Известные люди

»

Марк Галлай

Марк Галлай Mark Gallay Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 16.4.1914
Понятия "неизвестный Галлай" не может быть по определению. Летчик-испытатель Марк Галлай давал путевку в жизнь самолетам, представлявшим строгую государственную тайну, но сегодня эта техника стоит в музеях. Исследования, которые вел доктор технических наук Марк Галлай, давно рассекречены. Сорок с лишним лет назад полковник Галлай снял погоны, оставил самолетный штурвал и начал писать книги - так появился писатель Марк Галлай, благодаря которому весь Союз открыл для себя мир неба, летных испытаний, мир, где соседствовали романтика мужской работы и строгая проза научных расчетов.

Галлай Марк Лазаревич - заслуженный летчик-испытатель СССР (1959), врач технических наук (1972), профессор (1994), литератор. Родился 3 (16) апреля 1914 года в Санкт-Петербурге. Работал токарем, учился в Ленинградском институте инженеров ГВФ, следом - в Ленинградском политехническом институте. С 1935 года летал на планерах и прыгал с парашютом в Ленинградском аэроклубе. С 1937 года работал инженером в ЦАГИ, без отрыва от работы окончил летную школу и в сентябре 1937 года стал летчиком-испытателем ЦАГИ. Участник Великой Отечественной войны. В июне 1943 года был сбит над территорией, оккупированной врагом, и выпрыгнул с парашютом. Нашел партизан Рогнединской партизанской бригады (Брянская область) и сквозь 12 дней на самолете был вывезен за линию фронта. После этого вернулся на летно-испытательную работу.

В 1950 году был уволен из ЛИИ им. Громова (увольнение Галлай связывал с начавшейся в стране кампанией государственного антисемитизма). В 1950-1953 годах - летчик-испытатель НИИ-17; провел испытания радиолокационного оборудования истребителей-перехватчиков И-320 и Ла-200. В 1953-1958 годах - летчик-испытатель ОКБ В. Мясищева.

За время летной работы освоил рядом 125 типов самолетов, вертолетов и планеров. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1957 году.

Начиная с 1958 года полковник М. Галлай - в запасе. В 1958-1975 годах работал в ЛИИ старшим научным сотрудником. В 1960-1961 годах - инженер-методист отряда космонавтов, работал с первой группой - "гагаринской шестеркой". С 1959 года был заместителем председателя методического совета Министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям. Опубликовал примерно 30 научных работ. Преподавал в Московском авиационном институте, Академии гражданской авиации.

Известный литератор, автор многих популярных книг, посвященных авиации и летно-испытательной работе. Умер 14 июля 1998 года.

Именем Марка Галлая названа малая планета.

Понятия "незнаемый Галлай" не может быть по определению. Летчик-испытатель Марк Галлай давал путевку в существование самолетам, представлявшим строгую государственную тайну, но нынче эта техника стоит в музеях. Исследования, которые вел врач технических наук Марк Галлай, давнехонько рассекречены. Сорок с лишним лет вспять полковник Галлай снял погоны, оставил самолетный штурвал и начал строчить книги - так появился сочинитель Марк Галлай, благодаря которому весь Союз открыл для себя мир неба, летных испытаний, мир, где соседствовали романтика мужеский работы и строгая проза научных расчетов. Эти книги позволительно смело снимать с полки, они не стареют.

Понятия "незнаемый Галлай" не может быть по определению. Он участвовал в таких событиях, что, как ни скромничай, в тени не останешься. Он был человеком, припоминать которого друзьям больно - потому как что его нет, но и сладко - в силу того что что они знали его. А друзья эти - люди пишущие, снимающие, умеющие повествовать... Через разные этапы советской истории было суждено миновать Галлаю, но у него достало ума и мужества ни в чем не замараться. Красивая судьбина сильного, достойного и талантливого человека.

Понятия "безвестный Галлай" не может быть по определению. Но есть понятие "Галлай малоизвестный". Это те подробности, которые сохранились в памяти самых близких к нему людей. Сам он их, видимо, считал несущественными. Правильно или нет - решайте.

По просьбе "Известий" про Марка Галлая ныне вспоминают: вдова Ксения Вячеславовна, сынуля Юрий Маркович и пилот Ульрих Унгер (Германия) - дружбан и ученик.

* * *

Отец Марка Галлая, Лазарь Моисеевич, был инженером-энергетиком, экономистом, работал с великим Вернадским. Мать, Зинаида Александровна - актриса, выступала в необычном, забытом нынче жанре: сказительница. Выступала с чтением русских народных сказок. Ее сопровождал аккомпаниатор с гуслями. Семья была вхожа в ленинградские артистические круги, и, к примеру, с Александром Менакером (тот, что "Миронова и Менакер", папа Андрея Миронова), и с Леонидом Утесовым Марк Галлай был знаком с двадцатых. Сергей Королев, Борис Раушенбах, Константин Симонов - его приятели с довоенный поры: обаятельный, с отличным чувством юмора юный пилот располагал к себе.

* * *

В юности Галлай занимался боксом - и благополучно. Потом поступил в аэроклуб. Через невпроворот лет ненароком встретился с товарищем по секции, тот стал тренером. "Ну и дуралей ты, что бокс кинул, - сказал он Галлаю. - Что тебе твоя авиация дала? А так бы чемпионом стал, весь мир объездил!" Из-за режима секретности Галлай долгие годы был невыездным.

* * *

Галлай учился в Институте инженеров гражданской авиации, затем решил перевестись в Политехнический. Пришел к известному гидродинамику профессору Лойцянскому: "Хочу к вам". - "Пожалуйста. Только... Дайте-ка вашу зачетку. Молодой джентльмен, чтобы поступить без потери курса, вам надобно досдать семнадцать экзаменов. Сможете это соорудить за полтора месяца - милости прошу. Нет - извините".

Студент Галлай сдал за полтора месяца семнадцать экзаменов.

* * *

Посмотрите на фотография с Калининым. Все в форме, Галлай - в кожанке. А это 41-й год, Галлай получает орден (между прочим, Красного Знамени) за сбитый в небе Москвы авиалайнер. Но формально он ещё оставался штатским. Галлай входил в нарочно сформированную из летчиков-испытателей ЛИИ эскадрилью ночных истребителей, которой командовал известный ас Андрей Юмашев (экипаж Громов-Данилин-Юмашев, начальный перелет сквозь Северный полюс).

На счету Галлая довольно собственных геройских поступков, чтобы не приписывать то, чего не было. Тот "Дорнье-215" - единственная вражеская агрегатина, сбитая им. Но "Золотую Звезду" Галлай мог принять задолго до 1957 года. В 42-м звание Героя давали за тридцать боевых вылетов на штурмовку. На счету Галлая-фронтового летчика их было 28. Потом его с фронта отозвали, послали заново испытателем.

* * *

Галлай ушел в отставку полковником, Героем, имел совершенный комплект боевых наград... При этом как жуткий дрёма вспоминал те немного случаев, когда ему приходилось гулять строем.

* * *

В 1943 году Галлай обучал летчиков дальней авиации работе с новыми двигателями. Специального времени на обучение не было, решили обучать "в процессе" - инструктор участвует в боевых вылетах в качестве второго пилота, попутно все объясняя. Галлай был включен в экипаж летевшего сквозь линию фронта ТБ-7, в районе Брянска их сшибли, Галлай со штурманом Гордеевым пробирались сквозь леса, наткнулись на партизан и уже с партизанского аэродрома их вывезли вспять на Большую землю. Это известно. Но есть немного характерных подробностей.

Галлай прыгал с парашютом, когда на нем уже горели унты. Унты успели загореться, потому что что экипаж мог оставить машину раньше, но внизу был град, они не хотели, чтобы авиалайнер рухнул на деревянные дома, и тянули в сторону до последнего.

Шел дождик, было ветрено, парашютистов разнесло в разные стороны. Галлай повис, зацепившись куполом за деревья, при этом его с размаху ударило о торчащую ветку. Весь дальнейший переход по лесам он проделал с болями в спине. Потом выяснилось - травма позвоночника. "Дома" врачи запретили ему перегрузки и поднятие тяжестей. Но Галлай ещё два десятка лет продолжал летать - в корсете. Как удавалось уламывать медкомиссию? Тайна. Ксения Вячеславовна: "Я спрашивала: "Почему ты никому не расскажешь, что полжизни летал с поврежденным позвоночником?" Он отвечал: "Я ещё этим буду хвастаться?"

Вернувшись в ЛИИ, Галлай увидел на стене летной комнаты свой портрет в траурной рамке, а на столе - посвященный себе некролог, подготовленный наркоматом для "Вестника воздушного флота" и присланный в институт для согласования.

* * *

Из рассказов сына. "В 1945 году наша семейство летом жила на даче близ Жуковского. Мне было шесть с половиной лет. Многих детей из поселка родители взяли с собой на парад Победы, и они затем перед теми, кто парада не видел (в том числе и передо мной), сильно задавались. Я переживал - как же так, мой папа, подполковник, пилот, а сам на параде не был и меня не взял? Мама сказала отцу: "У Юры развивается комплекс неполноценности". Тогда папа взял меня на аэропорт, посадил сообща с сотрудницей ЛИИ во вторую кабину По-2 и сделал немного кругов над нашим поселком - как раз тогда, когда наши мальчишки играли на улице. Так у меня появился ответный козырь: "Зато я!.."

* * *

Из рассказов сына: "Конечно, я также хотел быть летчиком. Подал документы в аэроклуб, но меня зарубила медкомиссия. Я этого не ожидал - чувак был здоровый, уймище спортивных разрядов. Через невпроворот лет папа признался: он попросил. Почему? "Хочу, чтобы мой сынуля дожил до старости".

* * *

Гагаринское "Поехали!", уверяли меня, - от Галлая. Он работал с космонавтами на тренажерах и перед началом упражнения спрашивал: "Ну? Поехали?" "Поехали!" - отвечали ему.

* * *

Принцип галлаевских отношений с начальством: если начальство (кто бы он ни был!) говорит тебе "ты" - начинай "тыкать" в реакция.

* * *

Твардовский, когда ему в "Новый мир" передали первую манускрипт Галлая, был недоволен. Ожидал, что будет очередная писанина графомана "с положением", решившего на досуге побаловаться пером, - разновидность, которую Твардовский выносить не мог. Прочитав, позвонил Эммануилу Казакевичу (они с Галлаем были соседями по даче, Казакевич Галлая и убедил присесть за книгу): "Слушай, а кто твоему летчику пишет?" Казакевич ответил: "Поговори с ним и все поймешь".

* * *

Первой галлаевской автомашиной был купленный в конце сороковых ДКВ (кто сегодня помнит эту марку?) - двухцилиндровый, с без малого мотоциклетным двигателем, с особым расположением ручки переключения передач. Потом "Победа". Потом "Волга". Ездить обожал. Возиться с машиной не терпел. (Ксения Вячеславовна: "Учтите ещё, что с его спиной это было непросто".) Был доверенный знакомый водитель, которому Галлай платил (немало) за то, что тот содержал машину в порядке. Перед автомобильным путешествием (а Галлай их шибко любил), выезжал на Кольцевую и длительно колесил, придирчиво вслушиваясь, как работает движок. "Как авиалайнер проверял", - сказали мне. На старости лет за рубежом впервой сел за руль "Вольво" и ахнул: с его позвоночником в салоне было диковинно подходяще. Выложился, потратил кучу нервов и сил, но подержанную "Вольво" купил одним из первых в Москве.

Дачи недолюбливал, говорил: "Я - урбанист". Все его дачные обзаведения - только под давлением жен, напиравших на необходимость: дети, самочувствие... Ксения Вячеславовна: "Перед выездом на дачу - две традиционные фразы: "Опять везешь меня отравляться кислородом?" и "А когда назад?"

Был до крайности пунктуален. Все, что предстоит свершить за день, во что бы то ни стало записывал. Если в гости звали "часикам к семи", приходил гладко в 19.00. Ксения Вячеславовна: "Я говорила: "Марк, так также невежливо. Хозяйка к семи ни при каких обстоятельствах не успевает, мировой тон - минут на десять опоздать". Он: "Но звали же к семи!"

* * *

Ульрих Унгер: "В 1991-м на День авиации мы с ним поехали на "Макс-шоу" в Жуковский. Был весьма славный день, все прошло замечательно. Назавтра до срока утром меня будит звонок Галлая: "Ули! Включайте радио!" Это был путч. Мы встречаемся, завтракаем, обсуждаем, что будет и как быть. Втоварищ Марк Лазаревич: "Спасибо близкий коммунистической партии..." Я смотрю на него с удивлением. Галлай: "...за то, что она дала нам постепенно отпраздновать День авиации!"

И ещё. Из тех же времен перестройки. Сидит Марк Лазаревич, перед ним - масса газет разных направлений. В одной пишут: надобно вешать всех коммунистов. В другой: всех офицеров Советской армии (близилось 23 февраля, я как раз его поздравлял). В третьей: всех евреев. Галлай усмехается: "Ули, как думаете, в какую я категорию попаду?"

* * *

В октябре 1993-го, когда Гайдар ночью по телевизору призвал противников "Белого дома" полагать у Моссовета, Галлай скомандовал жене: "Пошли!" Возле ТАССа их остановили какие-то автоматчики. Галлай сказал: "Пошли дворами". Ксения Вячеславовна: "Я взмолилась: "Марк, темное время суток, рядом никого... Сгоряча подстрелит малопонятно кто - и что опосля?" Он нехотя согласился возвратиться. Потом говорил мне с укором: "Это я из-за тебя я там не был!"

* * *

Когда началась приватизация - с большим интересом пытался в ней осмыслить. Чара-банк его "кинул". Расстроился не столь из-за денег, сколь из-за самого факта обмана (с "Чарой" тогда многие московские литераторы влетели). Зато к "МЕНАТЕПу" претензий не имел: выплатили все сполна, поздравляли, как и других Героев Советского Союза, с праздниками, приносили на обиталище продуктовые подарки.

Вообще - выиграл он или продул, когда пришли новые времена? Как все. В олигархи не попал. Другое занятие, что - чего уж! - Галлай был Героем, человеком с именем, это его защищало, в совершенно социально униженных не оказался. Но развал Союза пережил тяжко. (Ульрих Унгер: "Один раз мы с ним про это поговорили, и больше я тему не поднимал: видно было, что Марку Лазаревичу больно".) Крах отрасли, тяжелое положение, в которое попали друзья-летчики, также всегда расстраивали. Но терзание, как полотнище стяга, не носил. Радовался открывшейся возможности колесить по миру, новым друзьям. То, что медаль в честь 850-летия Москвы ему будет вручать Ельцин, воспринял как честь. В самое тяжелое время дал беседа с характерным названием: "Из штопора мы выйдем..."

* * *

А ещё у него была привычка: часа за два до начала испытаний приспевать к самолету и беседовать с ним - как с живым. Ходил кругом машины, гладил фюзеляж, крылья и что-то тихо говорил. "Ты чего?" - спрашивали друзья. "Уговаривал не подвести в воздухе!" - улыбался он. Но какие слова он для этого находил - мы уже не узнаем.

* * *

В начале 70-х годов Марк Галлай приехал к нам в МГУ с рассказами о своей жизни и о знаменитостях, с которыми эта бытие его свела. Одна из историй достойна пересказа. В книге воспоминаний у Галлая был абзац грубо такого содержания: в одно прекрасное время, ещё во время войны, он присмотрелся к ребятам из БАО (батальон авиационного обслуживания), которые что-то там подтаскивали к самолету. Это были зэки, и единственный из них чем-то заинтересовал Галлая. Как пишет Галлай, "так я познакомился с Сергеем Королевым, тот, что следом стал Генеральным конструктором".

Было идеально бесспорно, что тот самый абзац цензура ни в жизнь не пропустит. Однако книги, в которых упоминались технические детали военного характера, до обычной цензуры (Главлита) проходили специальную военную цензуру. Причем было известно, что эта организация была в такой степени придирчивой, что позже нее в Главлите книгу обыкновенно уже не читали и нетрудно "шлепали" печать.

Так вот, начальником этой военной цензуры был друг Галлая, к тому же собиравшийся на пенсионную выплату, и автор мемуаров упросил его покинуть связанный с опасностью абзац. Тот в конце концов согласился, после этого быстренько ушел на пенсионную выплату, Главлит ничего не заметил - и книжка успешно вышла.

Так в СССР впервой стало известно, что Генеральный конструктор космических аппаратов, огромный Сергей Королев, в родное время "сидел", и разумеется, по политической статье.

Так же читайте биографии известных людей:
Марк Сидоренко Mark Sidorenco

На его счету числится не менее 15 сбитых самолётов. Награжден орденами Ленинна, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. В..
читать далее

Марк Марченков Mark Marchenkov

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Марк Шевелёв Mark Shevelev

Именем Героя было названо судно Министерства речного флота.Награждён двумя орденами Ленина, орденами Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й..
читать далее

Марк Алмонд Mark Almond

Марк Алмонд превратил дискотеку в исповедальню. Кабареточный грешник-святоша, его песни - та самая философия будуара, влажные истины и дискотечные..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий