими переводчиками, а кроме того повозки, лошади и все необходимое для дороги. 19 августа Густав возвышенно въехал в Москву, его встречали с эдакий пышностью и почетом, что большего не могли бы оказать и королю. На приеме царь Борис и царевич Федор, приветствуя принца, выразили раскаяние об его несчастиях и в присутствии всех бояр обещали ему покровительство Московского государства.

Прослышав о том, как принц Густав благоденствует в Москве, несть числа молодых дворян прибыло к нему на службу. Но нежданно все переменилось. Тщеславный и самонадеянный Густав, возомнив, что при до того милостивом отношении ему все в настоящее время дозволено, вызвал из Польши жену своего бывшего хозяина Христиана Катера, некую Катерину, с которой он во время своего пребывания в Гданьске вступил в любовную связь и прижил немного детей. В Москве он велел возить ее в карете, запряженной четверней белых лошадей и в сопровождении многих слуг, как ездят царицы. Недовольные из свиты принца говорили, что эта дама оказывала на него дурное воздействие, и под этим влиянием он стал надменным в отношениях со своими дворянами и вспыльчивым по отношению к слугам, которых нередко бил.

Постепенно все придворные принца и иноземные дворяне отошли от него, многие поступили на службу к русскому царю, тот, что благосклонно принял их, назначив хорошее жалованье и дав отличные поместья. Узнав настоящий нрав принца Густава, Борис Бодунов почел невозможным возвратить за него свою дочка Ксению. Царь Борис повелел огласить принцу, что его поведение не достойно звания королевского сына. Хотя увещевания держать себя от неприличных поступков и сумасбродств не возымели действия и Борис решил, что эдакий принц не может сделаться его зятем, при всем при том не прогнал его и не обрек на нищенское наличие. Борис Годунов пожаловал Густаву град Углич с уездом, с которого принц мог обретать ежегодный барыш. Но править этим уделом должен был назначенный от царя дворянин, а принцу на его содержание доставлять доходы. В 1601 году шведского принца Густава разлучили с его сожительницей Катериной и отвезли в Углич. Там его содержали по-княжески до самой его смерти в 1607 году.

На смертном одре шведский принц, полно скитавшийся по западным странам и живший там в здоровенный нужде, весьма сожалел, что следовал больше советам своей сожительницы, чем благоволению русского царя Бориса Федоровича Годунова. Густав был погребен в Кашине в монастыре Димитрия Солунского 22 февраля 1607 года. Он умер при Василии Шуйском, сквозь два года затем того, как российский престол путем обмана и мистификаций захватил авантюрист-самозванец Лжедмитрий I. Кто знает, если бы он стал в родное время мужем дочери Бориса Годунова, то мог бы спасти не только Ксению, но и ее брата, молодого царя Федора, и всю династию Годуновых. Не эти ли терзания совести свели принца Густава в могилу раньше срока?

Через год потом неудавшейся попытки выдать дочка за шведского принца Борис Годунов посредством послов получил согласие датского короля Христиана IV на брак своего брата Иоанна с царевной Ксенией. Датский принц герцог Иоанн должен был навечно поселиться в России в уделе, тот, что пожалует ему тесть. Иоанну было обещано Тверское княжество.

6 августа 1602 года датский принц на нескольких кораблях в окружении многочисленной свиты, доходившей числом до четырехсот джентльмен, прибыл в Ивангород. Отсюда его турне до Москвы было настоящим праздничным шествием. На каждой остановке по русскому обычаю хлебосольно и предупредительно угощали его и всю его свиту. При въезде в города принца Иоанна встречали пушечными выстрелами, отдавая почести высокому гостю и празднично приветствуя от имени царя. Принц Иоанн ехал сквозь Новгород, Торжок, Старицу, его сопровождали боярин Михаил Салтыков и дьяк Афанасий Власьев, добро знакомые с иноземными обычаями. Ехали неторопливо, делая не больше тридцати верст в день, Иоанн беседовал с сопровождавшими его боярином и дьяком, узнавал от них о гражданском и церковном устройстве в Московском государстве.

19 сентября 1602 года принц Иоанн прибыл в Москву. Утром, перед въездом в стольный град его встретил посол Михаил Татищев, тот, что привел ему в дар от царя Бориса Годунова прекрасную серую лошадь со поголовный серебряной сбруей и с позолоченным, украшенным драгоценными камнями оплечьем на шее. На этом царском аргамаке принц Иоанн подъехал к Москве, где его встречало с большущий торжественностью уймище народа и десять тысяч русских всадников, одетых так нарядно, что, по впечатлению очевидцев, казалось, чисто поле за Москвой превратилось в золотую гору, покрытую различными цветами, а прибывшие иноземцы с великим удивлением взирали на пышность и великолепие московитов.

Когда принц Иоанн и его свита въехали в град посредством Тверские ворота, зазвонили немедленно все московские колокола и на улицы высыпали празднично разодетые люди. Принца со свитой проводили в Китай-город и поместили в лучшем доме, заблаговременно для него приготовленном. Царь Борис и наследник его Федор видели свиту датского принца с кремлевской стены, откель наблюдали за торжественным въездом герцога Иоанна в Москву.

А 28 сентября 1602 года, когда гости устроились и отдохнули вслед за тем дальней дороги, принца Иоанна со всей свитой пригласили на обед в Грановитую палату. Царь Борис и царевич Федор обняли представшего перед ним принца Иоанна как родного. Во время обеда царь во всем величии восседал на золотом троне, за столом рядом с ним были его отпрыск, царевич Федор и принц Иоанн как грядущий зять. Кроме членов царской семьи, никто не мог сиживать рядом с государем. Они втроем сидели за одним столом, а куда ни глянь стояли столы, где произвольный занимал местоположение по своему чину. Пир длился от полудня до ночи. Борис Годунов длительно беседовал с датским принцем о его брате-короле и других государях и трижды пил за самочувствие герцога Иоанна. По окончании пира царь и царевич сняли с себя золотые цепи и возложили на датского принца. В тот же день было решено сделать бракосочетание в начале зимы.

Царевны Ксении тут не было, так как по известному русскому обычаю того времени она, как молодая, не могла до свадьбы зреть своего суженого лицом к лицу. Но она видела его из тайной смотрильной палатки, нарочно устроенной в Грановитой палате для царских особ женского пола. По единодушному мнению современников, принц Иоанн был пригожий, статный юноша. Умный, скромный, обходительный, он понравился Борису Годунову. Приятное ощущение произвел принц Иоанн и на царевну Ксению.

Вскоре затем представления принца Иоанна русскому царю семейство Годуновых поехала в Троице-Сергиевскую обитель помолиться о фортуна Ксении. Датский принц Иоанн остался в Москве. Он решил употребить время отсутствия царя с семейством на исследование русского языка, за тот, что он приступил ревностно, и более того говорил, что желает принять православную веру. Невеста Ксения, бывшая с родителями на богомолье, прислала в дар жениху, по русскому обычаю, богато убранную ложе и белье, расшитое серебром и золотом. Ежедневно слали гонцов из Москвы к царю Борису и назад из Троицы - к принцу Иоанну.

16 октября, находясь в Братошине на пути из Троицы, Борис Годунов узнал о внезапной болезни принца. Приехав в Москву, царь стал заклинать врачей и своих, и прибывших с принцем из Дании спасти дорогого будущего зятя и сулил за его выздоровление великие милости. Борис Годунов дал обет: если принц останется жив, то он отпустит на свободу четыре тысячи узников, а кроме того велел раздавать нищим богатую милостыню.

Поначалу врачи уверяли царя, что хвороба герцога Иоанна не опасна и излечима. Но ему становилось с каждым днем хуже. 27 октября Борис Годунов посетил больного принца Иоанна. И когда нашел его сильно слабым, то стал тяжко лить слезы и жалиться у его постели. Один из членов датской свиты услышал и записал в дневник слова русского царя: Заплакала бы и трещина в камне, что умирает таковой мужчина, от которого я ожидал себе величайшего утешения, - восклицал Борис Годунов. - В груди моей от скорби разрывается сердце.

Царь приехал к нареченному зятю и на следующий день. Принц Иоанн был без сознания и бредил. Царь очень предавался горю и не отходил от его постели. К вечеру пламень усилился, и 29 октября в два часа ночи, не приходя в разум, принц скончался. Ксения, услышав о смерти своего жениха, здорово убивалась по нему, а Борис Годунов сказал ей: Погибло, дочка, твое фортуна и мое утешение. В трагедии А.С. Пушкина безутешная Ксения Годунова, целуя портрет умершего жениха, произносит:

Милый мой молодой,

Прекрасный королевич,

Не мне ты достался,

Не своей невесте,

А темной могилке

На сторонний сторонке...

Ксения осталась невестой-вдовой. В последующие годы обстоятельства складывались так трагически, что царю Борису Годунову было уже не до искания женихов.

В 1603 году после этого нескольких неурожайных лет в Российском государстве начался невиданный по масштабам голод. Многие богатые люди, имея большие запасы старого хлеба, отказывались реализовать семя, придерживая его в эгоистических целях наживы и требуя за него большие денежки. Цены на хлеб резво росли без малого до 1605 года. Цена на рожь поднялась в 20 раз. Основная количество населения не могла закупать таковый хлеб. Правительству Бориса Годунова не хватило твердости, чтобы сломить сопротивление богатых монастырей и бояр, отказавшихся поделиться хлебными излишками в условиях неурожая. Не удалось ему и ввести твердые цены на хлеб и обуздать бешеную спекуляцию зерном. Однако сам Борис Годунов не жалел средств на борьбу с массовым голодом. Чтобы прокормить народ, он организовал оплачиваемые общественные работы в Москве и приказал каждый день раздавать нуждавшимся денежную и хлебную милостыню. Услышав о таковый царской щедрости, народонаселение толпами устремился в Москву, зачем голод в столице только усилился. За два года голода на трех больших братских кладбищах, или скудельницах, было погребено 127 тысяч умерших. Количество погибших во всех городах и селах было так велико, что современники утверждали: в голодные годы вымерла треть царства Московского. Ожесточение и безысходность порождало поначалу разбои и грабежи, а далее голодные бунты неимущих, восстания и междоусобные войны.

Именно в это время в Польше объявился самозванец - Лжедмитрий. Оживили идею о чудесно спасшемся царевиче Дмитрии политические противники Бориса Годунова. Но стремительным успехам авантюриста-самозванца способствовали не только покровительство польского короля Сигизмунда III и помощь русских бояр-изменников, но и настроения и ожидания русского народа, в сознании которого слухи о спасшемся прирожденном государе, младшем сыне Ивана Грозного, превратились в утопическую веру в доброго царя. Трагедия заключалась в том, что молва эта, попав в народную среду, распространилась быстрее морового поветрия. А между тем под именем законного наследника русского престола к власти шел неразборчивый в средствах самозванец-авантюрист и изменник, тот, что ещё до вступления на Русскую землю заключил тайные соглашения с Сигизмундом III о передаче Речи Посполитой обширных территорий и огромных богатств Московского государства. Кроме того, перейдя в католическую веру, самозванец-вероотступник обещал своим польским покровителям привести все православное царство Московское в католичество за год и жениться на подданной польского короля, Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, тот, что представил Лжедмитрия Сигизмунду III.

Подлинное имя и историю самозванца Лжедмитрия московские власти установили крайне одним духом. Знала об этом, конечно, и Ксения. Дмитрием называл себя беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев, которого обличили его мама, близкий брат и дядя. В августе 1603 года Борис Годунов посредством Посольский распоряжение обратился к первым польским покровителям самозванца с требованием выдать вора. Однако внутри России явление самозванца продолжительно замалчивалось, слухи о нем беспощадно пресекались. И это ясно. Они порочили правителя Бориса Годунова, объявляя его причастным к гибели царевича Дмитрия, тот, что умер во время приступа эпилепсии в Угличе в 1591 году, за семь лет до того, как царем был избран Борис Годунов. Открытое обличение самозванца в стране началось только тогда, когда Лжедмитрий вторгся в Россию. Но они уже не могли искоренить слухи о снова объявившемся претенденте на российский престол - царе-избавителе.

Первое вторжение Лжедмитрия, поддержанное польским королем, в 1605 году потерпело совершенный крах. Быть может, династия Годуновых так и не была бы сброшена с трона проходимцем-самозванцем, если бы не внезапная кончина царя Бориса. Только близкие родственники, вероятно, понимали в полной мере, что злобная клевета, обвинявшая Бориса Годунова в убийстве последних членов законной династии, охватывая царя Федора Ивановича и царевича Дмитрия, подрывала его самочувствие сильнее, чем последние трудные годы правления. Царь Борис стал нелегко хворать с 1602 года. В 1604 году его постиг первостепеннный паралитический потрясение, немного недель Борис Годунов не выходил, а когда появился, то волочил за собой ногу. 13 апреля 1606 года ещё вдали не древний Борис Годунов скоропостижно скончался от апоплексического удара.

Смерть царя Бориса Годунова усилила смуту в Российском государстве, дала свежеиспеченный толчок к распространению слухов об истинном царевиче Дмитрии, расчистила тракт самозванцу, погубившему династию Годуновых. Преемник Бориса Годунова, его шестнадцатилетний наследник Федор, подавал народу твердую надежду, что будет добрым, благочестивым царем, но царствовал потом смерти отца только два месяца. Царевна Ксения стала свидетельницей внезапного и трагического падения своего рода и предательства тех, на кого Годуновы возлагали свои надежды.

7 мая 1605 года боярин Петр Федорович Басманов, которому Борис Годунов незадолго до кончины вверил руководство армией, изменил царю Федору Борисовичу под Кремами и перешел вкупе с войсками и другими знатными боярами на сторону Лжедмитрия I. Оставшись без армии, царская семейство Годуновых оказалась безупречно незащищенной. Несколько тысяч московских стрельцов, до конца верных Федору Борисовичу, юный царь отправил на Оку, ограждать Москву. И они остановили Лжедмитрия I под Серпуховом. Тем временем 1 июня произошло восстание в Москве. Пробравшиеся в Москву гонцы самозванца прочитали с лобного места прелестные грамоты Лжедмитрия, которые обличали изменников Годуновых, неправедно завладевших царством. Толпа бросилась громить и грабить дворы бояр, зажиточных людей и торговцев, нажившихся на голоде. Однако восставший в Москве народонаселение, издеваясь над сильными мира этого, никого не убивал и не казнил Годуновых. Царицу Марию Григорьевну, вдову Бориса Годунова, и его сына, царя Федора Борисовича, убили воровские бояре-изменники.

Остановившись в Серпухове, Лжедмитрий I не решался зайти в Москву до той поры, покуда были живы младой Федор Годунов и его мать-царица. Послав в столицу бояр с приказанием умертвить сына и жену Бориса Годунова, самозванец, наслышанный о необычайной красоте Ксении, дщерь повелел в живых оставити, дабы ему лепоты ея насладитися. 10 июня 1605 года князья-убийцы Василий Голицын, Василий Мосальский, Михаил Молчанов и Андрей Шерефетдинов в сопровождении отряда стрельцов ворвались на подворье Годуновых, захватили царицу Марию Григорьевну и ее детей и развели по храминам порознь. Царица от неожиданности потеряла дар речи и не оказала никакого сопротивления. Федор Годунов, поистине молодой витязь и писаный красавец, мужественно сопротивлялся, так что палачи длительно не могли с ним сладить. Отчаянно вырывавшуюся Ксению Годунову увезли в здание к одному из губителей ее матери и брата, князю В. Масальскому. Позже она узнала, что задушившие Федора и Марию Годуновых бояре-убийцы объявили народу, что царь и царица покончили бытие самоубийством - испиша зелья, а царевна чуть-чуть оживе. Хотя этому никто не поверил, так как тысячи людей, в том числе историк той эпохи Петр Петрей, собственными глазами видели следы от веревок, которыми были задушены царь Федор и царица Мария Григорьевна, бояре запретили обычный обряд погребения. Федора и его мамаша закопали, как самоубийц, подле ограды бедного Варсонофьевского монастыря на Сретенке. В одну яму с ними были брошены останки Бориса Годунова, которые родовитые бояре извлекли из Архангельского собора. Так пресмыкавшиеся перед тираном-самозванцем знатные бояре-изменники решили посмертно лишить почестей законно избранного, но худородного царя Бориса Годунова.

Все это время в единственный час осиротевшую Ксению Годунову удерживали в доме князя В. Мосальского. Догадывалась ли несчастная царевна, что весьма быстро настанет день, когда ее поведут на поругание к тирану-самозванцу? Ждала ли она чудесного избавления?

20 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву. Накануне П. Басманов низложил и проклял как прислужника Годуновых престарелого патриарха Иова. С позором изгнанный из Москвы патриарх мог обличить самозванца, тот, что в бытность свою дьяконом служил Иову и добро был ему знаком. Попытка Василия Шуйского в первые дни пребывания расстриги-самозванца в Москве не вручить ему усесться на царство не удалась и чуть-чуть не стоила ему жизни. 18 июля возвратилась из ссылки в Москву вдова Ивана Грозного Мария Федоровна Нагая (в иночестве Марфа) и всенародно признала Лжедмитрия I своим сыном. Признание мнимой матери покончило с колебаниями тех, кто все ещё сомневался в его царском происхождении. В обстановке всеобщего ликования народа по поводу обретения истинного государя и наступления счастливого царства изменник-расстрига Гришка Отрепьев был коронован. Обряд царского венчания, призванный выделить возрождение законной династии, совершался дважды: в первую голову - в Успенском соборе, а после этого - у гробов предков в Архангельском соборе.

Вот тогда-то и наступил самый-самый злосчастный день в жизни Ксении Годуновой. По приказанию Лжедмитрия I князь В. Мосальский привел к нему во дворец бедную царевну. Это миг изобразил даровитый российский художник Н. Неврев на своей картине Ксения Борисовна Годунова, приведенная к самозванцу. Прекрасная царевна рыдает, закрыв лик человеческий рукою. В самом деле, нелегко себе вообразить что-либо ужаснее положения женщины, отдаваемой на поругание похотливому самозванцу, которого она считала убийцей своих дорогих родных. И какой женщины? Той, которая три года вспять могла сделаться женой благородного Иоанна Датского!

Теперь перед Ксенией был мужчина, внушавший ей омерзение и своими деяниями, и своей внешностью. По словесным портретам современников, в том числе уже упоминаемого русского писателя И.М. Катырева-Ростовского, Лжедмитрий I имел телосложение и физиономия не царсково достояния. Приземистый, небольшого роста, он был широк в плечах, без малого без талии, с короткой шеей и огромными руками разной длины. На грубом желтом лице Лжедмитрия-Отрепьева не было ни усов, ни бороды, тучный нос напоминал по форме ботинок, вблизи него росли две большие синие бородавки, воззрение колючих маленьких око довершал гнетущее ощущение.

Все русские и иностранные современники говорят, что Лжедмитрий, приказав привезти к себе во дворец Ксению Годунову, супротив ее воли продержал ее у себя наложницей полгода. Как он обращался с ней все это время, неизвестно. Живший в те дни в Москве голландец Исаак Масса, у которого не было оснований чернить Лжедмитрия I, сообщает о том, что самозванец предавался в Москве безудержному разврату. Его клевреты-угодники П. Басманов и М. Молчанов тайно приводили во дворец к царю-распутнику пригожих девиц и красивых монахинь, приглянувшихся ему. Когда уговоры и монеты не помогали, в ход пускали угрозы и насилие. Рассказывая о распутстве и извращенных наклонностях Лжедмитрия I, которые сильно повредили его репутации, Исаак Масса писал: Он был распутником, потому как всякую темное время суток растлевал новую девицу, не почитал святых инокинь и уймище их обесчестил по монастырям, оскверняя таким образом святыни, он ещё растлил одного благородного юношу из дома Хворостининых, которые принадлежат к знатному роду, и держал этого молокососа в громадный чести, чем тот сильно величался и все себе дозволял.

Будущего тестя Лжедмитрия I, Юрия Мнишека, больше всего тревожило наличие при дворе самозванца дочери Бориса Годунова - Ксении. Нетрудно додуматься зачем. Польская молодая Лжедмитрия, Марина Мнишек, не знала себе равных в страсти к роскоши, власти и авантюрам, но в различие от признанной красавицы Ксении Годуновой не обладала ни женской привлекательностью, ни женским обаянием. Даже на парадном портрете, идеализирующем обличье претендентки на образ русской царицы, Марина Мнишек выглядит малопривлекательной. Тонкие губи, изобличавшие высокомерие, тщеславие и мстительность, вытянутое физиономия, излишне долгий нос, жидкие черные волосы, низкорослое, тщедушное стан - все это самое малое отвечало тогдашнему идеалу женской красоты.

Прошло полгода, как Лжедмитрий занял российский трон, но он не спешил звать из Польши панну Марину, на которой обещал жениться под страхом проклятия. 25 декабря 1605 года Юрий Мнишек, жаждавший совместно с дочерью скорее достигнуть до русских богатств и царской казны, обратился к будущему зятю с письменным выговором: Так как известная царевна, дочка Бориса Годунова, живет вблизи вас, то по моему и благоразумных людей совету благоволите ее удалить и отослать подалее.

Получив послание Юрия Мнишека, самозванец не стал перечить своему будущему тестю. В начале 1606 года Ксения Годунова была насильно отвезена в глухой Горицкий монастырь на Белоозере. Здесь она была пострижена в монахини под именем Ольги и отныне должна была оставаться до самой своей смерти. Не надеясь когда-либо возвратиться в Москву, чтобы оплакать могилы своих родителей и брата, Ксения Годунова внутренне возвращалась к своему прошлому, к тем бедам, которые постигли ее семью и всю Русскую землю. На далеком Белоозере сочинила Ксения Годунова немного песен, которые позже обнаружили в записной книжке англичанина Ричарда Джеймса. Вот одна из них:

А светы вы, наши высокие хоромы!

Кому вами будет владети

затем нашего царьского житья?

А светы, браные убрусы!

береза ли вами крутити?

А светы, золоты ширинки!

лесы ли вам дарити?

А светы, яхонты-серешки!

на сучье ли вас задевати, -

потом царьсково нашего житья,

затем батюшкова представленья

а света Бориса Годунова?

А что едет к Москве Рострига

да хочет, терема ломати,

меня хочет, Царевну, поимати,

а на Устюжну на Железную отослати,

меня хочет, Царевну, постритчи,

а в решетчатый садик засадити.

Ино ох-те мне горевати:

как мне в темну келью ступити,

у игуменьи благословитца?

17 мая 1606 года в результате дворцового переворота, организованного дворянами-заговорщиками и поддержанного народом, Лжедмитрий I, бывший монах-расстрига Григорий Отрепьев, был убит. Избранный царем Василий Шуйский перевел Ксению Годунову во Владимировский Княгинин монастырь. В целях дискредитации идеи доброго царя Дмитрия и укрепления авторитета власти царь Василий Шуйский устроил торжественное перенесение останков Бориса Годунова и членов его семьи, убитых по приказу самозванца, из убогого Варсонофьевского монастыря в Троице-Сергиевский. Бояре и монахи на руках пронесли гробы с прахом царя Бориса Годунова, его жены и сына. Царевна Ксения, одна только и оставшаяся в живых из всей семьи Годуновых, ехала следом за этим погребальным шествием в закрытых санях, громко плакала и причитала. Присутствовавший на этой церемонии Конрад Боссов записал в своей Московской хронике ее причитания: О напасть мне, бедной покинутой сироте! Самозванец, тот, что называл себя Димитрием, а на самом деле был только обманщиком, погубил любезного моего батюшку, мою любезную матушку и любезного единственного братца и весь свой род, ныне его самого также погубили, и как при жизни, так и в смерти своей он принес невпроворот горя нашей земле. Осуди его, господи, прокляни его, господи!

Тогда многие уже стали шибко сочувствовать Бориса Годунова, говоря, что лучше было бы, если бы он жил ещё и царствовал. А умная и проницательная Ксения Годунова предвидела, что за убитым самозванцем-расстригой явятся новые обманщики, которые принесут немало бед Русской земле. В одной своей песне Ксения ещё сетует: За что наше царьство загибло?

Дочь Бориса Годунова не ошиблась. В стране продолжались Смута и гражданская махаловка. За Лжедмитрием I появился Лжедмитрий II, а потом и Лжедмитрий III В 1609 году началась открытая польская и шведская интервенция.

Приехав в начале 1609 года в Троице-Сергиевский монастырь для поминовения родителей и брата, Ксения, в настоящий момент монахиня Ольга, была застигнута полчищами поляков, осаждавшими монастырь под командованием Сапеги и Лисовского. В монастыре укрылись обитатели многих окрестных деревень. Осада длилась полтора года и закончилась поражением поляков, которые не смогли сломить мужество и смелость защитников монастыря-крепости. Вместе с осажденными все трудности и бедствия стойко переносила и Ксения Годунова.

Сохранилось послание, написанное Ксенией в осажденном монастыре и предназначенное жившей в Москве тетке, княгине Домне Богдановне Ноготковой, близкий сестре Евдокии Богдановны Сабуровой, одной из жен царевича Ивана, убитого отцом Иваном Грозным. В письме от 29 марта 1609 года Ксения сообщает: Я у Троицы в осаде в своих бедах едва-едва жива, конечно, больна со всеми старицами, и впредь, государыня, никако не чаем себе живота, с часу на час ожидаем смерти. Да у нас же за проступок за свой моровое поветрие, всяких людей измяли скорби великия смертныя, на каждый день хоронят мертвых мужчина, по двадцати и по тридцати и больши... Когда свирепствовавший в монастыре мор унялся, то не осталося людей ни трети.

После освобождения Троице-Сергиевского монастыря от осады Ксения Борисовна Годунова сообща с племянницей Ивана Грозного, Марией Владимировной, переехала в Москву, в Новодевичий монастырь. Но и тут, уже под иноческой одеждой, их ждало новое злоключение. В начале августа 1611 года казаки Ивана Заруцкого взяли приступом Новодевичий монастырь и разграбили его. В одной из грамот того времени говорится: Когда Ивашко Заруцкий с товарищами Девичий монастырь взяли, они церковь Божию разорили, и черниц, королеву, дочка князя Владимира Андреевича, и Ольгу, дочка царя Бориса, на которых некогда и зрети не смели, ограбили донага, и иных бедных черниц и девиц грабили и на блуд имали, а как пошли из монастыря, и церковь и монастырь выжгли.

После этого нового, но уже последнего поругания, несчастную дочка Бориса Годунова сообща с другими монахинями отправили назад во Владимирский Княгинин монастырь. С тех пор о ней не было никаких сведений до 1622 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Ксения Петербургская Ksenia Peterbugskay

(~1719-1730- ~1794-1806гг)В отличии от других святых,годы жизни и смерти Ксении Петербургской известны хотя бы приблизительно,а на могиле выбита..
читать далее

Ксения Костромина Ksenia Kostromina

кат Московской городской коллегии адвокатов, эксперт Центра содействия международной защите. Выступила одним из защитников на суде по делу бывшего..
читать далее

Ксения Георгиади Ksenia Georgiadi

Удивительно обаятельная и приятная женщина, талантливая и неподражаемая певица, любительница цветов и природы, излучающий оптимизм и жизнелюбие..
читать далее

Ксения Зиновьева Ksenia Zinovieva

К перелетам я привыкла. У меня был случай, когда я утром играла на конкурсе в Италии, а через 4 часа принимала участие в двух соревнованиях в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий