Известные люди

»

Мария Долина

Мария Долина Maria Dolina Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 18.12.1920
Награждена орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Её именем были названы бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области, пионерская дружина в Омской области и многие пионерские отряды средних школ. Автор статьи "Прыжок из пламени" ( в книге "В небе фронтовом" ).

Родилась 18 Декабря 1920 года в деревне Шаровка, в настоящее время Полтавского района Омской области, в семье крестьянина. Окончила 8 классов средней школы села Михайловка ( нынче посёлок Запорожской области ), следом экстерном среднюю школу в городе Днепропетровск. В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Работала лётчиком - инструктором Днепропетровского, потом Николаевского аэроклубов Осоавиахима. С 1941 года в Красной Армии.

Участница Великой Отечественной войны. С Июля 1941 года в действующей армии. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу. Воевала на Южном, Донском, Северо - Кавказском, Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах.

К Январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка ( 4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный авиационный остов, 3-я Воздушная вс, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Капитан М. И. Долина совершила 63 боевых вылета, сбросила на объекты противника 45 тонн бомб. В 6 воздушных боях сшибла в группе 3 истребителя противника.

К концу войны совершила 72 успешных ( зафиксированных фотосьёмкой ) боевых вылета. Во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов. 26 Июня 1944 года метким бомбовым ударом разрушила железнодорожное полотно на станции Орша, взорвала эшелон с боеприпасами. 28 Июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению противника в деревне Зембин помогла советским войскам форсировать Березину и избавить град Борисов. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжила службу в ВВС, была заместителем командира бомбардировочного авиационного полка. С 1950 года - в запасе. Жила в городе Шауляй, после этого в Риге, где окончила партшколу. Работала в Рижском горкоме партии Латвии и в ЦК КП Латвии до 1975 года. Была членом правления Республиканского общества дружбы "СССР - Франция", Комитета защиты мира, с 1975 года - почётный член полка "Нормандия - Неман".

С 1983 года жила в Киеве. Награждена орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Её именем были названы бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области, пионерская дружина в Омской области и многие пионерские отряды средних школ. Автор статьи "Прыжок из пламени" ( в книге "В небе фронтовом" ).

* * *

Мария Долина родилась в деревне Шаровка, в настоящее время Полтавского района Омской области, в семье крестьянина - переселенца из Украины. В 1932 году, из - за инвалидности отца ( он в войну лишился ноги ) семейство Долиных переехала в Украину, в село Михайловку Запорожской области. В семье Долиных было 10 детей. Маша - старшая. По окончании 8 классов средней школы села Михайловка, Мария была вынуждена пристроиться на работу. Паралельно с работой занималась в Михайловской планерной школе - филиале Мелитопольского аэроклуба, которую окончила с отличием. В 1939 году окончила Херсонскую авиационную школу. Для того чтобы поступить в неё, Долина прибавила к своему возрасту лишних 2 года ( с тех пор во всех официальных документах указывался 1920 год в качестве её года рождения ). Работала лётчиком - инструктором Днепропетровского, после этого Николаевского аэроклубов Осоавиахима. Окончила экстерном среднюю школу в городе Днепропетровск.

В 1941 году добровольцем вступила в Красную Армию. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. Воевала в составе 587-го ( позднее ставшего 125-м Гвардейским ) бомбардировочного авиационного полка. Летала на пикирующем бомбардировщике Пе-2 ( штурманом её экипажа была Галина Джунковская ). Первый боевой вылет совершила под Сталинградом. Затем воевала в небе Северного Кавказа, Кубани и Курска, участвовала в освобождении Белоруссии и Прибалтики.

2 Июня 1943 года экипажу Долиной была поставлена проблема истребить мишень близ станицы Крымская на Кубани. Ещё на подходе к цели осколочек зенитного снаряда угодил в левый движок самолёта. "Пешка" Долиной не поспевала за остальными. Успешно отбомбив, экипаж на обратном пути оказался без истребительного прикрытия и был атакован группой из 2 немецких истребителей FW-190 и 4 Me-109. Экипажу Долиной удалось подбить единственный FW-190 и единственный Me-109. Но и советских времен самолёт начал полыхать.

Пока летели над вражеской территорией, экипаж не мог оставить горящий самолёт. Спасло то, что штурман Галина Джунковская надела на Марию Долину очки, благодаря этому у лётчицы от огня уцелели глаза. Долина сумела чудом усадить машину в 2-х километрах от линии фронта. Из горящего Пе-2 лётчиц вытащил, будучи раненым, стрелок - радист Иван Соленов. Едва успели отбежать, как самолёт сквозь немного мгновений взорвался...

* * *

В 1944 году борисовская газета "За коммунизм !" сообщила своим читателям о том, что над городом пролетели наши самолёты, и с одного из них был сброшен вымпел с надписью: "Передать горкому ВКП(б). Боевой привет гражданам Борисова от лётчиков - борисовцев ! М. Долин".

Вместе с вымпелом было сброшено и письмо:

"Дорогие граждане Борисова !

Сегодня, 18 Июля 1944 года, над вашим городом пролетает авиационная доля, которой за участие в освобождении города Борисова присвоено наименование "Борисовской".

Мы летим дальше на запад бомбить врага на его территории.

Призываем Вас, дорогие товарищи, быстрее восстанавливать свой городок !"

В конце этого письма стояла та же самая подпись: М. Долин.

В том же номере газеты был напечатан и реакция местных железнодорожников, которые рассказывали о своих успехах по восстановлению станции.

Прошло 15 лет... Отмечая годовщину освобождения своего города, сотрудники газеты вспомнили о вымпеле и захотели познать, кто же были те лётчики, которые в 1944 году послали борисовцам тёплый привет ? Какая авиационная количество была удостоена имени их города ? И в конце концов, кто эдакий М. Долин ?

Но как по прошествии стольких лет обрести реакция на эти вопросы ? И началась кропотливая служба...

Прежде всего были сопоставлены контент газетной информации с подлинным текстом на полотнище вымпела, тот, что хранится в городском краеведческом музее. Выяснилось, что подпись на вымпеле не "М. Долин", а "М. Долина". Видимо, газетчик, готовящий эту информацию к печати, усомнился в том, что "воздушное послание" написано женщиной. Редакция обратилась в Архив Министерства Обороны СССР с просьбой разыскать М. Долину в списках личного состава авиационных частей. Через некоторое время ими был получен следующий ответ:

"В наградных списках личного состава 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка имени Героя Советского Союза М. Расковой значится:

1. Гвардии Старший лейтенант Долина Мария Ивановна, заместитель командира авиационной эскадрильи, награждена орденом Красного Знамени 28 Июля 1944 года.

2. Гвардии Капитану Долиной Марии Ивановне, заместителю командира авиационной эскадрильи, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 Августа 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В копии наградного листа М. И. Долиной записано:

"28 Июня 1944 года тов. Долина производила бомбардирование активный силы и техники противника в районе Зембин, что северо - западнее города Борисова. Задание выполнено великолепно. За точный бомбовой потрясение и успешное содействие наземным войскам при форсировании реки Березина и отбояривание города Борисова приказом Верховного Главнокомандующего полку присвоено собственное наименование "Борисовский".

Сотрудники редакции заинтересовались дальнейшей судьбой отважной лётчицы и продолжили поиски. Наконец М. И. Долину нашли в Риге. При встрече, Мария Ивановна рассказала им следующее:

- Вымпел, сброшенный Вам, борисовцам, - это коллективное приветствие всего лётного состава второй эскадрильи 125-го Гвардейского авиаполка. Тогда эскадрильей временно командовала я, так как её начальник, Гвардии Капитан Фомичёва Клавдия Яковлевна, была сбита в воздушном бою и находилась в госпитале. На иной день, следом того как на дивизионном вечере в торжественной обстановке был зачитан распоряжение о присвоении нашему полку наименования "Борисовский", мы и написали жителям города сообщение с призывом вкалывать так же самоотверженно, как наши лётчицы воевали за отбояривание этого города.

18 Июля 1944 года свой полк совершал перелёт из Каменки ( откель мы летали на отбояривание Борисова ) на аэропорт Ситце - Вельск. Пролетая над Борисовом, я снизилась до 400 метров и штурман сбросила вымпел...

Из дальнейшего рассказа лётчицы, сотрудникам редакции удалось узнать, что 125-й Гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский авиационный полк имени Героя Советского Союза Марины Расковой в годы войны прошёл добрый боевой дорога от Волги до берегов Балтийского моря.

Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую силу и технику противника на берегах Волги, содействовали наземным войскам по прорыву обороны врага на Северном Кавказе, совместно с другими авиационными соединениями снабжали ввод в прорыв танковой группы на Орловско - Курском направлении, выполняли задачи по прорыву долговременной, очень укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления противника на участке Богушевск - Орша.

Полк участвовал в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за отбояривание Белоруссии, Прибалтики и в разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. Вэтого же, за отрезок времени Великой Отечественной войны, летчицами полка было совершено 1134 боевых вылета и сброшено на врага 980 тонн бомб. За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм полк награждён орденами Суворова и Кутузова 3-й степени.

На обычный в таких случаях вопрос: какой боевой вылет стал для лётчицы самым памятным, Мария Ивановна рассказала такую историю:

"2 Июня 1943 года мы получили инструкция на выполнение очередного боевого задания. Взлетели звеньями, в воздухе собрались в девятку и пошли к аэродрому истребителей. Они резво взлетели и заняли свои места, сопровождая нас к цели.

Облачность покрывала без малого всё небосклон. Это мешало наблюдению. Приближение к цели мы отметили по возрастающей силе зенитного огня. Наконец, перед нами - сплошная огненная завеса. Снаряды рвутся то спереди, то по сторонам. Маневрировать в плотном строю крайне тяжко, оттого мы увеличили интервалы между самолётами и по сигналам штурмана и стрелка - радиста, непрерывно следящих за воздухом, сновали вверх - вниз, направо - налево, сбивая новодку пристреливающихся зенитчиков противника. Снаряды рвались так рядом, что самолёт зачастую вздрагивал, а осколки горохом рассыпались по плоскостям...

Я вела в девятке левое звено. Перед самой целью движок стал дарить перебои. Машину грубо потянуло в сторону. Мы начали отставать. Ведомые Тоня Скобликова и Маша Кириллова, заметив, что свой самолёт подбит, также снизили прыть, прикрывая нас.

До цели оставались считанные минуты. Зенитки били по - прежнему кучно, но для выполнения задания в эти кажущиеся вечностью минуты существенно выпустить из памяти о том, что кругом бушует жар, составить вся силу воли и хладнокровно, чётко выдерживать заданную штурманом высоту, ориентация и прыть полёта.

Короткая команда - и бомбы сброшены. Облегчённый самолёт лёгким толчком подбрасывает кверху. Теперь вторая проблема - сберечь экипаж и машину. Зенитки противника нежданно затихают. И тут же радист докладывает о приближении "Мессеров". А прикрывающих нас истребителей нет - они завязали воздушный махач с первой группой "Мессеров" и скрылись в облаках.

Немцы в прошлом всего стараются преступить свой строй, зная, что легче сбит одиночный самолёт. А мы, прижавшись крылом к крылу, прикрываем приятель друга огнём пулемётов. Стрелки - радисты и штурманы отбивают одну атаку за прочий. Бой идёт палящий. Вот уже горит на моём самолёте двигатель. Повреждён самолёт Тони Скобликовой, за ним тянется белая струйка.

В разгаре боя кончаются патроны, пулемёт штурмана умолкает, я иду со снижением. Один "Мессер" нагнал нас и подошёл слева впритирку. Отчётливо видно лик человеческий пилота. Он поднял руку и первоначально показал единственный, следом два пальца. Я не поняла его. Только следом мне объяснили, что это был вопросительный мотив - "Как тебя сбить: за единственный заход или за два ?"

Тут же я ощутила потрясение по самолёту. Загорелся второй движок. Снова штурмовая вылазка. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. К нашему удивлению, результат получился недурственный. Противник был ошеломлён "новым огневым средством" и уже не решался больше к нам близиться впритирку. Ещё немного выстрелов, и истребители противника отстали.

...Внизу под нами течёт Кубань. Это черта фронта. Лишь бы её перетянуть. А самолёт, вроде бы пылающий факел, - пламенем объяты оба мотора. Даю команду штурману и стрелку - радисту оставить самолёт. Ваня Солёнов отвечает: "Тяни, начальник, дотянем. А если погибать, то всем вкупе !".

Самолёт резво теряет высоту. Земля... Сели на фюзеляж. Но вылезти со штурманом не можем - заклинило выходной проем. Выручает Ваня. Несмотря на ранение, он, собрав последние силы, отбивает проем. Едва мы успели отбежать на немного десятков шагов, как самолёт взорвался - столбик пламени и дыма взметнулся в небеса.

Нас подобрали зенитчики и отвезли в станицу Славянскую, в медсанбат. Здесь мы встретились с экипажем Тони Скобликовой, которая, как выяснилось, произвела вынужденную посадку на одном из прифронтовых аэродромов".

Трудное воздушное сражение 9 бомбардировщиков с 8 немецкими истребителями окончилось победой. Не потеряв ни одного экипажа, девушки выполнили боевое поручение и сшибли 4 истребителя, потеряв только одну свою машину. Этот махач вошёл в историю Великой Отечественной войны как эталон мужества и отвали советских лётчиц. На примере этого сражения учились лётчики многих бомбардировочных полков, воевавшие на всех фронтах.

Так же читайте биографии известных людей:
Мария Смирнова Maria Smirnova

Гвардии Капитан М. В. Смирнова совершила 805 ночных боевых вылетов на бомбардировку войск противника, нанеся врагу большой урон в живой силе и..
читать далее

Мария Байда Maria Bayda

Попав в плен, держалась мужественно и стойко. Прошла концлагеря Славут, Равенсбрюк. В Австрии удалось перебраться в лагерь для гражданских лиц...
читать далее

Мария Боровиченко Maria Borovichenko

Санитарка, сержант медицинской службы, геройски погибла на глазах бойцов своего подразделения, спасая раненого офицера.
читать далее

Мария Бочкарева Maria Bochkareva

Русская офицер и мемуаристка, создавшая первый в истории российской армии женский батальон. Единственная женщина полный Георгиевский кавалер.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий