Известные люди

»

Лев Шестов

Лев Шестов Lev Shestov Карьера: Философ
Рождение: Россия, 12.2.1866
Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова.

ШЕСТОВ, ЛЕВ (18661938), российский философ, литературовед. Настоящее имя Лев Исаакович Шварцман. Родился в Киеве в семье коммерсанта 31 января (12 февраля) 1866. В 1884 поступил на математический факультет Московского университета, сквозь год перешел на юридический факультет. Был исключен из университета за участие в политических выступлениях студентов. Завершил образование на юридическом факультете Киевского университета (1889). В дальнейшем Шестов ушел мир литературной критики и философской эссеистики, и отбор тот самый оказался окончательным. Он участвовал в Религиозно-философских собраниях в Петербурге, поддерживал отношения с ведущими представителями российского религиозно-философского движения начала века с Д.С.Мережковским, С.Н.Булгаковым, В.В.Розановым, М.О.Гершензоном, Вяч.Ивановым и др. Особенно близкие отношения связывали его с Н.А.Бердяевым.

В 1898 выходит первая книжка Шестова Шекспир и его критик Брандес. Важной вехой в творческой биографии Шестова стали его книги Добро и зло в учении гр. Толстого и Фр.Ницше (1900), Достоевский и Ницше: Философия трагедии (1903) и Апофеоз беспочвенности (1905). Октябрьский переворот Шестов не принял категорически и охарактеризовал политическая элита большевиков как деспотическую и реакционную. В 1919 он эмигрировал из России: в 1920 обосновывается в Женеве, с 1921 и до конца жизни во Франции. Период эмиграции стал наиболее продуктивным в творчестве Шестова. В эти годы вышли его работы: Власть ключей (1923), На весах Иова (1929). После смерти Шестова были опубликованы: Афины и Иерусалим (1938), Киркегард и экзистенциальная философия (1939), Умозрение и откровение (1964), Sola fide Только верою (1966). Шестов был активным участником европейского философского процесса 19201930-х годов: дружеские отношения связывали его с Э.Гуссерлем, А.Мальро, Л. Леви-Брюлем, А.Жидом, М.Бубером, К.Бартом, Т.Манном и др. А.Камю в своей книге Миф о Сизифе (1942), характеризуя экзистенциальный тип философствования, обращается к творчеству Шестова.

Уже в первой громадный работе Шестова Шекспир и его критик Брандес (1898) основные темы его творчества намечены совершенно определенно: фатум человека в равнодушном и беспощадном мире; наука и научное мировоззрение, по существу благословляющие безысходность человеческого существования, лишающие существование более того ее трагического смысла. Уже в этой работе Шестов обнаруживает своего главного противника философский рационализм, тот, что, по его убеждению, всей силой разума санкционирует надобность и закономерность объективных обстоятельств, унижающих и уничтожающих человека, и в то же время требует от него оптимизма в осознании разумной необходимости (Спиноза, Гегель, Маркс).

Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова. В этой борьбе он искал и находил союзников (Ницше, Достоевский) и более того двойников (Кьеркегор). Даже учение своего близкого друга Н.А.Бердяева об иррациональной, несотворенной свободе представлялось Шестову излишне умозрительным. Критикуя любые попытки умозрительного отношения к Богу (философские и богословские в равной мере), Шестов противопоставлял им только индивидуальный, злободневный (экзистенциальный) стезя веры.

Экзистенциальная философия, утверждал Шестов, начинается с трагедии, она исходит из предположения, что неизвестное ничего общего с известным обладать не может, что более того известное не так уж известно, как это принято полагать, и что, стало быть, все предположения... были только обманчивыми иллюзиями. Шестов предлагает позабыть о том привычном образе мира, тот, что навязан человеку наукой, рационалистической философией и здравым смыслом. В мире экзистенциальной философии перспектива абсолютно неизвестно: Всякое подлинное творение есть творение из ничего... Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к прочий. Общее состояние творящего неопределенность, неизвестность. Истина, которой владеет философ в подлинный миг, имеет значимость (чего нибудь да стоит), только если он признает, что она без сомнения не может быть ни для кого обязательной. Шестов отрицал оправданность любого универсализма в истории и был готов ниспровергать идею прогресса под любым обличьем: гегелевского панлогизма, становления абсолютного всеединства Вл.С.Соловьева или творчества богочеловечности Бердяева. Историческое познание в научно-рационалистическом смысле вообще нельзя. История простое повествование. Отношение к прошлому всю дорогу должно носить собственный нрав. Открыть истину в истории может только тот, кто ее ищет для себя, а не для других, кто дал праздничный обет не превращать свои видения в общеобязательные суждения.

Идея веры-свободы в творчестве Шестова оказывается единственно возможным положительным ответом на вопросительный мотив о смысле исторического существования человека. Нельзя метафизически привести доказательства, что бывшее станет небывшим и волею Абсурда железная логика исторического и природного процессов может быть отменена, но в это позволительно уверовать. Для Бога нет ничего невозможного это самая заветная, самая глубокая, единственная, я готов изречь, идея Кьеркегора а совместно с тем она есть то, что коренным образом отличает экзистенциальную философию от умозрительной.

Умер Шестов в Париже 20 ноября 1938.

Так же читайте биографии известных людей:
Лев Зильбер Lev Zilber

Лев Александрович был натурой страстной, отдававшейся любому делу, любой идее, которая его захватила целиком, без остатка, с невероятной энергией,..
читать далее

Лев Арцимович Lev Arcimovich

Во время Второй мировой войны Арцимович занимался разработкой электронно-оптических систем ночного видения с использованием инфракрасной области..
читать далее

Лев Ландау Lev Landau

Лев Ландау - легендарный советскийученый, физик-теоретик. Родился 22 января 1908 года.Лев Ландау являлся Лауреатом Нобелевской премии, медали имени..
читать далее

Лев Лебедянский Lev Lebedyanskiy

Выдающийся советский инженер-локомотивостроитель.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий