Известные люди

»

Михаил Бакунин

Михаил Бакунин Mihail Bakunin Карьера: Философ
Рождение: Россия, 30.5.1814
Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.

Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала воздействие немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную образ в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.

В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как алгебру революции. Ключевой миг его жизненного пути в тот самый отрезок времени публикация в 1842 в журнале Немецкие ежегодники (Deutsche Jahrb cher) статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: Страсть к разрушению творческая страсть. Царское руководство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в тот, что он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а потом в Париж. Здесь он оставался больше четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную образ в работе Славянского съезда в июне 1848.

Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новоиспеченный компонент призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) отбояривание славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.

В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а следом российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а следом на четыре года в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, в первый раз опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за отбояривание славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал посредством Японию и США в Лондон.

Оставшуюся доля жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых без малого ни в жизнь не заканчивал, а кроме того организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил вначале в Лондоне, следом в Италии и в конце концов в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала Народное дело, но вслед за тем вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему в настоящее время чересчур умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили супротив марксистов. Бакунин попытался создать тайное среда в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и держава (1872), в котором религиозная вера и страна трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книжка Государственность и анархия, оказавшая воздействие на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.

В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал наличие объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в природу человека, свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.

Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном движении той эпохи. Бакунин оставил позже себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а в особенности в Италии и Испании, где анархистское движение показывало активность ещё немного десятилетий следом смерти Бакунина. Его идеи оказали влияние на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах ( Земля и воля). В Бакунине проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Владиславлев Mihail Vladislavlev

Русский философ, логик, психолог. Родился 9 ноября 1840 в Новгородской губернии. Учился в Петербургской духовной академии.
читать далее

Михаил Гарнцев Mihail Garntsev

Российский философ, кандидат философских наук (1981), доцент, заслуженный преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова (2005), является специалистом в..
читать далее

Михаил Гершензон Mihail Gershenzon

Историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета.
читать далее

Михаил Лифшиц Mihail Lifshits

Философ, эстетик, публицист он приобрел широкую и скандальную известность как обскурант и мракобес, как гонитель всего прогрессивного в искусстве,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий