Известные люди

»

Мария Тенишева

Мария Тенишева Maria Tenisheva Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 20.5.1858
Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву гордостью всей России. Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала Мир искусства, материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия.

Детство и молодость для Марии были нерадостны: богатая матушка со всей откровенностью не любила незаконнорожденную дочка и с зрачок долой выдала ее замуж за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого. Несколько лет мучений, развод.

Словно вторым рождением стал для нее в 1892 году второй брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым крупнейшим российским промышленником. (Тенишев субсидировал сооружение первого в России завода автомобилей, был одним из зачинателей электромеханического производства.) Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь. Правда, родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.

Тенишев дал Марии Клавдиевне, кроме духовной опоры, княжеский титул, состояние и вероятность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.

Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто немного начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.

Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино думка об идейном имении: просветительство, формирование сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.

Талашкино превратилось на рубеже веков в душевный и цивилизованный середина России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино художественным гнездом, до того же знаменитым в родное время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский манера в искусстве родом из Талашкино.

В 1894 году Тенишевы покупают примерно Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реорганизация Столыпина.

Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала свежеиспеченный стезя подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных, способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники Репин, Рерих, Врубель, Коровин предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт особый шоп для продажи этих изделий.

В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску известный, первостепеннный в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства Русская старина. Музею императора Александра III (сейчас Государственный Русский музей) подарила большую коллекцию акварелей русских художников.

Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки), в Италии родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.

В 1900 году Николай II назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной экспозиции в Париже. Этот раздел произвел фурор во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.

В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины.

Порой ее не понимал и супруг. Человек разносторонне образованный, великолепный музыкант, заметный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии Клавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками.

Он хотел лицезреть жену только светской дамой. И всё же князь во всем помогал Марии Клавдиевне, щедро субсидируя ее начинания. Они прожили совместно одиннадцать лет: в 1903 году Тенишева не стало.

Марии Клавдиевне Тенишевой суждено было скончаться в эмиграции, в Париже.

Так же читайте биографии известных людей:
Мария Штапкина Maria Shtapkina

В ту пору, я работала у себя в деревне. За 5 километров в почтовом отделении, телефонисткой. Бывший Корбовский, а теперь Шатурский район..
читать далее

Мария Дагмар-Датская Maria Dagmar-Datskaya

Российская императрица, жена Александра Третьего. Урожденная принцесса Луиза - София - Фредерика - Дагмар Датская. Мать последнего императора..
читать далее

Мария Испанская Maria Ispanskaya

Испанская инфанта, жена императора Максимилиана II.
читать далее

Мария Антуанетта Maria

Многие, присутствующие на суде, впоследствии отмечали, что, несмотря на враждебное поведение судей и зрителей, арестованная проявила выдержку и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий