Известные люди

»

Михаил Зощенко

Михаил Зощенко Mihail Zoschenko Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 9.7.1894
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.

Родился 29 июля (9 августа) 1894 в Санкт-Петербурге в семье художника. Впечатления детства в том числе о сложных отношениях между родителями отразились в дальнейшем как в рассказах Зощенко для детей (Галоши и мороженое, Елка, Бабушкин гостинец, Не надобно обманывать и др.), так и в его повести Перед восходом солнца (1943). Первые литературные опыты относятся к детским годам. В одной из своих записных тетрадей он отметил, что в 19021906 уже пробовал чиркать вирши, а в 1907 написал расклад Пальто.

В 1913 Зощенко поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. К этому времени относятся его первые сохранившиеся рассказы Тщеславие (1914) и Двугривенный (1914). Учеба была прервана Первой важный войной. В 1915 Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном, стал Георгиевским кавалером. Литературная служба не прекращалась и в эти годы. Зощенко пробовал себя в новеллистике, в эпистолярном и сатирическом жанрах (сочинял письма вымышленным адресатам и эпиграммы на однополчан). В 1917 был демобилизован из-за болезни сердца, возникшей позже отравления газами.

По возвращении в Петроград были написаны Маруся, Мещаночка, Сосед и др. неопубликованные рассказы, в которых чувствовалось воздействие Г.Мопассана. В 1918, несмотря на хвороба, Зощенко ушел добровольцем в Красную Армию и воевал на фронтах Гражданской войны до 1919. Вернувшись в Петроград, зарабатывал на бытие, как и до войны, разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, инструктора по кролиководству, милиционера, сотрудника уголовного розыска и др. В написанных в это время юмористических Приказах по железнодорожной милиции и уголовному надзору ст. Лигово и др. неопубликованных произведениях уже чувствуется манера будущего сатирика.

В 1919 Зощенко занимался в творческой Студии, организованной при издательстве Всемирная литература. Руководил занятиями К.И.Чуковский, приподнято оценивший творчество Зощенко. Вспоминая о его рассказах и пародиях, написанных в отрезок времени студийных занятий, Чуковский писал: Странно было зреть, что этой дивной способностью властно понуждать своих ближних хохотать наделен таковой опечаленный человек. Кроме прозы, во время учебы Зощенко написал статьи о творчестве А.Блока, В.Маяковского, Н.Тэффи и др. В Студии познакомился с писателями В.Кавериным, Вс.Ивановым, Л.Лунцем, К.Фединым, Е.Полонской и др., которые в 1921 объединились в литературную группу Серапионовы братья, выступавшую за свободу творчества от политической опеки. Творческому общению способствовала бытие Зощенко и других серапионов в знаменитом петроградском Доме искусств, описанном О.Форш в романе Сумасшедший судно.

В 19201921 Зощенко написал первые рассказы из тех, что потом были напечатаны: Любовь, Война, Старуха Врангель, Рыбья самка. Цикл Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова (19211922) вышел отдельной книгой в издательстве Эрато. Этим событием был ознаменован переход Зощенко к профессиональной литературной деятельности. Первая же публикация сделала его знаменитым. Фразы из его рассказов приобрели нрав крылатых выражений: Что ты нарушаешь беспорядок?; Подпоручик ничего себе, но сволочь и др. С 1922 по 1946 его книги выдержали возле 100 изданий, охватывая собрание сочинений в шести томах (19281932).

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы Баня, Аристократка, История болезни и др., которые он нередко сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества. В письме к Зощенко А.М.Горький отметил: Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого. Чуковский считал, что в центре творчества Зощенко стоит битва с черствостью в человеческих отношениях.

В сборниках рассказов 1920-х годов Юмористические рассказы (1923), Уважаемые граждане (1926) и др. Зощенко создал свежеиспеченный для русской литературы тип героя советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося сделаться полноправным участником жизни, сравняться с остальным человечеством. Рефлексия такого героя производила поразительно смешное ощущение. То, что расклад велся от лица шибко индивидуализированного повествователя, дало основание литературоведам установить творческую манеру Зощенко как сказовую. Академик В.В.Виноградов в исследовании Язык Зощенко досконально разобрал повествовательные приемы писателя, отметил художественное преображение различных речевых пластов в его лексиконе. Чуковский заметил, что Зощенко ввел в литературу новую, ещё не полностью сформированную, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь и стал вольно пользоваться ею как своей собственной речью. Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники А.Толстой, Ю.Олеша, С.Маршак, Ю.Тынянов и др.

В 1929, получившем в советской истории наименование год великого перелома, Зощенко издал книгу Письма к писателю своеобразное социологическое изучение. Ее составили немного десятков писем из огромной читательской почты, которую получал сочинитель, и его комментарий к ним. В предисловии к книге Зощенко написал о том, что хотел представить подлинную и неприкрытую бытие, подлинных живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями. Книга вызвала отсутствие понимания у многих читателей, ожидавших от Зощенко только очередных смешных историй. После ее выхода режиссеру В.Мейерхольду было запрещено становить пьесу Зощенко Уважаемый друг (1930).

Античеловечная советская реальность не могла не сказаться на эмоциональном состоянии восприимчивого, с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для громадный группы советских писателей, произвела на него угнетающее ощущение. Не менее тяжелой была для Зощенко надобность строчить вслед за тем этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники (История одной жизни, 1934). Попыткой отделаться от угнетенного состояния, скорректировать собственную болезненную психику стало своеобразное психологическое изыскание повесть Возвращенная юность (1933). Повесть вызвала неожиданную для писателя заинтересованную реакцию в научной среде: книжка обсуждалась на многочисленных академических собраниях, рецензировалась в научных изданиях; академик И.Павлов стал звать Зощенко на свои знаменитые среды.

Как продолжение Возвращенной молодости был задуман сборник рассказов Голубая книжка (1935). Зощенко считал Голубую книгу по внутреннему содержанию романом, определял ее как краткую историю человеческих отношений и писал, что она двигается не новеллой, а философской идеей, которая делает ее. Рассказы о современности перемежались в этом произведении рассказами, действо которых происходит в прошлом в различные периоды истории. И настоящее, и прошлое давалось в восприятии типичного героя Зощенко, не обремененного культурным багажом и понимающего историю как комплект бытовых эпизодов.

После публикации Голубой книги, вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко по сути дела было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки положительной сатиры на отдельные недостатки. Несмотря на его высокую писательскую активность (заказные фельетоны для прессы, пьесы, киносценарии и др.), неподдельный гений Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов Чиж и Еж.

В 1930-е годы литератор работал над книгой, которую считал главной в своей жизни. Работа продолжалась во время Отечественной войны в Алма-Ате, в эвакуации, покольку сходить на фронт Зощенко не мог из-за тяжелой болезни сердца. В 1943 начальные главы этого научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале Октябрь под названием Перед восходом солнца. Зощенко исследовал случаи из жизни, давшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Современный ученый мир отмечает, что в этой книге беллетрист на десятилетия предвосхитил многие открытия науки о бессознательном.

Журнальная публикация вызвала эдакий дебош, на писателя был обрушен таковой шквал критической брани, что печатание Перед восходом солнца было прервано. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой либо вручить приказание обследовать ее больше обстоятельно, чем это сделано критиками. Ответом стал очередной поток ругани в печати, книжка была названа галиматьей, нужной только врагам нашей родины (журнал Большевик). В 1946, потом выхода постановления ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград, партийный начальник Ленинграда А.Жданов вспомнил в своем докладе о книге Перед восходом солнца, назвав ее омерзительной вещью.

Постановление 1946, с присущим советской идеологии хамством критиковавшее Зощенко и А.Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют трусом и подонком литературы. В дальнейшем Зощенко кроме того отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием ошибок. В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко ещё попытался изложить родное касательство к постановлению 1946, затем чего травля началась по второму кругу.

Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно вкалывать. Восстановление его в Союзе писателей позже смерти Сталина (1953) и издание первой потом долгого перерыва книги (1956) принесли только временное облегчение его состояния.

Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Пришвин Mihail Prishvin

Первый рассказ Пришвина "Сашок" был напечатан в журнале "Родник" в 1906.
читать далее

Михаил Шолохов Mihail Sholohov

98 лет со дня рождения Шолохова. Когда исполнится 100, Михаил Александрович окончательно забронзовеет, и тот факт, что он протянул век в активном..
читать далее

Михаил Вилье Mihail Vilie

Вилье или Виллие - акварелист, воспитывался в николаевском юнкерском училище, служил в лейб-гвардии преображенском полку с 1857 по 1862 г.; будучи..
читать далее

Михаил Врубель Mihail Vrubel

Михаил Врубель - выдающийся русский художник рубежа XIX-XX веков. Родился 17 марта 1856 года.Михаил Врубель работал в живописи, скульптуре, графике..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий