Известные люди

»

Леонид Горегляд

Леонид Горегляд Leonid Goreglyad Карьера: Авиатор
Рождение: 13.4.1916
Гвардии Подполковник Л. И. Горегляд совершил 132 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, лично сбил 15 и в составе группы 6 самолётов противника. Всего совершил 146 успешных боевых вылетов.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й степени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Родился 13 Апреля 1916 года в городе Ашхабаде ( Туркменистан ), в семье железнодорожника. Окончил рабфак и аэроклуб в городе Воронеже. Работал электромонтёром. С 1934 года в Красной Армии. Окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. До войны жил в Москве.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. После окончания Военно Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского в Июне 1941 года был направлен к новому месту службы.

Участник Великой Отечественной войны с Октября 1941 года. Сражался на Южном, Воронежском, Юго - Западном, 1-м и 2-м Украинском фронтах.

13 Июля 1944 года началась наступательная операция советских войск на Львовско - Сандомирском плацдарме. В первые же дни боёв начальник 129-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Подполковник Л. И. Горегляд сшиб 4 самолёта противника.

К Маю 1945 года начальник 22-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ( 6-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Подполковник Л. И. Горегляд совершил 132 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, лично сшиб 15 и в составе группы 6 самолётов противника. Вэтого совершил 146 успешных боевых вылетов.

После войны продолжал службу в разных командных должностях. 23 Февраля 1948 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба, с 1961 года в Генеральной инспекции ВВС. С 1976 года Генерал - Майор авиации Л. И. Горегляд - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Суворова 2-й степени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер 17 Июля 1986 года.

* * *

По - разному складываются судьбы людские. Одни уже в юношеские годы выбирают себе на всю существование дорогу. Другие как бы издалека присматриваются, пробуют свои силы там, куда влечёт их свобода, где больше проявятся их способности. А уже избрав занятие по душе, определив мишень жизни, посвящают ей всего себя без остатка.

Именно так складывалась фатум Леонида Ивановича Горегляда. Окончив 7 классов неполной средней школы, он пошёл трудиться. Сначала вкалывал учеником, следом выучился на токаря. Но шли дни, и Леонид всё больше убеждался, что ему как бы узко у токарного станка. Хотелось чего - то нового, где разрешается было бы лучше применить свои силы, энергию и сноровку.

Однажды потом трудового дня, когда в доме собралась вся семейство Гореглядов, папа повёл речь о том, какие интересные люди работают у них в депо, как умело и задорно трудятся пацаны, давая вторую бытие огнедышащему паровозу, летящему по стальным магистралям.

- Не бесполезно поётся в песне: "Наш паровоз вперед летит, в коммуне остановка", - шутливо закончил Иван Матвеевич.

В тот же закат дня Леонид выложил отцу своё твёрдое вывод трудиться в депо по ремонту паровозов. Отец не стал перечить сыну, только после этого некоторого раздумья сказал:

- Одно помни, сынок: чтоб в почёте быть, необходимо работа свой боготворить. И главное, не кем трудиться, а как действовать.

Леонид с большим желанием осваивал новую профессию. Активно включился в общественную работу. Деповцы приняли его в комсомол. Всё это ещё выше подняло деловую активность юноши, и он увлечённо работал в новом коллективе.

Однажды в комитет ВЛКСМ депо пришла разнарядка, в которой требовалось выделить из числа лучших комсомольцев кандидатуру на учёбу в аэроклуб. При обсуждении кто - то назвал фамилию Горегляда. Не разом согласился Леонид с этим. Но подумав, посоветовавшись с товарищами, написал заявление.

Нелегко было юноше затем рабочей смены спешить на занятия в аэроклуб. Но посредством некоторое время привык. А когда на послушном У-2 поднялся в небосклон и с высоты птичьего полёта посмотрел на красоту лесов, полей и рек, понял, что авиация и есть мишень его жизни.

После окончания аэроклуба его как одного из лучших учлётов направили в военную авиашколу. Узнав об этом, папа пожелал тогда Лёне:

- Ну смотри, сын, не посрами нашей фамилии. Ведь в небе нет железных дорог. Нет там и стрелочников. Так что с какого направления и на какой тракт завести машину, находить решение придется самому.

Быстро прошло время учёбы. В Декабре 1934 года Леонид уже армейский лётчик. Учитывая высокую теоретическую подготовку и хорошие практические навыки Горегляда, ему предложили место лётчика - инструктора в Борисоглебском военном училище лётчиков.

Не безотлагательно привык Горегляд к своим новым обязанностям. Ему, вчерашнему курсанту, как - то непривычно было в роли учителя, тем больше что окружали его люди с большим жизненным опытом, зарекомендовавшие себя настоящими наставниками крылатых бойцов. Однако это не смущало Горегляда. Прислушиваясь к голосу мастеров обучения и воспитания, он проворно входил в вектор движения дела. Прошло кот наплакал времени, и о нём заговорили как об умелом командире, чутком и отзывчивом товарище.

А когда в училище поступило предписание о посылке на учёбу в Военно - Воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, то кандидатура Старшего лейтенанта Горегляда была названа в числе первых.

И вот он в Москве, о которой раньше полно, читал и слышал. Однако некогда было восхищаться столицей, улицами, садами и парками. Учёба отбирала всё свободное время, и это давало свои результаты. Уже подводя итоги 1-го курса обучения, руководство академии назвало в числе отличников и Леонида Горегляда.

Как - то улучив время, Леонид решил нацарапать послание родителям.

"Извините, что припоздал с ответом, - писал он. - Был весьма занят. Кроме напряжённой учёбы готовился к двум праздникам - 22-й годовщине Октября и вступлению в ряды ленинской партии. Но в настоящий момент всё сзади. Однако эти события останутся в памяти на всю жизнь: и партийное собрание, на котором коммунисты приняли меня в свои ряды, и армейский парад на Красной площади, в котором я принимал участие. Ведь Москва красива во все времена года, а в праздники особенно".

30 Ноября 1939 года началась махаловка с Финляндией. Слушатели академии, как и все советские люди, участливо следили за событиями, развернувшимися на Карельском перешейке, и всякий считал своим долгом быть там, где шли бои за секьюрити Ленинграда и северо - западных границ нашей Родины.

В Январе 1940 года, прервав учёбу, Старший лейтенант Горегляд в составе 149-го истребительного авиаполка вылетел на фронт. С первых и до последних дней пребывания на фронте лётчики, возглавляемые Гореглядом, мужественно сражались с противником. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Горегляд был награждён орденом Красного Знамени.

И еще раз Москва. Снова знакомые аудитории, лекции и семинары, практические занятия на учебном аэродроме и полёты. Быстро прошёл ещё единственный год. Наступил 1941-й, завершающий год учёбы в академии. В Мае Леонид блестяще сдал экзамены. Потом состоялся приём выпускников академии в Кремле. Перед ними выступил И. В. Сталин. Слушая его напутственную речь, Капитан Горегляд не думал, что считанные дни отделяют нашу Родину от вероломного нападения фашистской Германии и ему сызнова придется вступить в схватку, только уже с больше сильным и коварным врагом...

Свой основополагающий махач с пилотам Люфтваффе он провёл в небе под Воронежем. Возглавляя группу "МиГов", Леонид вылетел на перехват "Юнкерсов", шедших бомбить городок. Несмотря на численное превосходство противника, Горегляд подал команду: "В атаку !" - и первым бросился на врага. Следуя примеру командира, отважно действовали подчинённые. От метких очередей советских авиаторов единственный за другим рухнули на землю 2 вражеских бомбардировщика. Не ожидавшие, видимо, этакий атаки немцы торопливо освободились от бомбового груза и поспешили восвояси.

А далее были вылеты на штурмовку, на перехват вражеских самолётов, на сопровождение наших бомбардировщиков. 25-летнему Капитану Горегляду приходилось совмещать работу в штабе дивизии, тот, что он возглавлял, с боевыми полётами. Нелегко было, но он успевал.

Только с Октября 1941 по Март 1942 года лётчики 101-й истребительной авиадивизии сшибли на подступах к Воронежу свыше 20 фашистских самолётов. Немало славных побед одержал и Горегляд.

В Мае 1942 года ему доверили истребительный авиационный полк. Воздушные воины, возглавляемые им, смело и радикально дрались с врагом, одерживая одну победу за прочий. Особенно на долгое время запомнились авиаторам воздушные бои, развернувшиеся летом 1942 года в небе Сталинграда. Нередко по 3 - 4 вылета в день делали тогда крылатые бойцы, и, как правило, спереди отважных летел их начальник.

Однажды, это было в конце Июля, шестёрка истребителей во главе с Гореглядом только что возвратилась с боевого задания, а в штабе их уже ждало новое боевое указание. Командование требовало причинить бомбовый и штурмовой удары по танковой колонне врага, направлявшейся в район Сталинграда. Учитывая важность поставленной задачи, Горегляд еще раз решил возглавить восьмёрку истребителей. По сигналу с КП они поднялись в небеса. Однако на подходе к цели их встретили "Мессеры". В скоротечном бою фашистам удалось подбить машину командира. В том же бою Горегляд получил тяжёлое ранение. Превозмогая боль, он отдал предписание своему заместителю продолжать полёт, а сам с ведомым возвратился на свой аэропорт.

Едва он сумел усадить покалеченную машину, как потерял рассудок. Рана оказалась до того серьёзной, что врачи пророчили длительное госпитальное врачевание. Но Горегляд рвался в махач и отказался оставить полк. А сквозь немного дней сослуживцы поздравляли своего командира с возвращением в боевой строй.

Наступил 1943 год. Как - то Леонид Горегляд повёл группу истребителей на прикрытие наших наземных войск в районе Клинцы - Покровское. Подлетая к линии фронта, он первым заметил шедшие с запада "Юнкерсы", которые намеревались бомбить боевые порядки нашей пехоты. Оценив обстановку, Горегляд подал команду: "За мной, в атаку !" - и первым бросился на перехват врага.

Используя своё превосходство по высоте, начальник полка перешёл в крутое пикирование и атаковал флагманский самолёт противника. Прицельно выпущенные из пушки и пулемётов очереди метко пришлись по правому мотору "Юнкерса". Сделав неуклюжий клевок, бомбардировщик запылал и, оставляя дымную полосу, рухнул на землю. Удачной оказалась и штурмовая вылазка ведомого, пославшего в последнее пике вторую машину противника. Было видно, как в панике засуетились немецкие лётчики, торопливо освобождаясь от бомбового груза.

Воспользовавшись замешательством врага, Горегляд поймал в прицел очередной бомбовоз и выпустил по нему длинную очередность. Разбрасывая горящие обломки, "Юнкерс" врезался в землю.

Воодушевлённые примером командира, смело и совершенно действовали его подчинённые. Противнику так и не удалось прорваться к цели, к боевым порядкам нашей пехоты. На аэродроме группу Горегляда ждала телеграмма командующего наземной армией, тот, что объявил всем лётчикам, участвовавшим в том вылете, признательность.

Тогда же на гимнастёрке Леонида Горегляда засиял третий орден Красного Знамени. Ему присвоили очередное воинское звание Подполковника. А через некоторое время командующий 2-й Воздушной армией Генерал С. А. Красовский зачитал директива о назначении Горегляда на пост командира 205-й истребительной авиационной дивизии.

Часто вспоминал Леонид Иванович о воздушном бое, тот, что проходил в небе Украины 15 Июля 1943 года. В тот день в дивизию прилетел командарм Красовский. Он приказал выделить наиболее подготовленных лётчиков для прикрытия наземных войск, действовавших в районе Горохув - Стоянов. Ознакомившись с характером боевого задания, Горегляд решил вылететь в район цели тремя группами. Ударную группу он возглавил сам, а группу прикрытия препоручил В. Боброву. Резервных "ястребков" должен забрать под своё руководство А. Вильямсон.

По сигналу с КП истребители поднялись в воздух. При подходе к заданному району Горегляд услышал знакомый звук командира корпуса А. Утина, тот, что предупреждал, что с северо - запада к переднему краю нашей обороны идёт армада немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей.

Встреча с противником произошла в районе Завидовки. Горегляд первым увидел, как девятка "Юнкерсов" уже наняла исходное положение для бомбардировки. Несмотря на трёхкратное численное превосходство врага, он скомандовал: "В атаку !" - и боевым разворотом пошёл на первую девятку "Юнкерсов".

В это время ведущий вражеской группы уже успел скинуть бомбы и выходил из пикирования. Когда бомбовоз на какое - то миг завис в воздухе, Горегляд прицелился и всадил в него длинную очередность. Проводив взглядом окутанный пламенем самолёт противника, он стремительно развернулся и, сблизившись со вторым бомбардировщиком, нажал на гашетку. Через минуту и эта агрегатина спалилась вкупе со своим экипажем.

Выходя из очередной атаки, комдив нежданно-негаданно заметил, как единственный из его лётчиков, это был Лейтенант Румм, подошёл к "Юнкерсу" и приготовился причинить потрясение по нему. Но в это время к самолёту Румма пристроился вражеский истребитель.

- Румм, в хвосте "Фоккер" ! - крикнул Горегляд и бросился на выручку.

Румм сразу же отвалил в сторону, и FW-190 оказался в прицеле Горегляда. Огненная дорога, выпущенная комдивом, впилась в фюзеляж "Фоккера". Оставляя густую дымную полосу, вражеский самолёт врезался в землю.

И как раз в тот самый миг в наушниках раздался неспокойный звук Лейтенанта Веретенникова, предупреждавшего Горегляда об опасности. Веретенников сделал искусный маневр и выпущенной очередью снял с хвоста Горегляда германский самолёт. Объятый пламенем "Фоккер" качнулся с крыла на крыло и, перейдя в штопор, устремился вниз.

Вэтого в том бою Подполковник Л. Горегляд со своими ведомыми сшиб 8 вражеских самолётов.

В Октябре 1944 года приказом наркома обороны СССР 205-я истребительная авиационная дивизия была преобразована в 22-ю Гвардейскую.

Шёл победный 1945 год. Советские наземные войска при активной поддержке авиации молниеносно продвигались вперёд. Однако нежданно наступившая позже обильных снегопадов оттепель вызвала сильную распутицу. Полевые аэродромы пришли в негодность, и тогда было принято заключение применять для посадки самолётов автостраду Бреслау - Берлин. Первым проверять тот самый особенный аэропорт было поручено лётчикам двух Гвардейских дивизий: 9-й во главе с прославленным асом Александром Покрышкиным и 22-й, возглавляемой Леонидом Гореглядом.

С каким интересом читали все передовую статью, опубликованную 17 Февраля 1945 года в армейской газете "Крылья победы". Под броским заголовком "Так прикрывать наступающие наземные войска" рассказывалось о лётчиках соединения, которым командовал Леонид Горегляд. Вот немного строк из этой статьи:

"Враг был выбит из опорного пункта своей обороны. Наши наземные войска всё время прикрывали истребители, возглавляемые офицером Гореглядом. Время патрулирования подходило к концу, горючее на исходе. В тот самый миг на горизонте показалось немного точек. Гвардеец Горегляд повёл свою группу навстречу противнику. С первой атаки боевой строй врага разбит, немцы бросаются врассыпную, оставляя горящие факелы своих самолётов... Во второй атаке Горегляд сбивает очередного пирата. Не отстают от командира и подчинённые. Один за другим вспыхивают "Фоккеры" от прицельных очередей Лейтенантов Голушкова и Фрида. Гвардии Старший лейтенант Босенко, возглавляя четвёрку прикрытия своей ударной группы, связал боем Ме-109 и меткой очередью уничтожил его. В течение 5 минут Гвардейцы, возглавляемые Гореглядом, сшибли 4 самолёта противника, не дали возможности немцам бомбить".

Свой крайний, 132-й боевой вылет комдив Горегляд совершил на Берлин. Там, над логовом врага, он и провёл 58-й воздушный мордобой, в котором лично сшиб 15 вражеский самолёт ( в своей книге "Внизу - передний край" Герой Советского Союза Е. П. Мариинский указывает на 17 личных побед Л. И. Горегляда ). К боевым наградам отважного комдива прибавились ещё два ордена Суворова 2-й степени, орден Ленина и Золотая Звезда Героя.

Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Кальян Leonid Kalian

Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Его имя присвоено инструментальному цеху завода имени Воровского.
читать далее

Леонид Рыбкин Leonid Rybkin

Награждён орденами Ленина ( 0 года ) и Красного Знамени ( 0 года ). Дважды Герой Советского Союза.
читать далее

Леонид Рыжий Leonid Ryzhiy

Всего выполнил около 300 боевых вылетов, в 95 воздушных боях одержал 21 победу. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с..
читать далее

Леонид Севрюков Leonid Sevrukov

Сержант Л. И. Севрюков совершил 151 боевой вылет, сбил 4 вражеских самолета.Навечно зачислен в списки воинской части. Его имя присвоено одной из..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий