Известные люди

»

Михаил Дронов

Михаил Дронов Mihail Dronov Карьера: Скульптор
Рождение: Россия, 13.6.1956
Принципиально работа скульптора за сотни лет изменилась очень немного. Сейчас есть масса электромеханических приборов, всякого рода машинки, дрели, а принцип тот же. Все равно надо что-то долбить, крутить, варить, тащить... Доставляет ли это удовольствие? Нет, не доставляет. Это тяжелый труд. К тому же эта обработка не очень полезна для здоровья, я думаю. Может, спортсменам доставляет удовольствие бежать на 40 км. А мне - нет. Мне хочется лепить. А процентов 80 времени уходит на технические нужды: на технологию, обработку, сварку, полировку А если это не делать самому, то, во-первых, получается дорого, а во-вторых, каждый скульптор считает, что так, как он, никто другой не сделает. И я не исключение.

Самый успешный миг в работе? Когда что-нибудь придумал, следом сделал - и проект и плод совпали. Интересно выдумать, любопытно вылепить, вылепить славно... Ну сколь я могу недурственно... И принять наслаждение от результата. Чувствовать себя творцом. Во всяком случае, многое из того, что я сделал, я у других художников не видел. Иногда я встречаю у других художников работы - и сам себя ругаю. Как же я не додумался так свершить! Мне шибко нравится, а он начальный, подлец. Иду и... дальше делаю. У каждого художника есть хорошие работы, которым завидуешь по-хорошему...

...Искусствоведы, "Паромщик" и Стикс

Заказы шибко редки. Я делаю то, что мне хочется, для собственного удовольствия. Хочется работать общечеловеческие какие-то вещи - за пределами времени, за пределами наций. А уж продается или нет - это занятие случая. На продажу я стараюсь сознательно не работать. Меня веселит и радует сама вероятность придумывать и творить своих героев, как будто трех толстеньких граций... Или вылепить такую разлапистую "Шестерню" - по аналогии с "Пятерней".

"Паромщика" со сдвоенным лицом я сделал потому что, что мне нравится художник Филонов. У него такие мотивы прослеживаются. А следом уже мне искусствоведы объяснили, что я имел в виду паромщика, тот, что перевозит посредством реку Стикс из царства живых в царство мертвых. Поэтому он эдакий раздвоенный. Так вот бывает...

Гипсовую танцовщицу я лепил недели две. А после этого уже по аналогии с ней возник шарманщик в таковый же накидочке, эскиз которого я предложил на конкурс памятника Булату Окуджаве. Шарманщик, конечно, не подразумевает портретного сходства с поэтом... А треуголка у него - из иной работы. И так все одно в другое плавно перетекает.

А бронзовый Эйнштейн появился, потому что что я увидел фотографию, где он сидит на скамеечке, несчастненький. И захотелось его таким необычным и сделать: печальным, замерзшим, неустроенным в жизни. Не думаю, что это весьма зазорно.

А тот дед с хворостом - нисколько не германец, а британец. Я увидел его на обложке четвертого диска группы "Лед Зеппелин". Очень хорошая картинка. Вообще-то фотографии, как и живопись, меня крайне нечасто наталкивают на какие-то идеи - эпизод с дровосеком и Эйнштейном, скорее, изъятие. Ассоциации зачастую совсем случайны, не непременно связаны с конкретным человеком, произведением... Если открыто, знаете, зачем в 1995 году возникли три фрагмента "Последний день Помпеи"? Просто мне захотелось тряпочки вылепить, без человека. Поскольку я не представлял, как выглядят эти раскопки Помпеи, я сделал их на свой манер. Как представил - так и сделал. А Помпею увидел уже в 1998-м.

... О пользе диктатуры родителей

У меня родители были скульпторами - папа и мать. И у меня не оставалось другого пути, как только сделаться скульптором. В классе седьмом мне было объявлено, что пора подготавливаться в художественную школу, по-другому придется сделаться либо слесарем-сантехником, либо дяденькой, тот, что ходит с молоточком и стучит по колесам вагонов. Не могу проговорить, что такая будущность меня пугала, но родителей она не радовала метко. И мне пришлось подготавливаться в художественную школу Часто бывает, что такое насилие над личностью, к сожалению, ни к чему хорошему не приводит. Но, по счастью, я обнаружил в начальный же год обучения в художественной школе, что суровое вывод родителей совпадает с моими желаниями. В художественной школе было сильно непочатый край специальных предметов и самое малое общеобразовательных, которые я не любил. Мне сию минуту стало так неплохо... И я стал неплохо обучаться и понял, что в этом есть более того толк какой-то.

...Об искусстве и коммерции

Почему несовместны? Они шибко близки. Но профи безотложно отличит, где художник делал произведение для продажи, а где - нетрудно была надобность у человека что-либо совершить. Когда это совпадает, это мило, но не больше того.

Я считаю, что только профи может дать оценку уровень художественности той или другой вещи. Я недавно со своим знакомым музыкантом говорил о концерте Спивакова. Я им восхищался, а он на меня посмотрел чутко и говорит: "Ты что, Миша! У нас Спиваков то же самое, что у вас Глазунов!" А мне нравится, здорово, на концертах крайне добро... Так же и с живописью. Я считаю, к примеру, что к живописи подхожу как охотник, хотя и проходил историю искусств. Как я ее оцениваю? Нравится или не нравится, повешу я картину на стену или нет. А это занятие вкуса. Но это непрофессиональный подход.

Красота - это, грубо говоря, гармония. Когда тебе самому действовать скульптуру славно, когда наслаждение от работы получаешь, тогда все идет как бы само собой. А когда делаешь посредством силу, тогда получается не сильно здорово. Хотя... я верю, что и Глазунов, и Шилов от всей души любят то, что они делают. У них недурной глазомер. Но получается немного - мне кажется - не в ту сторону.

Видно разом, когда дядя коммерческое ставит вперед. Как только скульптор год-два поработает только над коммерческой скульптурой, поделает заказные портреты, надгробия, вообще работы, которые покупаются, то он начинает все хуже и хуже вкалывать. И все у него приобретает эдакий коммерческий налет... И получается в конце концов, что мужчина делает и делает камины, решетки, собачек на продажу, а что-то сформировать для себя уже не может... И дядя уже по-другому вкалывать не может, как бы ни старался. Загадка. Наверное, это во всех видах искусства. Те писатели, которые шибко увлекаются политикой, у них творческий потенциал негусто угасает, чтобы не проронить больше.

Хотя книжки или портреты, работы таких художников могут бойко продаваться и внешне все гладко... Коммерческий портрет, как правило, прекрасный, как... портреты Глазунова. Глазки, губки, мех - все блестит, переливается. И улыбка сияет. И заказчику нравится. Красота, одним словом. Но фокус в том, что в принципе нет единого канона красоты. Для каждого человека он свой.

...Когда "новые русские" были маленькими

...может, они видели из окна только сарайчик, покрытый соломой. Вот они выросли, разбогатели и решили создать себе замки. Многие ругают "новых русских" за отсутствие вкуса. Но воспитание вкуса - занятие до такой степени долгое... А прошло всего 10 лет, как появились богатые люди. Они же не видели ни при каких обстоятельствах настоящего замка - неужели что в детских книжках со сказками Шарля Перро о Синей Бороде. Вот и строят! Конечно, нынче они видят и Версаль, и Лувр... Но все одинаково для воспитания вкуса срок мал, ну запрещено так стремительно ждать результатов: мол, вчера Лувр увидели, а в эти дни под Калугой новоиспеченный Версаль построят...

...О художественном рынке

В России художественный рынок покуда не сложился. А может, это и к лучшему. Есть полно разных художников: и хороших, и плохих. Есть из чего избирать Какая-то существование идет. На Западе она определяется одним образом, у нас по-другому В какой-то степени рекламой... Ловкими арт-дилерами... Существует же огромное численность современных течений, направлений, как-то они добиваются продаж. Мне это туманно.

А проблемы куда ни кинь существуют. В Америке, к примеру, моду на то или иное искусство, того или иного художника диктует весьма небольшая группа искусствоведов. А все остальные художники, о которых эти эксперты не удосужились познать, читают статьи и пытаются подражать фаворитам арт-рынка. Потому что только в этом случае у них есть шанс что-то отдать. Покупается то, что оценили высоколобые эксперты.

В Штатах огромное численность хороших художников: и хороших и плохих; и коммерческих и некоммерческих, но покупают только тех, о которых сказали эксперты. Впрочем, эта организация развита и в Германии, и во Франции, но в меньшей степени. Может быть, существует какая-то общая мысль, какое-то поступательное движение современного искусства на Западе, но ни мои знакомые, живущие там длительно и давнехонько, ни я, живущий тут, этой закономерности не выяснили.

У меня есть свой мирок, тот, что я развиваю и выстраиваю. Конечно, есть некое сообщество московских скульпторов грубо одного поколения, которые общаются дружбан с другом, приходят редко приятель к другу в мастерские, показывают на выставках, что они сделали... А так любой сам у себя сидит и что-то делает в мастерской. Потому что скульптура - занятие многотрудное, требующее известных усилий и оставляющее самое малое времени. Надо сиживать и тупо вкалывать.

...Диапазон пристрастий

От Бурделя до Манцу... Нравятся работы Генри Мура, Осипа Цадкина, Джакомо Манцу и т.д.

... О скульптурах Варлаама Хутынского и Гавриила Псковского

Мы работали по старым фотографиям скульптур Храма Христа Спасителя. Я должен был изготовить две фигуры на южном фасаде храма: скульптуру Преподобного Варлаама Хутынского и Благоверного Гавриила Псковского. К сожалению, мне достались крайне плохие фотографии. Не только мне - джентльмен 10 получили материалы такого же качества. А у кого-то хорошие. Но это уже лотерея.

В поисках качественных фотографий я обращался в Красногорский Госфильмофонд, в Ленинскую библиотеку, в библиотеку Архитектурного музея, в архив Донского монастыря, академию в Санкт-Петербурге, более того в библиотеку Конгресса США запрос делал. Ну нет фотографий. Нигде нарыть запрещено было. Знакомые специалисты пытались увеличить изображение на компьютере - ничего не получалось. А недавно, когда служба над скульптурами была уже закончена, архитектор Денисов опубликовал в одной из газет шикарную фотографию Гавриила Хутынского, которого сделал скульптор Логановский в начале века, и - фотографию моей скульптуры Гавриила Хутынского. Как выяснилось, без затей архитектор Денисов весьма полно материала спрятал и не давал его. А в настоящее время разыгрывает эту ситуацию. И это весьма некрасиво.

Уже на его фотографиях я обнаружил, что Гавриил Псковский клинок должен был притиснуть к груди, а у меня он держит его в руке. У Варлаама Хутынского руки должны быть перекрещены на груди, а с левой стороны у него был головной убор. Вся поза, все складки - другие. Но, несмотря на то, что образы святых не воспроизведены с буквальной точностью, мне кажется, они получились довольно похожими - по стилю, по образу...

Как ни чудно, то, что фотографии были плохими, не только усложнило работу, но и сделало ее весьма интересной. Да и чисто профессионально было увлекательно вкусить лепить так, как работали мастера раньше. Нужно было учесть восприятие снизу: чтобы не было искажений, должны быть изменены пропорции. И, конечно, фигуры на фасаде храма - полурельеф, это не скульптура, которую не возбраняется объехать кругом, глянуть со всех сторон. Сейчас служба на практике завершена, без малого все скульптуры уже установлены на фасаде храма...

...Об Александре и Натали

Я хотел лихо и радостно вылепить, а получилось тяжело и скрупулезно. Все детали костюма должны были быть точны: от кроя башмак до кружавчиков, пуговиц, причесок и т.д. Я обратился на "Мосфильм", и мне подобрали одежду разных вариантов, причем аккурат 1827 года. Мода менялась любой год шибко грубо. Привязанность к историческому времени, к тряпкам очень сдерживает... Здесь уже не разгонишься, не развернешься...

А вариантов было, конечно, невпроворот. Пушкин был и в тоге римской с венком, и коленопреклоненный, и спинками они с Натали дружбан к другу стояли, и на ступенечках, и ссорились, и мирились, более того вальс танцевали - вон эскиз на столе. Я более того фотографировал профессиональных танцоров... Но в итоге остановились на достаточно банальной позе. Наверное, серьезность задачи довлела. Такое местоположение, юбилейный год и т.д. Тут не до иронии. Но я старался что надо свершить монумент. Единственное, если бы представилась вероятность, я бы эти фигуры немного увеличил в размере - сантиметров на 20, что, уместно сказать, несложно совершить. Они там мелковаты, мне кажется. Но это секрет зрительного восприятия: на бумаге - одно, а в бронзе - другое.

Вообще, самая трудная служба - служба на заказ. Хотя заказы - всю дорогу во многом занятие случая. Архитекторы Харитонов и Белов, которые мне предложили действовать над памятником Пушкину и Гончаровой, обошли достаточно непочатый край скульпторов. Стали трудиться со мной. Из памятников Пушкину мне нравится служба Опекушина на Тверской. И крайне ладный монумент - небольшого размера - поставил скульптор Лазарь Гадаев.

Если бы главным архитектором Москвы был я...

...Я бы поставил как позволительно больше камерной скульптуры: портретик, фигурка, нетрудно что-либо абстрактное... 50 сантиметров или 30. Это может быть крутящийся предмет. Или скульптура из бронзы. Она может быть деревянной. Даже из папье-маше. В маленьких городках Германии, к примеру, таких скульптур море разрешено нарыть повсюду: в парках, несложно на улице...

Не непременно должны быть аккурат памятники кому-то. Это может быть любая скульптура - для того чтобы точка зрения остановился. Человек идет мимо - и смотрит. И получает передышку в огромном мегаполисе. В сущности, Москва крайне бедна скульптурами - по сравнению с Италией, к примеру. Даже по сравнению с Петербургом.

"Персона" no.1, 2000.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Де-Пуле Mihail De-Pule

Русский литературный критик, публицист и педагог.
читать далее

Михаил Дмитриев Mihail Dmitriev

Русский поэт, критик, переводчик, мемуарист; племянник И. И. Дмитриева.
читать далее

Михаил Протопопов Mihail Protopopov

Родился в 1848 году, сын чиновника города Чухломы, внучатный племянник тобольского архиепископа Афанасия Протопопова. Учился в московском..
читать далее

Михаил Анчаров Mihail Ancharov

Михаил Анчаров - советский писатель, поэт, бард, драматург, сценарист и художник. Родился 28 марта 1923 года.Михаил Анчаров считается одним из..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий