Известные люди

»

Лев Оссовский

Лев Оссовский Lev Ossovskyi Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
22 апреля исполнилось 85 лет главному дирижеру и директору Камерного театра Бориса Покровского народному артисту России Льву Оссовскому. С юбиляром, до сих пор стоящим у руля, встретилась Екатерина Бирюкова.

- вопрос: Ваше имя ассоциируется с театром Покровского, в котором вы уже больше 20 лет. А что было до этого?

- ответ: Моя существование с шести лет связана с музыкой. Я родился в таком городе - Одессе, - где считалось хорошим тоном, когда все девочки учатся на фортепиано, а мальчики - на скрипке. Ну, у ребенка какое охота стоять и пиликать? Конечно, никакого. Тем не менее я в 1940 году закончил школу при Одесской консерватории, которой стоял во главе выдающийся профессор Петр Соломонович Столярский. И меня, как всех 18-летних мальчиков, призвали в армию. Но в то время в Москве при Центральном доме Красной армии существовал симфонический оркестр из военнопризванных. И они предложили приехать на конкурс. Я прослушался, и меня приняли.

- в: А когда битва началась, вы продолжали игрывать в оркестре?

- о: Нет, оркестр ликвидировали. Меня направили в 134-й зенитно-артиллерийский полк, тот, что стоял на обороне Москвы. И наши зенитные батареи находились на крыше консерватории, представляете? Казарма у нас была в помещении за балконом Большого зала. Туда привезли железные кровати, и мы там жили, питались в консерваторской столовой, а ночью дежурили. Потом полк перевели на фронт, и я забыл про музыку. Но меня вскоре снова вызвали в Москву и направили на военно-дирижерский факультет консерватории. Шел 1942 год, битва в самом разгаре, и тем не менее уже тогда думали - с какими оркестрами будут заходить наши войска в занятые города? Обучение было такое: взлет в семь утра, с девяти до двух занятия, опосля обед и с трех до девяти заново занятия. То есть это было не то что ускоренное, а молниеносное обучение.

- в: А вслед за тем войны?

- о: В 1946-м меня демобилизовали, и я решил довести до конца уже цивильный факультет Московской консерватории - это у меня за два года получилось. И меня сию минуту пригласили в Московский театр оперетты. Для меня это было так вдруг! Я в жизни не был на спектаклях оперетты. Там так все чудно - то разговаривают, то пляшут, то поют, то хохочут. И тем не менее я в этом театре проработал 20 лет! Это был шибко ладный отрезок времени - тогда были созданы, по существу, все оперетты и музыкальные комедии современных авторов: Кабалевский написал "Москва поет", Шостакович - "Москва, Черемушки", Соловьев-Седой и Дунаевский - по нескольку оперетт. И я со всеми работал. Все, в общем, было недурственно, и тут приглашает меня Фурцева. А она меня давнехонько знала, ещё когда была секретарем Московского горкома партии, шибко любила бродить в оперетту.

- в: Какие названия предпочитала?

- о: Только классику. "Сильву", вероятно, раз сто видела. И вот я к ней прихожу, а она не знает, как активизировать со мной разговорчик. Короче, говорит, что я должен поехать на два года в Сибирь и сформировать там мелодический театр. Я опешил. Спрашиваю, а куда как раз ехать? Она отвечает, что я должен примчать в Красноярск, меня там встретят и все скажут. Потом мне объяснили - речь шла о закрытом городе под названием "Красноярск-26". Там жили выдающиеся академики ракетного дела, и они написали сообщение в ЦК, что у них нет никакой культуры, а растут дети. И мне сказали, что я, конечно, могу отступиться, но тогда я положу партийный квиток и вся моя бытие будет зачеркнута. Коротко и ясно. И я полетел. Был ноябрь, морозец, черная "Волга" подъехала прямо к самолету, меня посадили и куда-то долго-долго везли. Подъезжаем - колкая проволока, пацаны с автоматами. А в центре города стоит монумент Ленину и напротив - большое шикарное сооружение с колоннами без единого огонька. И рядом восьмиэтажный жилье - также ни одного огонька. И мне говорят: вот ваш театр, а вот жилье для ваших артистов. И я там не два года, а пять лет отработал, привез всех - от режиссеров до гримеров и монтировщиков. И с этого момента так бытие сложилась, что я всю дорогу был вместе с тем и директором, и главным дирижером.

- в: А в Москву вообще не отпускали?

- о: Очень нечасто. И я более того не мог никому изречь, где я работаю, - подписку давал о неразглашении!

- в: Даже жене?

- о: Ну, хозяйка, конечно, знала.

- в: А как вас с Покровским судьбина свела?

- о: В 1973-м я вернулся в Москву, стал преподавать в ГИТИСе, где познакомился с Борисом Александровичем. Но я ещё успел десять лет проработать в Куйбышеве, где театр только затем реконструкции открылся. И вот уже когда я еще раз вернулся в 84-м, Покровский меня попросил о помощи. Пожарная работа опечатала его театр, тот, что тогда помещался в подвале на Соколе: вентиляция не работает, противопожарной системы нет, являть спектакли запрещено. Покровский был прямо в ужасном состоянии. Я начал этим заниматься, меня принял стержневой пожарник Москвы, дал мне список того, что необходимо свершить в театре, и за месяц мы все сделали.

- в: То есть ваше сотрудничество с театром Покровского началось с электропроводки?

- о: Да. И вот с тех пор мы работаем вкупе. Поставлено сильно полно спектаклей, в том числе и наших совместных с Борисом Александровичем. Объездили весь мир. И из развалюхи на Никольской сделали приличное помещение. В старом помещении на Соколе потому как как пить дать трудиться нереально было. Мужчины в одной комнате гримировались по очереди, женщины - в иной.

- в: И тем не менее это было легендарное время для вашего театра.

- о: Да, было. Но ещё и в силу того что, что в Москве тогда десятилетиями не создавалось ни одного нового театрального коллектива. А тут - свежеиспеченный театр! И следом, гений Покровского содержится в том, что он более того из абсолютного пустячка может сформировать шедевр.

- в: Для вас существуют другие оперные режиссеры, помимо Покровского?

- о: Существовали. Мне нравились спектакли Вальтера Фельзенштейна, Баратова в Большом театре, Тихомирова в Кировском театре. Это была плеяда режиссеров - единомышленников Бориса Александровича. А в текущий момент, когда на сцене писсуары стоят, мне это легко не занятно.

Так же читайте биографии известных людей:
Лев Ошанин Lev Oshanin

Он забирался в самые дальние уголки, к полярным льдам, к жарким пескам пустыни и всюду слышал свои песни. Их исполняли по радио, на сценах и просто..
читать далее

Лев Пильщик Lev Pilschik

С 14 лет стал выступать в рижских ресторанах. С 17 лет солист Литовского Государственного Оркестра. Затем недолгое время был солистом "Поющих Гитар".
читать далее

Лев Слепнер Lev Slepner

Ансамбль Маримба Плюс представляет свой третий альбом Zebrano. Вчера группа сыграла в Доме музыки, а в воскресенье выступит в клубе Jazz Town.
читать далее

Леван Учайнешвили Levan Uchaineshvili

Современному российскому зрителю Леван Учанейшвили известен, прежде всего, по роли Ларри в драме Павла Лунгина Олигарх.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий