Известные люди

»

Михаил Барышников

Михаил Барышников Mihail Baryshnikov Карьера: Танцор
Рождение: Латвия» Рига, 27.1.1948
Михаил Барышников - советский и американский танцор, балетмейстер. Родился 27 января 1948 года в Риге.Михаил Барышников - танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 в.

Родился 27 января 1948 года в Риге (Латвия). Отец Барышников Николай Петрович, офицер. Мать Григорьева Александра Васильевна (в первом замужестве Киселева). Супруга Лиза Рейнхарт (Lisa Rinehart), бывшая танцовщица Американского балетного театра (АБТ). Дети: Александра от киноактрисы Джессики Ланж (Jessica Lange), Питер, Анна, София.

Михаил Барышников величайший танцовщик балета XX века, единственный из немногих русских артистов, которые оказали воздействие на формирование и судьбу мирового балета. При этом блистательная карьера Барышникова складывалась нелегко, и фатум не неизменно баловала его.

Семья Барышниковых оказалась в Риге после этого войны, куда Н.П. Барышников, как многие советские офицеры, был отправлен из России для дальнейшего прохождения службы. Отец Миши Барышникова был человеком сурового характера, искусством он не интересовался, и контакта с сыном у него не было. Мишу воспитывала мамаша. Она водила его в театр, научила обожать музыку, отдала в балетную студию, а потом в Рижское хореографическое училище (педагоги Н.С. Леонтьева, Ю.П. Капралис). Когда Мише исполнилось 12 лет, Александра Васильевна отвезла его на лето к своей матери, которая жила на Волге, вернулась в Ригу и покончила с собой. Причина ее поступка осталась неизвестной. Отец вскоре женился сызнова, но Миша не чувствовал себя членом этой новой семьи. Когда он переехал в Ленинград, отношения с отцом на практике прекратились.

В 1964 году в Ленинграде гастролировала Латвийская национальная опера. Барышников был занят в спектаклях вкупе с другими учениками школы. Во время этих гастролей единственный из артистов Театра оперы и балета имени С.М. Кирова отвел Мишу в Ленинградское хореографическое училище, к педагогу А.И. Пушкину. Пушкин проэкзаменовал мальчика и предложил ему поступить в училище. Так Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а после этого солистом прославленной балетной труппы театра имени С.М. Кирова.

В 1967 году Михаил окончил Ленинградское хореографическое училище (Академия русского балета имени А.Я. Вагановой) по классу А.И. Пушкина. Будучи учеником школы, он завоевал первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне (1966). С 1967 по 1974 год Барышников солист Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра).

Звезда Барышникова взошла в один момент. Его несомненный гений был понят и признан. Не только уникальные профессиональные данные скачок с баллоном и элевацией, идеальная координация движений, музыкальность и превосходно усвоенная учебное заведение (безупречная форма исполнения), но и уникальный артистический дар завоевывали зрительские сердца.

Но в театре в те годы царили рутина и застой. Начавшийся было в середине 1950-х годов расцвет, когда великие современные хореографы Л.В. Якобсон и Ю.Н. Григорович создавали для труппы новые балеты, был остановлен советскими чиновниками от искусства. К.М. Сергеев, ставший в 1960 году художественным руководителем труппы, старался не пускать в театр новых талантливых и оригинальных хореографов. Творческая существование в театре угасала. Барышников, джентльмен творческий, свободомыслящий, искал для себя выход из складывавшегося тупика. Он переосмысливал роли классического репертуара (к примеру, Альберта в Жизели), старался танцевать в тех новых балетах, которые казались ему интересными. Но только Вестрис Л.В. Якобсона и Адам в Сотворении мира Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василёва впрямь дали импульс его творческому становлению. В 1973 году положение Барышникова как лучшего артиста труппы позволило ему обрести творческий конец дня и самому предпочесть репертуар. Выбор тот самый тогда для многих оказался неожиданным: выдающийся строгий танцовщик, Барышников отказался от исполнения вариаций и дуэтов и пригласил двух современных хореографов М.-Э.О. Мурдмаа и Г.Д. Алексидзе определить одноактные балеты нарочно для этого вечера. Руководству пришлось уступить: у театра не было новых спектаклей, да и И.Д. Бельский, свежий художественный глава труппы, поддержал Барышникова.

Вечер (Блудный сын, Дафнис и Хлоя Мурдмаа и Дивертисмент Алексидзе) стал творческой вершиной Барышникова в России. К этому времени важность артиста не только для русского искусства, но и для русской культуры стало очевидным: темой, объединившей три балета, было возмужание свободного человека, более того прыжок-полет Барышникова воспринимался тогда зрителями как символ свободного парения духа.

В 1973 году М. Барышников был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Он снялся в телевизионных балетных фильмах, а кроме того в драматической роли Педро Ромеро в телевизионном спектакле Фиеста (режиссер С.Ю. Юрский).

...Что ждало Барышникова в России, если бы он не уехал на Запад? Позднее его ближний дружбан Иосиф Бродский так ответил на тот самый вопросительный мотив, заданный ему в интервью: Он бы спился. Вероятно, Бродский был прав. Даже готовя свой конец дня, Михаил был вынужден противоборствовать не только с препятствиями, чинимыми дирекцией, но и с непониманием в среде артистов. Встрой ли он выдержал бы борьбу с энтропией, исходившей из самой сути советского режима, тот, что завсегда стремился или истребить неординарную персона, или ввести ее в удобные для власти рамки. А гений Барышникова стремился к творческой свободе. Как говорил Александр Блок, каждая новая пора рождает новые поэтические рифмы. Танцовщик, тонко чувствующий время, искал эти новые рифмы в танце, в ритмах, темпе, пластике своего времени. Но в театре перемен не предвиделось. Ролан Пети (Roland Petit), единственный из лучших европейских хореографов XX века, предлагал театру имени Кирова на халяву определить балет для Барышникова, но театр ответил отказом.

Летом 1974 года во время гастролей в Канаде группы артистов из разных советских театров Барышников решил не ретироваться в СССР. Канада дала ему политическое убежище. По словам его ближайшего друга Александра Минца, бывшего танцовщика Театра имени Кирова, тот, что к этому времени уже был на Западе, работал в Американском балетном театре и помогал основать Мишин побег, заключение остаться на Западе далось Барышникову нелегко. В те времена это было и достаточно угрожающе, и означало совершенный разрыв с прежней жизнью. У Миши было хоть отбавляй друзей не только в театральной, но и в научной среде. Его гражданская хозяйка Татьяна Кольцова была танцовщицей Театра имени Кирова. Первые годы на Западе Миша нелегко переживал потерю близких людей, послужившую высокой платой за творческую свободу.

Так, как Барышникова, в России не оплакивали никого из невозвращенцев не только друзья, но и зрители. О нем говорили тогда словами Булата Окуджавы: Моцарт отечества не выбирает, без затей играет всю бытие напролет.

27 июля 1974 года Барышников в первый раз появился перед американской публикой: он танцевал вкупе с Натальей Макаровой (которая осталась на Западе в 1970 году) балет Жизель: труппа АБТ выступала в Нью-Йорке на сцене Метрополитен опера. После окончания спектакля под восторженные аплодисменты и крики публики Миша! Миша! занавес поднимали 24 раза, и с тех пор счастливый момент и влюбленность зрителей сопровождают каждое выступление артиста. С 1974 года Барышников (Миша, как называют его в Америке) стал премьером АБТ, где танцевал во многих классических балетах и в спектаклях современных хореографов, а ещё дебютировал как хореограф, поставив свою версию балета П.И. Чайковского Щелкунчик (балет заснят на видеокассету). Для него ставили балеты хореографы разных направлений, в том числе Ролан Пети.

В 1978 году Джордж Баланчин (Georg Balanchine) пригласил его в свою труппу New York City Ballet (NYCB). Баланчин относился к Мише как к сыну, но великому хореографу было уже 74 года, у него было больное сердце. Баланчин говорил Барышникову: Я бы хотел быть чуть-чуть моложе, кот наплакал здоровее. Он уже не смог определить для Миши ни одного нового балета. Но Барышников станцевал посреди прочих два старых балета Баланчина Аполлон и Блудный сын. И это стало значительным этапом не только в творческой биографии танцовщика. Джоан Акочелла (Joan Acocella), америкосский критик, биограф Барышникова, писала в предисловии к альбому Барышников в белом и черном (Baryshnikov in black and white), что эти балеты, созданные полстолетия обратно, казалось, ждали своего истинного исполнителя Барышникова. В NYCB же он продолжал действовать с другим великим хореографом Джеромом Роббинсом (Jerome Robbins), тот, что поставил для танцовщика за это время балет Опус 19. Мечтатель (Opus 19. The Dreamer).

В 1988 году Барышников получил приглашение возглавить АБТ; он вернулся в труппу как художественный начальник и солист и стоял во главе театром 9 лет. До него АБТ существовал как театр звезд, нередко приглашенных из других стран. Барышников создал сильную постоянную труппу с хорошим кордебалетом, вырастил солистов из числа танцовщиков. Барышников сочинял в тот самый отрезок времени оригинальную хореографию балета Золушка на музыку С.С. Прокофьева и создал свою редакцию Лебединого озера М.И. Петипа и Л.И. Иванова на музыку П.И. Чайковского. Но в 1989 году Барышников покинул АБТ. Одной из причин его ухода было нежелание вечно согласовывать планы работы с советом директоров.

В 1990 году Барышников совместно с известным американским хореографом-модернистом Марком Моррисом создал труппу White Oak Dance Project (WODP) при поддержке мецената Х. Гилмана, промышленного магната. Через год Моррис вернулся в свою собственную компанию, а Барышников остался во главе WODP единственный.

Творческий вечерок в Ленинграде, уход из АБТ, создание своей труппы всё это вехи на его пути к творческой свободе. Уйдя из АБТ, Барышников навечно покинул мир классического балета и как танцовщик. Обладая истинным честолюбием в самом высоком смысле этого слова, он перестал выступать в классических балетах в тот миг, за которым наступает роковой для каждого балетного артиста отрезок времени угасания физических сил. Мы ни в жизнь не видели Барышникова танцующим ниже его профессионального уровня. Он навечно останется в памяти зрителей великим артистом классического балета XX века.

С 1974 по 2002 год Барышников снялся в пяти художественных фильмах. Был номинирован на премию Оскар за кино Поворотный момент (The Turning Point, 1977), трижды получил премию Эмми за участие в посвященных его творчеству телевизионных передачах. В 1989 году сыграл драматическую образ в спектакле Метаморфозы на Бродвее, был номинирован на премию Тони и специальную премию критиков драматического театра Drama Critics Award. Среди прочих наград получил премии Kennedy Center Honor и National Medal of Arts в 2000 году.

Оставив АБТ, Барышников совершил уникальный акт в истории балетного театра: он не без затей покинул строгий балет и на том завершил свою карьеру, но начал свежий творческий период стал исполнителем танца-модерн. И до него классические танцовщики выступали в балетах модернистов, но только Барышников стал непрерывно трудиться в этом направлении, сделался артистом иной школы, других эстетических идеалов.

В Америке, культуру которой Барышников изучал и впитывал, танец-модерн ценят не ниже классического балета. Барышников, тот, что перетанцевал все стили хореографии XX века, аккурат в танце-модерн нашел близкий ему нынешний язык. Наделенный колоссальной интуицией, он понял, что грядущее мирового балета в сочетании различных видов танцевального искусства. Барышников не был первым на этом пути, но его дело в этом направлении во многом повлияла на судьбу всего американского балета. Прежде всего, ещё будучи директором АБТ, Барышников стал систематично звать на постановки хореографов-модернистов, которые впервой получили вероятность трудиться с высокопрофессиональными исполнителями, и это положение открыло перед хореографами новые возможности и раскрепостило их фантазию.

Как и в классическом балете, так и в балетах модернистов Барышников оказался непревзойденным исполнителем. Барышников танцовщик классического балета поднял порядок мужского танца XX века на новую высоту. И в танце-модерн он кроме того изменил представление хореографов и зрителей об уровне мастерства танцовщиков. Барышников пришел к танцу-модерн в расцвете творческих сил и привнес туда достижения прочий балетной культуры: высочайший профессионализм русской школы, эстетическую идею красоты танца и главное заявочное пожелание ОСМЫСЛЕННОСТИ исполнения самых абстрактных балетов.

В балетах стиля модерн Барышников проявился в новом качестве и как артист. Он перестал быть интерпретатором образов сюжетных балетов. Большое местоположение в его жизни сейчас занимают сольные балеты исповедальные монологи. Умение перенести на сцену непростой сердечный мир постоянно было особенностью его артистической индивидуальности. Именно эта черта стала важной для танцовщика, исполняющего балеты без конкретного сюжета. Барышников выходит на сцену как стихотворец, читающий свои вирши. Кажется, что аккурат в этом качестве он приобрел подлинную свободу самовыражения, к которой всю существование стремился.

Последнее время в этих монологах значительное местоположение занимают задача творческого пути и задача жизни и смерти (к примеру, в таких значительных работах, как Unspoken Territory, Heart Beat), все заметнее становится трагическая задача, хотя кручина и постоянно была одной из характерных бес дарования артиста. К тому же гениальность это не только большой дар, но и великое бремя, тягота которого знает только сам гений. Размышления о земном существовании, восприятие смерти как неизбежности, независимость выбора между жизнью и смертью, как в балетном спектакле Ричарда Мова 2002 года Ахиллесова пята (Achilles Heels, choreographer Richard Move), кажутся закономерными в творческой судьбе Барышникова, артиста русской культуры.

Репертуар WODP эклектичен. В каждой новой программе, которые ежегодно создает Барышников из работ модернистов, он показывает зрителю как бы свежеиспеченный пласт, свежий аспект американской хореографии. В 2000 году он посвятил единый закат дня PASTForward, работам так называемых постмодернистов 1960-х годов, которых в Америке уже без малого забыли.

Танцовщик находится в превосходной профессиональной форме. Естественно, и в эти дни зритель ходит на спектакли труппы Барышникова, главным образом, чтобы углядеть его самого, но приобщается при этом и к миру современного танца; чем дальше, тем отчетливее броско, как современные хореографы, которые работают с труппой WODP, прокладывают пути современного танца XXI века.

Полностью воздействие Барышникова на формирование мирового танцевального искусства в текущий момент тяжко дать оценку. Когда в начале XX века С.П. Дягилев устраивал в Париже свои Русские сезоны, вряд ли кто-нибудь понимал, как это повлияет на формирование мирового балета. Возможно, выступление труппы Барышникова WODP назовут в будущем Американскими сезонами, а Барышников останется в истории мирового балета не только легендарным танцовщиком, но и феноменальным явлением, подобным Дягилеву.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Кругликов Mihail Kruglikov

Мать портниха, отец сапожник на обувной фабрике (по вечерам ударник в оркесте). В семье было четверо детей. Чувство ритма М. Кругликову передано..
читать далее

Михаил Лавровский Michael Lavrovskiy

М.Л. Лавровский - Народный артист СССР (1985), лауреат Ленинской (1970) и Государственной (1975) премий СССР, премии Ленинского комсомола. Удостоен..
читать далее

Михаил Мессерер Mihail Messerer

4 и 15 июля Большой театр покажет последнюю премьеру сезона - одноактный балет "Класс-концерт". Вообще-то спектакль, в котором ежедневный экзерсис..
читать далее

Михаил Фокин Mihail Fokin

Фокин сделал самостоятельным жанром бессюжетный балет, создавая его средствами как классического танца ("Шопениана"), так и характерного..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий