Известные люди

»

Лев Токмаков

Лев Токмаков Lev Tokmakov Карьера: Художник
Рождение: Россия» Свердловская область» Екатеринбург, 30.7.1928 - 19.11
Лев Токмаков - советский и российский художник-иллюстратор. Народный художник России. Родился 30 июля 1928 года.Работы Льва Токмакова хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Братиславской национальной галерее, многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Лев Токмаков проиллюстрировал более 200 детских книг самых известных мировых авторов.

На книжных развалах в магазинах Минска и других городов Беларуси не возбраняется повстречать старые и новые издания известных произведений, адресованных детям: "Пеппи Длинныйчулок", "Сказки по телефону", "Сестрица Аленушка и брат Иванушка", "Колобок", "Курочка Ряба"... И все эти книги объединяет одна неброская подпись: "Рисовал Лев Токмаков". Сегодня свой разговорчик - с народным художником России, тот, что вот уже больше полувека работает книжным иллюстратором.

- Лев Алексеевич, иллюстрировать детскую литературу сложнее, чем книги для массового читателя?

- Конечно, тяжелее. По крайней мере моя душевная организация сложена таким образом, что иллюстрирование детской книги забирает больше жизненных соков. Но в этом и заинтересованность небывалый. Азарт берет, когда выстраиваешь для себя сложную дорогу, пытаешься постановить задачу, казавшуюся сперва вовсе непростой.

- Глядя на ваши иллюстрации, вспоминаю работы белорусских книжных графиков. И тех, кто работал в 1950-1960-е годы, и произведения юный плеяды: Арлена Кашкуревича, Бориса Заборова, Елены Лось, Татьяны Березенской, Галины Хинко-Янушкевич. Такая же необычная теплота, доброта красок...

- И это закономерно. К сожалению, я меньше знаю детскую книжную графику минчан, чем изобразительное искусство Беларуси в целом. Но давнехонько дружу с народным художником Георгием Поплавским. Знаком со множеством его работ. И вижу, что в основе его творчества - классическая учебное заведение. Книжные иллюстрации Поплавского, как и вся его графика, отличаются силой проникновения в образ, в нрав избранной темы. И белорусских художников, подобных по уровню мастерства Георгию, бесспорно, довольно невпроворот. Я думаю, Беларусь и Россия в равной мере богаты на школы изобразительного искусства. Секрет весь, очевидно, кроется в корнях, в фундаменте, в университетах, которые мы проходили, если так разрешается выразиться, в одних стенах.

- Давайте заглянем в вашу творческую лабораторию. Как создается книжная иллюстрация?

- Если рисунком, красками изображать только то, что находится на поверхности текста, от таких рисунков и взрослым, и детям будет скука смертная. Зачем же тогда существует творческая выдумка? Есть, в общем-то, две дороги. Первая - выдумать, каким может быть тот или другой герой. И вторая - вторгнуться в сюжет книги больше абсолютно. Возможно, довести это вторжение до абсурда в хорошем смысле этого слова. Тогда начинается новая развлекуха с участием книжных, сказочных героев. Такая служба - для интеллектуально богатых детей. Второй тракт накладывает на художника большую ответственность. Но он и интересен - как для художника, так и для читателя, потому что что мысля развивает, заставляет размышлять о прочитанном, заставляет передвигаться куда-то за "горизонт написанного".

- Говорят, чтобы творить для детей, надобно самому в душе оставаться ребенком. Ваше ребячество как-то проецируется на работу?

- Хотя подчас говорят, что ребячество у всех одинаковое, по-видимому, не следует забрасывать, что мое ребячество пришлось на предвоенные и военные годы. У нашего поколения к традиционным детским интересам добавлялась больше высокая, чем в другие времена, ответственность. Кстати, в детстве моим лучшим другом был белорус Радослав Александрович...

- Что способен совершить художник?

- По этому поводу я вспоминаю Марка Шагала. У него было два естества. Один Шагал - деловой, прагматичный, явственно представляющий мир, тот, что его окружает. Второй Шагал - художник, живущий окончательно на другом этаже, в своем астральном пространстве. Там и Витебск его присутствовал, и уймище несовременных идей, сделавших Шагала Шагалом, жили во втором естестве, двигали им как великим художником. И ничто не могло сделаться помехой в реализации художественной мысли.

- Многие художники в эти дни отрицают реалистическое искусство. Как вы к этому относитесь?

- У художника в принятии решения главным мерилом должно выступать его "Я" - как мера всех вещей. Наши художественные работы должны образовывать активный иероглиф...

- Но потому как, чтобы прочесть иероглиф, надобно другие языки ведать. Неужели нужно быть до того требовательным к детям, которые ещё и простейшей грамотой не овладели?

- Так потому что я, как и всякий иной здравомыслящий художник, работаю не только на уровне "прием - передача". Думаю, что мои рисунки более того не только умом читают, но и... сердцем. Работая для самого юного читателя, надобно полагать о его копилке для взрослой жизни.

- Создавая свои иллюстрации, вы прислушиваетесь к детским мнениям? Они ибо такие разные. Как выискать золотую середину?

- Вспоминаю одно педагогическое слежение. Кто-то из ученых привел образец, когда парнишка нарисовал синюю корову. Да, таких коров не бывает. И паренек об этом знал. Но у него было близкое убеждение: мол, пускай хотя бы одна буренка будет синей. Дети и сами не задумываются, как красят. Вероятно, как бог на душу положит. Даже под детей, для которых я работаю, не собираюсь подстраиваться. Другой вопросительный мотив, что следует присматриваться к детям, силиться лицезреть реальность их глазами. Ведь мы, взрослые, как морские камешки - овальные, потертые. А дети - кристаллики, угловатые и зачастую больше богатые в своих открытиях миров. У художника может быть единственный советчик - ощущение ответственности. Жизнь сложна, около столь безнравственного, что считать о легких путях к сердцам и душам - уж очень праздное дело.

- Какой ваш милый цвет?

- В разные периоды - всяческий. Одно время был синий. Больше всего когда-то ненавидел зеленый. Даже история такая случилась. Прихожу как-то в гости. И говорю о том, какой гадкий и мерзкий тот самый зеленый цвет. А за спиной сидит актриса Рина Зеленая. Пришлось оправдываться. Затем прошла пора увлеченности коричневым. Теперь мной завладел зеленый цвет, что ни на есть состоятельный, что ни на есть защищенный, самый-самый уживчивый с белым.

- А с каким животным олицетворяет себя художник Лев Токмаков?

- Со львом, разумеется. Я и по гороскопу - царь зверей. Только агрессивности, хищничества во мне нет.

Так же читайте биографии известных людей:
Лев Борисов Lev Borisov

Лев Борисов - известный советский и российский актер, народный артист России. Родился 8 декабря 1933 года.Фильмография Льва Борисова насчитывает..
читать далее

Лев Дуров Lev Durov

Лев Дуров - советский и российский актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР. Родился 23 декабря 1931 года.На сегодняшний день Лев Дуров..
читать далее

Лев Перфилов Lev Perfilov

Лев Перфилов - украинский и советский актер, Заслуженный артист Украины. Родился 13 февраля 1933 года.За свою актерскую жизнь Лев Перфилов исполнил..
читать далее

Лев Прыгунов Lev Prygunov

Лев Прыгунов - популярный советский и российский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР, художник. Родился 23 апреля 1939 года.Лев Прыгунов..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий