Известные люди

»

Леонид Шварцман

Леонид Шварцман Leonid Shvartsman Карьера: Аниматор
Рождение: Россия
Ни Сталинскую, ни Ленинскую, ни Государственную премию художник Леонид ШВАРЦМАН так и не получил. Единственная его награда хрустальная звезда Голливуд детям.

В детстве хотелось вскрыть герметичность сказок. Чтобы Золотая антилопа помогла уставшей Герде отыскать Кая, Шапокляк переадресовала свои козни Снежной королеве, Оле-Лукойе раскрыл зонтик над печальным Чебурашкой и злосчастным котенком по имени Гав, а обезьянки из Гирлянды для малышей объединились в общую компанию с гнусавым Слоненком, философствующим Удавом, Мартышкой и Попугаем. И все совместно пришли бы они на долгожданный день рождения к настоящему джентльмену Крокодилу Гене.

Не знала тогда я, что всю эту веселую карусель завертел-сочинил целиком зрелый художник, так и не отучившийся за свою долгую существование игрывать в куклы: Леонид Шварцман Пигмалион со шкиперской бородкой, способный вдохнуть душу более того в Варежку.

Уже 55 лет он отправляет в долгое плавание по широтам и меридианам экрана десятки одушевленных героев. Теперь они сами мировые знаменитости. Как настоящие звезды, живут совершенно самостоятельной жизнью. А когда-то произвольный из них без труда помещался на ладони художника, придирчиво рассматривавшего родное творение: хвостик не избыточный? не укоротить ли лапки? Может, привосокупить зверю неизвестной породы пушистости?

С ним тяжко калякать. Спрашиваешь про его работы, а он ежесекундно сбивается на других. Бесконечно рассказывает об учителях: художнике Шекалине, Атаманове, Качанове, Мильчине. Об учениках: Норштейне, Назарове. Об актерах: Бабановой, Астангове, Симонове, Яншине

Он завсегда хотел быть художником, ни о какой анимации и не помышлял. Успел до войны поступить в школу при Ленинградской академии художеств. В эвакуации работал на Кировском заводе, выпускавшем в Челябинске тяжелые танки. Отрок Леня стал токарем, приставленным к карусели станку, точившему большие детали. Во вгиковскую мультипликационную карусель попал немедленно следом войны. Казалось, это так рядом книжной графике первой любви, над которой витали священные имена: Добужинский, Бенуа, Конашевич, Тырса, Лебедев, Чарушин.

Что же до анимации, то более того знаменитых Трех поросят он не видел. Лишь в 45-м посмотрел Бэмби. Это было вторым потрясением. После Победы. На Союзмультфильм пришел ещё студентом. В 1948 году. Его пригласили действовать на легендарную сегодня картину Федя Зайцев. Там он и начал придумывать персонажи. Работал в группе неподражаемых сестер Брумберг. И продолжал учиться: у своего друга Льва Мильчина, Михаила Цехановского, Льва Атаманова, Романа Качанова. Кино натурное, с артистами, возведение декораций, городов из папье-маше не привлекало. В мультипликации пьянило чувство свободы от притяжения реальности

Мы сами вольны созидать и природу, и актеров, и целую вселенную около них. Главное образное мышление. Хоть режиссер первое физиономия, но определяющая фигура все-таки художник. Он создает ауру фильма, его изобразительный аромат.

Но в кинематографе исторически сложилась диктатура режиссуры. Знают фильмы Качанова, Хитрука, Котеночкина...

Бывают такие редкие режиссеры, способные увидеть образ фильма. Вот Юра Норштейн. Он работал мультипликатором на многих наших фильмах. Был ещё нимало мальчишкой. Но уже мудрецом, с глубинным мировоззрением, художественным видением. Личностью, влиявшей и на меня, и на Качанова, и на других режиссеров. (Кстати, Шварцман умалчивает, что преподавал Юрию Норштейну академический рисунок. Л.М.). Я понял, что моя сильная край создание персонажей.

А как же незабываемый град в Снежной королеве, в котором готика обретает черты таинственности, волшебства?

Мы работали совместно с Александром Винокуровым. Чудный художник. Однокашник по ВГИКу, сотворец. Ему Бог дал ощущение цвета. На каждое 8 Марта всем женщинам студии (а это была настоящая фабрика) дарил небольшие весенние пейзажи. Храню подаренные моей жене бесценные чудо-миниатюры. Обычно я делал раскадровку персонажей. Он писал декорации, живописный строй. В Снежной королеве я делал городскую количество и всех персонажей, помимо разбойников.

Ходит сказка, что Хитрук стал прототипом Оле-Лукойе

Хитрук его одушевил, но персонаж сочинил я. В каком-то смысле мой Оле-Лукойе стал отзвуком изобразительного изящества диснеевских гномов. Самый захватывающий, загадочный и весьма нервический ход появление персонажа. Приступаешь к работе все смутно, общо. Карандаш ведет руку: через ошибки, нелепости неожиданно что-то проклевывается. Тогда хватаешься за соломинку, начинаешь работать шарж на знакомого человека. Например, Бульдог из Варежки, основополагающий степенный арбитр, получил черты самого Качанова. Мама из Варежки, та, что за книжками не видела собственного ребенка, также шарж на одну из наших мультипликаторов. Но итоговое заключение рождается потихоньку.

Продолжая строй прототипов, замечу, что единственный из грабителей в Обезьянках и грабителях сам Шварцман, второй, явственно, схож с комедийным актером Алексеем Смирновым (Верзилой из Операции Ы).

Если что-то остается позже фильма, то это персонажи. Они наши исполнители. Не напрасно во всем мире идут на актеров. На фестивале в Суздале был кино о якуте и его лошади. Ах как эта Лошадь была сыграна! Дать бы ей приз за лучшую женскую образ.

Неужели и у Снежной королевы был прототип?

Я представил себе величественную, холодную красавицу. Идеальную женщину. В какой-то степени получилось благодаря волшебному, как трезвон колокольчика, голосу Бабановой. А мультипликатором был талантливейший Хитрук.

Актер, его наружность, мимика влияют на портрет озвучиваемого персонажа?

Бывало по-разному. В Золотой антилопе герои уже были придуманы. Но появился Рубен Симонов, зазвучал его звук сладкий, с хрипотцой. Его одели в наряд Раджи с тюрбаном, поясом. Ведь мы снимали тогда в технике эклер. Сначала на пленку, следом кадр за кадром переводили в рисованное изображение. Разнообразно пользовались актерской игрой. Поэтому таким многокрасочным вышел Раджа. Поэтому так убедительно двигаются герои. Вот Антилопа чистая развлекуха воображения.

Золотая антилопа жаркое кино. Индийская экзотика. В наше время мультипликаторы, снимающие фильмы по Шекспиру, едут в Англию. Встрой ли вас пускали в Данию или Индию

Конечно, ни в Копенгаген, ни в Бомбей мы не ездили. Как набирали материал? У нас была своя заграница: Прибалтика. Поездки в Таллин, Тарту и Ригу были очень плодотворны. Городская площадь в Снежной королеве середина Таллина. А филиалом заграницы великолепно служили Ленинская библиотека, Пушкинский музей и Эрмитаж. В Эрмитаже спускались в запасники обозревать экзотическое индийское оружие.

Шварцману посчастливилось вкалывать в пору золотого века Союзмультфильма.

Для Девочки в цирке сценарий писал Юрий Олеша. Он был небольшого роста, просторный, с взлохмаченной сединой, острый на язык. Его парадоксальные суждения сразу же разносились по коридорам студии. На студии не возбраняется было повстречать Эрдмана, Вольпина, Яншина, Симонова, Гарина и его коллег-мейерхольдовцев, Астангова. Помните безрадостный звук Чудища в Аленьком цветочке? Это Михаил Астангов. Студия была нашим домом. Жили все сильно погано. Мы с женой обитали в темной проходной комнате. Все время проводили на студии. Романы, свадьбы, конфликты, розыгрыши. Изумительные костюмированные вечера. При этом сутками работали. Наш режиссер Лев Атаманов был намного старше нас. Образован, интеллигентен, ни при каких обстоятельствах не показывал своего превосходства. Годы сотворчества с ним самые счастливые в моей жизни.

Знаю, что, когда Атаманова не стало, вы завершили пятую историю Котенка по имени Гав

Это был февраль 81-го года. Я уже работал на кукольном объединении над 38 попугаями. Но пришлось заканчивать Котенка.

Случай Шварцмана особый. Он перманентный перебежчик. Сначала из рисованной анимации в кукольную. Потом вспять. Порой умудрялся объединять эти самостоятельные миры в параллельных проектах.

Почему дети больше любят рисованную мультипликацию?

Она больше динамичная. Динамика для детей главное. Зато актерски куклы играют тоньше. Это без малого театр. К тому же не возбраняется фантазировать со светом, оттенками

Когда дети влюбляются в мультфильм, они забывают, что он кукольный. Я расспрашивала про Варежку, Чебурашку. Говорят: Это рисованное кино.

И рисованное кино разное. Возьмите диснеевские короткометражки сплошь динамика. Но как блестяще разыграно. Ведь Белоснежка, Бэмби были нашими главными учебными пособиями. А в эти дни уже разучились работать мультипликат, как Дисней. Все тяп-ляп. Да и нынешние работы самой диснеевской студии в эти дни нельзя глядеть.

Новые фильмы не смотрите?

Нет. Я джентльмен более того не XX, а XIX века. Поэтому пытаюсь укрыться от потока псевдотворчества. Прежде всего телевидения, призванного лепить маленькие души, не склонные к росту. Я обнаружил, что и кино нынешнее не люблю, хотя всю бытие им занимаюсь. Я ретроград, остаюсь верен хорошей литературе, музыке и живописи.

В чем особое свойство сознания художника анимации?

В этой профессии нет вторичности. По отношению к природе, портрету, более того предмету. Ты создаешь персонаж, и он первичен. Неповторим, уникален. Даже если в нем просматриваются чьи-то черты.

И более того затем фильма они живут самостоятельной жизнью.

Многие из них живут в книжках. И от книжки к книжке их вид неуловимо меняется.

В анимации, как в большом кино, играются сольные роли, но подчас возникают и целые ансамбли. Думается, лучшим из мультансамблей стали герои фильма 38 попугаев....

Это гениальная придумка Гриши Остера. Он вообще джентльмен, фонтанирующий идеями. С персонажами, как как правило, было непросто. Особенно с Удавом и Попугаем. Удав неузнаваемо менялся. А Попугай первоначально вообще был с хвостом. Потом Юра Норштейн, тот, что работал на первом фильме мультипликатором, вскипел: Нет, это нереально, давай хвостище уберем. Он и ему, и нам мешает. Получился один в своем роде пернатый. Вначале мы делали его похожим на нашего директора Боярского, следом уловили сходство с Владимиром Ильичом. Резкая жестикуляция, избыточная демагогия. В общем, предводитель кукольного пролетариата. Слоненок и Обезьянка вышли безотлагательно. Качество первого фильма, мне кажется, определили Норштейн и оператор Жуковский. Для меня тот кино самый-самый любопытный. Остальные серии топчутся за ним. Увы, это участь сериалов. В первостепеннный кино выплескивается все, что накоплено.

А не досадно ли выплескивать накопленный навык в пространство маленькой сказочки про козявочку?

Вселенная и капелька воды, космос и зрачок муравья. И то, и другое бесконечно. Важен не размах. А охота погружаться в эту бесконечность.

Как в Путешествии муравья Назарова?

Для меня назаровский Муравей дороже и памятнее целой серии наших шекспировских фильмов. Все зависит от чувств и таланта, вложенного в кино. Мультипликация и есть микрокосмос.

Теперь о самом знаменитом обитателе микрокосмоса замученном популярностью Чебурашке.

Однажды Роман Качанов увидел в гостях у Аджубея книжку Крокодил Гена и его друзья. Они писали сценарий с Успенским, а я также работал над образами. В книге Чебурашка немного другой. В предисловии грубо так: Когда я был маленьким, мои родители подарили мне бракованную игрушку Чебурашку. Это был туманный, ни на кого не сходный зверек. Пушистый. С большими желтыми глазами, как у филина, с круглой заячьей головой и с маленьким хвостиком, как у медвежонка. Начал живописать. Спорили с Качановым до хрипоты. Глаза у него вырисовались отнюдь не как у филина скорее беззащитного, трогательного ребенка. Потом как-то сами по себе возникли эти уши-лопухи.

Хочется с волчьей прямотой спросить: а для чего ему такие большие уши?

Трудно проронить. Уши росли от эскиза к эскизу исподволь. О Крокодиле Гене в сценарии было сказано, что работал он в зоопарке крокодилом. Когда заканчивался рабочий день, надевал пиджак, шляпу, забирал трубку и уходил домой. Мы более того сочинили ему табельную доску. И Гена обзавелся респектабельностью. Шапокляк выпрыгнула, как чертик, из самого названия складной цилиндр. Внутри цилиндра есть пружинка с кнопочкой. Характер по-хармсовски острый, въедливая, шкодливая, активная старушонка. Сразу возник аромат XIX века. Время, близкое мне во всех отношениях. Вспоминал своих родителей, их друзей. В двадцатые годы таких старушек ещё разрешается было заприметить на улицах. Я же сам мостик между веками.

Герои этого фильма похожи на игрушки.

Когда делаешь персонажи для детской картины, стараешься, чтобы дитя полюбил их. Если чадо любит персонажи, ему неизменно хочется в них поиграть.

Чебурашка и ныне победно шествует по миру. Особенно полюбился он в Стране восходящего солнца. Там заботятся о будущих поколениях и спешно меняют образ национальных любимцев: с Ниндзя и Покемонов на застенчивого Чеба. С его портретом выпускают майки, значки. Большим спросом пользуются мягкие игрушки. Продолжают являть кино. Устроили персональную выставку работ Леонида Шварцмана. Издали о нем книгу с иллюстрациями.

Чем Чебурашка пришелся по душе японцам?

Сочетанием необычности и трогательности. Сам кино, если открыто, мне не весьма нравится. Нас же выдвигали на Государственную премию не за кино, а за создание образа Чебурашки: Качанова, Успенского, меня и Маечку Бузунову, которая была мультипликатором

Премию не дали. Потом Шварцману не давали наград хоть отбавляй раз. А выдвигался он чуток ли не на все виды национальных премий. За Аленький цветочек на Сталинскую. За Снежную королеву на Ленинскую. За Крокодила Гену на Государственную, номинировался на премию братьев Васильевых. Получил же награду свой русский классик в Голливуде. Хрустальную звезду Голливуд детям.

Чебурашка национальный герой. Наш реакция Микки-Маусу, а кроме того всем ниндзям скопом. Ни на кого не сходный продукт мэйд ин Раша, хоть и завезенный неведомо откель в ящике с апельсинами. Недавно Чебурашку пригласили сниматься в новом проекте. На студии Пилот начали снимать сериал про него, Чебурашку.

Он мог появиться только в этом месте. На Союзмультфильме. Горжусь, что его любят до сих пор. В процессе своего рождения он трансформировался: у него укоротились ножки, отпал хвостик. Но и в текущее время, в пору своей книжной судьбы, он неуловимо меняется. Вот недавно у него щечки появились, розовые.

Завершая разговорчик о знаменитых персонажах, придуманных Шварцманом, я не могла выдержать от вопроса, давнехонько меня занимавшего: Удав в самом деле измеряется 38 попугаями?. И Шварцман раскрыл страшенный секрет: Удав страсть сколько короче. Иначе бы он не влез в кадр. Зато в настоящее время я знаю точь-в-точь, как посчитать самого художника Шварцмана. Это в нем самом 38 попугаев. И ещё одно крылышко.

Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Косматов Leonid Kosmatov

Леонид Косматов - автор книг и статей по теории и практике операторского искусства. Косматов является одним из создателей отечественного..
читать далее

Леонид Гайдай Leonid Gaiday

Равнодушный к званиям, он имел их все - до народного СССР. Помню, когда ему давали очередной орден, он приходил и говорил: "Слушай, меня опять..
читать далее

Леонид Квинихидзе Leonid Kvinihidze

Леонид Александрович Квинихидзе (настоящая фамилия - Файнциммер) родился 21 декабря 1937 года в Ленинграде.
читать далее

Леонид Марягин Leonid Maryagin

Автор более 20-ти сюжетов для киножурнала "Фитиль". За телефильмы "Моя улица" (1970) и "Двое в пути" (1973) удостоен призов Интервидения (МТФ в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий