Известные люди

»

Михаил Зарецких

Михаил Зарецких Mihail Zareckih Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.11.1920
Лейтенант М. А. Зарецких совершил 150 боевых вылетов, нанёс противнику огромный урон в живой силе и боевой технике. Всего совершил 182 успешных боевых вылета, из них 88 - на разведку. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 29 Ноября 1920 года в деревне Таутово, сегодня Кильмезского района Кировской области, в семье крестьянина. Окончил Кировский врачебный техникум в 1940 году. В том же году призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С Ноября 1943 года в действующей армии. К Апрелю 1945 года лётчик 525-го штурмового авиационного полка ( 227-я штурмовая авиационная дивизия, 8-й штурмовой авиационный остов, 8-я Воздушная вооруженные силы, 4-й Украинский фронт ) Лейтенант М. А. Зарецких совершил 150 боевых вылетов, нанёс противнику громадный урон в активный силе и боевой технике. Вэтого совершил 182 успешных боевых вылета, из них 88 - на разведку. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. С 1957 года Майор М. А. Зарецких - в запасе. Живёт в городе Йошкар - Ола ( Республика Мардовия ). Работал старшим инженером на инструментальном заводе, в республиканской организации ДОСААФ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями.

* * *

Удивительный джентльмен Михаил Александрович Зарецких: неизменно в движении, в работе, вроде и нет за его плечами 80 прожитых лет. С ранней весны до поздней осени хлопочет на даче, помогает дочери выращивать овощи и фрукты. Не терпит, чтобы его грядки выглядели хуже соседских. За работой Михаил Александрович как бы уходит в себя, в воспоминания о прожитом.

В марийской деревне Таутово Кильмезского района Кировской области и по этот день помнят и чтят Героя - земляка, произвольный раз с нетерпением ждут его в гости. Здесь в 1920 году и родился Миша. В деревне знали его отца, Александра Семёновича, как рачительного хозяина. Но при всём трудолюбии и старании он так и не выбился из нужды. Когда появилась в доме вторая лошадь, Зарецких чуток не причислили к кулакам. Время было такое: искали классового врага, и произвольный середняк мог угодить в тот самый разряд.

В семье Зарецких было 10 детей. Две сестры Михаила умерли ещё в малолетстве, а пятеро здравствуют по этот день. А вот из трёх братьев остался он единственный. Старший брат Николай погиб на войне в Восточной Пруссии в Апреле 1945 года. Младший Алексей вернулся с полей сражений пораненый и умер молодым в послевоенные годы. Судьба отвела срок Михаилу пожить подольше их, хотя сколь раз он находился на волоске от гибели, более того сам проговорить не может.

Зарабатывать начал лет с 10, научился для этого более того плести лапти, а подростком подался сплавлять лесной массив по реке Кильмезь, которая впадает в Вятку. Там требовалось полно сноровки, чтобы управиться с непослушными плотами.

В начале 1930-х годов, когда в Кировской области, как и по всей стране, развернулась массовая кахмпания по вступлению в ряды ОСОАВИАХИМа, у Миши возникла греза во что бы то ни стало выучиться летать на самолёте. А когда он в одно прекрасное время увидел из окна школы натуральный самолёт У-2, то в своём решении утвердился бесповоротно. Правда, как достичь заветной цели, мальчик тогда ещё не представлял. Помог эпизод. Прочитал он как - то в газете, что в Кирове есть аэроклуб, и решил, подзаработав чуть-чуть денег на сплаве, тронуться поступать потом окончания школы в Кировский врачебный техникум. Босиком и в лаптях, пёхом и на попутных лошадях добрался до Артыжа, а там на пароходе - до Котельнича, оттуда поездом - до Кирова.

Так, разрешается проронить, началась его независимая бытие. Рассчитывать на подмога семьи в особенности не приходилось. Жил, как и многие его товарищи, на стипендию, перебивался случайными заработками, более того кровь сдавал. Но в начальный год учёбы поступить в аэроклуб не удалось - чересчур как собак нерезаных было желающих. Со второй попытки приняли. Утром спешил на учёбу в техникум, вечером - в аэроклуб.

Весна 1940 года. Куда не посмотришь - повсеместно зеленеет яркая озимь, набирают подъем тугие травы в размашистых лугах, раскидистые деревья и густые кустарники накинули на свои ожившие плечи нарядные покрывала. Озорные птицы прыгают с ветки на ветку, неугомонно поют свои песни. Кажется, весь мир рад приходу весны. Золотые лучи утреннего солнца щедро дарят живительную силу природе. Земля пробуждается...

К самолёту У-2 шагают двое. Один - в лётной форме, прочий - в штатском, инструктор. Он нежно смотрит на смуглое физиономия лётчика. И мысли его распознать не трудно: - "Миша, будь смелым, спокойным". А тот в действительности спокоен и всем своим видом хочет представить это инструктору, хотя нынче в первый раз садится в самолёт.

В переднюю кабину сел Миша, в заднюю - инструктор. Друзья пожелали Мише счастья, помогли привязаться ремнями к сиденью.

В каждом деле, когда совершаешь первые шаги, появляется боязнь, как бы не обмишуриться. Сердце лётчика заколотилось учащенно. Но точка зрения инструктора, его уверенные и твёрдые советы успокоили молодого пилота.

Миша внутренне повторил всё пройденное на теоретических занятиях, не отрываясь, следил за приборами в кабине. Но всё же шум мотора, думы о предстоящем полёте тревожили его. Миша взял себя в руки: не разрешено же попадать в неловкое положение перед инструктором и товарищами. Иначе пойдут разговоры и насмешки.

Самолёт готов к старту. Друзья Миши отошли в сторону. Инструктор прибавил газу, и агрегатина тронулась с места. Миша чутко следит за каждым движением инструктора, стараясь всё запомнить. Он понимал, что малейшая оплошность в лётном деле может привести к непоправимому: погубишь машину и себя.

Мотор взревел ещё громче. Самолёт, набирая прыть, несложно оторвался от земли и стал набирать высоту. Миша чувствовал себя напряжённо, боялся произвести лишнее движение. Видимо, инструктор понял это. Он повернулся к молодому другу.

- Видишь, внизу поезд ? - услышал Миша в наушниках. Он хотел утвердительно ответствовать, но, взглянув вниз, ничего не увидел и оттого смолчал. Пристальнее вглядевшись, заметил долгий состав бегущего поезда.

- Вижу ! - весело воскликнул он. - Вот он, слева, у леса.

Поезд приближался к Кирову. Посмотришь сверху - он кажется гибкой ящерицей, извивается. Из трубы паровоза валит чёрный плотный дым, смешиваясь с белым паром.

Голос инструктора гудел в наушниках чаще и чаще. Следует вопросительный мотив за вопросом: где идёт автомашина, где пастбище, где одинокое дерево ? Он просит опознать разные сооружения. И Миша с охотой отвечает. Под ними мелькают широкие поля, луга и леса, похожие на огромные тёмно - зелёные шатры, а речки тянутся серебряными лентами. Видно, как белеют озера, будто круглые блюдца.

Миша на первых порах не догадывался, зачем так "любопытен" инструктор. А опосля понял, что это необходимо для точной ориентировки. И он с интересом стал следить за местностью и сверяться по карте.

Через некоторое время инструктор разрешил ему править самолётом. Миша взял в руки штурвал и почувствовал необычное беспокойство. Или поэтому, что он накрепко держал штурвал, или беспокойство сказалось - самолёт как обухом по голове изменил вектор движения. Неожиданно У-2 полетел вниз, позже вильнул в сторону. Мише показалось, что это почва лолетела ему навстречу. "Всё кончено !" - содрогнулся он. Но цельнометаллический звук инструктора безотлагательно отрезвил его. Постепенно самолёт стал послушным.

По команде Миша взял попятный вектор движения. Только над аэродромом инструктор сам повёл самолёт. Молодой пилот облегчённо вздохнул, он понял: надобно быть спокойным и уверенным в себе, самое главное - не трепетать. И ещё он понял, что в настоящее время он может независимо править железный птицей.

Приземлились, вышли из кабины. Инструктор положил руку на плечо юному другу и тепло улыбнулся:

- Молодец, Зарецких. Ты станешь хорошим лётчиком.

Эти слова показались Мише насмешкой. И он недоверчиво посмотрел на своего учителя. А тот, видимо, понял недоумённый точка зрения и успокоил:

- Ничего, научишься летать. И Москва не немедленно строилась.

С этого дня Миша нередко стал летать со своим инструктором. Постепенно он научился править самолётом, делать посадку.

Незаметно подошло время распределения на работу. Получил подъёмные, надобно было ехать в Кайский район, где предлагалась место заведующего фельдшерско - акушерским участком.

И тогда Михаил, ослушавшись воли родителей, внезапно подает рапорт в Сталинский райвоенкомат города Кирова с просьбой послать его как выпускника аэроклуба на учёбу в Чкаловскую военно - авиационную школу пилотов ( сегодня - град Оренбург ).

- А мог ли я в то время принять иное вывод ? - вспоминает ветеран войны. - Надо было лицезреть, что происходило тогда в стране. В предвоенные годы многие первичные организации ОСОАВИАХИМа стали центрами оборонно - массовой работы по подготовке значкистов, специалистов для Красной Армии. Каждый юный дядя считал за честь быть обладателем четырёх оборонных значков - ГТО, "Ворошиловский стрелок", "Готов к ПВХО", ГСО. Каждый день, любой час нас призывали укреплять обороноспособность страны. В широких масштабах велось обучение военно - техническим специальностям. Готовили пилотов, парашютистов, шофёров, радистов, мотоциклистов, телефонистов, стрелков, связистов. Был и таковой лозунг: "Комсомолец, на самолёт !". Ставилась проблема приготовить для развивающегося Воздушного флота 150 000 лётчиков...

Естественно, в первую очередность на учёбу в аэроклубы шли комсомольцы. А то, что битва уже вовсе рядом, юный фельдшер Михаил Зарецких познал на практике, когда в Кирове развернули лазарет для раненых красноармейцев, участвовавших в войне с белофиннами. В Киров прибывали раненые, к которым направляли нимало молоденьких практикантов - медиков работать перевязки. Штатный медперсонал тогда с этим несложно не управлялся. У Зарецких всё получалось, как ни у кого другого, к нему завсегда выстраивалась очередность. И когда врачи интересовались у раненых, зачем они идут аккурат к нему, те отшучивались: да у него лёгкая десница. Михаил накладывал повязку старательно, любовно, как все привык совершать с самого детства. Кто знает, если бы он не увлёкся авиацией, может быть, получился бы из него недурственный эскулап.

По прибытии в училище Зарецких начал осваивать бомбардировочную авиацию. Молодой курсант с первых же дней увлёкся изучением лётного дела. Во многом ему помогли знания, полученные в Кировском аэроклубе. Об этом свидетельствует запись в аттестации: "Хорошо осваивает лётную программу, на самолёте СБ летает независимо, без каких - либо нарушений".

Самолёт СБ ( скоростной бомбардировщик ) уже прямо не соответствовал своему названию, но они стояли ещё на вооружении вплоть до начала войны. Но в боевых действиях на этом типе самолётов Зарецких участвовать не пришлось. А не попал он на бомбардировщик только по той причине, что и таких боевых машин тогда не хватало.

В Сентябре, вслед за тем окончания авиационной шкалы, Михаил Зарецких не раз просился на фронт. Но ему предложили исследовать свежий штурмовик Ил-2, прозванный немцами "летающей крепостью". Ил-2 имел на вооружении 2 х 23-мм пушки, 2 пулемёта ШКАС, 4 бомбы весом по 100 кг каждая и 4 - 6 реактивных снарядов. А нижняя доля фюзеляжа штурмовика была бронированной.

В Октябре 1943 года в выпускном аттестате Младшего лейтенанта Михаила Зарецких написано: "Дисциплинирован, выдержан, пользуется уважением посреди товарищей. Скромный, любит лётное занятие. Быстро осваивает и запоминает на долгий срок новую технику. Летает на самолётах У-2, УТ-2, Р-5, СБ, Ил-2"..

- Когда началась битва и немецкие войска стали продвигаться в глубь страны, многие курсанты училища подали рапорт по команде с просьбой обратить их на фронт. В их числе был и я, - рассказывает Михаил Зарецких. - Но нашим планам не суждено было разом осуществиться, нас продолжали обучать летать на Ил-2. Лишь в Октябре 1943 года мы были направлены на фронт, когда наши войска уже скоро продвигались на запад. 525-й авиаполк, в тот, что я попал, дислоцировался поблизости от Брянска. Тогда советская авиация занимала господствующее положение в воздухе, на вооружение поступала новая техника. Уже был взят Киев, и как будто как наступил перелом в войне, хотя все понимали, что супостат будет противиться до самого конца.

6 Ноября 1943 года Михаил Зарецких прибыл на фронтовой аэровокзал вблизи от Киева. Не успел лётчик вылезти из кабины, как к нему подбежал мастер.

- Наши войска освободили Киев, - крикнул он весело. - Поздравляю тебя !

Зарецких накрепко пожал ему руку.

В начале 1944 года Михаил получил первое боевое крещение. 31 Января штурмовой полк по приказу командования поднимается в воздух. В группе, состоящей из 12 самолётов, летит и Михаил Зарецких. Хотя это 3-й его боевой вылет, он держится твердо. Под крылом самолёта виднеются руины разрушенных городов и сёл. Своими глазами он видит, как на земле взрываются снаряды и бомбы.

Не долетая до позиции врага, начал штурм. Немцы стреляют из зениток. Навстречу поднялись в небесную синь истребители со свастикой. Кругом пальба, взрывы. Кажется, перед ними огненная стена. Впереди, на земле, горят большие сооружения - их еле-еле замечаешь через плотный дым. Михаил со своими товарищами вошли в эту зону. Тяжело дышать - воздух пропитан гарью. В эти трудные минуты Зарецких более того не думал о том, что его могут сшибить. Наконец, просветлело. Лётчик облегчённо вздохнул. Но рядом друзей не оказалось, он оторвался от своей группы, потерял ориентировку.

Как быть ? Куда лететь ? Конечно, ом нашёл бы справедливый вектор движения, но в это время его нежданно штурмовали немецкие истребители. Воздушный стрелок начал отстреливаться из крупнокалиберного пулемёта. Враг неотступно преследует штурмовик, штурмует то снизу, то сверху. Втоварищ в фонарик воздушного стрелка попал снаряд. Самолёт покачнулся.

Неожиданно появились 2 Ил-2 - они спешили на поддержка, пристроились с двух сторон. Кажется, в настоящий момент стало легче. Но немецкие самолёты, как хищные ястребы, кружились над ними. Вопрос стоял о жизни и смерти: кто кого ?! Никому не хотелось валиться на землю в объятьях пламени. Воздушный мордобой становился жарче. Михаил видит, как воздушные стрелки примкнувших к нему самолётов разворачивают пулемёты. По этому нетрудно сообразить, откель заходит неприятель. И Зарецких легче маневрировать. Над самой головой свистят пули. Разнесло доску с приборами. Вот самолёт, летящий слева, загорелся. И, как раненая птица, устремился вниз.

- Проклятые фрицы ! - на родном марийском языке выругался Михаил Зарецких. Но ему никак не удаётся сшибить стервятника. Через некоторое время загорелся и иной совдеповский самолёт. Оставляя за собой плотный шлейф дыма, он упал где-то в лесу. А самолёт Зарецких, изрешечённый пулями, ещё держался. Отлетел фонарик кабины воздушного стрелка. "Видимо, финал моему напарнику", - подумал лётчик.

Зарецких потерял детальную ориентировку. Куда лететь, где усадить самолёт ? К счастью, заметил самолёт с красными звёздами на плоскостях, летевший на восток. Зарецких сумел выскочить из окружения и примкнул к нашему самолёту. Так они добрались до аэродрома.

Первый авиалайнер приземлился. Но Михаил не может усадить машину: шасси не выпускается, нет одного колеса. Не знает, как поступить. Делает единственный круг, второй.... На аэродроме заприметили, что самолёт повреждён. Штурмовик пошёл на посадку, одним колесом коснулся земли. Лётчик убавил прыть - самолёт развернулся на 180 и стал.

Быстро подкатила санитарная агрегатина. Раненого воздушного стрелка увезли в лазарет. Михаил узнал, что лётчики 2-х сбитых наших самолётов спаслись чудом, упав на свою территорию.

Сам Михаил Александрович рассказывает о войне досконально, эмоционально, и иной раз более того создаётся ощущение, что он только что вернулся с боевых полётов. На войне проявляются самые лучшие и самые негативные человеческие качества, считает он. Был, к примеру, эдакий происшествие. Как - то пошли они с другом в клуб, а там находился бухой начальник эскадрильи, тот, что стал кричать: молодым офицерам в клубе действовать нечего. Вот и решили необстрелянные ещё лётчики, к тому же совершенно трезвые, за свою честь постоять. Увидели, что их начальник пистолетом машет, также кобуры расстегнули, на него оружие своё навели. Подействовало. Однако на прочий же день последовал рапорт командиру полка: так, мол, и так - совершенно молодёжь распоясалась, устав нарушает. Тут же - перевод Зарецких в 637-й полк, истина, ненадолго: к тому времени было на счету Михаила уже 45 боевых вылетов и начальник полка одним духом понял, что поторопился с переводом. Более того, решил забрать лётчика в разведывательную эскадрилью, оттого что тот только что надо ориентировался на местности. Так стал Лейтенант Михаил Зарецких воздушным разведчиком.

Он безотложно понял важность перспективного фотографирования вражеских объектов. Такие съёмки заурядно производятся перед наступлением. В самолёте устанавливаются 4 фотоаппарата. Они автоматически фотографируют местность на участке фронта шириной в 4 километра и глубиной в 20 километров. Такие съёмки помогают обусловить, куда и какие удары требуется причинить нашим частям.

Фотографирование в тылу врага - одно из труднейших заданий. Немцы нередко сбивают самолёты - разведчики: ибо он летит на высоте 25 - 30 метров. Совершая разведывательный рейс в тыл врага, лётчик не имеет права погибать - он во что бы то ни стало должен остаться живым и возвратиться на аэропорт. Иначе быть не может.

Однажды Михаила Александровича вызвал начальник и поставил очередную боевую задачу. Перед вылетом он длительно раздумывал. О своём плане рассказал командиру полка.

- Товарищ начальник, - начал он. - До линии фронта на высоте 1000 метров меня будут сопровождать 4 штурмовика и 4 истребителя. Перелетая линию фронта, я начну пикировать. Ведь наши самолёты просто летают со скоростью 350 - 400 километров в час. А при пикировании прыть увеличится до 520 километров. Противник, ведя прицельный пламень из орудий, учитывает прыть самолёта только 350 километров в час. А прыть моя будет больше. Поэтому, снаряды в мишень не попадут.

Полковник согласился с планом Михаила Александровича, пожелал ему успеха. Место воздушного стрелка в задней кабине занял шеф штаба эскадрильи Василий Грашенков.

Самолёт поднялся в воздух. Михаил действует соответственно задуманному плану. Вот он на высокой скорости пикирует над линией фронта. Немцы в панике бросились на землю, открыли беспорядочный жар из зениток. Но снаряды взрывались в отдалении от самолёта.

Задание выполнено, Зарецких начал разворот направо. Но внезапно он заметил под крылом немецкие самолёты.

- Наше руководство ещё не знает об этом аэродроме, - подумал Зарецких. Воздушный стрелок Старший лейтенант Грашенков обстрелял аэровокзал из пулемёта. Загорелся готовый к старту германский самолёт.

Наш самолёт пролетел над аэродромом. Несмотря на литой пламень врага и пробоины в самолёте, отважные лётчики успешно вернулись к своим. Сведения, полученные разведкой, весьма пригодились командованию.

О его "небесной" жизни позволительно бы, очевидно, черкнуть целую книгу, в такой степени богата и насыщена всевозможными ситуациями и эпизодами его фронтовая жизнеописание. И в текущее время он бережно хранит свою лётную книжку, в которой запечатлены его боевые маршруты, сделанные на самолёте Ил-2 в отрезок времени с Октября 1943 года до самой Победы. В ней, как в зеркале, запечатлены все его подвиги. Именно запечатлены в буквальном смысле слова, потому что на борту самолёта, помимо вооружения, были установлены ещё 4 автоматические камеры, способные фотографировать местность на участке фронта шириной 4 км и глубиной 20 км. Такие разведки позволяли командованию достаточно верно установить концентрацию вражеских сил и местоположение нанесения удара.

- Каждый вылет требовал огромного напряжения физических и духовных сил, собранности, - делится воспоминаниями Михаил Александрович. - Работать приходилось и в сложных метеоусловиях, ориентируясь порой только по приборам. Как - то вылетел к одному населённому пункту, где было зафиксировано подозрительное скопление вражеской техники. Сделали фотографии - и немедленно к командиру дивизии. "Да не может быть, в этом месте столь танков ! - усомнился он. - Проверьте ещё раз". Слетали - сызнова то же самое. Пришлось отправлять наземного разведчика, чтобы узнать, что же там происходит на самом деле. Оказывается, немцы свозили в мастерские танки на ремонтик, хотя на основополагающий точка зрения всё говорило о том, что готовится контрнаступление.

А один раз ( было это в Закарпатье ) немцы устроили со мной настоящую игру. Дали по рации на русском языке распоряжение штурмовать единственный из объектов, чтобы заманить меня в ловушку. А у нас был пароль "15", то есть столь должно удаться, если я к своей цифре номерок с земли прибавлю. Не вышел у них тот самый розыгрыш. Был и этакий эпизод, что пришлось усаживаться совместно с группой немецких самолётов на вражеский аэропорт, только в крайний миг удалось вылезти из этой карусели. Немцы легко не успели осмыслить с чужаком. А в одно прекрасное время мы летели крыло к крылу с немецким лётчиком на предельно низкой высоте, более того применить оружие было не разрешено. Так и разошлись по - мирному, помахав товарищ другу рукой.

Однажды свойский самолёт подбили. Шасси не выпускалось, не было одного колеса. Но чудом удалось машину усадить. Стрелка ранило, а самолёт был весь изрешечён пулями. Хорошо, что вражеский снаряд оказался бронебойным, а не разрывным, по иному бы от машины ничего не осталось. Словом, и на этот раз отвело от нас беду.

При фотографировании Зарецких использовал такую тактику: с крупный высоты, пикируя перед линией фронта, увеличивал прыть выше расчетной, на которую пристреливались немецкие зенитчики, включал фотокамеры и в тылу врага старался по карте местности "привязать" путь фотографирования к стратегически важным объектам, чтобы у командования при принятии решения по его снимкам не возникало никаких сомнений. Да по-другому было и нельзя: на завершающем этапе войны каждая операция прорабатывалась в особенности скрупулезно, снимками пользовались командующие армий и фронтов.

Михаил Александрович не терпел халтуры в боевой работе, что не всеми воспринималось однозначно. Так, во время одного из полётов он зафиксировал камерой, куда упали сброшенные бомбы. А начальник эскадрильи уже успел донести, что в результате точного попадания разрушен мост посредством реку. Эти сведения тут же передали из полка по инстанции. Когда Михаил Александрович выложил фото на столик, начальник полка обомлел: "Как же так, мы только что сообщили, что мост уничтожен. Что нам в настоящий момент действовать !?". И пришлось Зарецких документально аргументировать свою правоту. А это нравилось вдали не всем. И руководство не особенно жаловало таких правдолюбов. Наверное, это было одной из причин, что при всех своих боевых заслутах Зарецких не сильно одним духом продвигался по службе. Возможно, ему кто - то и завидовал, видя, с какими результатами возвращается младой лётчик из каждого боевого полёта.

В дальнейшем Михаил Александрович Зарецких в составе 637-й и 525-й штурмовой авиационной дивизии 8-й Воздушной армии 4-го Украинского фронта участвовал в освобождении Украины, Закарпатья, Польши, Чехословакии.

Лётчик 525-го штурмового авиационного Ямпольско - Кременецкого ордена Суворова полка Михаил Александрович Зарецких совершил 182 боевых вылета, из них 88 - разведывательных. Фотографировал воинские железнодорожные эшелоны, аэродромы, танковые колонны и другие важные объекты противника. При выполнении боевых заданий нанёс крупный урон врагу: истребил примерно 600 служивый и офицеров, 50 автомашин, 5 танков, повредил 3 паровоза, уничтожил 92 железнодорожных вагона, 10 полевых орудий, 12 батарей зенитной артиллерии, создал 14 очагов пожара.

Командир 525-го штурмового полка в наградном листе писал: "Михаил Александрович Зарецких в составе 1-го и 4-го Украинского фронтов участвовал в боях с Ноября 1943 года. За это время он совершил 150 успешных боеdых вылетов. Отлично выполняя боевые задания, он нанёс крупный ущерб врагу. При каждый погоде делает полёты, умело маневрирует. За 150 боевых вылетов и истребление активный силы и техники противника, за полученные в разведках важные сведения, за храбрость и мужество, проявленные в боях с немецкими захватчиками, он достоин высокого звания Героя Советского Союза..."

Войну он закончил 10 Мая 1945 года.

За образцовое выполнение заданий на фронтах Великой Отечественной войны Зарецких был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 Июня 1945 года, уже позже окончания войны, ему присваивают звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Михаил Александрович, как в текущий момент, помнит незабываемую церемонию вручения ему высшей награды Родины. А после этого этого командующий Воздушной армией Генерал Красовский предложил пометить знаменательное событие. При этом то ли в шутку, то ли всерьёз заметил, достав блокнот: "Да вы у нас, Михаил Александрович, в списках пьющих как бы не числитесь". Оказывается, у командующего армией был список всех злоупотребляющих алкоголем офицеров. Значился там и бывший начальник эскадрильи, где начинал свою службу Зарецких. После он встретил его на одном из сборов ветеранов в Москве, но тот сделал внешность, словно с ним не знаком.

Как считает Михаил Александрович, на войне его нередко спасали от гибели выдержка и отсутствие тревог, крестьянская смекалка, которая подчас не вписывалась ни в какие тактические приёмы ведения боевых действий. Он более того попал на учёт к немцам как особенно связанный с опасностью совдеповский ас, обладавший незаурядными способностями, выходивший из самых сложных ситуаций. За время боевых действий Зарецких сменил всего два "Илюшина". И, быть может, быть бы на его груди второй Зкуда ни кинь Героя, да битва закончилась.

Но работа у Михаила Александровича продолжалась. С Западной Украины его вдруг переводят на Сахалин, но также по сути дела без повышения, заместителем командира эскадрильи. Почему ? Да не в силу того что ли, что он любил служить, а не прислуживать начальству, был излишне прямолинейным. Даже как - то во время разборки учений сказал в присутствии самого Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, что таких, как он, командиру полка на учёбу в академию жалостно отправлять. Тула направляют тех, кто забывает при посадке самолёта колёса давать. Возможно, эти реплики и не понравились. Вот и получил распоряжение на Дальний Восток.

На Сахалине вскоре начал к освоению реактивных самолётов МиГ-15. Летал над Охотским морем, Тихим океаном. Воспитал полно молодых лётчиков, но вновь фортуна прошла мимо - обучаться в академию не послали.

- Конечно, мне было в какой - то мере неприятно, что посылали других, менее опытных, порой легко желая отбояриться от ненужного для полка человека, - рассказывает Михаил Александрович. - И, открыто заявить, я устал от такого несправедливого отношения ко мне. Подал рапорт на увольнение. Нет, это была не слабость или обида, без затей я выработал, видимо, свой ресурс. Меня отговаривали, оросили остаться, но я всё же настоял на своем. Уволился в припас и приехал в Казань, чтобы пристроиться на одном из оборонных заводов. Делали там детали для космической техники. Вроде как вновь в небосклон окунулся. Потом, в 1961 году, Юрий Гагарин в космос полетел. То - то было радости у моей жены, когда она узнала, что первым космонавтом стал её земляк. А затем некоторое время вкалывал на фабрике музыкальных инструментов, управляющий более того мастером поставил. Гармони собирал, настраивал, а вот игрывать так и не научился.

После переехал в Йошкар - Олу, устроился на предприятие полупроводниковых приборов. Конечно, надеялся улучшить и свои жилищные условия. Как - никак нужно было считать и о благополучии семьи - дети подрастали. Честно заявить, в грудь себя ни при каких обстоятельствах не бил: мол, я - Герой, давайте мне квартиру. И некоторые из родственников более того ругали, что я не пользуюсь своими правами. Правда она также разная бывает: одна блага пириносит, от прочий дядя страдает. А мне в то время уже хотелось донести до молодёжи истинную правду о войне.

Как - то вызывают меня в обком партии и предлагают как коммунисту сходить на работу в республиканскую организацию ДОСААФ. Словно знали, что я имел желаниепоработать с молодёжью, настроить её на службу. После войны уже узнал, что 8-ми выпускникам нашего Кировского аэроклуба было присвоено звание Героя Советского Союза, сотни награждены орденами и медалями. Вот что значит предвоенная подготовка ! Словом, когда я всё тогда обдумал, то пошёл на новую работу окрылённый, вроде меня вновь возвратили в боевой строй.

Так начался у Михаила Александровича свежеиспеченный житейский период. В 1965 году его избирают заместителем председателя республиканского комитета ДОСААФ по военно - технической подготовке. На этой беспокойной должности проработал Михаил Александрович до 1970 года, передавая свой обеспеченный навык и военное мастерство молодым защитникам Отчизны. О том времени остались самые добрые воспоминания, хотя возникали подчас проблемы, связанные в свое время всего с укреплением материально - технической базы учреждений ДОСААФ. В эти годы было построено центральное сооружение республиканской организации, оборудовались учебные классы, тренажеры, укреплялись первичные организации ДОСААФ в городах и районах, без чего нельзя было качественно готовить будущих призывников.

И более того в текущее время, через полно лет, весьма жалеет Михаил Александрович, что большинство первичек ДОСААФ на предприятиях и в учреждениях перестали быть. А оттого что они играли также немалую образ. Об этом судит он по своему опыту, когда перешёл после этого республиканского ДОСААФ на больше спокойную работу на Йошкар - Олинский инструментальный предприятие старшим инженером. Это уж дирекция установила ему такую пост, а по сути дела он занимался военно - патриотической работой с молодёжью, был в то же время секретарем партийной организации, курировал первичку ДОСААФ. Так проработал на этом заводе 21 год, до выхода на пенсионную выплату в 1991 году.

Но и тут не ушёл ветеран войны на роздых. Кто мог вообще тогда представить Зарецких дома !

На первостепеннный точка зрения может показаться, что существование ветерана протекает в бесконечных встречах, заседаниях, каких - то домашних делах, короче говоря, без потрясений. Ан нет, еще раз фатум испытывает его. Несколько лет обратно, когда на рынке появилась мода на боевые ордена и медали, нашлись подлецы в Йошкар - Оле, зашли в квартиру Зарецких и, представившись корреспондентами, выкрали награды у Героя Советского Союза.

Как перенёс это опробование Зарецких, ведает, вероятно, только он сам. Это был потрясение в спину, несравнимый более того с ударами судьбы, которые выпали на его долю на войне. Ордена в Москве воссоздали, подключался более того президент республики. Наверное, не всякий потом этого вошёл бы в прежнюю колею. Зарецких не озлобился, не ушёл в себя, не стал критиковать всех и вся. Да и кого ругать: значит, воспитанием подрастающего поколения занимаемся ещё мало, не прививаем ему уважения к старикам, любви и сострадания к ближнему.

Откроет изредка Михаил Александрович старые альбомы, посмотрит на фотографии своей жены, также фронтовички, и внутренне спросит: "Что скажешь, Анна, как существовать - то нам дальше ? Сердце за Россию болит !".

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Зеленкин Mihail Zelenkin

Всего совершил 326 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 28 вражеских самолётов лично и 4 в группе с товарищами. 0 года за мужество и..
читать далее

Михаил Зуев Mihail Zuev

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Александровичу Зуеву присвоено 4 февраля 1944 года за 335..
читать далее

Михаил Игнатьев Mihail Ignatiev

Лейтенант М. Т. Игнатьев совершил 171 боевой вылет, в 70 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 7 - в составе группы. 0 года за..
читать далее

Михаил Казаков Mihail Kazakov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Михаилу Николаевичу Казакову присвоено 20 апреля 1945 года за 91..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий