Известные люди

»

Мария Башкирцева

Мария Башкирцева Maria Bashkirceva Карьера: Художник
Рождение: Россия, 24.11.1860
Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!".

24-25.11.00. Марии Башкирцевой...

Ей даровал Бог уж очень полно!

И уж очень всего ничего - отпустил.

О,звездная ее путь!

Лишь на холсты хватило сил...

Я с этой девушкой знакома

Увы,конечно не была!

Но,как она- сидела дома

И золотой узор ткала

В привычной клетке одиночеств.,

Где и живет одна- душа

Как навалом в дневниках пророчеств

Когда Любви тебя лишат!

Ей даровал Господь так немало!

А Жизнь -крупинками считал

О,звездная ее стезя!

И Смерть -признанья пъедестал!

С детства запомнилась картинка из красочной детской энциклопедии: барышня,без малого подросток- тонкие черты лица,белокурые волосы,-явно жила в далеком 19 столетии- полулежит в кресле мечтательно уставившись в оконный проем.Такое красивое лик человеческий,но больше всего на нем завораживают глаза-огромные,чересчур выразительные,мать,придерживая книгу на моих коленях еле слышно говорит:"необычные".Потом мы вчитываемся в контент и я,позабыв,что книжка чужая,что раздирать и пачкать ее запрещено,что взяли на три дня,начинаю рыдать прямо над той страницей,где написано,что девушка- художница до времени умерла от чахотки в 23 года,оставив позже себя значительное численность картин,погибшее в годы войны, и большой, в немного десятков томов,дневник...Строчки расплываются перед глазами,на книге остаются мокрые пятна,маменька недовольно ворчит и захлопывает книгу.Тяжесть ее давит мне на колени,я не выдерживаю и она падает прямо в мягкую серую землю-пыль под скамейкой.(Мы читаем книгу на даче)Мама и совсем рассержена:"Ну вот,выпачкали книгу! Что сейчас скажет тетя Катя?! Следующей- не даст уж верно!"

Но какое мне занятие до тети Кати с ее роскошными книгами?! Мне до слез и тоскливой боли под сердцем жалостно девушку с загадочными глазами-там так немало грусти,я десятилетняя,резво догадываюсь отчего...Может быть тогда в первый раз тень от слова "Смерть" коснулась моей души тонкими перстами.Как как будто мерзлый камешек упал в сердце,оставив там чуть броский холодок и зачастую наплывающее,сладковато-горькое ощущение удивления и тоски при звуках имени: Мария Башкирцева.

В ее жизни было все. Богатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых,- чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине,и уступало по величине только имению знаменитого гр.Кочубея,-но без малого не помнила Украины,так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровья,по настоянию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценителя искусства.Почти не помнила она и отца,с которым мамаша рассталась,выиграв бракоразводный ход,что тогда была редкостью для России.

Мари проведет близкое ребячество,вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции,слушая негромкий гул моря на Лазурном берегу,засыпая под его рокот.Многие места старой Европы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:Ментона,Лондон,Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины,ни одного спектакля,концерта, тот, что Мари,Муся,Мусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой именитый сенсационный (позже,позже!)"Дневник"...Она живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.Ее дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников.

Одиночество,его золотая клетка,(из-за до времени развившихся болезней-хронического ларингита похитившего звук,отменный от природы, и слух,данный только редкостным пианистам,может быть,таким,как Лист или Шопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле ) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(Мстислав Князев) Больше всего ее терзала дума о бесследности, полном исчезновении Если" личность чувствует,любит,ненавидит,желает,если, в конце концов,одна только эта суть человеческая заставляет нас существовать,каким же образом происходит,что какая -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспорядок,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может вынудить душу оставить корпус?" Этим вопросом Мари озабочена стабильно,сколь бы не было ей лет...Может быть, поэтому

у девочки,все время окруженной врачами,их советами и порой излишне навязчивой опекой родных,развивается влечение сообщить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, Мир?

Многие затем писали о здорово развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия,самолюбования и гордыни.Но мне кажется, тут другое.

Просто- напросто,как все недюжинные натуры,она стремительно перерастает порядок,окружающих ее людей- пускай и беззаветно любящих,нехай и преданных, -и начинает осознавать свою обреченность на одиночество.

"Кому полно дано,с того многое и спросится!"-написано и придумано не нами.Трудная, похожая на глянец до срока сорвавшейся с неба звезды существование Марии Башкирцевой- тому подтверждение.

Она не имела внешности" синего чулка",ее дарования и познания в литературе,музыке,живописи,химии поражали современников,но в итоге такое блистательное вступление в бытие,этакий каскад упоительных возможностей обрывается до того негаданно,что,в первый раз увидев даты ее жизни,думаешь не опечатка ли это?!

Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за немного месяцев до смерти взволнованно рисует расклад известного в своё время во Франции критикаФрансуа Коппе.Вот отрывок из него...

"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз,я видел ее в течении какого- нибудь часа-и ни в жизнь не забуду ее.В свои 23 года она казалась значительно моложе,небольшого роста,при изящном сложении,физиономия круглое,безупречной правильности:золотистые волосы,темные глаза,светящиеся мыслью,горящие желанием всё зреть и всё ведать,губы,выражавшие в то же время твердость,доброту и мечтательность,вздрагивающие ноздри дикой лошади.М-ль Башкирцева производила с первого взгляда ощущение необычайное...

воли,прячущейся за нежностью,скрытой энергии и грации.Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная,чисто мужская мощь.На мои поздравления,она отвечала мне мелодичным,приятным голосом,без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах...

в своем отчетливом желании славы.Чтобы бросить взгляд другие ее работы,мы поднялись в мастерскую.Любопытство влекло меня в больше темную доля мастерской,где я увидел тома, стоявшие плотными рядами на полках.Тут были все высокие творения человеческого духа и все - на своих родных языках- и французы,и англичане,и немцы и древние греки.И русские и итальянцы.И это совсем не были книги,выставленные напоказ.Это были настоящие книги,читанные и перечитанные,потрепанные,изученные.Рядом стоял открытый рояль,на котором прекрасные руки Мари переиграли всех музыкальных авторов"

"Мне уже пора было удалиться"-рассказывает в своем "Предисловии к каталогу картин М.К.Башкирцевой"( для парижской выставки 1877 года) Франсуа Коппе-"и чудно,я испытывал в эти минуты какую - то скрытую тревогу,какой -то страх- я не решаюсь сказать: предчувствие. При виде этой бледной,страстной девушки,мне представлялся необыкновенно шикарный тепличный цветочек с необыкновенным ароматом,,и какой -то секретный звук как бы тихо говорил мне:"Слишком страсть сколько зараз!" Это было впрямь сверх меры...."

Прислушаемся же к нашей героине,которая успела блистательно обрисовать свою короткую существование. Её дневник поможет нам в этом,дневник,изданный в первый раз в 1887 году во Франции,на французком же языке, и вызвавший настоящую сенсацию.Дневником болели,восторгались,его отрицали,над ним посмеивались и более того сомневались в подлинности,но не оставались равнодушными!

Дневник написан предельно со всей откровенностью,подобных ему без малого нет в истории,и,может быть,оттого он подвергался до того яростной критике...

К слову произнести, в России он не был издан вплоть до 1999 года,как не было до сих пор и не одной выставки работ Башкирцевой в России или на Украине, и немного кто может судить о ней,как о незаурядном и талантливейшем художнике конца 19-го века. (Лишь относительно недавно незаурядность личности Башкирцевой стала привлекать чуткость ученых -психологов,пытающихся открыть феномен потенциала творческой личности вообще и женской Личности- особо)

Мне кажется никто не любит всего как я люблю-пишет Мария на сокровенных страницах: искусство,музыку,живопись,книги, гул, тишину, гогот, грусть, тоску, шутки, влюбленность, мороз, солнышко, всякую погоду, все времена года,спокойные равнины России и горы около Неаполя,снег зимою,осень с ее дождями,весну с ее тревогой,спокойные летние дни и прекрасные ночи,наполненные сверкающими звездами...Я люблю все до обожания.

Я хотела бы все зреть.все объять,все располагать,слиться со всем.!" и тут же о себе,пронзительная фраза:"Я подобна свече,разрубленой на четыре части и горящей со всех концов".

А оттого что ее упрекнут в холодном темпераменте- полюбила не мужчину,а искусство- до страсти,до самозабвения,решив воротить ему всю существование...

Да,было так,по иному откель бы возникло за крайне недлинный отрезок времени больше 150 картин.? Но как ошибались говорящие о том,что в ней больше было мужских качеств,чем женских,что она была холодна,как лед! Они несложно не имели возможности зайти в ее письма к Мопассану,которые до сих пор известны обрывочно.Два слова об этом странном письменном романе.Она не искала со знаменитым тридцатилетним писателем встреч,свиданий,но ее письма-талантливые,нервные,блестяще написанные,со свободными ссылками на древних и современных авторов,скрыто чувственные,женственные,остроумные,кот наплакал грустные(она боялась грусти,считая,что это не должно занимать в жизни женщины страсть сколько места:"Спросите у всех,кто меня знает,о моем расположении духа,и Вам скажут,что я самая веселая,самая беззаботная и самая счастливая,так как я испытываю величайшее блаженство мниться сияющей.. и с удовольствием пускаюсь в ученый спор или пустую болтовню.")

Задели болезненную душу Мопассана,вызвав его на откровенность.

Он был очарован письмами русской незнакомки,он жаждал прочитать новые строки,в его ответных письмах чувственный цинизм перемешивается с глубокой откровенностью и нехорошо скрытой нежностью к очаровавшей его Мари.И может быть только чтобы оградить себя от готовящейся нахлынуть на него лавины чувств,он пишет Марии цинично- остроумное послание,которое она сочтет оскорбительным для себя. Башкирцева отвечает Мопассану завершающий раз:"Вы не тот,кого я ищу.Но я никого не ищу,потому как полагаю,что мужчины должны быть аксесссуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то,что мы созданы для дружбан друга.Вы не стоите меня. И я весьма жалею об этом.Мне так хотелось бы иметь в распоряжении человека, с которым разрешено было бы поговорить". Переписка оборвалась и все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, увидаться с Мари.были тщетны.

Она остается одна.Золотая клетка ее одиночества захлопывается ещё сильнее.Она слышит как поворачивается ключ.Она уходит в себя,уходит в музыку,живопись, книги,ею овладевает лихорадка чтения,охота все больших знаний,она составляет проект занятий,находя,что ее образование -хаотично,бессистемно.Читает на латыни,французком,английском по 5-6 книг и десяток газет за день!

Пренебрегает советами врачей,играет на рояле помногу часов в день,а потому что ей запрещено. Но она всю дорогу игнорировала свою физическую слабость,не говорила о болезни вслух,презирала заботу о телесном,вышучивала свой кашель и согласилась капитально лечиться только когда все уже было запущено.Она говорила,что отдаться целиком живописи это ее греза.Это ее достойная мишень.Она поступает в частную академию профессора Жулиана в конце 1877 года.

После первых же занятий профессор Жулиан отмечает успехи новой ученицы."Я думал,что это каприз балованного ребенка,но я должен сознаться,что она реально работает,что у нее есть свобода и она недурственно одарена. Если это будет длиться,то посредством три месяца ее рисунки могут приняты в Салон"(ежегодная парижская выставка).

Так оно и случилось.

В два года осваивает семилетний вектор движения академии блестяще одаренная,но не менее трудолюбивая Мария.Она работает,полубольная,по 12-14 часов в день,без малого ночует у мольберта и холстов.Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы,оскорбительно выпытывают ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки...По академии ходят слухи,что без малого все ее картины принадлежат художнику Жюлю Бастьену -Лепажу- мастеру реалистического пейзажа, с которым у "одержимой"русской,якобы -роман.А Мария запишет в дневнике,что Бастьен- Лепаж не может длительно вдохновлять как педагог.Если она повторяет Бастьен - Лепежа,то это- пагуба.Сравняться с тем,кому подражаешь - нереально...Величайшие мастера велики только правдой и те,которые смеются над натурализмом - дураки и не понимают,в чем занятие.Что же такое возвышенное искусство,если не то искусство,которое изображая перед нами стан,волосы,одежду,деревья с полнейшей реальностью,доходящей без малого до обмана чувств,передает в то же время душу,дума,существование..."(М.Башкирцева."Дневник")

Она писала о жизни,о красках и тонах,которые правдивы и поют,он а получала медали и призы на выставках,она познала привкус прижизненной Славы,но не была ею прельщена:"Радости от побед нет,потому что что это достигнуто долгим и кропотливым трудом,в них нет ничего неожиданного,а ещё я чувствую себя на пути к больше высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет"(Там же)

Она была на пути к высокому,но - небесному,а не земному.Скоротечный туберкулез отнимал ее последние силы.Она подолгу лежала в постели вынуждена была прекратить занятия,но на последней своей,неоконченной, картине нарисовала молодую женщину сидящую на траве в цветущем весеннем саду.

Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года.

После нее осталась книжка в тысячу с лишним страниц,да немного полотен во Французких музеях- Люксембургском,Лувре,музее Ниццы.

Остальные картины родные увезли на родину и они погибли в начале Второй Мировой при бомбежке окрестностей Киева.

Но имя ее не кануло бесследно. На каменном свитке статуи символизирующей бессмертие (служба французкого скульптора по заказу правительства) выбито ее имя - Мария Башкирцева.

Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей дорога я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"

Макаренко Светлана 24.11.00, сознательно для People's History.

Так же читайте биографии известных людей:
Мария Якунчикова Maria Yakunchikova

Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 г. в Париже. На этой выставке..
читать далее

Мария Аронова Maria Aronova

Мария Аронова - заслуженная артистка РФ, актриса театра и кино. Родилась 11 марта 1972 года.Дебют Марии Ароновой в кино состоялся в 1995 году со..
читать далее

Мария Барабанова Maria Barabanova

Народная артистка России.
читать далее

Мария Блюменталь-Тамарина Maria Bliumental-Tamarina

Одна из великих "старух" Малого театра, первая народная артистка СССР. Героиня знаменитых фильмов 20-30-х годов "Кирпичики", "Его призыв", "Дон..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий