Известные люди

»

Михаил Мачин

Михаил Мачин Mihail Machin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.9.1907
Всего произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 9 и в составе группы - 11 самолётов противника. 0 года за умелое руководство частями корпуса в период Берлинской наступательной операции, проявленные в годы войны мужество и отвагу, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 21 Сентября 1907 года в селе Летяжевка, сейчас Аркадакского района Саратовской области, в семье рабочего. Окончил школу 1-й ступени по месту рождения и подготовительные курсы в высшие учебные заведения в Воронеже. В 1931 году по партийной мобилизации поступил в Энгельсскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Служил в частях бомбардировочной авиации, в 1940 году перешёл в истребительную авиацию. Добровольцем участвовал в боях с японскими захватчиками в небе Китае ( 1937 - 1938 годы ), после этого - у озера Хасан в 1938 году ( командовал авиабригадой имени В. И. Ленина ).

С начала Великой Отечественной войны до победы над Германией сражался на Центральном, Западном, Юго - Западном, Воронежском, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в оборонительных операциях первого периода войны, Курской битве, освобождении Украины, Польши, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии.

С Июня 1941 года командовал ВВС 40-й армии, следом был командиром 207-й истребительной авиадивизии. Участвовал в боях под Москвой. С Августа 1942 года - начальство советской миссии в США по осуществлению поставок самолётов и боевой техники для фронта. С 1944 года - командующий 5-м Гвардейским истребительным авиационным корпусом РВГК ( 2-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Украинский фронт ).

Вэтого произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сшиб 9 и в составе группы - 11 самолётов противника. 29 Мая 1945 года за умелое руководство частями корпуса в отрезок времени Берлинской наступательной операции, проявленные в годы войны мужество и отвагу, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в Вооружённых Силах. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал должности командующего воздушной армией ВВС и ПВО, командующего истребительной авиацией ПВО страны. С 1971 года Генерал - Лейтенант авиации М. Г. Мачин - в отставке. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( пять ), Богдана Хмельницкого 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), 8-ю орденами иностранных государств, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и многими другими. Жил в Москве. Ввозглавлял секцию АЛСИБ в Российском комитете ветеранов войны. Умер в Москве 7 Февраля 1995 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

* * *

Летом 1942 года в диких, нехоженных местах Чукотки и Восточной Сибири появились возле 20 основных и промежуточных аэродромов, созданных в невероятно сложных условиях самоотверженным трудом десятков тысяч наших людей, в том числе и участников нерадостно известного ГУЛАГа. Они должны были служить для перегонки посредством необъятные пространства бесчисленных эскадрилий ленд - лизовских истребителей, бомбардировщиков, транспортных машин.

Начиналась перегонка в Фербенксе - втором по величине городе Аляски. Сюда на базу ВВС США, ленд - лизовские самолёты сквозь Канаду "своим ходом" прибывали с нескольких американских заводов. После основательной проверки и подготовки техники специалистами двух стран, отправлялись машины в неблизкий и связанный с опасностью стезя к фронту. На некогда жестко секретном объекте до сих пор сохранились отдельные дома, где жили представители нашей военной миссии во главе с Полковником М. Г. Мачиным. Как и в прошлом, неподалёку от превосходной взлётно - посадочной полосы аэродрома Лэд - Филл стоит громадина ангара 1.

...Летом 1942 года командира 207-й истребительной авиационной дивизии Михаила Мачина неотложно вызвали в Москву. Член ГКО, нарком внешней торговли Анастас Микоян был немногословен: "На вас возлагается руководство военной миссией по приёмке на Аляске американских самолётов..." Откуда было быть в курсе боевому лётчику, что между Председателем СНК СССР И. Сталиным и Президентом США Ф. Рузвельтом уже длительное время велась интенсивная переписка сравнительно возможности переброски американской авиационной техники по трассе с кратким наименованием - АЛСИБ ( Аляска - Сибирь ).

Полсотни опытных авиаспециалистов во главе с Полковником Мачиным оказались в Фербенксе.

- Помню первое общение с американцами, - рассказывал позже Михаил Григорьевич. - Нас приветствовал начальник аляскинской авиабазы бригадный генерал Гафни, честный, отзывчивый дядя, немало сделавший для чёткого функционирования перегоночной трассы.

Рабочее натуга воистину оказалось на пределе человеческих сил. Тот что ни на есть ангар 1 позволительно без натяжки окрестить ремонтным заводом. Огромное, лишённое внутренних опор помещение укрывало в то же время до 50 самолётов. По обе стороны "зала" тянулись несметные кабины - лаборатории, оснащённые первоклассной по тому времени контрольно - измерительной аппаратурой и ремонтным оборудованием. На втором этаже - оригинальные тренажёры для лётчиков. Из ангара уходили в аляскинское небеса и "Аэрокобры" и "Бостоны", и "Дугласы".

Работали круглые сутки, посменно. Первоначально авиабаза принимала из "континентальных" Штатов до 150 самолётов в месяц, позднее - уже немного сотен.

Первая зимушка в Фербенксе оказалась в особенности трудной. Был лютый морозец. И на близкий Чукотке холод свирепствовал вовсю. Оттуда и из Якутии стали поступать тревожные вести: застывает гидросмесь в системе машин. Как быть ? Генерал Гафни сразу же связался с химиками Аляскинского университета, и те практически в считанные дни придумали оригинальную присадку, которая немаловажно повысила устойчивость гидросмеси к низким температурам.

Тепло вспоминал Михаил Григорьевич о людях - и наших, и американцах. Евгений Гаврилович Радоминов - инженер, крупный знаток техники. Капитан Михаил Михайлович Губин - бесценный авиаспециалист, он ещё и прилично освоил британский язык, помогал переводчикам.

Американцы - мастера своего дела. Среди них - Полковники Киллор, Кичегмен, Барделон; Капитан Николай - де - Толли, праправнук известного русского полководца Отечественной войны 1812 года, мужественный лётчик и обаятельный мужчина.

Среди многих наград Михаила Григорьевича Мачина есть одна редкая реликвия - Почётный диплом за подписью Президента США. В нём такие слова: "Настоящим удостоверяется, что Президент Соединённых Штатов Америки в соответствии с приказом Георга Вашингтона, изданным 7 Августа 1782 года, во воплощение в жизнь акта Конгресса наградил орденом "Легиона доблестных" Полковника Вооружённых Сил СССР Михаила Мачина за беззаветную преданность и только доблестное поведение при исполнении выдающейся службы". 12 Июля 1944 года Франклин Д. Рузвельт подписал тот самый протокол, которого заслуживал практически любой на АЛСИБе...

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Михин Mihail Mihin

В 1941 году был призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, а в 1945 году и Сталинградскую..
читать далее

Михаил Нюхтиков Mihail Nuhtikov

0 года за освоение новой военной авиационной техники, проявленные при этом мужество и отвагу, лётчику - испытателю Полклвнику М. А. Нюхтикову было..
читать далее

Михаил Осипов Mihail Osipov

Совершил за годы войны 300 боевых вылетов, Михаил Осипов уничтожил в воздушных боях 13 самолётов противника ( 9 лично и 4 в группе ). Был награждён..
читать далее

Михаил Пивоваров Mihail Pivovarov

К концу войны на счету Михаила Пивоварова числилось около 350 успешных боевых вылетов, 80 воздушных боёв, 40 сбитых самолётов противника лично и 1 в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий