Известные люди

»

Лера Ауэрбах

Лера Ауэрбах Lera Auerbah Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Музыку к балету Джона Ноймайера Русалочка, поставленному в копенгагенском Королевском театре, написала Лера Ауэрбах. Наша бывшая соотечественница, уехавшая в 17-летнем возрасте из России, давно делает на Западе успешную композиторскую карьеру, хотя у нас ее имя публике практически не известно.

- Лера, должен сознаться, что в балете я, простите за каламбур, безупречно не копенгаген, пишу о драматическом театре. Но Русалочка Ноймайера, кажется, доступна и для понимания дилетанта: она существует не только в балетном контексте, но и в общекультурном...

- Мне кажется, это качество на практике всех балетов Джона. У него танцоры - не без затей инструмент, они неизменно должны быть и превосходными актерами.

- Какие задачи он перед вами ставил? Ведь музыка писалась в результате тесного общения с ним?

- В этом случае - да, мы страсть сколько времени провели совместно. Правда, я бы не сказала, что он ставил мне задачи. Когда он мне прислал либретто, то сопроводил его письмом, где написал, что я могу с этим либретто работать совсем все, что хочу, и трансформировать его, как мне заблагорассудится. Так и произошло.

- В Русалочке есть музыкальные шутки, которые может дать оценку только российский. Например, матросы танцуют на палубе под вариации на тему Цыпленок жареный, цыпленок пареный. Ноймайер знал, что за песню вы использовали?

- Безусловно. У этого Цыпленка сильно оправданная причина. Мир Принца и вообще мир людей с самого начала противоречит миру Русалочки. Мир Принца - это пошлость; сколь неординарен мир Русалочки, в такой степени банален мир Принца. Поэтому Цыпленок мне показался подходящей песней. Это же песня одесская, портовая, и там как раз матросы - так что все оказалось взаимосвязано.

- Русалочка - второй навык вашего сотрудничества с Ноймайером. А как в начальный раз завязалась совместная служба?

- Для первого балета, тот, что был поставлен в Гамбурге, музыка не писалась нарочно. Он без затей услышал мою музыку и сказал, что хочет становить балет на эту музыку. Это были 24 прелюдии для скрипки и фортепиано. Когда он мне об этом сказал, я прислала ему запись ещё одного цикла - 24 прелюдии для виолончели и фортепиано. И вот на основе этих двух циклов он поставил балет Прелюд CV, и я более того была задействована там как пианист.

- До встречи с Ноймайером у вас были какие-то работы для сцены?

- Были. У меня связь с театром с самого раннего детства. Мой основополагающий педагог по композиции писал театральную музыку. Когда мне было 12 лет, мне заказали оперу. Вернее, оперу заказали моему педагогу, но он не мог ее в срок черкануть и передал заказ мне. Это было колоссальное везение: в 12 лет в театре поставили мою оперу! Но мне вечно хотелось поработать и с хореографом. В Джоне я нашла идеального партнера. Он необычайно музыкален и завсегда во всем идет только от музыки. В этом была сложность работы, потому что что музыка была заказана предельно поздненько. Достаточно проронить, что в оркестровом варианте Джон услышал всю музыку только три недели вспять.

- Вы, сколь я понимаю, давнехонько живете в Нью-Йорке. Получали предложения о сотрудничестве из России?

- К сожалению, нет, у меня довольно чуть-чуть связей с Россией. Я была в Москве прошлой осенью, на фестивале Шнитке, где выступала как пианистка сообща с Гидоном Кремером, но в принципе это была первая поездка в Россию затем отъезда в 1991 году. Пожалуй, один сценический джентльмен, с которым я связана, это Сергей Юрский. Сказать, что он пропагандирует мое творчество, было бы не вовсе точно, но он исполняет мои стихотворения и оказал мне большую поддержку.

- Литературу вы рассматриваете для себя как хобби?

- Нет, конечно. Для меня музыка и литература - два равноправных занятия.

- Могли бы вы упомянуть о каких-то явных влияниях в своей музыке?

- Я могу перечислить навалом имен, которые все одинаково ничего не скажут. Меня многое связывает с русскими композиторами - и с Шостаковичем, и с Шнитке. А в общем я пишу ту музыку, которую мне самой хотелось бы услыхать.

- В вашей музыке немало цитат

- Очень полно. Есть масса цитат из музыки, которая писалась на тему Русалочки, - они идут, наложенные приятель на друга в крайне быстром темпе, и получается реальный калейдоскоп. В других местах разрешено услыхать бетховенскую тему судьбы, которая доведена до абсурда и превращается в знак банальности. И для Джона, и для меня главная специфика Русалочки в том, что она никуда не вписывается. Ни в подводное царство, ни в мир людей. Труднее всего было изобрести, как высказать это оркестровым способом. Одно из решений состояло в том, что при переходе из морского мира в мир людей, а опосля в надземный мир меняется колеровка инструментов, с которыми ассоциируется Русалочка. Вначале это британский рожок и гобой - инструменты, богатые обертонами и ассоциирующиеся с вечностью. Когда в ней просыпается влюбленность к Принцу, появляется больше струнных, в основном скрипки. А в конце первостепенной важности инструмент, выражающий идею Русалочки, - это терамин (другое наименование - терменвокс. - ГАЗЕТА). Загадочный инструмент, тот, что не является частью симфонического оркестра. Это что ни на есть основополагающий электронный инструмент, созданный в 1920-е годы в России, и дядя, играющий на нем, берет звуки практически из воздуха. И сама Русалочка превращается в финале в тварь божья воздуха. Вначале я хотела применять сопрано, ибо у Андерсена Русалочка обладает прекрасным голосом, но затем, когда я стала чиркать, мне эта мысль стала быть по сердцу все меньше и меньше. Сопрано - сверх меры человечный звук, а хотелось чего-то неземного.

Вундеркинд-невозвращенка

Лера Ауэрбах родилась в 1973 году в Челябинске. В возрасте 6 лет она в первый раз появилась перед публикой как пианистка, два года через выступила вкупе с оркестром, а в возрасте 12 лет сочинила свою первую оперу. Как пианистка получила полно призов на международных конкурсах, а в 1991-м во время гастролей в США приняла заключение не ретироваться в СССР. Училась по классу композиции и фортепиано в Juilliard School в Нью-Йорке, изучала литературу в Колумбийском университете. Закончила Музыкальную академию в Ганновере.

Так же читайте биографии известных людей:
Лера Массква Lera Masskva

Когда певице с нестандартной фамилией Массква было 14 лет, она даже не сомневалась, что продюсеры целыми днями бороздят российские просторы в..
читать далее

Лерой Диксон Leroy Dixon

Лерой Диксон - известный американский спортсмен, легкоатлет. Родился 20 июня 1983 года.Лерой Диксон начал заниматься легкой атлетикой в школьные..
читать далее

Лерой Чиао Leroy Chiao

1-й полет - с 8 по 23 июля 1994 года в качестве специалиста полета корабля Columbia по программе STS-65 продолжительностью 14 дней 17 часов 55 минут.
читать далее

Лес Клэйпул Leslie Claypool

Бас-гитарист и лидер-вокалист, наиболее известный по группе альтернативного рока Primus.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий