Известные люди

»

Любовь Куделина

Любовь Куделина Lubov Kudelina Карьера: Чиновник
Рождение: Россия
В Минобороны есть женщина, от одного имени которой мужчины в лампасах и звездах вздрагивают и бледнеют. Первая женщина в военном ведомстве, занявшая такой пост, да еще курирующая одну из самых важных сфер - денежную.

В Минобороны есть леди, от одного имени которой мужчины в лампасах и звездах вздрагивают и бледнеют. Первая дама в военном ведомстве, занявшая этакий пост, да ещё курирующая одну из самых важных сфер - денежную. Хотя внешне Любовь КУДЕЛИНА не производит впечатления тирана. Когда обозреватель "Известий" Светлана БАБАЕВА завела разговорчик о ее "имидже", - более того смутилась. Тем не менее под ее "командованием" - без малого 2 млн дядя и 400 с лишним миллиардов рублей военного бюджета.

Единомышленники появляются в спорах

- Вы - первая в истории военного ведомства дама, занявшая до того высокую позицию.

- Говорят, да...

- И как вы себя ощущаете?

- Нормально. Не вижу никаких различий с чисто гражданской должностью.

- У вас не возникло желания натянуть генеральскую форму?

- Нет, конечно, какой я генерал. Но вообще, многим гражданским есть что позаимствовать у военных людей. Здесь есть принципы, которые дисциплинируют. А при принятии решений это немаловажно.

- Вы по натуре тиран или вам комфортнее с несколькими коллегами-единомышленниками?

- Комфортнее с единомышленниками, но занятно, когда они появляются в спорах, дискуссиях. Конечно, на этом месте нелегко: у Вооруженных сил есть немного приоритетов, и все они требуют денег. Скажем, есть проблема переоснащения армии, а с прочий стороны - обеспечение личного состава, недопущение задержек в расчетах. В пределах объема, тот, что нам ежегодно выделяется федеральным бюджетом, нужно совместить эти приоритеты так, чтобы нигде не было провала. Вот это моя компетенция и моя головная боль.

Появилась вероятность маневра

- Давайте поговорим о бюджете. Как идет его претворение в жизнь, есть ли задержки или опережение финансирования и есть ли у бюджета этого года отличительные черты?

- Начну с отличительных нечистая сила. В этом году Минфин ушел от практики доведения ежемесячных лимитов финансирования и перешел на квартальное распределение средств. Соответственно, появляется вероятность определенного маневрирования ресурсами исходя из задач. То есть мы можем планировать свою дело.

- Вы уже ощутили тот самый новоиспеченный принцип?

- Да. Это позволило нам немедленно спланировать расходы. Система управления войсками у нас многоуровневая, и вечно было проблемой своевременное распределение и доведение средств до войск. В силу различных причин к январю у нас возникла задолженность по расчетам с личным составом. Одновременно нужно было приступать заключать контракты с предприятиями, выполняющими оборонный заказ. В январе из-за праздников таких контрактов на практике не было, и это позволило нам доля средств перенаправить на погашение долгов. Зато в феврале активно пошло авансирование заключаемых контрактов, в текущий момент оно завершается. По сути, мы имеем котел денег на февраль и март, а новоиспеченный агрегат позволяет нам обусловить, на что в первую очередность их обратить.

"Я не строю генералов..."

- В целом вы довольны, как идет претворение в жизнь бюджета?

- В этом году Минфин запланировал в первом микрорайоне расходы исходя из поступлений доходов в размере 23% от годовых значений. Для сравнения - в предыдущие годы в первом микрорайоне мы получали только 17%. То есть начато равномерное финансирование.

- Ситуация с правительством может негативно отразиться на финансировании военных расходов, скажем, в апреле-мае?

- Нам довели поквартальное распределение, так что мы знаем объем средств, намеченных к выделению во втором микрорайоне. Теперь стоит та же проблема - установить приоритеты, за что платим в апреле, за что - в мае. Сбоя я не ожидаю: на днях министр финансов Алексей Кудрин был у президента, докладывал о поступающих доходах. Думаю, их объем обеспечит запланированные расходы и проблем у Минобороны не будет.

В прошлом году отдали в бюджет 200 миллионов

- Вы сказали о затратных направлениях, которые являются приоритетными. Как обусловить, эффективны ли эти затраты, каковы критерии эффективности?

- Вообще, критерии есть в Бюджетном кодексе, статья, сущность формулировки которой: достижение результатов при использовании наименьшего объема средств. Что такое экономическая эффективность? Получая средства, позволительно обзавестись какую-то вещь за 500 рублей, а позволительно - за 100. Откуда выгода? Более экономные закупки или больше дорогостоящие. Прежде всего, это касается конкурсной системы. За проведением конкурсов сегодня установлен жесточайший надзор. К сожалению, строй товаров - как по программе вооружений, так и по тыловому обеспечению - приобретаются у единственного поставщика. Минэкономразвития с прошлого года создало комиссию, которая контролирует цены и дает позволение на закупки.

- Работа комиссии ощущается? В родное время было крайне немало претензий к механизму тендеров.

- По итогам прошлого года 200 млн рублей ушло в федеральный бюджет, вследствие того что что стала возможна экономия по отдельным направлениям программы вооружений. Установили фиксированную цену на вооружения и технику - вышла экономия в 200 миллионов.

- Если все ушло в бюджет, какой вам заинтересованность экономить?

- Сейчас мы размышляем над механизмом, тот, что позволит превращать средства, получаемые от таковой экономии, в источник дополнительного финансирования той же программы вооружений. Возможно, в будущем году это удастся. Подчеркиваю, это касается программы вооружений. Если вы сэкономили монеты на закупках продовольствия, нетрудно увеличиваются сами закупки.

- По поводу продовольствия кроме того идет немало критики: свойство продуктов низкое, цены высокие, транспортные расходы непонятные: картошку сквозь полстраны везете.

- К сожалению, такие факты есть. Конечно, принимаем меры. Но многие подобные вещи связаны с тем, что Минобороны получает продовольствие из Росрезерва с истекающими сроками хранения. Пока оформят, покуда довезут - сроки истекают. Сейчас решено отчетливо установить, какие виды продукции закупаются из Росрезерва. Например, уже принято вывод не закупать масло. Правильно, это скоропортящийся продукт.

- Почему не разрешено все это вернуть на порядок регионов сообща с полномочиями и деньгами? Пусть сами закупают без всякого Росрезерва.

- Росрезерв - это стратегический припас. Его нетрудно на улицу не выбросишь. А вот правила, которые способствуют получению качественного продовольствия, нужно определить, я согласна. С иной стороны, в этом году аккурат в округах будет закуплено продовольствия больше чем на 60% выделяемых на это средств. Происходит объединение тылового обеспечения силовых структур, сообразно, проводятся совместные торги, розыск поставщиков. Хотя хочется, чтобы все это шло быстрее, потому что что при стабильном финансировании иметь в распоряжении некачественное продовольствие неприлично.

Возможна ревизия всей бюджетной сети

- Вы сказали: разрешается взять за 500 рублей, а не возбраняется за 100. Но это не постоянно критерий эффективности. Сто заплатил - на сто и получил... С иной стороны, если запустить пять танков от Москвы до Владивостока, то километраж, расход горючего, человеко-часы будут огромными. Но не факт, что военные обретут на этом "пробеге" новые навыки. Значит, по ряду направлений нужны другие критерии эффективности.

- Учения - как раз тот происшествие, где навыки реализуются: мужчина применяет оружие, садится в танк, получает практику на полигоне, а не на макете. Разве это не момент эффективности? Что касается горюче-смазочных материалов: приобретение ГСМ соотносится с задачами, которые поставлены перед ВС. "Дайте нам авиакеросин. Ах нет? Тогда обычного бензина" - так у нас быть не может. Потому что есть Военно-морской флот, ВВС, стратегические ядерные силы, у всех свои задачи, и мы должны снабдить их выполнение. Минимальный порядок расходования армией ГСМ просчитан - не менее 3,5 млн тонн. Иначе все корабли будут стоять у причалов, самолеты - на аэродромах. Сегодня мы закупаем 2,9. Максимальный порядок 5,6. Но таких средств в бюджете нет.

- Будете ли вы предлагать какие-то новые подходы в рамках верстки бюджета следующего года?

- Вопрос об идеологии нужно адресовать Минфину, хотя контуры бюджетной перестройки им уже обозначены. Первое - оптимизация бюджетной сети. По каждому федеральному ведомству нужно взглянуть, кто, что получает, определиться, остается ли получатель на бюджете, приватизируется или к кому-то присоединяется. Это первостепеннный шаг к подходу, тот, что использует весь цивилизованный мир: определяются цели и эффективность их достижения. Это как раз переход к тому, о чем вы говорите, - обеспечение функций государства. Критерием становится не содержание ВС, а обеспечение обороноспособности. А дальше просчитывается, какими средствами этого достичь. В Минфине есть наработки, я их читала, но сложно в одночасье перейти от приобретения конкретной продукции или расчетов с личным составом на стратегические и тактические цели. В идеологии формирования бюджета это разворот на 180 градусов. Готов ли Минфин произвести его уже с 2005 года? Думаю, нет.

Зарплаты нет, потому что что заказов всего ничего

- Тем не менее по своему ведомству вы уже делали попытки провести ревизию бюджетной сети?

- Прошлым летом было поручение премьера исследовать эффективность наших ремонтных предприятий. Они содержатся не по смете, то есть мы не платим денежное довольствие, но оплачиваем работы, которые выполняют предприятия. Вопрос, что с ними делать: переподчинить, отдав промышленности, сберечь в ведении МО? На отдельных предприятиях такая низкая загрузка заказами, что она не позволяет оплачивать зарплату. Если помните, на недавней прямой линии с президентом сотрудник судостроительного завода задал вопросительный мотив о долгах. Что оказалось? Зарплата не выплачивается месяцами, в силу того что что у завода шибко немного заказов. Но людей, которые сидят без денег, это потому как не утешает! С такими предприятиями надобно что-то работать, но в то время как, сколь я знаю, значительных подвижек в плане их реорганизации нет.

- Те, кто не разбирается в нюансах бюджетного процесса, задают обычный вопрос: статья расходов на нацоборону - самая большая, 400 с лишним миллиардов, а служивый как кормили не пойми чем, так и кормят, как казармы были в ужасном состоянии, так и есть, как ракеты не летали, так они и не летают...

- Я понимаю, убивает сама сумма - 400 миллиардов. Но давайте посмотрим, что внутри. Я помню 1998 год, тогда работала в Минфине. В июле мы отправили МО информацию: средств, которые есть в федеральном бюджете, хватит только на то, чтобы профинансировать одну треть расчетов с личным составом. И все! Нет ни на продовольствие, ни на вооружение, ни на текущий ремонтик. Отголоски тех лет мы ощущаем до сих пор, есть долги конца 1990-х, происходит старение техники, зданий, они требуют все больше средств на ремонтик. В единственный год этого не принять решение. Слава богу, в 2003 году мы повысили денежное довольствие, есть средства на текущий ремонтик, не забывайте и о программе вооружений, которую также нужно исполнять. Я начала разговорчик как раз с того, что мы определяем приоритеты. Но и о других проблемах дальше запрещено терять из виду. С услугами связи получилось так, что они последние 5-6 лет вообще не индексировались при расчетах бюджета. Но тарифы-то растут! В итоге дошли до того, что в прошлом году должок по оплате превысил сумму, которая назначена в бюджете. В этому году мы проблему решили.

- Примерно такая же обстановка в отношениях с энергетиками. В бюджет закладываются одни тарифы, а в течение года они растут.

- В этом году обстановка немаловажно лучше - руководство утвердило предельно возможный подъем тарифов на уровне регионов. Это немедленно ощутилось, потому как что в прежние годы бывало: подъем в среднем по стране единственный, а в отдельных регионах - в полтора раз выше.

Продпаек или вооружение?

- Вы сказали об индексации денежного довольствия. Что будет совершаться в этом году, в следующем? Какие меры намечены для стимулирования привлечения контрактников?

- В 2002 году мы повысили оклады по должностям, с 1 января 2003 года - за звания, с 1 октября проиндексировали довольствие на 11% в связи с инфляцией. Так что некоторое повышение произошло. Как я не раз говорила, направлено оно в свое время всего на привлечение молодого офицерского состава, так как вооруженные силы стареет. Но с прочий стороны, посмотрите, что происходит в реальной жизни? Если лейтенант женился в высшем учебном заведении и в семье родился чадо, то его денежное довольствие в ряде регионов - мы делали мониторинг - ниже прожиточного минимума! В итоге многие молодые офицеры не хотят жениться, потому что что содержания не хватает, а ещё безотложно возникает вопросительный мотив жилья. Своего нет, снимать - дорого, 400 рублей, которые выплачиваются на эти цели из бюджета, прямо мало. Ну, и какие условия для создания семьи?..

При формировании бюджета на 2004 год индексация запланирована не была. Но при прохождении бюджета в Госдуме депутаты вписали предложение: в середине года руководство должно определиться с возможной индексацией. Какие будут предложения, покуда не знаю.

- Очень полно говорилось про несправедливость расчетов по боевым, а кроме того различным компенсационным выплатам. Как обстоят дела в текущее время и планируете ли вы какие-то изменения?

- Задолженности, которые возникли, мы учли при формировании бюджета 2004 года. И в начале года вместе с тем с погашением долгов по довольствию и зарплате гражданскому персоналу, мы отправили в войска максимум средств для расчетов по этим направлениям. Что касается "боевых": в принципе все, что нам положено по бюджету, мы получили и отправили в войска. Но выявляется несовершенство нормативных актов. Какое? Сегодня установлена определенная численность участвующих в контртеррористических операциях. Что делали командиры в отдельных воинских частях? Сумму, которая должна была топать как раз тем, кто участвовал в операциях, они распределяли между всем личным составом. Принимаем меры. Пытаемся посредством суды разъяснить использование нормативной базы.

- На счет пайковых также было полно разговоров: на 20 рублей в сутки сдохнешь от голода...

- Тоже проблема: в бюджете паек определен из расчета свыше 50 рублей, а компенсация по пайку - 20. Мы вносили в Минфин предложение: дать оценку продпаек по сегодняшним ценам на продукты, которые в него входят. Но тогда компенсация выльется в 6 млрд рублей. И что нам скажут в Минфине? Ну, вы определитесь внутри: продпаек или программа вооружений...

Не сравнивайте казармы в США и России

- Когда начинаются разговоры о всецело контрактной армии, говорят, что это чересчур дорого для России. Но цифр не приводят. Делали ли вы расчеты? Это впрямь дорого?

- Мы этим занимаемся с конца 2002 года, создана рабочая группа из представителей МО, Минэкономразвития, Минфина. Провели ревизии во всех воинских частях, где планируется переход на контрактную основу. Все подсчитано и воплощено в прошлогоднем постановлении: цена всей программы - 79 миллиардов, из них порядка 68 - для Министерства обороны.

- Это вы говорите о переводе частей постоянной готовности. Я же спрашиваю об армии в целом.

- Дорого это! Смотрите, только по тем частям, которые перейдут на контрактный принцип в ближайшие 4 года, нужно на социальное обеспечение и повышение привлекательности службы 54 миллиарда.

Сами же знаете, какие казармы в эти дни в воинских частях. Туда пойдет контрактник? Не пойдет. Поэтому мы предложили график поэтапного перевода частей и соответствующего финансирования. Выделяем средства, смотрим, чтобы возведение в частях, которые должны перейти на контракт уже в этом году, не началось только в августе-сентябре. А то все "переползет" на 2005 год.

- Оппоненты приводят в образец работу двух комиссий в США, когда там переходили на контракт. В одной работали гражданские, в прочий - военные. Когда сравнили, - у военных "цена" перехода была раз в 10 выше. Говорят, и у нас военные так считают...

- Просто оппоненты не считали жилье. Говорили, не нужно сооружать, дайте монеты на наем квартиры, исходя из стоимости аренды в регионе. Тогда встает вопрос: если всякий военнослужащий живет на квартире, как их составлять по тревоге? Так что в Штатах, может, это и было вероятно, с нормальными условиями, нормальными казармами. Я недавно была в Великобритании, в артиллерийском полку. Ну, там, может, и не надобно расходовать на жилье. Там казармы не как у нас...

Вторая служба у них тут

- Ожидаете ли вы увеличения расходов на национальную оборону в 2005 году, и если да, то на что они будут направлены?

- Я бы хотела, чтобы состоялось заключение об индексации денежного довольствия. Соответственно, оно повлечет дополнительные расходы. Плюс по годам идет прирост средств по программе вооружений. Ожидаю я или нет? В принципе дожидаться разрешено. Исходя из 3-летних проектировок, прирост непроцентных расходов федерального бюджета есть. Но какая доля уйдет на национальную оборону?

- Недавно Счетная палата выявила у военных нецелевые расходы. Какого рода эти расходы? Вообще, раньше считалось, что в армии воруют беспросветно. В последнее время громких скандалов не было. Стали красть меньше или тщательнее?

- От Счетной палаты в прессу поступила цифра в 14 миллиардов. Я такого нецелевого использования средств выискать покуда не могу. Думаю, это какой-то виртуальный просчет: сколь мы могли бы теоретически сэкономить, если перейдем на 100-процентно конкурсные торги. Но по какой методике рассчитывались цифры, малопонятно. Или недавно пришло представление: по завышенным тарифам оплатили уголек. Но не взяли в расчет, что платили на Сахалине, где единственный поставщик. А где-то были справедливые обвинения, помните, нашумевшее занятие по рыбе в Северо-Кавказском округе.

Бывают и казусные ситуации. Недавно пришло уведомление казначейства: воинская количество отказалась принять средства на денежное довольствие. Выяснили: в помещении, где под охраной хранятся финансы, был ремонтик, немного дней финансы негде было сохранять. А в прочий части капиталы хранили в тумбочке без замка!..

- По-серьезному воруют типично не из тумбочки...

- Я не могу ответствовать, больше или меньше воруют. В миллиарды это не выливается. Потом, мне кажется, что из всех силовых ведомств в отношении Минобороны установлен самый-самый твердый надзор, в том числе социальный. Счетная палата, Контрольное управление Администрации президента и Минфина, судя по частоте появления проверяющих, по-моему, имеют вторую работу в Минобороны...

Он вызвал меня и спросил: надумала?

- Давайте вернемся к теме, с которой начали разговорчик. Женщина в Минобороны "строит" генералов. Каково?

- Да не строю я их. Я нетрудно с них сурово спрашиваю. В человеческом плане стопроцентно неважно - генерал или нетрудно мужик. У меня в Минфине заместителями также были мужчины.

- Как получилось, что вы занялись военным направлением?

- Где-то в 1995 году - министром финансов был Владимир Пансков, нынче - аудитор Счетной палаты - не было начальника департамента оборонного комплекса. И он не нашел ничего лучшего, как 4 месяца уламывать меня возглавить тот самый департамент... Я не соглашалась - идеально незнакомая сфера - курировать силовые структуры, финансировать их. Это необходимо ведать, смыслить.

- То есть вам передавали весь силовой блок, и ФСБ, и пограничников?

- Да, вследствие этого я долговременно не соглашалась. А в начале 1996 года он вызвал меня и спросил: ну что, надумала? Я говорю: ну, сколь уж позволительно обсуждать, ладно, пойду. Он говорит: а я уже распоряжение на тебя подписал. А опосля уже я перешла в Министерство обороны...

- От каких-то личных качеств по ходу работы пришлось отступиться, а какие-то качества - напротив получить?

- Я ничего не прятала. Я вообще крайне открытый дядя, из того типа людей, у которых, если отрада на душе, то по мне это видно. И если проблемы - это также безотложно все понимают.

- А что ваша семейство говорит про вашу пост, ведомство?

- В семье как раз все напротив - там я не начальник, не вождь. Я как бы соглашающаяся, может, в силу занятости на работе. У меня с успехом все проблемы решают супруг и сынуля. Они мне что-то предлагают: изготовить, обзавестись, поехать, и я не спорю.

- Говорят, как правило бывает наоборот: если дама - шеф, она и на семью переносит "командирский" манера.

- Знаете, ещё в Минфине, когда было плохое осуществление бюджета, неимоверное число поручений президента, премьера, я брала бумаги домой. Практически всякий день. И как-то раз, когда я приехала с двумя толстыми папками, сынуля открыл ворота и сказал: мам, с завтрашнего дня вся твоя почта пускай будет на работе. Лучше сиди там до какого угодно часа, но чтобы ни одного документа не было дома. Дом - это обиталище, ты окунаешься в семью, а не в работу. С тех пор я стараюсь все действовать на работе.

- Ваш папа был военным моряком.

- Да, вследствие того что я во Владивостоке и родилась. К сожалению, уже нет брата, он также был моряком. Когда я была в больше молодых годах, он приезжал, рассказывал отцу, как ему служится, куда его направляют сегодня. Родители то переживали, то радовались. Конечно, военная задача в семье присутствовала. Но я ни в жизнь не предполагала, что сама окажусь в ней настолько прямо...

Так же читайте биографии известных людей:
Любовь Аксельрод Lubov Akselrod

АКСЕЛЬРОД (псевдоним - Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 - 5.2. 1946), русский философ и литературовед. С 1884 в революционном движении.
читать далее

Любовь Шевцова Lubov Shevtsova

Передайте всем, что я люблю жизнь. Впереди у советской молодежи еще не одна весна и не одна золотая осень. Будет еще чистое, мирное голубое небо и..
читать далее

Любовь Захарченко Lubov Zaharchenko

Я родилась в городе Ростове-на-Дону, но уже семь лет живу в Москве. Очень скучаю по маме, друзьям, южным краскам, фруктам, овощам, запахам и всегда..
читать далее

Любовь Успенская Lubov Uspenskaya

Хозяин ресторана Садко оказался самым расторопным. Пока его конкуренты приветствовали меня, он усадил звезду Армении в авто и увез в Бруклинскую..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий