Известные люди

»

Леонид Винцкевич

Леонид Винцкевич Leonid Vintzkevich Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Курская область» Курск, 1.4.1949
Курский пианист, композитор, руководитель джазовых программ Российского фонда культуры, директор фестиваля "Джазовая провинция". Наиболее известный проект - дуэт с эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу (с 1984 г.).

Пианист Леонид Винцкевич (р. 01.04.1949, Курск) - заслуженный артист Российской Федерации, арт-директор ежегодного фестиваля Российского фонда культуры "Джазовая провинция".

Отец Леонида Винцкевича был профессиональным музыкантом, играл на скрипке. Мать работала врачом-хирургом, но кроме того увлекалась музыкой, пела. Сам Леонид начал игрывать на фортепиано с семи лет.

Леонид Винцкевич закончил Курское музыкальное училище (в выпускной программе играл с оркестром училища Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова), в 1968 г. поступил в Казанскую консерваторию. Его любимые композиторы - Мусоргский, Скрябин, Прокофьев, Берг, Мессиан. В годы учебы в консерватории Леонид совершенствовался не только в мастерстве пианиста: в качестве вольного слушателя он посещал занятия по композиции, дружил со студентами композиторского факультета и был первым исполнителем их новых сочинений (в особенности тесные творческие отношения связывали его с казанским композитором Алексеем Руденко). Параллельно с серьезными занятиями академической музыкой он интересовался джазом. В конце 60-х он был посреди самых постоянных слушателей передачи Аркадия Петрова "Радиоклуб Метроном", выходившей тогда по пятницам на радиостанции "Юность". В Курске, а далее в Казани Леонид записывал на магнитофон любой выпуск программы и внимательнейшим образом переслушивал все, что там передавалось. Благодаря радио он узнал о бурной джазовой жизни в СССР, услышал игру тогдашних лидеров советского джаза - Георгия Гараняна, Константина Носова, Геннадия Гольштейна, Германа Лукьянова, Романа Кунсмана... Больше всего ему нравился Игорь Бриль, в особенности его произведения с использованием русской мелодики.

После окончания консерватории Леонид Винцкевич вернулся в Курск, стал солистом Курской филармонии (в этом качестве он остается и сейчас). В 1974 г. в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений - эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие. Поскольку навык организации (учебные программы, организация учебного процесса, методика преподавания) отсутствовали, создателям джазовых отделений со всей страны помогали москвичи, у которых эдакий навык был - оттого что ещё в 1967 г. начала трудиться джазовая студия при ДК "Москворечье" (в настоящий момент - Московский колледж импровизационной музыки). Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и Игорь Бриль, а ещё теоретик Юрий Чугунов и др., консультировали и Винцкевича. Помимо чисто педагогического опыта, Лукьянов и Бриль оказали воздействие на Леонида и своим вниманием к русской музыке (у обоих, в особенности у Лукьянова, в тот отрезок времени было навалом произведений с использованием музыкального языка русского фольклора).

Примерно в это же время Винцкевич невзначай (на гибкой пластинке звукового журнала "Кругозор") услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом. Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича ("Леший", "Осенняя песнь", "Бурлацкая", "Полынь-трава"), которые он показал на джазовых фестивалях в Фергане (Узбекистан) и Куйбышеве (в настоящий момент Самара) в 1978 г. В 1979 выступил на фестивале в Таллинне в составе трио (Сергей Винцкевич - бас-гитара, Николай Адамов - барабаны). С этим же трио в том же году играл на "Московской джазовой неделе". Газета "Комсомольская правда" об этом выступлении писала: "Группа играет с нервом, хорошим задором. Острые, колкие гармонии, энергичное формирование мелодического материала, несложно распознаваемые черты русской песенности, подголосочной полифонии..." Воссоединение трио произошло в 1998 г. на курской части фестиваля "Джазовая провинция-98" - братья Винцкевичи (Леонид - фортепиано и Сергей - бас-гитара) и барабанщик Николай Адамов играли количество своей программы конца 70-х, а после этого к ним присоединился отпрыск Леонида - Николай (сопрано- и альт-саксофоны), в последние годы ставший заметной фигурой посреди молодых московских джазменов (он учится в Российской академиии музыки им. Гнесиных).

С 1981 г. Винцкевич отказался от ритм-секции и стал выступать соло либо же в дуэте с московским саксофонистом Владимиром Коновальцевым. В этом дуэте Винцкевич проработал до 1984 г., покуда Коновальцев не организовал в Москве свой квинтет, не оставлявший ему времени на другие проекты.

Тогда же, в 1984 г., Леонид встретился на джазовом фестивале в Свердловске (сегодня - Екатеринбург) с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу. Сыграв в одно прекрасное время сообща, музыканты создали дуэт, наличествующий до сих пор.

Лембит Саарсалу (р. 08.06.1948) - единственный из ведущих джазовых музыкантов Эстонии, заслуженный артист Эстонской республики. Леонид Винцкевич говорит о нем: "Саарсалу - любопытнейшая индивидуальность. Это в свое время всего не "болтливый" музыкант. Нот играет немного, но каждая на месте. У него вовсе отсутствует джазовая риторика, вся эта влюбленность к показной технике, пустой пассажистике. Он может сыграть два-три звука и так заинтриговать слушателя, что тот будет сиживать затаив дыхание... Это преимущественно спонтанный музыкант, лучшие идеи которого приходят на сцене, во время выступления. Поэтому с ним лучше не репетировать, а ограничиться какими-то общими схемами. Тут мы с ним расходимся: я люблю обдумывать вещь, покопаться в ней, повертеть туда и вспять мелодию, чтобы постигнуть, что с ней совершать дальше... Он занимательный композитор, хотя вновь же органически неспособен длительно потеть, выдумывая музыку. Она у него рождается как-то на одном дыхании. Мы играем немного нравящихся мне вещей Саарсалу. Мне очень дорого влечение Лембита применять в музыке элементы эстонского фольклора..." (Цитируется по: Арк. Петров. Джазовые силуэты. Москва, "Музыка", 1996).

Осенью 1984 г. дуэт Винцкевич-Саарсалу выступал на джазовом фестивале в Праге. В 1985 - на двух фестивалях в Восточной Германии (Jazzbuehne в Берлине и Jazztage в Лейпциге). В 1986 - на North Sea Jazz Festival (Гаага, Нидерланды), где вместо положенных тридцати минут благодаря теплому приему слушателей отыграли сто двадцать.

В 90-е гг. Леонид Винцкевич постоянно выступал с Лембитом Саарсалу в Германии, где в разных составах ими было записано три CD. Четвертый, ещё выпущенный в Германии, был записан в Москве в трио с американским гитаристом Джоном Стоуэллом, с которым Леонид и Лембит познакомились на Хэмптоновском фестивале.

Среди музыкальных проектов Леонида Винцкевича второй половины 90-х - служба с фольклорным хором "Росстань" (Курск), участие в записях "Джазового проекта братьев Ивановых" (альбомы "Black In Jazz", где Леонид участвовал в одном треке, и "I Love You", где дуэт Винцкевич-Саарсалу поддерживает контрабасист Андрей Иванов и барабанщик Дмитрий Севастьянов, а в одном треке на фортепиано играет ученик Леонида - пианист Михаил Иванов). В 1997 г., следом первой "Джазовой провинции", на в настоящий момент не действующей московской радиостанции "Ракурс" в прямом эфире программы "Московский свинг" Леонид Винцкевич и Лембит Саарсалу показали авторскую программу под названием "Эстонский ветер", в исполнении которой приняли участие Андрей Иванов (контрабас) и Олег Юданов (барабаны), бывший участник легендарной новоджазовой группы "Архангельск".

Несколько раз дуэт Винцкевич-Саарсалу принимал участие в фестивале Лайонела Хэмптона (The Lionel Hampton Jazz Festival). Первое выступление дуэта на фестивале (1989) сопровождалось неожиданностью - на сцену как снег на голову вышел сам Лайонел Хэмптон, которому тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим вибрафоном (он делает это в сильно редких случаях, когда музыка гостей фестиваля ему в особенности нравится). И это при том, что фестиваль только обычный, свинговый, а в игре Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали больше современные ноты... Позднее журнал "Down beat" писал об этом выступлении: "Два музыканта из Советского Союза показали, что манера Эрролла Гарнера (традиция!) и манера Сесила Тейлора (авангард!) абсолютно не противоречат дружбан другу". Музыканты ежегодно играли на этом фестивале до 1993 г. В феврале 1999 г. состоялось шестое выступление Винцкевича и Саарсалу в Москве, штат Айдахо, где проходит тот самый ежегодный фестиваль; сообща с ними присутствовал и крайне благополучно выступал отпрыск Леонида, саксофонист Николай Винцкевич. В 2001-м Леонид и Лембит снова посетили фестиваль (где не только выступали на первостепенный сцене, но и дали немного мастер-классов сообща с валторнистом Аркадием Шилклопером; помимо того, Леонид выступил в качестве партнера знаменитого певца Кевина Махагани на его мастер-классе. Леонид и Лембит в тот самый наезд в США сделали запись музыки директора фестиваля Лайонела Хэмптона, д-ра Линна Скиннера; в настоящее время идут переговоры об издании этой записи в России.

В настоящее время ключевой план Леонида Винцкевича - его дуэт с сыном, саксофонистом Николаем Винцкевичем. Дуэт записал и выпустил на лейбле Landy Star Jazz альбом под названием "Фive Song" (2001).

Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Десятников Leonid Desyatnikov

В среду в Большом театре премьера оперы Леонида Десятникова Дети Розенталя. Для отечественной культуры это событие знаменательное: впервые за..
читать далее

Леонид Коган Leonid Kogan

Исполнитель обязан постараться сделать все от него зависящее, чтобы публика получила богатые и разнообразные художественные впечатления и ушла из..
читать далее

Леонид Лютвинский Leonid Lyutvinsky

Хотя группу "Белый орел" не отнесешь к новичкам эстрадной сцены, только в последние год-полтора ее облик принял некую законченную форму. Вначале..
читать далее

Леонид Пташка Leonid Ptashka

раньше газеты писали "Пташка - виртуоз джаза". Сейчас постепенно перешли на "Пташка - гений".
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий