Известные люди

»

Марис Янсонс

Марис Янсонс Maris Yansons Карьера: Музыкант
Рождение: 14.1.1943
Завершился Зальцбургский фестиваль. Ярчайшей страницей его концертной программы стало единственное выступление амстердамского оркестра Концертгебау, исполнившего Шестую симфонию Густава Малера. За пультом стоял наш соотечественник Марис Янсонс, ныне возглавляющий этот прославленный коллектив. О своей работе с лучшими оркестрами мира, о новых записях и о многом другом Марис Янсонс рассказал в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.

- Маэстро Янсонс, Зальцбург готовится к юбилею Моцарта, тогда как вы собираетесь подметить юбилей Шостаковича.

- Да, свойский фестиваль состоится в Мюнхене в октябре следующего года. Помимо симфонических и камерных концертов надеюсь учинить симпозиум - лекции, дискуссии... Я открываю фестиваль Седьмой симфонией, Бернард Хайтинк продирижирует Восьмой, мы приглашали и Ростроповича, но он не сможет приехать. Зато Томас Зандерлинг привезет программу из песен, которые ещё ни разу не исполнялись. Оказывается, есть такие, их нашла вдова Шостаковича Ирина Антоновна. Я хочу ее также позвать. Фестиваль продлится неделю, не больше, по-другому будет чересчур. Думаю, что столь Моцарта, сколь будет в Зальцбурге, в Карнеги-холле сквозь год - это угрожающе. Потом два года никто не сможет внимать Моцарта, а это сильно скверно. Несколько концертов будет и в Амстердаме, где я буду становить кроме того 'Леди Макбет Мценского уезда'.

- В последнее время вы не имели дела с оперой...

- Да, но в текущий момент сызнова начну. В 'Леди Макбет' главные партии исполнят голландцы, русские солисты также непременно будут. Есть у меня планы и насчет Вены, и насчет Зальцбурга. Знаете, я же обожаю оперу, я практически вырос в оперном театре в Риге. Мои родители там работали продолжительно, я сам навалом дирижировал операми, а опосля у меня случился инфаркт во время 'Богемы': я недодирижировал на глаз семь минут, потерял разум и упал. Это было в Осло. После этого я шибко немало отменил оперных проектов. А помимо того, без малого завсегда так складывалось, что я возглавлял в то же время двумя оркестрами, а опере нужно всецело посвятить два месяца, и их отыскать достаточно сложно. Сначала я совмещал Санкт-Петербургскую филармонию и Осло, опосля Осло и Питтсбург, опосля Питтсбург и Мюнхен, сейчас Мюнхен и Амстердам.

- С какими из оркестров вам было интереснее всего действовать?

- Опыт работы в Петербурге - особый: я там вырос, учился, это мой жилище, там я прошел потрясающую школу и в десятилетке, и в Консерватории, и, конечно, в Филармонии. С 'первым' филармоническим оркестром я немало выступал, ездил за рубеж, а с 1979 года у меня началась шибко интересная служба в Осло.

- Каким образом это было вероятно в то время?

- Никакого официального разрешения я не имел и контракт поставить подпись не мог, а без разрешения ничего было произвести не разрешено. Но мне министр культуры разрешил. Только на словах. А в то время достигнуть разрешения вкалывать за рубежом было сильно сложно: Геннадий Рождественский работал с оркестром ВВС и после этого в Стокгольме, но он тогда был уже крайне знаменитым человеком, - и то у него были сложности. Мне сказали: ладно, работай. Но вечно был тот самый страх: пустят, не пустят... Большое нервное усилие мне давали и 90 дней, свыше которых ты не мог находиться за рубежом. А опосля вышло ещё и устное предписание, что два раза в год запрещено колесить в одну и ту же страну. Вы можете себе представить, что это такое для главного дирижера?

Но у нас же все было тогда не разрешено, а в принципе все не возбраняется. Так что я не могу сетовать. Возможность колесить и вкалывать у меня была: я считался дирижером 'перспективным' (смеется). В Осло я работал 23 года, это был младой оркестр, когда я туда приехал, и я сам был младой. Хороший коллектив, но, что ли, второго класса. Работали мы с большущим энтузиазмом и достигли колоссальных успехов. Оркестр вышел со временем на международную арену, мы крайне навалом концертировали, ныне это целиком аристократичный европейский оркестр с широким репертуаром, которым мы овладевали совместно.

Возможность по сути дела сформировать и следом развить оркестр дала мне шибко невпроворот. Учишься возглавлять, быть главным дирижером. Кроме того, быть руководителем в Европе - это окончательно другое, чем в России, в этом месте иная организация, другой манера руководства. Норвегия - держава с высочайшей демократией, где единственный джентльмен, более того начальник, в принципе, ничего не может принять решение. Там все обсуждается, а такая форма была мне не шибко знакома. Но мы крайне здорово дружбан друга понимали и поддерживали. Cильнейшей 'бомбой' в нашей карьере была запись всех симфоний Чайковского на фирме Chandos. Мне было нетрудно несподручно уяснять текст рецензии, оттого что писали, что это лучшая запись Чайковского, которая превосходит Караяна и Бернстайна. После этого успеха мы уже стали колесить везде, а потом я стал главным приглашенным дирижером в Лондонском филармоническом оркестре. Впрочем, также с работой в Осло я вечно дирижировал и в Вене, и в Берлине, немало гастролировал, изучал музыкальную существование во всем мире.

- Каким образом вы затем попали в Питтсбург?

- У меня было крайне непочатый край предложений сделаться главным дирижером, и я выбрал Америку. Там, как вы знаете, есть группа из восьми - десяти оркестров потрясающего, высочайшего класса. И ещё полтора десятка оркестров первоклассных. Мне было занятно исследовать, что такое быть главным дирижером в Америке. Я дирижировал и в Чикаго, и в Бостоне, и в Нью-Йорке, и в Филадельфии, и в Кливленде, но когда вы гастролер, отношения вовсе не такие, как если вы основополагающий дирижер. Для меня это был идеально новоиспеченный навык, я весьма полно получил, хотя европейский манера музицирования мне значительно ближе. Правда, в американских оркестрах сильнейшие, виртуозные инструменталисты, и я узнал, что такое быть там главным. Там вы - босс; не диктатор, но босс. То есть вы решаете без малого все, хотя и без поддержки оркестра вам не устроиться. В Европе все куда демократичнее. Поэтому сегодня я стараюсь сочетать разные системы работы, от советской и постсоветской до американской и европейской.

А во время работы в Питтсбурге мне предложили возглавить симфонический оркестр Баварского радио. Я что надо его знал, но перед тем как вручить отклик, поехал ещё раз им продирижировать; я постоянно так делаю намедни принятия решения, стараясь увидать знакомый коллектив глазами главного дирижера. И в антракте я сказал жене - беру! Это потрясающий оркестр, технически не уступающий коллективам Америки. Но после этого меня пригласили ещё и в Концертгебау! И тут я попал в сложную ситуацию...

- Предложение, от которого нельзя отступиться?

- Конечно, ну как отступиться от Концертгебау? Это оркестр мирового класса, с таковый традицией, я с ними столь выступал, и передо мной встала дилемма: смогу ли я стоять во главе двумя ведущими оркестрами Европы? Я длительно шибко думал... и решил, конечно, забрать. Физически это угнаться не так нелегко, как кажется: в год я должен проводить двенадцать недель с Концертгебау и десять - с оркестром Баварского радио. Группу остальных оркестров, с которыми я работаю как гастролер, пришлось уменьшить: стабильно дирижирую в Берлинской филармонии, оттого что у нас весьма давние крепкие связи, они приглашают меня на три недели, но я ныне могу им вручить только одну. Примерно то же с оркестром Венской филармонии, в текущее время они меня пригласили дирижировать первого января новогодним концертом, это большая честь. Буду заезжать в Америку, в Цюрих, в Лондон. А дирижировать столь же, сколь и раньше, у меня уже нет времени и нет эдакий здоровущий потребности. Я и так в полном порядке, как у нас говорят (смеется). С моими оркестрами мы ездим, пишем пластинки...

- Скоро ли закончится служба над циклом симфоний Шостаковича?

- Этот план был начат достаточно давнехонько. Дело в том, что обыкновенно потому как, если дирижер хочет вписать симфонический цикл того или иного композитора, он берет свой оркестр и делает с ним, к примеру, все симфонии Брамса.

- У него их не так полно, как у Шостаковича.

- Ну да, и не двадцать семь, как у Мясковского. Знаете, был подлинный происшествие у нас в Петербургской консерватории: на экзамене свойский отличный профессор Дмитриев поставил студенту пятерку за две секунды. Он спросил, чем отличается Семнадцатая симфония Мясковского от Девятнадцатой. А студент ему, не раздумывая: номером! И получил пятерку за сообразительность безотложно. Так вот, я решил соорудить цикл Шостаковича, которого обожаю, - есть сильно как собак нерезаных записей, но не все исполнения достигают глубины его духа. И делал его исподволь, с разными оркестрами: туда включены Берлин, Вена, Осло, Питтсбург, во что бы то ни стало Санкт-Петербург, Лондон, Филадельфия... в общем, парад оркестров.

Наконец у меня осталось немного симфоний самых трудных и самых непопулярных: Вторая, Третья, Четвертая, Двенадцатая, Тринадцатая были записаны на Баварском радио окончательно недавно, осталась Четырнадцатая. Через год совершенный комплект выйдет на EMI, мы будем его, уместно сказать, в Зальцбурге представлять. Туда войдут ещё два фортепианных и два виолончельных концерта. Мне крайне хотелось вписать для этого цикла и скрипичные концерты с Максимом Венгеровым, но он уже записал их с Ростроповичем. Я не успел. Однако знаете, что недурственно? У обоих моих оркестров сегодня есть свой лейбл, мы сами можем вносить и давать что хотим. Для EMI, BMG или Sony мы выполняем заказы, и они могут проронить - вот это мы не хотим. Ведь коммерциал мелодический - в жутком состоянии: все записано уже столь раз, что сбыть это нереально, никого оно не интересует.

- Есть ли тогда толк ещё раз делать запись всего Шостаковича?

- Есть. Это протокол - не только для сегодняшнего дня, но и на будущее: как делали Шостаковича мы с моим оркестром. И в этом проекте EMI как раз коммерчески была заинтересована. Разве не славно вам в эти дни, что мы можем внимать в таком количестве Караяна? Ну добро, я был его учеником и проводил с ним полно времени, но иной юный дирижер понятия не имеет о том, как Караян работал. А то, что у нас есть столь записей Фуртвенглера, это же потрясающе. Совсем не хочу произнести, что я - Караян, но такие документы во что бы то ни стало надобно действовать.

- Но если рынок перенасыщен?

- Увы, больше чем - это без затей наводнение. Большие компании хотят давать то, что посредством год смогут окупить. Но что сегодня разрешено окупить за год? Записать оркестр стоит громадных денег, возвратить их без малого нельзя. За последние симфонии Шостаковича для EMI я не получаю ничего - вероятно, моим правнукам достанутся какие-то отчисления... Поэтому я весьма рад, что могу с двумя оркестрами чиркать все, что хочу. В Мюнхене это тем больше несложно, потому как речь идет об оркестре радио и любая наша программа записывается. Потом смотрим, что получилось, и решаем: идет! Дальше делаем на концерте дописки, и таким образом может удаться хорошая пластинка. Если слышим, что запись незрелая, - откладываем. Скоро, может быть, выпустим Реквием Дворжака, Реквием Верди, симфонии Гайдна... Я крайне люблю Гайдна и со всеми оркестрами, где был главным дирижером, делал его Лондонские симфонии - это потрясающая учебное заведение для оркестра.

- Геннадий Рождественский за немного прошедших сезонов сделал в Японии все симфонии Гайдна - сто с лишним.

- Вы знаете, я не из тех людей, которые хотят многого и бьют рекорды, мне это не так существенно. Самое главное - свойство, и пускай это будет двенадцать симфоний, а не сто. Кстати, в Петербурге я первым сыграл все Лондонские симфонии Гайдна.

- Когда вы там дирижировали в концевой раз?

- На 300-летии города, два года вспять.

- А в Москве?

- В начале 1997 года, с петербургским оркестром. С московскими оркестрами я крайний раз работал так давнехонько, что более того не помню, когда. Раньше ибо я дирижировал в Москве всякий год, чаще это был Госоркестр, реже - оркестр Московской филармонии. Но затем я стал действовать на Западе, у меня не хватало времени, а далее началась перестройка, и все пошло не так, как раньше.

- Не собираетесь ли вы сызнова обозначиться если не в Москве, то хотя бы в Петербурге?

- Наверное, по всей видимости... меня все время приглашают, не забуду, конечно, свой град, тем больше что я в нем живу. Правда, в году мы с женой там проводим месяца три, но потом каждого турне возвращаемся домой хотя бы на неделю. В самолете я и то больше времени провожу. Но мой натуральный обиталище, конечно, в Петербурге: там моя библиотека, мои книги и записи, и ни Мюнхен, ни Амстердам не стали мне домом. Из Консерватории я ушел в 2000 году. Потому что педагог должен быть все время со своим студентом, а когда стало столь разъездов, то совесть не разрешила, пришлось покинуть. В последние годы у меня уже оставались только аспиранты, которых позволительно было консультировать раз в месяц.

- Куда оркестр Концертгебау отправляется из Зальцбурга?

- Сейчас мы едем на фестиваль в Висбаден, после этого в Люцерн, везем туда три программы. В первой - Концерт для оркестра Лютославского и Первая симфония Брамса, во второй - 'Образы' Дебюсси и Вторая симфония Сибелиуса, в третьей - Шестая Малера, которую мы играли в этом месте. После этого мы отправляемся в Лондон, там у нас два концерта. 'Альберт-Холл' в это время - что-то невероятное: пять тысяч зрителей, посреди которых весьма невпроворот молодежи, произвольный день концерты, и зал всю дорогу переполнен. Затем мы едем в Бирмингем и Дублин, позже возвращаемся в Амстердам, где даем ещё единственный концерт, и играем на фестивале в Берлине. В этом турне у нас три программы, это рубеж, больше их и не должно быть, любой день переезды... после этого, не надобно терять из виду, что мы играем Шестую Малера, она выматывает изрядно. Так выглядит наша обычная летняя поездка на ведущие фестивали, все они проходят грубо в одно и то же время.

Осваивая глобус

Марис Янсонс родился в Риге в семье дирижера Арвида Янсонса. Закончил Ленинградскую консерваторию, учился дирижированию у Герберта фон Караяна в Зальцбурге и у Ганса Сваровского в Вене.

Победил на Международном конкурсе Караяна в 1971 году.

С 1973 года работал десница об руку с Евгением Мравинским в 'первом' оркестре Ленинградской филармонии.

С 1979 года возглавлял филармонический оркестр Осло, с 1997-го по 2004-й был главным дирижером Питтсбургского симфонического оркестра.

В 2003-м возглавил оркестр Баварского радио, в 2004-м принял пост главного дирижера амстердамского оркестра Концертгебау.

Профессор Санкт-Петербургской консерватории. Регулярно выступает и записывается с крупнейшими симфоническими оркестрами мира.

Так же читайте биографии известных людей:
Мариса Паредес Marisa Paredes

Мариса Паредес (Maria Luisa Paredes Bartolome ) родилась в Мадриде (Испания). Училась в Мадридской консерватории драматических искусств. Известность..
читать далее

Марисоль Николс Marisol Nichols

Марисоль Николс - популярная американская актриса. Родилась 2 ноября 1973 года.Широкому кругу зрителей Марисоль Николс известна по ролям в таких..
читать далее

Маритен Жак Mariten Jacques

Родился в Париже 18 ноября 1882. Получил протестантское воспитание, учился в Сорбонне, два года (19071908) провел в Гейдельбергском университете,..
читать далее

Мариус Петипа Marius Petipa

Петипа поставил свыше 60 балетов. Им был создан свод правил балетного академизма. Постановки Мариуса Петипа отличались мастерством композиции,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий