Известные люди

»

Михаил Кузнецов

Михаил Кузнецов Mihail Kuznecov Карьера: Герой
Рождение: Россия
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года Михаилу Васильевичу Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза. 27 июня 1945 года за новые боевые подвиги на фронте он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Михаил Васильевич Кузнецов родился в семье рабочего. По национальности российский. Член КПСС с 1932 года.

С 1921 года жил в Москве.

После окончания семилетки немного лет работал на заводе. В 1933 году по партийной мобилизации был направлен в школу морских летчиков, которую благополучно окончил в конце 1934 года. Принимал участие в боях за отбояривание Западной Белоруссии и в вооруженном конфликте с Финляндией. Когда началась Великая Отечественная махаловка, командовал эскадрильей. Сражался на Ленинградском, Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах. С 1942 года командовал авиационным полком. За годы войны совершил 345 боевых вылетов, участвовал в 72 воздушных боях, лично сшиб 22 самолета противника и 6 в групповых боях.

После войны длительное время генерал-майор М. В. Кузнецов продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1974 года находится в запасе, проживает в Москве.

Короткая очередность и прошитый снарядами вражеский авиалайнер, вспыхнув, окутался дымом. Подпрыгивая и прикрывая голову руками, большой сухощавый германец побежал в сторону.

Выровняв свою машину, Михаил собирался завернуть ее, чтобы ещё раз одолеть путь над стоянкой вражеских самолетов, но в тот самый миг слева золотистыми всплесками мелькнула дорога. Инстинктивно отвернул авиалайнер направо и, оглянувшись, увидел, что два мессершмитта заходят позади. И тут же черная тень мелькнула сверху ещё пара мессеров без малого впритык насела на него.

Все, промелькнуло в голове. Уйти некуда, высота не больше 30 метров. Немцы зажали наглухо. Как он мог увлечься боем до такой степени, что оторвался от группы и стал добычей четверки истребителей противника?.. Новая дорога мелькнула рядом с кабиной, как только авиалайнер вильнул в сторону.

На миг вспомнились родная деревушка под Серпуховом, белые ромашки на лугу примерно дедова дома, звонкая веселье жизни, заставлявшая носиться по полю, надрываться от полноты счастья. Как давнехонько это было ребячество, тихие вечера, когда плотный воздух пахнет пылью и настоем трав, а мечты уносят далеко-далеко...

Секунды летят, вот уже единственный авиалайнер из верхней пары заходит на него. Неужели финал? Нет, до срока откланиваться с жизнью!

Кузнецов свечой вырвал авиалайнер вверх, прямо под пузо вражеского истребителя. Очередь и, неспешно скользя на крыло, мессершмитт стал снижаться, задымил и врезался в землю. Михаил круто развернул авиалайнер и увидел, что остальные вражеские истребители набирают высоту для атаки. Главное сделано он сумел отстать от них. Разворот, ещё разворот, он с радостью увидел спереди свои самолеты. Немецкие летчики, видимо, также заприметили их и, не приняв боя, ушли.

Кузнецов вышел победителем из этого, казалось бы, безвыходного положения. После посадки он собрал летчиков своей эскадрильи и стал с ними разбирать действия каждого в бою. Под финал сказал:

А в настоящий момент проанализируем мой полет. Увлекшись штурмовкой, я оторвался от группы, не увидел своевременно, как подошла четверка мессершмиттов, и только чудом уцелел.

Молодые летчики, недавно прибывшие в эскадрилью, с изумлением слушали командира. Выйти победителем из такого неравного поединка, сшибить истребитель противника, а вслед за тем перед подчиненными признавать свои ошибки! Этого они никак не ожидали.

Но Кузнецов знал, что поступает точно. Третий месяц идет махаловка с добро оснащенным, имеющим боевой навык противником. За это время полно сделано вылетов, всякий из них приносил что-то новое. Кузнецов знал, что молодые летчики не пожалеют жизни при встрече с врагом, пойдут на таран, чтобы сшибить авиалайнер противника, но он хотел, чтобы они грамотно, творчески действовали в бою, быстрее приобретали навык.

Вспомнились первые вылеты и то состояние неуверенности, которое преследовало его тогда. И тут на подмога пришли старшие товарищи. Своим примером они показывали, что врагов разрешено уничтожать, нужно только не трепетать их, скрупулезно подготавливаться на земле к каждому вылету, инициативно делать в бою.

То же самое делал в настоящий момент он, воспитывая у подчиненных тяготение обучаться боевому мастерству.

В единственный из августовских дней 1941 года Михаил летел в группе. Но вот саммит с истребителями противника и группа распалась. Каждый должен был сам достигать победы. Истребитель супротив истребителя. Исход мог быть только один: два самолета, два человека, две жизни ив течение минут или секунд единственный из них должен пропасть. И тут Михаил увидел, что с ним вступил в схватку ведущий вражеской группы, мастерски обладающий своей машиной.

Трассы проносились рядом с самолетом Кузнецова, и только огромным напряжением воли он успевал в последнее момент уклоняться от них. Он более того не знал, как это ему удавалось, до того скоро приходилось реагировать на каждое движение вражеского истребителя. Михаил чувствовал, что не хватает мастерства, что супротивник диктует ему свою волю, подчиняет себе. Он в один момент использует малейшую задержку или мало четкое движение при выполнении маневра. Инициатива боя целиком в руках противника. На долю секунды Михаил представил себе самодовольное физиономия вражеского летчика. Чувство протеста, лютая ненависть к врагу с огромной силой вспыхнули в нем. Михаил забыл об опасности. Только одно ощущение владело им во что бы то ни стало ликвидировать противника. Резко, так, что потемнело в глазах, развернул авиалайнер и увидел быстро несущийся навстречу мессершмитт. Втоварищ германец задрал нос самолета вверх, и на миг распластанные крылья мелькнули перед глазами. Михаил нажал на гашетку и отвернул авиалайнер в сторону. И тут же вражеская агрегатина в синеватом ореоле пламени, беспорядочно кувыркаясь, стала валиться на землю.

Но как втолковать молодым летчикам, внушить им, что не только умение, но и вера в победу, мужество и свобода решают исход боя? Кузнецов понимал: немного самому быть отличным воздушным бойцом нужно обучить подчиненных уничтожать противника. А для этого помимо объяснений требуется наглядный образец, чтобы летчики увидели, какой тактический прием выгоднее всего использовать в той или другой обстановке. Поэтому любой боевой вылет Кузнецов использовал с этой целью. Он безжалостно критиковал каждый промах, но добивался при этом, чтобы всякий пилот понял, в чем содержится оплошность, как нужно было делать, чтобы одержать победу.

Кузнецов ни в жизнь не действовал в воздухе стандартно, по шаблону. В любой воздушный махач он вносил что-то новое, родное. При встрече с врагом сперва всесторонне оценивал обстановку, а вслед за тем уже принимал единственно правильное заключение. Иногда соотношение сил было прямо не в его пользу, но отличное знание противника, его и своих возможностей помогали одерживать победы. Кузнецов завсегда старался применить наиболее результативные в данной обстановке тактические приемы.

Во время занятий Михаил Васильевич говорил молодым летчикам:

Первым увидел противника считай, что на 50 процентов решил исход боя в свою пользу. Раз первым увидел, можешь занять удобное положение для атаки, стукнуть как обухом по голове и в самом крайнем случае успеешь принять меры, чтобы подготовиться к отпору, если не сумел сам штурмовать. Железный закон истребителей: не видишь противника не считай, что его нет. Ищи. Считай, что он постоянно есть, только ты его не обнаружил. В полете запрещено расслабляться, успокаиваться. Немало было случаев, когда наших сбивали над своей территорией. Осмотрительность воспрещено ослаблять на протяжении всего полета от взлета до посадки. Второй закон не забывай о товарищах. Думай о себе, но не меньше и о них. Скажем, атакуешь в группе. Кончились боеприпасы не торопись вылезать из боя, атакуй, наседай. Пусть супостат не знает, что ты безоружный. А нужно будет иди на таран. Товарищей неизменно необходимо подсоблять...

Нередко команда прерывала учебу. Кузнецов поднимался в воздух и наглядно показывал, как нужно на практике реализовывать то, о чем только что рассказывал на земле.

О Кузнецове и его эскадрилье знал уже весь Ленинградский фронт. В железном кольце блокады, полуживые от голода, но несгибаемые в своей решимости побороть, ленинградцы мужественно боролись, помогая фронту. Если воздушные бои происходили над городом, летчики знали, что обитатели смотрят на них, и дрались яростно и бесстрашно. Когда Кузнецов проходил по заснеженным улицам ставшего ему родным города и видел изможденные лица, чувствовал на себе взгляды, в которых были вопросительный мотив и надежда, ему хотелось скорее сызнова подняться в воздух и беспощадно уничтожать фашистов.

После неудачной попытки завладеть городок штурмом гитлеровцы решили брать его измором, измотать, обескровить его защитников. С этой целью вражеские самолеты систематично вылетали на бомбежку, разрушая жилые дома, промышленные объекты, дворцы и музеи, исторические памятники.

Командованию стало известно, что большое численность немецких бомбардировщиков базируется на аэродроме Сиверская, близко от Ленинграда. Решено было причинить сильный потрясение по аэродрому. Возглавил группу бомбардировщиков ПЕ-2 популярный своим мастерством и храбростью тертый начальник подполковник Сандалов. Сопровождать бомбардировщиков препоручили эскадрилье истребителей МИГ-3, которую должен был известия Михаил Кузнецов.

Вылет наметили до времени утром. А намедни летчики собрались сообща, чтобы обсудить свои действия. Наметили порядок полета, район сбора, боевой строй и вопросы взаимодействия, но при разработке маршрута полета и направления, откель завертывать на бомбометание, возникли разногласия. Некоторые предлагали лететь напрямую к цели, чтобы как разрешено меньше времени находиться над вражеской территорией. Но Сандалов и Кузнецов предложили иной проект, позже обсуждения принятый всеми, перелететь линию фронта юго-западнее Сиверской и заскочить на вражеский аэровокзал с тыла, откель немцы не ожидали удара. Маршрут проложили над наиболее безлюдной местностью, с несколькими изломами, чтобы не вручить противнику возможности обусловить действительное ориентация полета.

На аэродроме было ещё черно, когда самолеты единственный за другим поднялись в воздух. Тусклый ноябрьский рассвет застал группу уже над вражеской территорией. Вскоре самолеты развернулись и, как было намечено, с тыла зашли на аэровокзал. Ни одна зенитная пушка не успела пальнуть, а советские летчики, скрупулезно прицелившись, уже сбросили бомбы. Кузнецов летел замыкающим, чтобы установить результаты удара бомбардировщиков. Налет был произведен мастерски. Горели самолеты, склады, какие-то деревянные постройки, груда кирпичей и дымящихся балок осталась на месте четырехэтажного здания, в котором жили немецкие офицеры.

Молодцы сандаловцы! восхищенно подумал Кузнецов, но вдруг заметил, как малость в стороне и ниже его что-то блеснуло в первых лучах появившегося солнца. Вражеский истребитель!

Да, это был мессершмитт, тот, что заходил снизу на группу бомбардировщиков. Кузнецов грубо спикировал и направил свой миг в его сторону. Через немного секунд, когда машины сблизились, Михаил, поймав в перекрестие прицела кабину вражеского самолета, нажал на гашетку. Мессершмитт содрогнулся и, неторопливо сваливаясь на крыло, начал снижаться, опосля ослепительно зажегся и горящим комом взрезался в землю.

Вся группа наших самолетов возвратилась на свою территорию без потерь.

А вскоре партизаны сообщили, что в результате этого налета 48 самолетов уничтожено, немало гитлеровских служивый и офицеров убито. Вражеский аэропорт на долгий срок был выведен из строя.

Ненависть к врагу, пренебрежение к смерти Кузнецов научился сочетать с железной выдержкой. Когда его назначили командиром полка, все восприняли это как должное. Сначала полк воевал на Калининском фронте, но вскоре его перевели под Ржев, а после этого в район Богучар и Миллерова, где шли ожесточенные бои. Полк состоял из молодых летчиков, и Кузнецов умело вводил их в строй, требуя, чтобы всякий в совершенстве знал боевую технику, не только свою, но и противника, обучал их наиболее действенным приемам боя.

25 августа 1943 года полку присвоили звание гвардейского. К этому времени на счету у многих летчиков было не менее десятка сбитых самолетов, у Тимошенко, Химушина, Бобкова, Артемненкова по 12, а у Савельева 16. Сказывалась выучка.

Два года войны не прошли даром. Возмужали в боях молодые летчики, крепкая приятельство связала их. Они делились мечтами о будущем, читали дружбан другу письма родных и близких. Приход почтальона неизменно был для них радостным событием.

Вот и в текущий момент Михаил Васильевич получил безотложно два письма. Одно из дому по почерку узнал руку отца. Второе с Ладоги, с Карельского фронта, от брата. Петр также пилот. Жаль, что они вдали приятель от друга.

Не успел завернуть письма, как дежурный доложил, что прибыли молодые летчики. Вскоре подошли и они. Вглядываясь в юношеские лица, Кузнецов старался обусловить характеры новичков. Первое ощущение нечасто обманывало его сказывался навык работы с людьми. Был оттого что секретарем комсомольской организации в ФЗУ, секретарем комитета комсомола на заводе. И позже, когда стал летчиком, зачастую выполнял партийные поручения.

Вновь прибывшие ему понравились. Посмотрим, как покажут себя в бою, подумал он. После короткого разговора с новичками Кузнецов приказал составить летный состав на занятия.

Немецкие летчики, говорил Кузнецов, нечасто ввязываются в деятельный махач. Они любят наносить удары из-за угла, рассчитывая на внезапность, действуют по отдельным оторвавшимся самолетам. Если первая штурмовая вылазка не удалась, они, как правило, неблизко уходят, чтобы сызнова возвратиться, когда их не ожидают. Нужно всегда наблюдать за противником, не ослаблять внимания. В бою делать напористо: если неприятель почувствует слабость, он, становится нахальным.

Командир рассказывает летчикам о новом немецком самолете ФВ-190. Фашисты трубят о его необыкновенных качествах.

Недавно наши летчики Куприянов и Семейко сшибли единственный авиалайнер, а второй посадили на нашей территории. Скоро его доставят на аэровокзал. Но у нас уже в текущее время есть данные этого самолета. Он прост по технике пилотирования, устойчив при пикировании. Недостаток большущий полетный вес, а отседова плохая маневренность. Значит, нам выгоднее всего навязывать маневренный махач на вертикалях, учитывая при этом, что излюбленный прием фашистов резкое пикирование.

Молодые летчики чутко слушают командира полка. Все в его словах ясно и обоснованно, внушает уверенность в победе. Шло время. Нечеловеческое усилие воздушных боев и вылетов на штурмовку наземных целей чередуется с учебой на земле. И...резво ещё раз прибывшие уже самое малое в чем уступают ветеранам. Каждый вылет с Кузнецовым дает им немало полезного. Истребители его полка стали грозой для фашистской авиации.

Зима 1945 года. Войска 1-го Украинского фронта форсировали Одер и широким фронтом вышли к реке Нейсе. Идут бои за города Губен и Форст, расположенные в 100 километрах от Берлина. Победа близка, но супротивник сильно противится. Наша авиация поддерживает наземные войска, не давая возможности противнику подтягивать резервы.

В день двадцать седьмой годовщины Советской Армии шестерка яков вылетела на свободную охоту. Вел ее Герой Советского Союза Михаил Кузнецов. Группа шла в боевом порядке фронт из трех пар. Ведущая пара держалась ниже на 50 метров. Такой строй снабжал недурной обзор передней и задней полусфер. В районе города Губен Кузнецов увидел в воздухе немного групп ФВ-190 общей численностью до 40 самолетов. Они штурмовали наши войска. Фашисты образовали круг из групп по 8 10 самолетов и с пикирования сбрасывали бомбы. Четверка самолетов, видимо без бомб, держалась на 400 500 метров выше главный группы, прикрывая ее от атак с воздуха.

Кузнецов повел свою группу на противника. Густая дымка облаков позволила приблизиться скрыто. Шестерка устремилась на верхние истребители, но те, заметив советские самолеты, не привяли боя, грубо спикировав под свою группу. Тогда шестерка вошла в круг немецких самолетов, пристроившись впритык к ним. Немцы поначалу ничего не подметили, но, когда единственный за другим три их самолета упали, объятые пламенем, они заметались, стали беспорядочно сбрасывать бомбы. Советские истребители были в 10 15 метрах от вражеских самолетов и в упор расстреливали их. Строй вражеской группы распался. Еще четыре машины было сбито. Уцелевшие самолеты спешно уходили с поля боя.

Семь сбитых самолетов недурной гостинец к празднику! с удовлетворением думал Кузнецов, возвращаясь на свой аэропорт.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Макаров Mihail Makarov

Герой Советского Союза. Михаил Андреевич Макаров награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени, многими медалями.
читать далее

Михаил Мартынов Mihail Martiunov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, орденами Отечественной..
читать далее

Михаил Миронов Mihail Mironov

Был дважды ранен, но не покинул поле боя. 21 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено..
читать далее

Михаил Одинцов Mihail Odincov

За период Великой Отечественной войны М. П. Одинцов совершил 215 боевых вылетов. Был командиром эскадрильи, штурманом, а затем заместителем..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий