Известные люди

»

Лариса Литвинова

Лариса Литвинова Larisa Litvinova Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 6.12.1918
Гвардии Капитан Л. Н. Литвинова совершила 816 боевых вылетов на бомбометание по переправам, огневым позициям, скоплениям войск противника. 23 Февраля 1948 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родилась 6 Декабря 1918 года в Киеве, в семье служащего. По окончании школы 1 работала на обувной фабрике и училась в аэроклубе. В 1940 году окончила Херсонскую лётную авиационную школу. Работала инструктором - лётчиком в Феодосийском, далее в Кировском аэроклубе Москвы. С Октября 1941 года в Красной Армии.

С Мая 1942 года в действующей армии. Окончила курсы при Энгельсской авиационной школе пилотов. Прошла дорога от рядового лётчика до штурмана авиационного полка. Участвовала в боях на Южном и Северо - Кавказском фронтах, за отбояривание Крыма. Отличилась при прорыве вражеской обороны на реке Проня, при освобождении Могилёва, Минска, Гродно.

К концу войны штурман 46-го Гвардейского Таманского ночного легкобомбардировочного авиационного полка ( 325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вооруженные силы, 2-й Белорусский фронт ) Гвардии Капитан Л. Н. Литвинова совершила 816 боевых вылетов на бомбометание по переправам, огневым позициям, скоплениям войск противника. 23 Февраля 1948 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

С Апреля 1945 года - в запасе. Живёт в Москве. До 1979 года работала старшим инженером ВНИИ источников тока. Награждена орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ),Красной Звезды, медалями. Автор книг: "Улица Татьяны Макаровой", Летят через годы" и других.

* * *

Кто не слышал о прославленном женском авиационном полке лёгких ночных бомбардировщиков под командованием Евдокии Давыдовны Бершанской ! Боевые действия его в Великой Отечественной войне просторно известны. Если любой боевой вылет лётчика считается подвигом, то боевой вылет лётчицы нужно мнить подвигом вдвойне. Великая влюбленность к Родине и ненависть к врагу, посягнувшему на нашу свободу, заставили советских женщин приняться за штурвал боевого самолёта, сделаться солдатами.

816 раз вылетала Лариса Николаевна Литвинова ( Розанова ) на боевые задания. 816 раз встречалась лицом к лицу со смертью. Каждый раз её подстерегали вражеские зенитные пушки и пулемёты, беспощадные лучи зенитных прожекторов, барражировавшие в воздухе ночные истребители, залповый пламень с земли. Всё это нужно было одолеть, прорваться сквозь кромешный ад к цели и сразить её.

Лариса Литвинова, как и другие лётчицы женского полка, летала на маленьком, безобидном на наружность фанерном самолёте У-2 ( позже названном По-2 ). В годы войны тот самый учебный самолёт получил грозное имя лёгкого ночного бомбардировщика и целиком оправдал его. Много раз самолёт Литвиновой возвращался с боевого задания продырявленный пулями осколками зенитных снарядов, с покалеченными фюзеляжами и плоскостями.

Не раз загорался в воздухе и был спасён благодаря мастерству и мужеству лётчицы. Не как-то раз был сбит и всё - таки посажен н расположении своих войск. Это ли не сплав героизма и боевого мастерства !

Для Ларисы Литвиновой небосклон с юности стало близкий стихией. Поступив в 1938 году в аэроклуб, она вся отдалась изучению лётного искусства. Больше всего любила летать. Ещё в авиационной школе отточила своё мастерство. Стала отличной лётчицей. Не бесполезно следом школы её направили на инструкторскую лётную работу. Во время войны 33 её курсанта водили в мордобой самолёты. Обучая других, она продолжала обучаться сама. Ей хотелось ведать и мочь в воздухе всё. Она прошла специальную дополнительную программу штурманской подготовки. В то время в авиации без малого не было штурманов - женщин. Поэтому с приходом в женскую боевую авиационную доля Лариса была зачислена в штурманскую группу, а когда полк был готов к боям, её сию минуту назначили штурманом эскадрильи.

Столь высокое направление не обрадовало, а скорее огорчило Ларису. Ей хотелось летать, самой водить в мордобой самолёт. И только в Декабре 1942 года она добилась перевода на лётную работу - была назначена командиром звена.

В войну у лётчиков ночной бомбардировочной авиации день был для сна, а темное время суток - для боевой работы. Но какой дрёма днём ! Только в непогожие ночи позволительно было вздремнуть, сидя в готовности в кабине самолёта. Но для лёгких ночных бомбардировщиков было чуть-чуть таких ночей. Они летали и тогда, когда никакой иной самолёт не мог летать. У-2 - агрегатина послушная, прыть невелика, с боевым грузом всего 100 - 120 километров в час. Посадить её видавший виды лётчик мог на каждый поляне.

Лариса Литвинова была не только мастером вождения самолёта, но и отличным, хитроумным тактиком. Она находила вывод боевой задачи более того тогда, когда, казалось, осуществить её было нетрудно нереально. И как правило, выходила из боя победителем. Об этом сами за себя говорят её боевые награды: два ордена Ленина и Золотая Звезда Героя, два ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны и Красной Звезды.

Каждый боевой вылет бывал труден, требовал приложения воли и умения, всех моральных и физических сил, любой был насыщен неожиданностями, опасностями. Но в особенности памятны для Литвиновой бои на Северном Кавказе в 1942 - 1943 годах. Они проходили в суровую пору, когда неприятель оставался ещё сильным, когда шла ожесточённая баталия за господство в воздухе. Это были шибко трудные бои. Для Литвиновой они были к тому же и первой боевой школой, в которой она прошла в течение года все ступени, от начальной до высшей. Её аттестат за эту школу - ордена Красной Звезды и Красного Знамени.

...Это случилось в конце Сентября 1942 года под Моздоком, когда советские войска вели трудную Моздок - Малгобекскую оборонительную операцию, встав на пути врагов, рвавшихся к важнейшим нефтяным районам Кавказа. Несмотря на ненастную осеннюю погоду, авиация 4-й Воздушной армии днём и ночью наносила бомбовые удары по скоплениям вражеских войск, по его подходившим резервам.

В одну из тех ночей Лариса Литвинова вылетела на боевое поручение штурманом с командиром эскадрильи Серафимой Амосовой. Внизу ни огонька. И нежданно-негаданно вдалеке показалась полоска светлого дыма от паровоза. Вражеский эшелон ! Штурман проворно рассчитала, передала лётчице боевой вектор движения и сбросила осветительную бомбу. Прильнув к прицелу, Литвинова с волнением ожидала момента, когда разрешено будет верно обратить смертоносный груз в мишень. Разрывы первых двух 50-килограммовых бомб взметнули землю правее эшелона. Досадный промах. Эшелон продолжал свой бег.

Небо нежданно засветилось от вспыхнувших лучей вражеских прожекторов. Пошарив около самолёта, они скрестились на нём. Ударили зенитки. Лётчица попыталась выскочить из - под огня и применила противозенитный маневр, а эшелон тем временем уходил. И она вновь легла на боевой вектор движения. Под крылом самолёта оставалось ещё 2 бомбы. Направить их в мишень было единственной мыслью экипажа. Не обращая внимания на рвущиеся снаряды и слепящий танец прожекторов, самолёт летел по прямой посреди дымных шапок разрывов. Литвинова думала только об одном: не выпустить эшелон, угнаться прицелиться и свалить бомбы в прошлом, чем они будут сбиты.

Неожиданно машину здорово тряхнуло, отбросило в сторону. На правой плоскости заплясали языки огня. Но лётчица упрямо продолжала выдерживать вектор движения, а Литвинова не отрывалась от прицела. Только когда бомбы полетели в мишень, лётчица бросила самолёт на крыло, чтобы скольжением сшибить полымя. И это ей удалось. Самолёт грубо пошёл вниз и вырвался из зоны зенитного огня.

Литвинова неотрывно смотрела в то местоположение, где разорвались её бомбы. И как черт из табакерки ликующе закричала подруге:

- Сима, смотри, он горит ! А три задних вагона оторвались ! Ура !

В ту же темное время суток другие экипажи лёгких ночных бомбардировщиков женского полка завершили разгром эшелона.

Немало было и в дальнейшем подобных критических ситуаций в боевой жизни Ларисы Литвиновой. Но больше всего врезался в память единственный в целом благополучный для неё полёт, поразивший, при всем при том, своими неожиданностями и драматизмом.

Советские войска вели тогда кровопролитные бои за "Голубую линию", созданную противником между Черным и Азовским морями на подступах к Таманскому полуострову. На юге она опиралась на дюжий узел обороны, подготовленный в захваченной врагами части героического Новороссийска, а в центре важнейшими её узлами сопротивления были укрепленные станицы Киевская и Молдаванская. По этим объектам главным образом и наносили удары ночные бомбардировщики. Чуть ли не каждую темное время суток водила Литвинова родное звено то на Новороссийск, то на укрепленные станицы. Много раз видела с неба охваченную огнём и дымом Малую землю, уничтожала по заявкам моряков вражеские дзоты. Над "Голубой линией" приходилось преодолевать в особенности сильную противовоздушную оборону. Именно в этом месте впервой встретились лётчицы с барражирующими в воздухе немецкими ночными истребителями, взаимодействовавшими с зенитными прожекторами.

В темное время суток на 1 Августа 1943 года эскадрилья ночных бомбардировщиков получила задачу причинить бомбовые удары по целям, расположенным в треугольнике Киевская - Русская - Молдаванская. Самолёты уходили на поручение единственный за другим с интервалом в 2 - 3 минуты. Литвинова шла четвёртой, головной в своём звене, следом за первым звеном. Её штурманом была Надежда Студилина, смелая и способная девица, только что начавшая лётную существование.

Примерно на полпути от аэродрома до цели ( аэропорт располагался в районе станицы Ивановской ), когда самолёт пролетел над рекой Кубанью, лётчица увидела, как спереди, над районом целей, в небе как черт из табакерки встали 4 луча прожекторов и в их скрещении заметалась белая точка. Спустя минуту она запылала и факелом пошла вниз. Тут же мелькнула страшная догадка: это основополагающий самолёт эскадрильи. Лётчица прикинула по времени: как раз в текущее время он должен был вылезти на мишень. Но что случилось ? В небе не разорвался ни единственный зенитный снаряд. Почему загорелся ? Почему сию минуту же погасли прожекторы ? Происшедшее поразило своей неожиданностью и загадочностью. А сквозь немного минут всё повторилось еще раз. На тот самый раз Литвинова заметила, как освещённую прожекторами белую точку прошила с правой стороны из темноты огненная магистраль. Всё стало ясно. Во взаимодействии с прожекторами за нашими самолётами охотились ночные истребители.

Литвинова понимала, что спереди то же самое ждет и её. Однако более того на секунду у неё не возникла думка завернуть обратно. Знала одно: нужно вылезти на мишень и ошеломить её. И продолжала известия самолёт к тому месту, где только что видела погибель своих подруг. Какие - то минуты она ничего не предпринимала, чтобы избежать их участи.

Машинально прошла сквозь линию фронта. До цели оставалось окончательно вблизи, когда спереди сызнова вспыхнули прожекторы и вырвали из темноты светящийся бледным отраженным светом малый самолёт. Теперь Литвинова чётко видела его контуры. Это был третий. За ним летела она. Огненная магистраль, прошившая спереди идущую машину, подобно тому как бы пронзила её ум и вывела из оцепенения. Лихорадочно заработала мысль: что разрешено в оставшиеся минуты изготовить, чтобы покинуть от гибели и исполнить поставленную задачу ? Как околпачить врага ? В боевой практике Литвиновой, которая к тому времени сделала уже больше 400 вылетов, было полно хитроумных тактических приёмов. Чего только не случалось за прошедшие месяцы войны ! И всю дорогу она находила выход из самых критических положений.

Видя, как очередной самолёт факелом падает вниз, Литвинова решила было покинуть вверх, подальше от земли. Но тут же поняла, что это ничего не даст, что надёжной защитой для У-2 неизменно была близость земли, которую так не любят и боятся в бою истребители. Однако следовало ещё провести вражеских прожектористов, избежать их беспощадного света, предвещавшего погибель. Резко убрала газ. Почти не слышно стало мотора. Самолёт тихо планировал на мишень. А Литвинова всё ещё видела на стеклах приборов отображение идущего ей навстречу яркого факела горящего самолёта. Только через какое - то время различила цифры приборов, одним духом падающую вниз стрелку высоты. И сейчас уже не отводила око от приборной панели, боясь оборотиться, ослепнуть как черт из табакерки от света прожекторов. Наблюдать за воздухом приказала штурману.

Прибор высоты показывал 500 метров, когда лётчица услышала звук Студилиной:

- Подходим к цели. Приготовиться.

Литвинова ответила:

- Ещё приподнято. Пройдём мишень и выйдем на неё с тыла, на меньшей высоте.

Цель находилась под ними, и прожекторы на тот самый раз не вспыхнули. Самолёт продолжал без малого тихо планировать в темноте. Это было уже полпобеды. Лётчица почувствовала огромное облегчение. После долгого напряжения её на момент охватила слабость. Но тут же собралась вновь: главное было спереди - нужно ошарашить мишень. Сделав разворот и продолжая понижение, лётчица еще раз зашла на мишень. Молодцом оказалась и штурман. Студилина сделала всё, что требовалось от неё, и метко сбросила бомбы на предмет. Высота была в то время менее 300 метров. Взрывной волной самолёт очень тряхнуло.

Только тогда Литвинова уразумела, что нарушила заявочное пожелание инструкции, которая запрещала сбрасывать бомбы мгновенного действия с высоты ниже 400 метров. Но ныне было не до инструкции. Взметнувшиеся ввысь позже разрыва бомб лучи безотложно 4-х прожекторов стали лихорадочно шарить в пустом небе, а Литвинова летела над самой землей, уходя из района цели. 200, 100 метров оставалось до земли. На этакий высоте да ещё ночью вражеские истребители были не страшны. Лётчица включила движок, самолёт взревел, остывший за время планирования мотор брызнул искрами. В отклик, уже не с неба, а с земли, побежали пунктиры трассирующих пуль. Били вражеские автоматы и пулемёты.

Теперь Литвинову мучило другое: невозможнрсть предварить шедших за ней подруг, порекомендовать им воспроизвести свой удавшийся маневр. У-2 не имели радиосвязи. Но может быть, девчата придумают что - нибудь сами ?

И будто ответом на её немой вопросительный мотив отозвалась наблюдавшая за воздухом Студилина:

- Прожекторы вновь схватили самолёт !

Вскоре ещё единственный пылающий факел заскользил к земле. Это был уже экипаж её звена: погибли Валентина Полунина и Ирина Каширина. А посредством миг огненная магистраль прошла сверху рядом с самолётом Литвиновой. Очевидно, выходивший из атаки вражеский истребитель обнаружил его по выхлопам и наугад дал пулемётную очередность. До самого аэродрома лётчица шла на высоте 200 метров.

Позже Лариса Литвинова и Надежда Студилина узнали, что в ту трагическую темное время суток на мишень удалось вылезти и отбомбить только их экипажу...

Так же читайте биографии известных людей:
Лариса Долина Larisa Dolina

Лариса Долина - известная советская и российская эстрадная и джазовая певица, актриса. Народная артистка России. Родилась 10 сентября 1955..
читать далее

Лариса Луста Larisa Lusta

Молодая петербургская певица Лариса Луста занимает особое место на нашей эстраде. Ей подвластны разные жанры от оперы до камерной музыки, от..
читать далее

Лариса Мондрус Larisa Mondrus

Первую эстрадную песню, принесшую известность Раймонду, спела именно Лариса Мондрус. Это был "Синий лен".
читать далее

Лариса Черникова Larisa Chernikova

Слухов по поводу личной жизни Ларисы Черниковой множество. Еще бы молода, талантлива, красива, без материальных проблем, имеет кучу поклонников и не..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий