Известные люди

»

Михаил Сандлер

Михаил Сандлер Mihail Sandler Карьера: Граждане
Рождение: Россия
Родился в мае 1920 года, в городе Николаеве, в 1931 году семья переехала в Запорожье. Там я закончил школу и автотехникум. Но работать по специальности не пришлось...

Песню фронтового шофера знают многие, а вот водить знакомство с водителем военной поры мне лично приходится в начальный раз. Очень любопытно от Вас услыхать, какой же она была путь-дорожка фронтовая.

Расскажите о себе.

-Родился в мае 1920 года, в городе Николаеве, в 1931 году семейство переехала в Запорожье. Там я закончил школу и автотехникум. Но трудиться по специальности не пришлось. Уже посредством неделю потом получения диплома, в июне 1939 года меня призвали в Р.К.К. А. Попал я в учебный полк в Шепетовке, готовивший специалистов для танковых частей Киевского округа. Мой диплом об окончании автотехникума предопределил мою дальнейшую судьбу. Послали в школу младшего комсостава, и вскоре в звании сержанта я оказался в автороте 65-й танковой бригады. Бригада дислоцировалась в Городке, в 30 км от Перемышля, в 70 км от Львова. Служил в должности помкомвзвода. Бригада была вооружена танками Т-26, БТ, а в автороте были машины ГАЗ-АА, ГАЗ-3А, ЗИС-5, ЗИС-6.

Какой была довоенная Красная Армия? Какие были отношения между красноармейцами?. Как кормили и одевали защитников трудового народа? Каким был комсостав довоенной поры?

-Армия для нас была как близкий обиталище. Отношения между солдатами по иному как братскими не назову. Никаких намеков на пресловутую дедовщину или на национальную рознь в помине не было. Вы не подумайте, что я, как и многие пожилые люди, идеализирую свою юность. Дисциплина была строгой, но мы ни в жизнь не слышали от своих командиров грубого слова или мата. Новобранцев принимали со всей душой, не смотрели на порядок образования или национальность. В сороковом году в армию пришло невпроворот западников и был поток новобранцев из Средней Азии, (до этого среднеазиаты как правило служили только в национальных территориальных дивизиях). Многим несладко давался российский язык или азы овладения техникой. Никаких насмешек над ними не строили, терпеливо все разъясняли. Для многих вс была пропуском в большую жизнь, а профессия водителя в те годы была престижной. В автомобильные части набирали людей с образованием. Все солдаты были ладно одеты, обуты в сапоги. Кормили в армии более того лучше, чем мы бы питались на гражданке. Кашу с мясом ели всякий день, помимо так называемого рыбного дня. Солдатам выдавали махорку, платили жалованье, кажется семь рублей в месяц. На эти капиталы покупали зубной препарат, подворотнички, но папирос обрести себе разрешить не могли, так как пачка стоила 35 копеек. Я не помню, чтобы были разрешены денежные переводы из дома.

Помкомвзвода получал 36 рублей в месяц, старшина-сверхсрочник имел зарплату малость ли не 500 рублей + паек. Многие пацаны стремились остаться в армии на сверхсрочную службу.

По поводу комсостава, я скажу, что до войны, видимо ещё были сильны остатки традиций царской армии, и наши командиры старались новости себя с достоинством и культурой. Например, я ни разу не видел пьяного или небритого командира. Обращались к солдатам с уважением, а не как к быдлу в шинеляхМы также уважали своих командиров. А вот офицерский состав конца войны, по моему личному мнению, больше напоминал сброд жлобья. Я имею в виду не мелкую сошку в звании до майора включительно, а старшой комсостав. Я, по роду службы, не только на авангардный катался, но подчас и по тылам ездил, оттого что зачастую склады ГСМ или боеприпасов размещались в 3040 км от авангардный. Насмотрелся по тылам на таких начальников, которых было не сосчитать, и не мог урузуметь, откель все это. всплыло. Хамство, мат, спесь, угрозы, безграмотность Простого солдата гробили и унижали, почем бесполезно. Разговор у многих полковников был единственный Я тебя в штрафную закатаю! Я тебя расстреляю! Мать-перемать!.. А когда в конце войны началась трофейная лихорадка, то смотришь на какого-нибудь тылового полковничка, тот, что свой вагон с трофеями в Союз отправляет, и думаешь о таком командире ты бы сволочь так на войне в атаки резво ходил, как в текущий момент чужое добро хапаешь. Не все были такими, но процент жлобья удручал

Но парадоксальный факт остается фактом вс сорок первого года с кадровым комсоставом не выдержала натиска и бежала в тыл, а вот господа-офицеры образца сорок пятого года войну выиграли, хоть и на солдатской крови и костях.

А точнее будет заявить так войну выиграли лейтенанты фронтовики меня поймут Были конечно приличные люди, такие как начальник нашей 3- й ТА Рыбалко, мой комбриг Якубовский или начальник соседней бригады Драгунский, которые и боец своих берегли, и простого бойца уважали, но в основном в армии в конце войны преобладал командно-матерный манера руководстваХватит об этом.

День начала войны. Каким он был для Вас?

-21 июня, в субботу вечером, к нам в доля, привезли в воинский ларек невиданное доселе для простых красноармейцев чудо пиво в бочонках. Ребята подходили с котелками, покупали пол-литра пива за 20 копеек. Многим из нас оставалось служить в армии окончательный месяц до демобилизации, и мы сидели в курилке, пили пиво и делились планами на гражданскую бытие. Ларек работал допоздна, и мы пошли дремать только в два часа ночи. А посредством два часа на нашу количество с неба посыпались бомбы. Потери от первой бомбежки были небольшие, но эмоции, которое мы испытали в это начало дня, тяжело передатьЭто был шок

Вроде и знали, что битва до срока или поздненько выдасться, как будто и готовились к ней но когда видишь убитого осколками бомб своего товарища, с которым два года в казарме на соседних койках спал, на сердце заделываться сильно тяжелоНас готовили побеждать, а получилось, что всем ордера выдали в Могилевскую губернию Уже в пять часов утра к казарме прибежал начальник моего автовзвода лейтенант Фролов, вызвал 5 водителей, и приказал погрузить на полуторки семьи комсостава и вывезти их во Львов. Я был посреди названных Фроловым шоферов. В панике, семьи командиров с жалким скарбом погрузились в кузова, и наша колонна пошла на Львов. Ехали проселочными дорогами весь день, добрались до Львова, и остановились в центре города рядом с большим костелом. С чердаков по нам стреляют. Дети из семей комсостава лежат близ грузовиков, рёв стоит. Решили мы детей напоить, заходим в близлезжащие дома, просим ведро воды никто не дал!!! Еще зубы скалили, мол финал вам, Советы. В принципе, другого поведения мы от них не ожидали, западники нас не признавали Через два дня только удалось погрузить семьи комсостава в товарняк уходящий на восток. Вернуться в Городок мы не могли, район базирования бригады уже был захвачен немцами.

Фролов приказал отправляться к старой границе. Только сквозь три недели вблизи Житомира, мы ненароком наткнулись на остатки нашей бригады, в которой то уже и танков без малого не было. Ребята рассказали, что призывники из западных областей дезертировали в массовом порядке, поведали как немцы умеют биться, одним словом, ничего радостного не сказали.

Поставили бригаду в оборону под Киевом.

Оборона наша была в отдалении не стальной. Достаточно простого примера. Стоявшая рядом с нами пехотная дивизия набранная из запасников получила на вооружение польские карабины, но подходящих патронов к ним не было!. Солдатам объяснили пуля-дура идиотка, штык молодец

За день до безрадостно знаменитого трагического киевского окружения, нас, троих водителей, послали в основательный тыл, за 150 км, на ремзавод за запчастями. По дороге вспять мы нарвались на бегущих в панике боец. Капкан окружения захлопнулся, а наша группа из трех джентльмен по воле случая спаслась После войны встретил одного товарища из бригады, он утверждал, что ему единственному посчастливилось выскочить из кольца

Что творилось на фронтовых дорогах сорок первого года? Куда Вас забросила дальше фронтовая фатум?

-Что сказатьНа дорогах царила паника и трепет. Многократно нас бомбили, многие десятки раз. Сначала отбегали от дороги, а следом многими овладевала апатия. Нас бомбят, немецкие бомбардировщики по головам ходят, а мы легко ложимся рядом с машиной и ждем, что Бог поможет и убережет от смерти на тот самый разДрапали все, существование спасали Отвечаю честноГерои сорок первого года в земле влажный с той поры лежатВыжили только те, кто в какой-то миг, потеряв надежду и веру в свои силы, отошли назадНасмотрелся я тогда на заградотряды и чекистских заслоны, видел и седых полковников с наганом в руке пытавшихся в бессильной злобе застопорить деморализованную солдатскую массу Об этом рассказано уже немалоСорок основополагающий год это позор и драма не только для кадровой армии, это боль всей страны

Мы на своих трех машинах пристали к пехотной части, вернее нас зашанхаил, своим приказом начальник пехотинцев. А сквозь немного месяцев на дороге, колонну машин шедших порожняком, остановили патрули из НКВД. Нас отделили, приказали захватить вещмешки из кабин, и всех водителей направили в запасной полк. В кабины за руль сели шофера НКВД-эшники. Смысл подобной замены, мне не понятен до сих порЧетыре месяца нас кантовали из одного запасного полка в прочий. На южных участках фронтах стояло затишье, никто нас, из резервных полков, толпами в пехоту не гнал, надобности не было. В апреле сорок второго я попал в 91-ую отдельную танковую бригаду подполковника Якубовского, и в этой части прошел всю войну.

Чем была вооружена Ваша бригада? Что представлял из себя собственный состав бригады?

-Бригада прибыла на Дон позже формировки в Казани. Больше половины бригады были сибиряки, огонь- ребята. А вот кадровых танкистов в составах экипажей без малого не былоКадровые уже все под Дубно и Белостоком головы сложилиНа вооружении бригады были легкие танки Т-70 и Т-60, но уже в сентябре сорок второго у нас была рота КВ. Легкие танки заправлялись бензином, и в бою горели как деревянные одноразовые зажигалки. Т-34 бригада получила только затем Сталинграда. Сначала бригада была двухбатальоного состава, но в сорок четвертом году в бригаде было три танковых батальона, батальон автоматчиков-танкодесантников, и нам всю дорогу придавали на усиление полк самоходок СУ-152

Бригадой командовал грядущий Дважды Герой СССР белорус Якубовский, начштаба был Данович.

Насколько здоровенный была авторота бригады?. На каких машинах Вам пришлось колесить?

-В разное время в состав автороты входило от 40 до 120 машин. Рота делилась на взвод боепитания −20 машин, взвод ГСМ, взвод ПФС и штабных машин, ремвзвод. Например, в конце войны, у нас в роте было до 30 трофейных машин немецких и итальянских, начиная от легковушек и заканчивая грузовиками. Начинали мы в бригаде с нашими ЗИС, английскими машинами и американскими интерами. Через полгода мы получили первую партию студебеккеров переправленных посредством Иран. Мы смотрели на эти машины с восхищением, до такой степени эта техника отличалась от наших топорных полуторок. В кабине водителя в пазах, находились два выдвижных ящика. В первом были мелкие запчасти, лампочки. Во втором ящике находилась униформа водителя кожаные куртки, краги, кожаные шлемы с очками, и самое главное комбинезоны цвета хаки с многочисленными застежками молниями. Мы, лапотники, ни в жизнь раньше эти змейки-застежки не видели. Но покрасоваться пришлось в заморских нарядах только пару деньков. Штаб бригады приказал Американскую форму снять!. Это ломание правил уставной формы одежды!Через день весь штаб ходил в наших комбинезонах.

Ездить мне приходилась на всех типах машин бывших в автопарке роты. В конце сорок третьего года, я, будучи командиром автовзвода, получил звание младшего лейтенанта. В мою обязанность входила обкатка всех машин.

Ремонтная работа в бригаде была громадный? Кому подчинялись ремонтники и водители?

-Было два тягача, танки Т-34 без башен и две машины-летучки. Ремонтная летучка А полуторка с деревянной будкой, и летучка Б с токарным станком в кузове. Замена траков и более того катков, как правило проводилась на поле боя, и ремонтники зачастую погибали. Командовал ремонтниками помпотех бригады подполковник Демешко, а службой тыла бригады возглавлял Воловщиков. Ротой тех.обеспечения командовал капитан Калашников.

Какие потери были у водителей в бригаде?. В чем по Вашему мнению, причины потерь посреди водителей? Чем вооружали шоферов?. Приходилась ли водителям входить в махач со стрелковым оружием?

- Скажем так: из первого состава автороты, до Победы, довоевали в составе бригады 20%, и все они были ранены или контужены по крайней мере единственный раз, вернулись в бригаду затем госпиталей и санбатов. Кстати, процент выживших танкистов из сталинградского набора был приблизительно таким же −20% выжило.

В тыловых авточастях разрешается было войну испытать постепенно, но в танковой бригадеНаша служба как правило была дневной, на авангардный или в непосредственной близости от нее. Большинство выбывали по ранению, но и убивало шоферов у нас зачастую. Тут причиной были не только привычные для нас бомбежки или артобстрелы

Часто погибали по глупому вместо указанной на карте, сравнительно безопасной дороги, ехали напрямик и подрывались на минахЧасто, ночью, в неразберихе заезжали к немцам, граница фронта не завсегда была абсолютный.

На Западной Украине было немного стычек с бендеровцами, нападавших на мелкие автоколонны, также не обошлось без потерь. Еще на моей памяти два боя с немцами, выходившими из окружения.

Хоть и жили мы с танкистами бригады как говорится суть человеческая в душу, но другой раз наша бытие зависела от танкистских капризов. Допустим привезли мы снаряды к танкам. Танкистов просят по рации отвести танки обратно для пополнения боезапаса. Кто-то отходил, но чаще танки оставались на месте, на линии огня или в капонирах. Загрузка производилась нередко под немецким огнем. В единственный таковый денек мой взвод потерял одномоментно восемь водителей. Я сам схлопотал осколки в руку и ногу, но хоть смог присесть за руль и вывезти в санбат своих шестерых раненых товарищей. Рядом со мной сидел истекая кровью мой приятель -водитель с оторванной рукойА по поводу стрелкового боя. Шоферов не сажали на броню танков в качестве десанта и не использовали как простую пехоту более того в самые критические моменты. Шоферов берегли, в то время чуть-чуть кто мог водить машину, а в тылу водителей готовили на курсах по 34 месяца.

А обвинять полмиллиона фронтовых водителей, мол, в штыки не ходили и немцев не убивали, по крайней мере идиотично. С таким же успехом разрешено проронить, что полмиллиона техсостава в авиации или полмиллиона в саперных армиях и железнодорожных частях нетрудно отсачковали от авангардный. Судьбу войны решила техника и ее кто-то должен был обслуживать! Другое занятие, когда на любой авиалайнер была орава обслуги по надцать дядя, да по трое политотдельцев, но не мне судить об этом, я штаты частей не утверждал. Поймите, из всех призванных в армию в годы войны, может быть 30% служивый видели врага в лик человеческий или были в непосредственном боевом контакте с немцами, а остальные обеспечение и поддержкаУбил я верно за войну пятерых немцев и двух бендеровцев, легко мне зачастую фатально везло нарываться на немцев.

А как собак нерезаных это или немного?..

В рукопашных я не участвовал, в танке в атаку не ходил, но за четыре года войны пришлось столь лиха хлебнуть, что и иному пехотинцу чуть-чуть не покажется Ладно, оставим риторику.

Вооружали водителей карабинами, но в конце войны считалось хорошим тоном располагать в кабине германский автомат. Иногда, на каждую машину давался сопровождающий служивый для охраны, из роты автоматчиков бригады. Такой боец попутно был и грузчиком. Я, лично, помимо штатного оружия, имел 13-зарядный револьвер Вальтер. Гранаты у водителей были больше для красоты, ну, и рыбу глушить. Я за всю войну только единственный раз гранату кинул, когда на бендеровскую засаду нарвались.

Личный состав автороты намного отличался от состава стрелковой роты, скажем в возрастном аспекте или в национальном?.

-У нас в основном служили пацаны в возрасте 3035 лет, а в пехоте вечно крайности или все юнцы по 18 лет, или стариков из обоза пригонят, брешь в обороне и личном составе латать. Ротой командовал капитан, бывший до войны завгаром, и отношения в роте напоминали больше гражданскую автобазу, чем уставную армейскую количество. Всех шоферов называли уважительно по имени-отчеству.

Коллектив был у нас интернациональным. Кроме славян, в роте был узбек, два эстонца, татары, еврей, казах Среди водителей моего взвода был бывший председатель донского колхоза. Был парнишка, ставший затем войны профессором в Минске.

Помню водителя из бывших уголовников, классный парнишка. Его ненавидел единственный из наших особистов, более того пристроил в штрафную роту, но парнишка вернулся позже ранения к нам вспять.

Мой близкий приятель Солгунов из Саратова, был старше меня на 10 лет. У него была большая семейство пятеро детей, и я, все время пытался его уберечь.

Большинство водителей было бывшими городскими жителями, людьми с определенным образованием, а в пехоте было весьма навалом бывших крестьян. Образовательный статус на фронте, где-то с середины сорок второго года, решал немало

Особисты автороту также из виду не выпускали?

-А кого они тогда в покое оставляли?.

Танкистам от них невпроворот горя доставалось. Песню слыхали про танкиста вызванного в своеобразный отдел В следующей атаке непременно сгорю?. Актуальная на войне была песня.

Был у нас особист, майор Самохвалов, как бы тихий мужчина. Иногда смотрит, водители картошку пекут, сядет рядом, говорит только на отвлеченные темы любовь-морковь, в душу не лезет. Но его помощник в звании старшего лейтенанта, держал в страхе всю бригаду. Такая сволочь был, стольким людям судьбы поломал Мы все надеялись, что его или немцы когда-нибудь убьют, или кто-то из своих по-тихому пристукнет, но дожил тот самый гад до конца войны. Бог почему-то эту паскуду пожалел.

Нас, водителей, тот самый старшой лейтенант без затей ненавидел, заявляя Все водители жулики и воры! По вам штрафная рота плачет. Я не выдержал и ему как-то ответил А по тебе стрелковая рота рыдает, уж заждалась тебя она!.. Особисты своих машин не имели, и для своих разъездов забирали машины в автороте. Так тот самый ст.лейтенант когда едет рядом с нашим водителем, то непременно или вербует в стукачи или вынюхивает, что в автороте новенького.

Был у этого особиста верный товарищ из нашей роты, шофер Ильченко, заметный человек лет 30-ти, все время вызывавшийся добровольно на тяжелые задания, награжденный медалью За Отвагу. В мае сорок пятого, под Прагой, на моих глазах Самохвалов арестовал Ильченко. Выяснилось, что его настоящая фамилия Коломиец, что тот самый джентльмен был командиром немецкого полицейского карательного отряда в Донбассе, лично убил сотни советских людей. Документы на имя Ильченко он забрал у убитого им красноармейцаВот такая история

На Украине, под Фастовым, в конце 1943 года, мы ненароком оказались при исполнении вердикта карателям предателям Родины. Шесть полицейских из украинских карателей предстали перед трибуналом армии. Приговорили их к повешению. Еще немецкие виселицы целыми стояли, только помост был разрушен. Город мы только за два дня до этого случая освободили. На головы приговоренных одели мешки, связали им руки за спиной. К нам подошел особист и попросил подогнать одну машину с опущенными бортами под виселицы. Это мы сделали, но когда нквдэшник спросил- Кто за руль сядет на исполнении?, ему ответили Сам за руль садись и жми на газ. Хоть и сказали нам, сколь советских людей эти полицаи истребили, никто из нас не хотел забирать на себя эту работуЕсли бы попросили нетрудно гадов пустить в расход, длань бы не дрогнулаНо вешать

Политотдел бригады пользовался уважением у служивый?

-Тяжело ответствовать за всех боец бригады. Комиссаров за войну столь перед глазами прошло. Был у нас комиссар Анохин, бывший управляющий школы из Ленинграда, цивилизованный, образованный, а главное славный и лично храбрый мужчина. У него был сынуля, мой ровесник и тезка, тот, что ещё в сорок первом погиб. Анохин приходил иной раз меня навестить, сядет рядом, смотрит, и говорит Как вы с моим Мишкой товарищ на друга похожи!Его бойцы уважали, Анохин не был пустобрехом и его авторитет был непоколебим. Всегда заботился, чтобы все в бригаде были накормлены, одеты. И если у кого из служивый в тылу семьи бедствовали, он им пытался подсобить, писал письма в местные советы. Хороший был джентльмен.

А вот шеф боепитания, свой парторг бригадный, капитан, украинец. Тютюнник, был редкой скотиной. Сцепились мы с ним как-то. Сидим, выпиваем с танкистами. Хорошо уже поддали, и нежданно мне тот самый Тютюнник заявляет Все твои от фронта на Урале и в Ташкенте прячутся!. Отвечаю ему Мои, на Урале, на заводах для армии танки и пушки делают, а твои у немцев полицаями да карателями служат!. Он за наган, я ему сию минуту заехал кулаком по роже. Танкисты ему добавили, избили Тютюнника сильно качественно. После этого, он старался со мной не сталкиваться, ему внушили, что я, якобы, его пристрелить поклялся. Делать мне больше было нечего, как счеты с дураком сводить. Но пакости от парторга я ждал. Полтора года я не получал ни одной награды, все наградные листы на меня парторг выуживал из стопки бумаг и уничтожал. Но это тонкость, а я ждал подлости покрупнее, что-то как будто трибунал с высшей мерой. На фронте, при желании, начальники любому могли такое удовольствие создать. В конце войны как-то сказал в разговоре с ребятами Пришло время парторгу отклик держать. Кто-то донес ему, и уже на следующий день Тютюнник перевелся в другую часть

Комиссары в танковых бригадах ходили в атаку нечасто, хотя у нас был замполит Аркадий Каплунов получивший посмертно ГСС за определенный геройский поступок. На батальонном уровне политработники были обязаны гулять в атаки, а те, кто рангом повыше занятие другоеТут все зависело от совести и патриотизма.

В партию я на фронте входить отказывался, все время говорил политрукам Не чувствую себя достойным. После войны, я в течении без малого тридцати лет был в Харькове единственным беспартийным начальником цеха на крупном заводе. Никогда не любил товарища Сталина и его партийную банду. Цену их деяниям я узнал ещё в юности. Об этом как-нибудь в прочий раз поговорим.

И зачастую возникали трения или стычки по поводу Вашей национальности? Вообще какими были межнациональные отношения в бригаде?

-В моей бригаде особенно страшного антисемитизма не было. Танковые войска неизменно отличались шибко высоким процентом евреев и нормальным отношением ко всем иноверцам. А статистику по командирам танковых бригад вы вероятно и без меня знаете. Первый мехкорпус Кривошеина, к примеру в армии называли не механизированным, а евреизированнымЯ не помню, чтобы кто-то в моей роте, в мой адрес на национальную тему что-то ляпнул. Покалечил бы сразу

Было другое явление. Очень многие евреи воевали будучи записаны в документах русскими или украинцами. У меня в бригаде было два друга, оба ГСС, Долидович и Заборовский. Часто сидели совместно во время затишья между боями, говорили на идиш. Файвель Долидович, по документам числился Федором и белорусом, а Заборовский был записан в документах как Константин Васильевич и русским.

Но были противоположные примеры. Тот же Драгунский, или комбриги Темник и Секунда с подчиненными евреями говорил на идише, никого не стесняясь.У нас в бригаде был офицер по прозвищу Ха-Ха-Ха- Хаскель Хаимович Хавинсон. Он жутко психовал когда к нему обращались Сан Саныч или в другом облегченном варианте.

Еще образец. У нас в бригаде, в сталинградском составе, воевал германец Ганус в экипаже КВ. Когда экипаж геройски погиб, всем дали Героя, помимо Гануса,, нетрудно не знали как в штаб наградной отрядить. Ведь был распоряжение немцев из действующей армии прибрать в тыл, а патриот Ганус проскочил посредством особистское сито. Но орден Ленина посмертно дали.

Очень хорошее касательство было в роте к двум ребятам призванным в Азии.Они были городскими, русским языком владели недурно Никто их у нас чурками, басмачами или елдашами не называл. Могли в шутку рявкнуть Нехристь, иди к нам глотнуть!, но не более

Мне есть ещё полно чего на эту тему вымолвить, но наша болтовня в текущее время не о национальной политике в Красной Армии в годы войны

Как награждались фронтовые водители? О своих наградах, если разрешается, также расскажите.

- Водителей награждали в соответствии наградным листам заполненным командиром роты. А дальше в штабе решали кому дарить награду, а кому в следующий раз. Количество рейсов на представление к награде не влияло, только определенный героический шаг водителя.

Я в конце пятидесятых годов столкнулся в Харькове с бывшим работником штаба бригады, ставшим вслед за тем войны доктором юридических наук, завкафедрой ХГУ. Он мне про наградную кухню бригады как собак нерезаных интересных вещей рассказал. Как патрон штаба Архипов вписывал себя в произвольный орденский список, и как комбриг Якубовский его имя оттуда вычеркивал, с криком Ты, начштаба, когда концевой раз в атаку ходил?!. И про то, как Тютюнник мои наградные листы на клочки рвал.

Скажу вам, что в конце войны в нашей бригаде не было служивый не отмеченных правительственными наградами. В бригаде стремились к справедливости в этом вопросе. А про свои награды, что я могу произнести?.

Медаль За Отвагу за сталинградские зимние бои. Там было неимоверно тяжко. Заносы снежные в метр высотой, холод под тридцать градусов. На машины ставили снегоочистители треугольники- но это без малого не спасало ситуацию, промчаться мы не могли. Дальше грузили снаряды на санки, (другого выхода не было), и водители, по поясок в снегу, шли к танкам. Все время под немецким огнем, я не преувеличиваю.

За Курскую Дугу получил вторую медаль за Отвагу, считаю, что по делу. Через немецкие позиции, напрямую, в наглую, под огнем со всех сторон, промчался к окруженным нашим танкам, стоявшим без боезапаса. Нас три машины прорвалось к танкистам, а четыре грузовика немцы уничтожили. Водители погибли

Орден Красной Звезды получен за переправу сквозь Днепр, истина вручили его уже на Сандомире. Под немецким огнем, под дикой бомбежкой сделал немного рейсов к кромке берега, погрузил снаряды на плоты. Все, кто пытались воспроизвести за мной тот самый маневр, были убиты или ранены, а мне вот повезло выжить в тот день. В самом конце войны, вручили орден Отечественной войны, за боевые достижения по совокупности, так это назовем.

Вот такая на фронте шоферская доля. Страшно на войне было вечно и всем!, но честные люди находили силы осилить опасение и сходить навстречу возможной смерти.

Какие средства использовались для маскировки машин.

-В конце войны у многих в машине были маскировочные сети, полотнища брезента. А в сорок второмГолая и ровная как столик донская степь, ни леса ни балочки где разрешено укрытьсяИ с утра мессеры начинают нас утюжитьА по поводу светомаскировки во время ночных поездок надевали на фары картонные конусы черного цвета с прорезью посередине. Световой проблеск из под такого конуса привычно ехать не позволял. Так и продвигались по бездорожью на авось, да на ощупь.

Быт водителей. Как кормили и одевали? Каким был досуг шоферов в минуты затишья?

-Питание наше затем Курска было хорошим. Да и водители, народонаселение тертый, всякий мог раздобыть шмат сала, банку консервов второй фронт и новую гимнастерку. На склады едешь, а там тыловые кладовщики только и ждут парабеллум или трофейный портсигар с авангардный. Вот таким натуральным обменом и пробавлялись. Но ни в жизнь, никто в автороте не посмел чего-нибудь тяпнуть из продуктов или из бочек со спиртом, которые мы везли со складов ПФС в нашу бригаду. За такое без затей свои могли хлопнуть.

Так и говорили новичкам Пусть начпрод ворует, он для этого на место и поставлен, а мы у брата-солдата ломоть хлеба не возьмем.

Все водители ходили в сапогах, но гимнастерки и ватники у всех были грязные, замасленные, да и внешне мы выглядели, как орава чумазых оборванцев.

В конце войны в бригаде появилась мода многие ходили в танкошлемах., подчеркивая принадлежность к танковым частям.

Танковые комбинезоны в автороте не носили.

У меня в сорок четвертом году, вслед за тем того как я стал офицером, появились яловые сапоги и кепка. Так я стеснялся их натягивать, чувствовал себя неудобно перед своими бойцами. Шоферское взводное среда было для меня интересней и приятней, чем командирские посиделки и принадлежность к офицерскому корпусу. Пили в роте достаточно много: и во время затишья, и на формировках, и во время боевых действий. У каждого шофера были в заначке по паре фляжек со спиртом. Досуг свойский был обычный. В роте было немного аккордеонов и баянов, в свободное время собирались, песни слушали, да байки травили про довоенную существование. Я не помню, чтобы кто-то резался в карты. Никаких книг не было. Газету раз в две недели в роту принесут, так ее сию минуту на самокрутки пускали. Да и шутки-прибаутки в роте старались дозировать. Один раз досталось на орехи артмастеру, тот, что ехал с нами в тыл, отвозил на ремонтик буссоль и стереотрубу. Заехали в какую-то захудалую, разоренную войной деревню. Артмастер, со своими железяками начал рисовать перед крестьянами фотографа, якобы буссоль это свежеиспеченный фотоаппарат. Крестьяне ему несли сало, яйца, сметану. Но мы аналогичный прикол артиллериста не оценили. Заставили возвратить продукты людям вспять, да ещё ему малость по шее надавали. Нечего голодных грабить!- так ему и объяснилиС куревом порой было тяжко, более того махорки не было. В конце войны уже выдавали офицерам мешочки с легким табаком и гильзы для набивания папирос.

Случаи прямого отказа от выполнения приказа в роте были?

-Нет, я такого не помню.

Был единственный миг на Дону. Вывоз раненых с поля боя также был нашей обязанностью. Вывозили всех, не смотрели танкист, или из пехоты. Был дневной продолжительный нелегкий обстрел из дальнобойных орудий, но нам дали директива тотчас эвакуировать раненых. Я хотел одному водителю это поручение возложить. Смотрю на него, а он глаза прячет, тусклый как стена. Поехал сам, остался целым. Водитель ко мне опосля подошел и сказал Сержант, больше со мной такого не повториться. Письмо из дома получил, брат погиб в Керчи. Мать такого горя не вытянет, если немедленно и второго сына потеряет.

Трусов и сачков на войне было сильно хоть отбавляй, но в нашей роте население порядочный собрался, служили как подобает солдату.

С власовцами довелось сталкиваться?

-Приходилось. Самый неординарная саммит была под Бреслау. В плен попали бабы, из женской агитаторской роты РОА. Отстреливались эти овчарки до последнего патрона. Незадолго до этого случая бригада освободила концлагерь, в котором в живых нашли только пару десятков узников. Все выжившие зэки выглядели как скелеты, обтянутые кожей и чуть передвигались. И сотни трупов на земле лежат Мы все были в жутком состоянии от увиденного. Одним словом, этих из РОА пехота порешила. Без зверства, без затей расстреляли, и все

Кто из полководцев ВОВ пользовался доброй славой в солдатской массе?

-На Жукова намекаете? Так знайте, для нас Жуков был мифическим кошмаром. По всему фронту только и ходили рассказы, скольких Жуков под трибунал отдал, скольких по его приказу к стенке поставили, и скольких комдивов он палкой по хребту угостил. Жукова боялись, но не любили.

Вообще, если бы вы таковый вопросительный мотив пехотинцу задали, он бы тотчас заматерился. Что такое полководец? Это мужчина, тот, что своим приказом гонит людей на убой, и не немаловажно, что для святой цели. Какое нам вообще занятие было до жизни полководцев и их славы и их ППЖ?!. Простой служивый потому как не глупец был. Патриотизма хватает на два-три боя, а позже думаешь есть ли вообще шанс спастись. У тех кто воевал под жуковским руководством таких шансов не былоОн где появлялся, тотчас НевскуюДубровку народу устраивал

Я единственный раз нарвался на жуковский кортеж, на Украине занятие было. Шли колонной к фронту, а спереди нас пехота на подводах. Решил их обогнать, время было дорого. Пехота уперлась, образовалась пробка на дороге. Навстречу едет приятель Жуков, с охраной на бронемашинах. Его машины мы знали, да и видать маршала издаля уже приходилось. Ребята мои мне кричат- Мишка, беги в деревья, он же тебя расстреляет!Я остался, все обошлось. Просто не Жуков из машины вышел, а его порученец-полковник

Муж моей сестры, Павел Вильнер, был на войне командиром саперного батальона. После войны рассказал, как Жуков днепровские переправы организовывал. Выстроил немного уцелевших вслед за тем бомбежки офицеров-саперов и сказал: Если к вечеру мост не будет восстановлен, вы все будете расстреляны!. А то, что в саперном батальоне уже не оставалось людей и техники, маршала не интересовало. Хороший манера руководства верный и сталинский

Кто пол- России угробил, тот и национальный герой Традиция

Один образец я хочу вам поведать. Товарищ у меня есть. В начале сорок второго служил в отдельной стрелковой бригаде, в которой подобрался отборный народонаселение, как говорится цвет нации. Погнали эту бригаду забирать маленькую деревушку Князево, только тем и знаменитую, что там оперный певец Лемешев родился. Двенадцать раз бригада ходила в атаку, и когда, в конце концов отбила деревню и закрепилась в ней, выяснилось, что эта деревенька командованию не нужна, и остатки бригады отвели в тыл. Фронт выравняли. На фронт бригада ехала в восьми эшелонах, а по дороге в тыл, на переформировку, все выжившие поместились в четырех вагонах. Хотите затем этого задать ему вопросительный мотив о генералах?..

Хорошо, оставим Жукова пехоте, спрошу Вас про танковых командиров.

-Почти вся моя родня погибла на фронте и в немецких концлагерях. Уцелели на войне моих два двоюродных брата Саша Балабан, Яков Стирес, и мой дядя Изя Дубов. Сестра Фаина ещё с войны вернулась активный, она была военфельдшером. Так вот, все выжившие родственники воевали в танковых войсках, и поверьте, за спинами не прятались, всякий по три четыре раза ранен, и боевыми наградами по делу отмечен. Все воевали в разных танковых армиях. После войны, когда сообща собирались и заходила речь о фронте, какие-то крупицы информации из их рассказов в памяти остались. Я не буду вам в текущий момент повествовать, что творилось в частности в армии Ротмистрова. Просто, анализируя услышанное, я пришел к мнению, что свойский командарм Рыбалко был не легко хорошим воякой и человеком, это была персона. Людей своих старался сберечь и задачу боевую реализовать. А это на войне простые солдаты и младшие офицеры ценят Оставьте эту тему, пускай полководцев историки оценивают.

Кроме дня Победы, есть ли у Вас что ни на есть памятный день на войне?

-Летом сорок четвертого года наши танки вошли во Львов. Мой автовзвод оказался на той же площади близ центрального костела, на которой вечером 22/6/1941 года мы стояли с семьями комсостава и не знали своей дальнейшей судьбыТри года прошло, столь народу на моих глазах погибло, столь друзей схоронил!..И вот я вернулся в то местоположение, где для меня начиналась битва. Мне несладко было унимать слезы, так тяжко на душе было. Достал я фляжку, помянул друзей

Вспомнил я, как ходили по домам и просили воды для детейПриказал, (не попросил, а приказал), своим ребятам, всех обитателей из окрестных домов согнать к нашим машинам. Набралось дядя семьдесят. Что вы хмуритесь? Никого я расстреливать не собирался. Просто вышел к этой толпе горожан и сказал Что сволота, может вспомнили меня?! Вспомнили как детишкам воды вручить пожлобились?!

Советам финал говорили?!..Вернулись Советы! Мы вернулись, Красная Армия!!! Ничего вам гадам не простим!...

Этот день мне в особенности дорог из моих фронтовых дней и ночей. Я вернулся, единственный из 65-й бригады, но вернулся туда!.. И вспоминал последнюю мирную субботу сорок первого, когда все ещё были живыКогда все ещё были живы.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Серов Mihail Serov

В 1941 году работал в милиции и уже летом после начала Великой Отечественной войны меня мобилизовали и направили в Калинин. Был в распоряжении..
читать далее

Михаил Машковцев Mihail Mashkovcev

Губернатор Камчатской области.
читать далее

Михаил Мень Mihail Men

На самом деле я только лишь четко выполняю задачи, поставленные передо мной губернатором. И круг моих полномочий обозначен действующим..
читать далее

Михаил Осеевский Mihail Oseevskiy

Правительство Валентины Матвиенко пришло к управлению городом в тот период, когда экономика была на подъеме. Пять лет держали первенство и в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий