Известные люди

»

Луиджи Пиранделло

Луиджи Пиранделло Luigi Pirandello Карьера: Писатель
Рождение: Италия, 28.6.1867
В 1934 г. П. получает Нобелевскую премию по литературе за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства. В своей речи Пер Хальстрём, член Шведской академии, отметил, что самая замечательная черта искусства П. заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу.

Луиджи Пиранделло, итальянский драматург, новеллист и романист, родился в Джирдженти (нынче Агридженто) на Сицилии и был вторым из шести детей в семье преуспевающего владельца рудника по добыче серы. Литературный дар будущего писателя проявился уже в школе; ещё подростком он сочинял вирши, написал трагедию Варвар (Barbaro), которая не сохранилась.

После безуспешной попытки приобщиться к семейному коммерциалу П. поступает в Римский вуз (1887), и все-таки сквозь год, недовольный уровнем преподавания, переводится в Боннский универ, где изучает литературу и философию, и в 1891 г. получает диплом по романской филологии, написав работу о сицилианских диалектах. В 1889 г. выходит основополагающий поэтический сборник П. Радостная боль (Mal giocondo), в котором чувствуется воздействие Джозуэ Кардуччи. Закончив учебу, П. остается в Бонне и ещё год читает лекции в университете.

Вернувшись в 1893 г. в Рим и заручившись финансовой поддержкой отца, П. начинает писать: его основополагающий роман Отвергнутая (L'esclusa) выходит в 1901 г., а написанный в традициях веризма основополагающий сборник новелл Любовь без любви (Amori senz amore) в 1894 г., в том же году литератор женится на Антуаньетте Портулато, дочери компаньона отца, от брака с которой у него было двое сыновей и дочка. В 1898 г. П. становится профессором итальянской литературы в педагогическом колледже в Риме, где преподает до 1922 г. Свою первую пьесу, одноактную драму Эпилог (L'epilogo), П. пишет в 1898 г., при всем при том в театре она была поставлена только посредством 12 лет, в 1910 г., под названием Укус (La morsa).

В 1903 г. в результате наводнения был разрушен отцовский рудник, и в настоящий момент литература и преподавание остались для П. единственным средством к существовав нию. В 1904 г. супруга писателя перенесла обстоятельный нервический срыв и в течение последующих 15 лет страдала манией преследования, устраивала мужу из ревности истерики, и в 1919 г. П. вынужден был поместить ее в психиатрическую клинику.

Несмотря на семейные и финансовые неурядицы, П. продолжает сочинять и печататься. Большой фарт выпадает на долю его третьего романа Покойный Маттиа Паскаль (Il fu Mattia Pascal, 1904), где явственно звучит предмет лица и маски. Теоретические и эстетические взгляды на искусство сочинитель изложил в двух книгах 1908 г.: статье Юмор (L'umorismo), где раскрывается его сложное трагикомическое видение мира, и сборнике эссе Наука и искусство (Arte e scienza).

До 1915 г., когда была поставлена первая трехактная пьеса П. Если это не так... (Se non cosi...), беллетрист работал в основном в жанре романа и новеллы: и все-таки после этого 1915 г. полностью посвящает себя драматургии, давшей ему вероятность существовать безбедно и со временем бросить преподавательскую дело. С 1915 по 1921 г. П. пишет 16 пьес, причем все они шли на сцене. Особый фарт у критики и зрителей имела пьеса Это так (если вам так кажется) (Cosi e (se vi pare)), поставленная в 1917 г.

Международное признание приносит П. пьеса Шесть персонажей в поисках автора (Se personaggi in cerca d'autore, 1921), которая с огромным успехом с 1922 г. идет на сценах Лондона и Нью-Йорка. Однако римская премьера этой пьесы, самой популярной из 44 пьес драматурга, закончилась скандалом: зрители были оскорблены рассуждениями персонажей об относительности добра и истины. Премьера пьесы Генрих IV (Enrico IV), по мнению многих критиков вершины творчества П., кроме того состоялась в 1922 г.

В своих зрелых произведениях П. развивает тему иллюзорности человеческого опыта и непостоянства личности; его герои лишены постоянных ценностей, черты их характера размыты. В мире П. персона относительна, а правда только то, что происходит в данный миг. Писатель срывал со своих персонажей маски, освобождал от иллюзий, придирчиво исследовал их интеллект и персона. П. находился под большим влиянием теории подсознательного, выдвинутой французским психологом-экспериментатором Альфредом Бине. Еще в бытность свою преподавателем Боннского университета П. познакомился с работами немецких философов-идеалистов. В нестабильности человеческой психики беллетрист убедился и на собственном опыте, в течение 15 лет ухаживая за психически болезненный женой.

Со временем П. становится не только знаменитым драматургом, но и не менее известным режиссером, осуществлявшим постановки собственных пьес. В 1923 г. сочинитель вступает в фашистскую партию и при поддержке Муссолини создает в Риме Национальный художественный театр, тот, что в 1925...1926 гг. делает турне по странам Европы, а в 1927 г. по Южной Америке. Ведущая актриса театра, Марта Абба, становится для драматурга постоянным источником вдохновения. Несмотря на государственные субсидии, театр со временем начинает проверять серьезные финансовые затруднения, и в 1928 г. труппа распускается.

По мнению некоторых исследователей, П. вел себя с фашистами как соглашатель, приспособленец. В защиту писателя следует вымолвить, что он не раз во всеуслышание заявлял о своей аполитичности, в ряде случаев выступал с критикой фашистской партии, в связи с чем потом закрытия Национального художественного театра у него возникли трудности с постановкой в Италии своих пьес. Некоторое время П. живет в Париже и Берлине, непочатый край путешествует и в 1933 г., по личной просьбе Муссолини, возвращается на родину.

В 1934 г. П. получает Нобелевскую премию по литературе за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства. В своей речи Пер Хальстрём, член Шведской академии, отметил, что самая замечательная черта искусства П. содержится в его без малого магической способности изготовить из психологического анализа хорошую пьесу. В ответной речи П. объяснил свои творческие возможности любовью и уважением к жизни, без которых было бы нельзя вынести горькие разочарования, тяжелый навык, жестокие раны и те ошибки невинности, что придают глубину и ценность нашему опыту.

П. умер в Риме 10 декабря 1936 г.; соответственно его последней воле, похороны проходили без публичной церемонии, прах писателя был предан земле на его родине в Сицилии.

Хотя новеллы писателя получили довольно высокую оценку критики, наибольший вклад в литературу П. привнес как драматург, отступивший от традиционной формы и выдвинувший новые темы и проблемы. Американский критик Мартин Эсслин сравнивал воздействие революционных идей П. в области человеческой психики с влиянием на физику теории относительности Альберта Эйнштейна, а америкосский литературовед Роберт Брустайн объяснил, что общего между новаторскими по духу пьесами Шесть персонажей в поисках автора, Каждый по-своему (Ciascuno a suo modo, 1924) и Сегодня мы импровизируем (Questa sera si recita a soggetto, 1930): В этих пьесах приемы реалистического театра, где актеры кажутся настоящими людьми, декорации выдаются за реальный обитель, а придуманные события за на самом деле имевшие местоположение, больше не используются. Теперь сцена это сцена, актеры это актеры, и более того зрители, которые раньше были молчаливыми свидетелями заговора, в настоящий момент являются полноправными участниками театрального действа. По мнению американского критика и режиссера Эрика Бентли, П. изобразил борение интеллекта с чувством, переход одного в другое....

Творчество П. нередко рассматривают как результат психологических исканий, начатых в пьесах Генрика Ибсена и Августа Стриндберга. В свою очередность П. оказал воздействие на таких европейских драматургов, как Жан Ануй, Жан Поль Сартр, Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско, Жан Жене. Брустайн говорит о влиянии П. на Юджина О'Нила, Эдварда Олби и Гарольда Пинтера. Из одного этого перечня, замечает Брустайн, не возбраняется совершить вывод, что П. это единственный из наиболее влиятельных драматургов нашего времени.

Так же читайте биографии известных людей:
Луиджи Гальвани Luidjy Galvany

Луиджи Гальвани - итальянский врач, анатом, физиолог и физик. Родился 9 сентября 1737 года.Луиджи Гальвани является одним из основателей..
читать далее

Луиджи Кадорна Luiggi Cadorna

Граф, маршал Италии (1926). Племянник государственного деятеля графа Карло Кадорны, сын итальянского ген. Рафаэля Кадорны, командовавшего в 1870..
читать далее

Луиджи Даллапиккола Luidgi Dallapikkola

Даллапиккола Луиджи - итальянский композитор и пианист. Творчество отмечено чертами экспрессионизма. В лучших произведениях - протест против..
читать далее

Луиджи Керубини Luigi Cherubini

Родился 14 сентября 1760 во Флоренции. К 16 годам был уже автором нескольких месс, ораторий, кантат и других сочинений в церковных жанрах.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий