Известные люди

»

Маджид Маджиди

Маджид Маджиди Madgid Madgidy Карьера: Продюсер
Рождение: Иран
В Москву на ретроспективу своих фильмов приехал один из наиболее известных в мире иранских кинорежиссеров Маджид Маджиди. О том, что привело его в кинематограф и что сделало иранское кино настолько популярным в мире, Маджид Маджиди рассказал корреспонденту.

- Вы начали выступать как профессиональный артист вскоре потом исламской революции, в 1979 году. Вы уже тогда предполагали, что будете действовать в кино?

- Я учился в театральном институте, и мы с друзьями давнехонько интересовались кино. А вслед за тем революции поняли, что как раз в кино сможем себя лучше всего высказать. Раньше киноиндустрия в Иране была закрытой мафиозной структурой, но вскоре потом революции молодежи стало легче зайти в эту профессию. Нас было немного единомышленников, мы создали что-то как будто творческой группы. Например, сообща со мной в этой группе тогда был и Мохсен Махмальбаф, другие также стали режиссерами, но не в такой степени известными за рубежом, как он. Все началось как простое увлечение кино: мы ничего не знали о кинопроизводстве, нетрудно смотрели совместно фильмы, обменивались книгами, начали снимать короткометражки. Мы распределили между собой роли, и было решено, что я с моим театральным образованием буду актером. Но мне не шибко нравилось выступать в качестве актера, мне скорее хотелось переносить на экран свой внутренний мир, а не повиноваться чужим указаниям. Поэтому я воспринимал актерство только как дорогу к режиссуре.

- Что послужило толчком к созданию первого собственного фильма?

- До революции иранское кино было больным плоские темы, пустые фильмы, крайне похоже на развлекательный индийский кинематограф. Мы с друзьями считали, что надобно врачевать это кино - чем быстрее, тем лучше. И первостепеннный свой полнометражный кино я снял, как только у меня появилась вероятность обозначиться с самостоятельным проектом.

- У вас и у других иранских режиссеров шибко зачастую снимаются актеры-непрофессионалы. С чем это связано?

- Я люблю последовательность приготовить актеров, снять, смонтировать, выпустить. С непрофессионалами нелегко ретироваться к уже сыгранным сценам, чтобы переснимать заново, и это мне нравится. У меня есть свои методы работы с непрофессионалами к примеру, в фильме Дождь те, кто изображал строительных рабочих, должны были полтора месяца проработать на стройке, чтобы зайти в образ. Иногда я не показываю сценарий своим актерам до самого последнего момента, чтобы у них было больше возможности для импровизации, чтобы объективная явь фильма лучше соответствовала личности актера. Но я вечно считал, что отсутствие в фильме профессиональных актеров не должно вынуждать меня обозревать на ход работы непрофессионально. Те, кто находится за кадром, должны быть профессионалами высочайшего класса. И я постоянно работаю с лучшими мастерами. Например, мои фильмы Дождь и Цвет бога получали за рубежом призы не только за режиссерскую, но и за операторскую работу.

- Ваши фильмы объединяет задача детства. Это вызвано какими-то личными переживаниями?

- Детство тот отрезок времени в жизни человека, тот, что определяет его персона. Я сам из бедной семьи, и у меня есть ощущение ностальгии по тем временам, когда я был в том же возрасте, что и мои герои. Например, кино Дети небес на сто процентов основан на моих воспоминаниях и снимался на тех улицах, по которым я бегал ребенком. К тому же в театральном училище я специализировался в области детского театра, оттого я знаком с детской психологией ещё и с профессиональной стороны. Я считаю, что мир детей значительно чище мира взрослых, и истории о детях я использую, чтобы повествовать взрослым какие-то важные вещи.

- В нашем кино лучшие детские фильмы появились в советские времена, в 60-70-е годы. Многие выдающиеся режиссеры использовали детское кино как метод объехать цензуру. Можно ли эту ситуацию сравнить с иранской?

- Сейчас в Иране в год снимается от 70 до 90 полнометражных фильмов, и приблизительно 10% из них о детях. Как раз эти фильмы чаще всего уезжают за предел на разные фестивали. Конечно, в Иране есть цензура, но это не основополагающий момент того, что так зачастую появляются хорошие фильмы о детях. Одна из причин наличие таковой организации, как Центр детского и юношеского кино. Там работают профессионалы высокого уровня, и многие талантливые режиссеры к примеру, Аббас Киаростами начинали вкалывать аккурат там.

- На западные фестивали чаще всего попадают иранские фильмы, жанр которых разрешается установить как драма. А как в Иране обстоит занятие с развлекательными жанрами комедия, детектив, триллер?

- Я бы сказал, что кино в Иране делится на три категории. Первая развлекательное кино, которое снимается для денег. В нем есть те же жанры, что и на Западе. Вторая кино на заказ, для государственных организаций, которые финансируют съемки. И третья авторское кино, которое я предпочитаю величать самостоятельным кино. Его делают люди, которые сами пишут сценарии, сами режиссируют, сами находят капиталы. Я неоднократно предлагал нашим культурным деятелям, чтобы в рамках ретроспектив иранского кино за рубежом показывали фильмы разных жанров, но они типично отбирают те картины, которые уже побывали на иностранных фестивалях. А в сознании отборщиков зарубежных фестивалей уже устоялось, что аккурат такое иранское кино будет ясно западному зрителю. Но это нередко приводит к тому, что молодые режиссеры стараются снимать фильмы, которые соответствовали бы этим ожиданиям, и есть более того что-то как бы соревнования чей кино раньше попадет на престижный кинофестиваль. В последнее время я думаю, что фестивали идут во вред иранскому кино. Есть фильмы, которые сняты так, что и не ясно, в какой стране происходит действо, нет иранской самобытности. А бывает, что режиссер снял кино, вывез его за предел, а опосля оказывается, что тот самый кино для него последний: ему больше нечего вымолвить.

- Чем не возбраняется притянуть иранскую публику в кинотеатры? Что должно быть написано на афише, чтобы зритель пришел в кино?

- Не знаю. Мой принцип режиссер должен доверять в то, что он снимает. Если режиссер будет искренним, он найдет своего зрителя.

- В последнее время все больше иранских режиссеров снимают кино в Афганистане или про афганских беженцев в Иране. Есть более того точка зрения, что они ищут в Афганистане остроту ощущений, которой им не хватает в стабильном Иране. Согласны ли вы с этим?

- Афганцы живут в Иране уже рядом тридцати лет; по неофициальным данным, их без малого три миллиона. Они стали нашими соседями и героями наших фильмов, а вслед за тем событий 11 сентября участливость наших режиссеров привлекли события и в самом Афганистане вот отчего свои фильмы про эту страну сняли Мохсен Махмальбаф и Абульфаз Джалили. В каком-то смысле это свойский долг: в то время как у афганцев нет своего кино, которое показывало бы их положение, нужно снимать фильмы про их существование, сказывать об их проблемах во всем мире. Я сам снял документальный кино про падение режима талибов. Мы как раз были в Герате во время американских бомбардировок, и это одно из самых сильных впечатлений моей жизни сколь невинных людей нашло свою конец! Кстати, американская группа Miramax, у которой контракт на прокат моих фильмов в США, отказалась от прав на тот самый кино. Это была такая уважительная цензура, когда мне дали полную свободу в распространении кино, но при этом никакой поддержки. С прочий стороны, возвращаясь к теме Афганистана, другой раз есть чувство, что об этом снимают так невпроворот фильмов ещё и потому что, что это модно. Сейчас то же самое происходит с Ираком, многие иранские режиссеры поехали туда: вот, к примеру, Бахман Гобади делает уже третий кино об Ираке. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я выбрал какую-то тему для того, чтобы прославиться, потому я решил, что следующий свой кино про Ирак или Афганистан сниму тогда, когда там бытие нормализуется и снимать про это будет немодно.

- После того как четырнадцатилетняя младшая дочка Махмальбафа сняла свой основополагающий документальный кино, появилась юмористика о том, что резво необходимо дожидаться фильма, снятого кошкой Махмальбафа. Создается ощущение, что молодые иранские режиссеры делятся на кланы учеников и наследников Махмальбафа, Киаростами, Джалили. Это реально так или у молодого поколения есть какая-то общая идеология, манера, повадка?

- Все выглядит как раз так, как вы описали, это идеально привычно, когда режиссерами становятся ученики и ассистенты мастеров. Я за то, чтобы молодые режиссеры обучались профессии в процессе работы, я сам так учился. Но в Иране есть море тех, кто пришел в кино идеально независимо. Правда, воспрещено проронить, что их что-то объединяет. Вообще посреди молодежи снимать кино крайне модно, в год выходит без малого две тысячи короткометражек. Иран в текущее время самая юная держава в мире, без малого 70 процентов населения у нас моложе 27 лет. И без малого все они хотят сделаться кинорежиссерами (смеется).

Раскрасил небеса

Иранский кинорежиссер Маджид Маджиди родился в 1959 году в Тегеране и уже с двадцатилетнего возраста начал выступать на профессиональной театральной сцене. С начала 1980-х снимается в кино, в том числе в фильмах другого классика иранского кино - Мохсена Махмальбафа, и пробует себя в качестве режиссера короткометражных лент. Первая полнометражная служба - кино Бадук (1991). Среди его наиболее известных картин - Отец (1995), Дети небес (1996), Цвета рая (1998), Дождь (2000). В 1997 и 1999 годах Маджид Маджиди дважды получал приз за оптимальный кино на кинофестивале в Монреале.

Так же читайте биографии известных людей:
Мадлен Скюдери Madeleine de Skudery

Мадлен де Скюдери принадлежат многотомные галантные романы, в героях которых читатели легко узнавали своих знаменитых современников.
читать далее

Мадлен Олбрайт Madeleine Albright

В 1972 вошла в команду сенатора Э.Маски, позже стала его помощником по вопросам законодательства. В 1978 была назначена членом Совета национальной..
читать далее

Мадлен Зима Madeline Zima

Мадлен Зима - американская актриса кино и телесериалов. Родилась 16 сентября 1985 года.Дебют Мадлен Зима в кино состоялся в 1990 году со съемок в..
читать далее

Мадлен Уэст Madeleine West

Мадлен Уэст - американская актриса. Родилась26 июля 1979 года.Дебют Мадлен Уэст в качестве актрисы кино состоялся в 1985 году со съемок в сериале..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий