Известные люди

»

Марк Нопфлер

Марк Нопфлер Mark Knopfler Карьера: Музыкант
Рождение: 12.8.1949
Если вам посчастливилось побывать на концерте Notting Hillbillies вы, должно быть, слышали, как Брендан Крокер представляет песню Марка Нопфлера "Зачем волноваться" как "Зачем беспокоится". И я должен заметить, думая о написании биографии Марка, много раз задавал себе вопрос - зачем беспокоится? Все, что может быть сказано о Марке Нопфлере, о его песнях и игре на гитаре, было сказано уже миллион раз. Но затем, когда совсем недавно я получил сообщение по электронной почте от поклонника из Таиланда, интересующегося биографией Марка Нопфлера, я понял, что на свете ещё остались люди, которые ещё не знают того, что, как я думал, уже известно всем поклонникам его творчества.

Марк Нопфлер родился в Глазго, в Шотландии в августе 1949 года. Ему было семь лет, когда семейство Нопфлеров переехала в Ньюкасл на северо-восток Англии. Марк закончил Госфордскую грамматическую школу. В детстве на него произвела большое ощущение развлекуха его дяди Кингсли на губной гармонике и буги-вуги на пианино. Позже, будучи подростком, он мечтал об сильно дорогом розовом Фендер Стрейте, таком же как у Ханка Марвина, но в конце концов согласился на Хофнер Супер Солид. Как и многие школьники 60-х он участвовал во многих школьных группах, слушал таких гитаристов как Скотти Мур, Джимми Хендрикс, Джанго Рейнхард и Джеймс Бертон. В шестнадцать лет Марк в дуете со своим школьным другом по имени Хью Херкомб, более того участвовал в программе местного телевидения.

В школе Марк имел успехи в изучении английского языка и в 1967 году уехал на год заниматься изучением журналистику в Харлоуском техническом колледже. В конце курса он пошел вкалывать младшим репортером газеты Йоркшир ивнинг пост в Лидсе. После двух лет работы, он решил продолжить обучение и принять уровень по английскому языку в университете Лидса. В Лидсе он познакомился с местным певцом и гитаристом по имени Стив Филлипс. Марк писал статьи и обозрения о музыкальной жизни Лидса и его окрестностей. Так получилось, что босса Марка в газете звали также Стивом Филиппсом. Это совпадение привело к тому, что в некоторых вариантах биографии музыканта Стива Филлипса записано, что Стив как и Марк занимался журналистикой. Стив до сих пор вспоминает, что вслед за тем концерта, на тот, что Марк приводил своего босса - другого Стива Филлипса - глянуть на выступления друга, первыми словами Марка были: "Стив Филлипс, познакомьтесь Стив Филлипс".

Стив и Марк обнаружили страсть сколько общего в своих музыкальных вкусах и решили сформировать дует под названием The Duolian String Pickers. Днём Марк продолжал трудиться в качестве репортёра, вечером занимался в университете, Стив в это время работал реставратором картин и мебели Художественной галерее Лидса и Temple Newsam House. Они играли совместно в течение следующих пяти лет. Некоторые работы тех лет представлены в альбоме Стива 1996 года Just Pickin'. "Он неплохо играл на гитаре" льстит Стив юному Нопфлеру, "в стиле Би Би Кинга". Стив оказал большое воздействие на игру Марка, показав ему приёмы игры на соло гитаре, позаимствованные у исполнителя чёрных блюзов Лонни Джонсона, и технические тонкости, расширяющие возможности игры пальцами в стиле кантри-блюз, которые Марк далее развил и преобразовал в свой свой манера игры на гитаре. Это стало важным этапом в развитии Марка как гитариста. Позже он сказал Джеку Сонни, что он перестал игрывать, щипая струны, когда обнаружил у своей гитары "голос". Живя в Лидсе, Марк впервой записал свою музыку. Это случилось в комнате, которая была превращена в студию в доме в Падси. Песня называлась "Лето приходит ко мне" с аккомпанементом Стива Филлипса на 12-струнной гитаре.

После окончания университета в 1973 году Марк решил поехать в Лондон постараться пробиться на рок сцену. Он изучил музыкальную прессу и ответил на самое большое из обнаруженных приглашение Melody Maker. Затем было прослушивание и два месяца работы в блюзовой группе Brewer's Droop. Затем он стал уяснять текст лекции в Loughton College в Эссексе, где оставался в течение двух лет, снимая квартиру в Бакхёрст Хилл. Спустя некоторое время в Лондон приехал и остался на немного недель брат Марка Дэвид. Братья засиживались допоздна, играя на гитарах, и сами того не зная, закладывали основу тому, что стало в дальнейшем группой Dire Straits. Это было в середине 70-х, Дэвид переехал в Лондон, и Марк уехал составлять группу их своих друзей из Loughton College. Они назвали себя Cafe Racers.

Дэвид снимал квартиру в Фаррар Хаус, в Депфорте на юго-востоке Лондона с уроженцем Лейкестера басистом по имени Джон Иллсли. Джон вспоминает первую встречу с Марком. "Меня не было дома всю темное время суток, я пришёл примерно 10 часов утра и пошел на кухню сделать чаю, вышел в холл, и там был тот самый чувак, он лежал на полу, его башка подпирала стул. Он уснул облаченный в джинсы и куртку в кожаных ботинках и с гитарой наперевес". Дэвид нередко говорил Джону о своем брате-гитаристе, и Джон догадался, что парнем, спящим в холле, был Марк. Скоро Джон оказался на сцене совместно с Марком. Однажды вечером басист Cafe Racers занедужил, и Джона попросили его заместить. Марк и Джон стали игрывать совместно, заслужили хорошую репутацию на сценах местных пабов, дни Cafe Racers были сочтены. В апреле 1977 Марк отказался от квартиры в Бакхёрст Хилл и приехал в Лондон к Дэвиду и Джону.

Джон проворно понял, что Марк не только одаренный и особый гитарист, но и одарённый автор песен. В течение лета 1977 года трое музыкантов играли и репетировали песни Марка. Единственным, кого им не хватало, был барабанщик. Марк сказал, что знает идеально подходящего для музыки, которую они хотят игрывать, парня по имени Пик Визерс. Пик стал профессиональным музыкантом в возрасте 17 лет и к тому времени стал уже опытным барабанщиком. Он был приглашён в Фаррар Хаус, и вчетверо стали выступать под именем старой группы Марка Cafe Racers. Джон вспоминал, что "игрывать с Пиком Визерсом было фантастикой:Мне ни в жизнь не игралось с кем-то лучше, чем с ним". Позднее приятель Пика предложил новое имя для их группы - Dire Straits. Время пошло.

Начались репетиции и выступления. В машине Джона было довольно места для аппаратуры, и заработанных денег хватало, чтобы уплатить за аренду зала и глотнуть пива. 27 июля 1977 года Dire Straits создали известную в текущий момент запись пяти песен Wild West End, Sultans of Swing, Down To The Waterline, Sacred Loving и Water of Love. Примерно в октябре они записали Southbound Again, In The Gallery и Six Blade Knife для Лондонской радиостанции Би-Би-Си, и, в конце концов, 9 ноября - Setting Me Up, Eastbound Train и Real Girl. Песни были навеяны впечатлениями от событий жизни Марка в Ньюкасле, Лидсе и Лондоне и были включены в начальный альбом Dire Straits, выпущенный в следующем году. Down To The Waterline о жизни в Ньюкасле, In The Gallery посвящена скульптору и художнику из Лидса Гарри Филлипсу - отцу Стива, Lions, Wild West End и Eastbound Train были написаны под впечатлением от первых дней пребывания Марка в столице.

Магнитофонные записи были переданы диджею лондонской станции Би-Би-Си Чарли Жилетту. Послушав запись, он позвонил в правление звукозаписывающей компании и рассказал о новой группе, дальше за занятие взялись Джон Стейнз и Эд Бикнелл. Известно, что Стейнз был в душе, когда услышал начальный раз Dire Straits по радио. Несколько недель через Dire Straits закрепили за лейблом Vertigo и Марк заключил контракт о публикации с Rondor Music. Эд Бикнелл работал в NEMS агентстве, ему позвонил Стейнз и попросил его основать немного выступлений для Dire Straits. Эда пригласили в офис Phonogram, где он послушал записи Чарли Жилетта. Потом он поехал Dingwalls Club в Северном Лондоне осмотреть на Dire Straits. Это случилось 13 декабря 1977 года, когда он прошёл в клуб, они играли Down To The Waterline. Эд вспоминает: "Первое что я заметил, что не непременно было разыскивать местоположение в конце зала, они играли безмятежно. В то время я как раз работал с The Ramones, так они оглушали:Второе, что я заметил, было то, что Марк играл на красном Стратокастере, чем сию минуту напомнил мне Ханка Марвина, тот, что был моим кумиром в 60-х. Послушав два или три номера, Эд понял, что хочет быть менеджером группы. Он готовил тур для Talking Heads и мог забрать Dire Straits в качестве группы поддержки. Dire Straits стали обретать по 50 фунтов за конец дня, в десять раз больше, чем в Dingwalls Club. Остальное - как зачастую говорят - история.

Однажды я спросил бывшую помощницу Эда Лиз Уайтли, когда она поняла, что Dire Straits в действительности выдающаяся группа. Она ответила, что это случилось, когда она услышала Romeo and Juliet.

В середине 80-х Dire Straits записали альбом Brothers In Arms, ставший бестселлером и они были признаны лучшей группой в мире. До этого участники записей альбомов и выступлений менялись не раз. Ушёл Дэвид, Хэл Линдс - гитара и Алан Кларк - клавишные присоединились к группе. Затем пришёл Томми Мэндел - клавишные и Мэл Коллинз - саксофон. Ушёл Пик и был заменён Терри Вильямсом. Клавишник Гай Флетчер стал участником группы во время записи альбома Brothers In Arms. Гитарист Джек Сонни и саксофонист Крис Уайт были взяты на последовавший тур. Марк, Джон, Алан, Гай и Крис, не игравшие совместно с середины 80-х, воссоединились на тур 1991/92 годов On Every Street. Они объединились на сцене с Филом Палмером - гитара, Полом Фрэнклином - педальная стальная гитара, перкуссия - Данни Камингс и Крис Уиттен. Еще в записях Dire Straits участвовали клавишник Рой Биттэн и ударник Джуп Де Корте. В туре Brothers In Arms Dire Straits выступили в 234 представлениях в течение 12 месяцевперед 2,5 миллионами зрителей. После окончания тура, Марк продюсировал запись Тины Тёрнер, потом чего почувствовал стремление возвратиться к своим корням.

Давние друзья Стив Филлипс и Брендан Крокер организовали дуэт вскоре затем отъезда Марка из Лидса в 1973. В 19986 году, будучи в Лондоне, Стив позвонил Марку, тот, что сказал, что собирается посетить на их концерте в Лидсе. В результате 31 мая 1986 года состоялся концерт трёх музыкантов в пабе "Grove" в Ханслете, в Лидсе. На будующий год Марк предложил продюсировать следующий альбом Стива, и все-таки Стив полагал, что альбом должен быть выпущен им самим и Бренданом. Гай Флетчер со своей стороны вызвался поддержать. Так была образована группа Notting Hillbillies. Эд Бикнелл - подлинный барабанщик и вскоре, закусывая в винном баре в Ноттинг Хилл, сидящий рядом с ним Марк сказал: "о'кей, Эд, мы организовали группу и ты свойский ударник". В состав группы ещё вошёл Пол Фрэнклин - педальная стальная гитара. Затем последовал интенсивный тур по раскрутке ставшего далее мультиплатиновым альбома Missing......Presumed having A Good Time. Кроме того в 1990 году Марку удалось осуществить общий план с горячо любимым Четом Эткинсом.

Марк собрал Dire Straits сообща в 1988 году на концерт, посвящённый 70-летию Нельсона Манделы, вместо Джека Сонни, ставшего отцом девочек-близнецов, на сцене стоял Эрик Клэптон. Марк, Джон, Алан и Гай сообща появились в Небворте в июне 1990 года, на концерте посреди других кроме того выступили Эрик Клэптон, Элтон Джон, Рэй Купер и Фил Палмер, помогая справить средства для Нордофф Роббинс. Затем вышел альбом On Every Street. За ним последовало напряжённое турне, группа выступила перед аудиторией численностью больше 4 млн. зрителей. После всего этого, Марк почувствовал, что ему нужен роздых потом напряжённых концертных выступлений и студийных расписаний.

В 1996 Марк начал сольную карьеру с выпуска альбома Golden Heard. Альбом был легко шагом вперёд в его творчестве, "это только движение вперёд:попытка сделаться лучше". Кроме этого, он написал музыку к нескольким фильмам. Первым был Local Hero в 1983, далее в 1884 саундтрэки к фильмам Cal и Comfort and Joy, в 1987 The Princess Bride, двумя годами позднее Last Exit To Brooklyn, следующими были вышедшие в 1998 году Metroland и Wag The Dog.

Второй сольный альбом Марка вышел в сентябре 2000 года. Его саундтрэк к фильму A Shot At Glory должен вылезти в ближайшем будущем. В настоящее время Марком Нопфлером/ Dire Straits проданы миллионы синглов и больше 105 миллионов альбомов.

Став известным, Марк сотрудничал с разными артистами. Ему довелось трудиться вкупе с такими людьми как Боб Дилан, Вэн Моррисон, Рэнди Ньюмэн, Бадди Гай, Тина Тёрнер, Фил Линотт, Вилли ДеВилли, Эрик Клэптон, Вайлон Дженнингс, Чет Эткинс, Фил Эверли, Винс Гилл, Пол Френклин, Кэйт и Анна Макгарридж, Пол Бреди, The Chieftains, Бен.И.Кинг, Мэри Чапин-Карпентер, Джоан Арматрэйдинг, Скотт Уолкер, Джефф Хили, The Judds, Джимми Нейл, Брайан Ферри, Айзтек Кемера, Стили Дэн, Стинг, Сонни Ландрет, Джеймс Тейлор, Эммилоу Харрис, Джиллиан Уелш и Дэвид Роулингс. Он ещё посвятил немало времени благотворительности. Dire Straits выступили в трёх концертах Prince's Trust, участвовали в 1985 году в концерте Live Aid и в 1988 году, в концерте посвящённом 70-летию Нельсона Манделы. В 1995 году Марк участвовал в записи сингла Knockin' On Heaven's Door, в сентябре 1997 года был одним из артистов, участвовавших в концерте Сэра Джорджа Мартина Музыка для Монсеррат в Ройял Алберт Холле.

Notting Hillbillies, кроме того провели хоть отбавляй благотворительных концертов, для сбора денег на различные цели. Марк - лауреат бесчисленных наград и званий, не последняя посреди которых, присуждённая ему в мае 1993 Почётная Музыкальная Степень университета Ньюкасла, которой он по настоящему гордится.

Марк Нопфлер - настоящий стихотворец, и песня для него - король. Он говорит, что он сам ни при каких обстоятельствах толком не понимал, отчего его музыка так популярна. И в этом он не одинок. В ревю, посещенном выходу в ноябре 1998 года сборника Sultans of Swing обозреватели журнала Mojo пишут "ошеломляющие тиражи отражают порядок профессионализма Марка Нопфлера в области создания песен и игры на гитаре, и хотя есть что-то в особенности сокровенное и дружелюбное в этом прокуренном голосе и плавной гитаре, размах его успеха по прежнему тяжко втолковать. Кто-то пытается втолковать тот самый феномен тем, что музыка Марка содержит воззвание. Лучшее пояснение находит в своём эссе Роберт Сэнделл "как не бушует полымя панковского гнева около них, они не пытаются утаить своей любви к музыкальному стилю, тот, что комиссары современной культуры окрестили неуместным. Кто ещё смог устоять и остаться самим собой в этом новом бодром мире анархии, технических манипуляций и антимузыкальности. Не отрицая их несомненных артистических качеств, подкупает совершенное непринятие всей этой модной чепухи, которое уже спасло Dire Straits от судьбы быть молниеносно забытыми аналогично их панковским сверстникам. Когда как другие живут и умирают в свете рекламы и разочаровывающих тиражей, они неприметно завоёвывают мир. Более того, Dire Straits остаются сверхкоммуникабельными. Сердечное простодушие их музыки, исходящее от хриплого голоса и элегантно извлекаемого тона Фендера, пронизывающего песни, звучащие свежо и за пределами времени, обладает захватывающей дыхание откровенностью".

Есть и другая край в жизни Марка Нопфлера - его личная. В середине 80- х годов Марк он был назван "спокойным человеком рок-н-ролла". Он застенчив от природы и смущается когда слышит от поклонников признания о том, как их впечатляют его песни и как его музыка меняет их существование. Марк женился трижды. Его вторая женитьба принесла ему в 1987 году двух близнецов - сыновей Бенжи и Джозефа, а последняя - на Китти Олдридж - увенчалась рождением в 1998 году дочки Изабеллы. И в текущее время следом больше чем двадцатилетнего служения своей профессии, он семейный джентльмен, тот, что любит проводить время со своей женой и детьми.

Так же читайте биографии известных людей:
Марк Пекарский Mark Pekarsky

В эти дни в Культурном центре Дом проходит трехдневный фестиваль Музыкальные ландшафты, посвященный 65-летию Марка Пекарского - уникального..
читать далее

Марк Полторацкий Mark Poltoratskiy

В 1750 зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу (первым среди российских артистов, сценический псевдоним Марко Портурацкий).
читать далее

Марк Райли Mark Rayli

Марк Райли (Marc 'Lard' Riley) британский музыкант, получивший известность сначала как участник The Fall (где играл на бас-гитаре, гитаре и позже..
читать далее

Марк Рейзен Mark Reyzen

Редкая задушевность, предельная отточенность вокальной декламации, ясное ощущение стиля, проникновенность и тонкая психологическая убедительность..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий