Известные люди

»

Михаил Сперанский

Михаил Сперанский Mihail Speransky Карьера: Министр
Рождение: Россия, 1.1.1783
Сперанский (Михаил Михайлович) - знаменитый государственный деятель.

Сын священника; родился 1 января 1772 г., учился во владимирской семинарии, а после этого в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге, в которой по окончании курса был определен учителем математики, физики и красноречия, а после этого и философии. Вместе с тем Сперанский сделался домашним секретарем князя Алексея Борисовича Куракина и поселился в его доме, где сблизился с гувернером пруссаком Брюкнером, ревностным последователем взглядов Вольтера и энциклопедистов и либеральных взглядов того времени (ещё в семинарии единственный преподаватель Сперанского "проповедовал" ученикам Вольтера и Дидро). По вступлении на престол императора Павла, князь Куракин был сделан генерал-прокурором; в 1797 г. Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и при трех его преемниках. Вскоре по восшествии на престол императора Александра I Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 г. перешел на службу в министерство внутренних дел. Как составитель разных докладов и отчетов по министерству, Сперанский резво обратил на себя внимательность государя, тот, что в следующем году сквозь министра князя Кочубея доверил ему собрать проект устройства судебных и правительственных мест в империи. Этот неизданный и, по-видимому, неоконченный работа Сперанского известен в черновой редакции. "В правильном монархическом государстве" "государственный закон", определяющий права и отношения всех классов между собой, представляется Сперанским в следующих чертах: 1) "Все состояния государства" свободны и участвуют в законодательной власти. 2) "Власть исполнительная принадлежит одному лицу, участвующему в законодательстве и утверждающему "всякое законодательное действие". 3) "Есть общее взгляд, оберегающее закон в исполнении его". 4) "Есть независимое сословие народа" (т. е. законодательное учреждение, основанное на народном избрании), перед которым "исполнители" ответственны. 5) "Существует организация законов гражданских и уголовных, принятая народом". 6) "Суд не лицом государя отправляется, но избранными от народа и им утвержденными исполнителями, кои сами суду подвержены быть могут". 7) "Все действия правительства публичны, помимо некоторых определенных случаев". 8) Существует независимость печати в известных, верно определенных границах. Нужно заприметить, хотя вообще-то, что все это местоположение зачеркнуто или по требованию Кочубея, или самим Сперанским, несмотря на то, что он считал осуществление изложенного плана возможным только с известной постепенностью. В числе подготовительных мер Сперанский предлагал учреждение Сената законодательного из сенаторов по назначению государя, в котором министры присутствуют только с совещательным голосом, и Сената исполнительного, разделяющегося на две части - судную и управления, все действия которого должны быть гласными. Со временем Сенат законодательный необходимо было бы собрать, по мнению Сперанского, по иной, "лучшей системе", основанной на представительстве или первородстве. Это последнее местоположение (хотя вообще-то, зачеркнутое) показывает, что Сперанский ещё колебался, какой системе возвратить предпочтение: больше демократической французской системе представительства или английской - с верхней палатой из наследственных пэров. Император Александр впервой лично познакомился со Сперанским в 1806 г., когда Кочубей во время своих частых болезней начал отправлять его с докладами вместо себя; правитель тут же оценил выдающиеся способности Сперанского. В следующем году, отправляясь в Витебск для осмотра 1-й армии, император Александр взял его с собой, что повело к ещё большему сближению, и тогда же Сперанский был уволен из министерства внутренних дел с оставлением в звании статс-секретаря. В 1808 г. он находился в свите государя во время его эрфуртского свидания с Наполеоном. Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому разные прежние проекты государственных преобразований и зачастую проводил с ним целые вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету. Главные черты преобразования должны были состоять в следующем: 1) Законодательное собрание не будет располагать власти санкционировать свои собственные постановлени

я, но его мнения, совсем свободные, должны быть точным выражением народных желаний. 2) Члены судебного сословия будут вольно выбираться народом, но надзор за соблюдением судебных форм и охранение общественной безопасности будут возлежать на правительстве. 3) Исполнительная верх должна принадлежать правительству, но, чтобы оно не могло исказить или ликвидировать закон, необходимо совершить руководство ответственным перед законодательным собранием. Эти общие принципы были развиты и обоснованы во "Введении к уложению государственных законов", составленном Сперанским к осени 1809 г. По его проекту, политические права принадлежат, под условием владения собственностью, дворянству и среднему состоянию; к последнему принадлежат купцы, мещане, однодворцы и все крестьяне, обладающие недвижимой собственностью в известном количестве. Низшее состояние, в котором числятся помещичьи крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги, должны располагать общие гражданские права, но не имеют прав политических. Переход из низшего класса в обычный открыт всем, кто приобрел недвижимую достояние в известном количестве. Законодательное собрание носит наименование "государственной думы", которая составляется следующим образом. Каждые три года в волости из всех владельцев недвижимой имущества составляется собрание, - волостная дума, в которую казенные селения посылают одного старшину от 500 душ. Эта волостная дума выбирает депутатов в окружную думу (губерния делится на 2 - 5 округов). Окружная дума, помимо выборов членов окружного совета и окружного суда, выбирает депутатов в губернскую думу, а эта последняя, помимо членов губернского совета и губернского суда, выбирает депутатов в государственную думу из обоих состояний, имеющих политические права. Государственная дума собирается ежегодно без всякого созыва. Предложение и утверждение закона должно принадлежать одной державной власти, но ни единственный закон не может иметь в распоряжении силы без рассмотрения в государственной думе. Участие государственной думы требовалось ещё для издания постановлений о налогах и общих повинностях и для продажи и залога государственных имуществ. Дела предлагались государственной думе от имени державной власти одним из министров или членов государственного совета; но думе дозволялось возбуждать представления о государственных нуждах, об ответственности министров и о мерах правительства, нарушающих коренные законы. Судебная политическая элита была предоставлена в первых трех инстанциях лицам выборным. Даже в высшей инстанции, в Сенате, державная политическая элита должна была назначать членов не по иному, как из числа лиц, внесенных по выборам губернских дум в государственный избирательный список. Державная верх отслеживает за исполнением форм и обрядов сквозь председателей, которые в двух низших инстанциях были выборные, но утверждались в первой - министром юстиции, а во второй - государственным советом, в Сенате же назначались державной властью из кандидатов, выбранных самим Сенатом. Закон должен был установить, какие дела подлежат суду присяжных. Что касается власти исполнительной, то Сперанский устанавливает ответственность министров перед государственной думой. Предание суду министра могло произойти только с утверждения державной властью постановления о том государственной думы. В государственном совете рассматриваются проекты законов, уставов и учреждений. Предполагалось осуществить тот самый проект в следующей постепенности: 1 января 1810 г. вскрыть государственный совет в новом виде, указав как предлог к его преобразованию приготовленный свежий план гражданского уложения и стесненное положение финансов. 1 мая манифестом определить отбор депутатов в Государственную думу и раскрыть ее 1 сентября. Начать действия ее с рассмотрения гражданского уложения, попробовать и приготовить известным образом депутатов, и если не встретится каких-либо непреоборимых препятствий, предложить им государственное уложение, признание которого и утвердить общей присягой, а далее начать и к устройству судебной части. 1 января 1810 г. был открыт в преобразованном виде Государственный совет, но дальше не пошло воплощение в жизнь вышеуказанной

программы. При преобразовании министерств в 1811 г. не были осуществлены предположения Сперанского об ответственности министров. Что касается Сената, то Сперанский предполагал образовать Сенат правительствующий, единственный для всей империи (из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений) и Сенат судебный (состоящий из сенаторов, назначаемых государем или прямо, или из кандидатов, выбранных дворянством), тот, что должен был разместиться по четырем судебным округам. При рассмотрении этого проекта в Государственном совете слышались возражения, что направление сенаторов по выбору противоречит духу самодержавия, и хотя план тот самый был принят большинством и утвержден государем, но осуществлен не был. Планы Сперанского встретили со стороны многих энергическое противодействие, и выразителем мнений его противников явился Карамзин : в своей "записке о древней и новой России", врученной государю 18 марта 1811 г., он утверждал, что монарх не имеет более того права ограничить свою верх, потому как что Россия вручила его предку самодержавие нераздельное. Кроме выработки плана общих государственных преобразований, Сперанский исполнял и море других работ и обязанностей. В конце 1808 г. он был назначен товарищем министра юстиции, и его специальному наблюдению была вверена комиссия законов. Не имея надлежащей юридической подготовки, Сперанский решился, при всем при том, прямо начать к составлению нового гражданского уложения, причем в значительной степени пользовался кодексом Наполеона. Профессор Пахман, указывая на то, что Сперанского упрекают в заимствованиях из французского кодекса, признает, что "упрек тот самый не безоснователен", но совместно с тем указывает на то, что "основные рубрики" его проекта гражданского уложения "не полностью совпадают с главными делениями французского кодекса. Правда, первая доля проекта по системе рядом подходит к первой книге французского кодекса не только в целом, но и в частностях, но части, говорящие об имуществах и договорах, в отдалении не совершенно совпадают с другими, последними книгами Наполеонова кодекса". По словам профессора Сергеевича, "весь тот самый работа Сперанского был плодом подражания французскому законодательству, многие статьи были прямо переведены с французского оригинала". Две части проекта Сперанского были рассмотрены в Государственном совете в 1810 г., на общем собрании которого монарх при этом вечно лично председательствовал; но решено было сызнова пересмотреть их в исправленном виде, а в 1815 г., позже нового пересмотра, решено было поначалу собрать и напечатать систематический свод действующих законов. Если консерваторы, в роде Карамзина и Ростопчина, были недовольны планами политических преобразований Сперанского, то аристократия и чиновничество были весьма раздражены выработанными им двумя указами 1809 г.: 1) о придворных званиях и 2) об экзаменах на гражданские чины. Со времени Екатерины II звания камер-юнкера и камергера, хотя бы кто получил их и в колыбели, давали прямо чины: первое - 5-го, второе - 4-го класса, и таким образом, являлась вероятность для молодых людей знатных фамилий, вступая на действительную службу, занимать прямо высшие места без необходимой подготовки. Указ 3 апреля 1809 г., издание которого было решено государем по предложению Сперанского, положил финал такому неправильному порядку; им повелевалось: имевшим уже звание камергеров и камер-юнкеров, которые не состояли в военной или гражданской службе, избрать в течение двух месяцев род действительной службы, а впредь эти звания, при пожаловании их снова, считывать отличиями, не приносящими никакого чина. Через четыре месяца, при окончательном распределении камергеров и камер-юнкеров по разным ведомствам и должностям, было подтверждено: всех остальных, не изъявивших возделение поступить на службу, мнить в отставке. Указом 8 августа того же года повелено было впредь никого не изготовлять в ранг коллежского асессора, хотя бы он и выслужил определенные лета, без предъявления свидетельства одного из русских университетов о том, что представляемый к производству благополучно окончил в нем вектор движения или выдержал особенный экза

мен. Такое же университетское подтверждение установлялось и для производства в статские советники, с тем ещё, чтобы представляемый состоял на службе вообще не менее 10 лет и в это время не менее 2 лет занимал одну из особенно поименованных должностей. Много времени потребовали и финансовые труды Сперанского. При предварительном обозрении финансового положения на 1810 г., открылся дефицит в 105 млн. рублей, и Сперанскому было поручено собрать определительный и крепкий проект финансов. Профессор Балугьянский написал обширную записку на французском языке, которую Сперанский переделал и дополнил. Она подверглась совместному обсуждению при участии Северина Потоцкого, Н.С. Мордвинова, Кочубея, Кампенгаузена и Балугьянского, а следом в особом комитете, собиравшемся у министра финансов Гурьева. Изготовленный таким образом проект финансов был вручен государем председателю государственного совета в что ни на есть день его открытия, 1 января 1810 г. По этому плану государственные расходы были сокращены на 20 млн. рублей, подати и налоги увеличены, все находящиеся в обращении ассигнации признаны государственным долгом, обеспеченным всем государственным имуществом, а новоиспеченный выпуск ассигнации предположено было перестать. Капитал для погашения ассигнаций предположено было собрать посредством продажи ненаселенных государственных земель и внутреннего займа. Этот финансовый проект был одобрен, и образована была комиссия погашения государственных долгов. Но расходы 1810 г. существенно превысили предположение, и потому что налоги, установленные только на единственный год, были обращены в постоянные. На 1812 г. еще раз грозил немалый дефицит. Манифестом 11 февраля 1812 г. установлены были временные прибавки в податях и новые пошлины. Ответственным за все эти финансовые затруднения и повышения налогов, вызываемые тяжелыми политическими обстоятельствами того времени, общественное соображение делало Сперанского. Обещания прервать выпуск ассигнаций руководство сдержать не могло. Новый тариф, 1810 г., в составлении которого участвовал Сперанский, был встречен в России сочувственно, но разгневал Наполеона, как явное уклонение от континентальной системы. Дела финляндские поручены были кроме того Сперанскому, тот, что только при его удивительном трудолюбии и талантливости мог справляться со всеми возложенными на него обязанностями. Сперанский сопровождал императора Александра на сейм в Борго, им были написаны речи государя при открытии и закрытии сейма, им была составлена окончательная редакция проекта об устройстве финляндского совета (переименованного потом в Сенат), он же был назначен канцлером Абосского университета, в конце концов, он был поставлен во главе комиссии финляндских дел в Петербурге, в то время как, с преобразованием комиссии, председателем ее не был назначен барон Армфельт, уроженец Финляндии, перешедший недавно из Швеции на русскую службу и рекомендованный на это местоположение Сперанским. 1812 г. был роковым в жизни Сперанского. Направленная супротив либеральных преобразований записка Карамзина (1811) и разные нашептывания врагов Сперанского произвели ощущение на Александра I. Постепенно охладевая к Сперанскому, правитель стал тяготиться его влиянием и, приступая к борьбе с Наполеоном, решил с ним распроститься. Сперанский негаданно был отправлен в ссылку, подавшую предлог к распространению клеветы об его измене посредством сношений с иностранными посланниками. Главными орудиями в интриге, погубившей Сперанского, были барон Армфельт, пользовавшийся большим расположением императора Александра, и министр полиции Балашов. Армфельт был недоволен отношением Сперанского к Финляндии: по его словам, он "порой хочет возвысить нас (финляндцев), но в других случаях, напротив, желает вручить нам располагать информацией о нашей зависимости. С прочий стороны, он неизменно смотрел на дела Финляндии, как на мелкое, второстепенное дело". Армфелът сделал предложение Сперанскому, составив триумвират совместно с Балашовым, завладеть в свои руки правление государством, а когда Сперанский отказался и, по отвращению к доносам, не довел об этом предложении до сведения государя, то решился погубить его. Очевидно, Армфельт желал, удалив

Сперанского, сделаться во главе не одних финляндских дел в России. Сперанский изредка, быть может, был мало воздержан в своих отзывах о государе, но некоторые из этих отзывов в частной беседе, доведенные до сведения государя, были, бесспорно, выдумкой клеветников и доносчиков. В подметных письмах Сперанского стали обвинять уже в явной измене, в сношениях с агентами Наполеона, в продаже государственных тайн. "Все орудия этой колоссальной интриги, не посвященные в тайну конечной ее цели, - говорит Н.К. Шильдер, - действовали, как марионетки, нити которых были в руках лица, направлявшего весь ход этой загадочной драмы. Руководствуясь самыми разнообразными побуждениями, все привлеченные к делу лица усердно хлопотали о том, что уже давнехонько было решено в уме Александра и чего они не знали, не безотложно проникнув до понимания истинной подкладки интриги". 17 марта 1812 г., потом 2 часовой аудиенции у государя, тот, что, между прочим, сказал Сперанскому, что, ввиду приближения неприятеля к пределам империи, не имеет возможности испытать все взведенные на него обвинения, Сперанский был отправлен в Нижний Новгород. В письме оттуда государю он выложил родное глубокое убеждение, что составленный им проект государственного преобразования - "начальный и один источник всего, что случилось" с ним, и совместно с тем выражал надежду, что до времени или поздненько правитель возвратится "к тем же основным идеям". Громадное большинство общества встретило падение Сперанского с великим ликованием, и только Н.С. Мордвинов открыто протестовал супротив его ссылки выходом в отставку от должности председателя департамента экономии государственного совета и уехал в деревню. По удалении Сперанского начала циркулировать записка на французском языке, автор которой утверждал, что Сперанский имел в виду своими нововведениями привести держава к разложению и полному перевороту, изображал его злодеем и предателем отечества и сравнивал с Кромвелем. Записка эта была составлена лифляндцем Розенкампфом, служившим в комиссии законов и ненавидевшим Сперанского за то, что тот затмил его своими талантами, и исправлена была Армфельтом. В сентябре того же года, вследствие доноса о том, что в разговоре с архиереем Сперанский упомянул о пощаде, оказанной Наполеоном духовенству в Германии, Сперанский был отправлен в Пермь, откель написал государю родное знаменитое оправдательное сообщение. Он очень убедительно опроверг в нем переданное ему Александром при прощании обвинение, как будто бы он старался финансовыми мерами расстроить страна и побудить увеличением налогов ненависть к правительству, и называл клеветой утверждение, что, порицая руководство, он разумел особу самого государя. Просьба Сперанского о дозволении ему поселиться в его новгородском имении была оставлена без ответа и исполнена только в 1814 г., следом вступления наших войск в Париж и нового письма Сперанского к государю. Вероятно, по переезде в деревню Сперанский набросал новые предположения о государственных преобразованиях, извлечения из которых Н. Тургенев напечатал в своей книге "La Russie et les russes" (III, 296 - 309), но которые он ошибочно слил воедино с проектом 1809 г. Ссылка имела то воздействие на политические взгляды Сперанского, что вместо отвращения к преобладанию аристократии, которое он положительно высказывал в своем труде 1809 г., он стал выискивать гарантии политической свободы в усилении аристократии. По этому новому взгляду Сперанского руководство, опирающееся на основные законы, может быть или ограниченной монархией, или умеренной аристократией. В ограниченной монархии необходимо, чтобы высший класс наблюдал за охранением закона. Народ должен участвовать в составлении, если не всех, то, по крайней мере, некоторых законов; охранение законов он вверяет аристократии. Образцом для устройства этого класса он считал ныне английскую аристократию и прямо утверждал, что в основании его должно быть положено право первородства. При собрании национального конгресса, первые четыре класса чинов составят верхнюю палату, а другое дворянство должно заседать с депутатами от народа, и одной из первых мер конгресса б

удет восстановление закона Петра I о первородстве с тем, чтобы тот самый закон прилагался только ко ещё созданной аристократии. Между тем в своем труде 1809 г. Сперанский писал о Петровском законе следующее: "По разуму того времени не было ещё точного понятия о политической свободе. Сие доказывается учреждением Петра Великого (1714) о праве первородства. Сие установление, идеально феодальное, могло бы уклонить Россию на немного веков от настоящего ее пути". В 1816 г. Сперанский снова просил государя поворотить участливость на его судьбу и вкупе с тем ходатайствовал у Аракчеева о его содействии. Указом 30 августа, в котором было сказано, что "по внимательном и строгом рассмотрении поступков" Сперанского самодержец "не имел убедительных причин к подозрениям", Сперанский был назначен на пост пензенского главу администрации области, чтобы вручить ему метод "усердной службой очистить себя в полной мере". Здесь он не покидает ещё мысли о государственных преобразованиях, в одном письме 1818 г. задает вопрос: "кто метет лестницу снизу?" и далее предлагает, очистив административную доля, перейти к свободе политической. Для выработки необходимых реформ Сперанский советует учредить комитет из министра финансов Гурьева, нескольких глав администраций областей (в том числе и его самого) и 2 - 3 губернских предводителей дворянства. В одной записке, составленной, видимо, во время пребывания в Пензе, мы видим сочувствие автора конституционному строю, несмотря на неуверенность в возможности введения его в России. В марте 1819 г. Сперанский был назначен сибирским генерал-губернатором, причем монарх в собственноручном письме писал, что этим назначением желал очевидно аргументировать, сколь несправедливо враги оклеветали Сперанского (о выработанных им проектах уставов и учреждений для Сибири, см. ст. история Сибири). Служба в Сибири ещё больше охладила политические мечтания Сперанского. В заметках, начатых в Пензе в 1819 г. и оконченных в Сибири, он хотя и говорит, что полезность "законодательного сословия" "может состоять в том, что руководство, поставив себя сим учреждением спереди народных желаний, станет за пределами опасности всякого внезапного движения", но в также время признает, что "вероятность законодательного сословия сильного и просвещенного очень негусто представляет вероятности. Почему - одно из двух: или сословие сие будет простое политическое представление, или, по недостатку сведений, примет оно ложное направление". В декабре 1820 г., т. е. уже из Сибири, Сперанский писал графу В.П. Кочубею в ещё больше скептическом тоне сравнительно государственных преобразований: "Все чувствуют трудности управления как в средоточии, так и в краях его. К сему присовокупляется минус людей. Тут корень зла; о сем в свое время всего должно бы было помыслить тем юным законодателям, которые, мечтая о конституциях, думают, что это новоизобретенная какая-то агрегатина, которая может шагать сама собой повсеместно, где ее пустят". В марте 1821 г. Сперанский возвратился в Петербург, но уже безупречно иным человеком. Это не был защитник полного преобразования государственного строя, сознающий свою силу и грубо высказывающий свои мнения; это был уклончивый сановник, не гнушающийся льстивого угодничества более того перед Аракчеевым и не отступивший (1825) перед печатным похвальным словом военным поселениям. После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета. Главным делом Сперанского в царствование императора Николая было составление "Полного Собрания" и "Свлага Законов" (см. ст. Свод законов), обнародованных в 1833 г. С октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником цесаревичем. В это время он был уже защитником правления неограниченного; в нем исчезло и сочувствие аристократии. В одной из бесед он сказал, что "там, где существует чистая форма монархическая, нет никаких основательных причин, нет материальных выгод для народа перебегать в форму смешанную" (т. е.

такую, где монарх разделяет державную верх с парламентом), "более того и тогда, когда бы переход этот мог быть совершен без потрясения. Частные пользы некоторых классов народа" (тут Сперанский разумеет "класс родовой знаменитости, класс индустриальный, класс наук и знаний") "не сущность истинные пользы всего народа и зачастую более того бывают им противоположны". Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Сперанский скончался 2 февраля того же года. "Введение в уложение государственных законов" 1809 г. см. в "Историческом Обозрении" (1899, т. X); проект финансов в "Сборнике Исторического Общества" (т. 45); план гражданского уложения в "Архивах Государственного совета" (т. IV. журнала по делам департамента законов, Санкт-Петербург, 1874); "Записка о монетном обращении графа Сперанского" (ib., 1895). Дневник и переписку Сперанского см. в изд. "В память графа Михаила Михайловича Сперанского" (Санкт-Петербург, 1872). О Сперанском см. М. Корф "Жизнь графа Сперанского" (2 т., 1861); Шильдер "Император Александр I, его существование и царствование" (4 т.); Пахман "История кодификации гражданского права" (1876); В. Вагин "Исторические сведения о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 - 1822 гг." (2 т., 1872); Прутченко "Сибирские окраины. Областные установления, связанные с сибирским учреждением 1822" (2 т., Санкт-Петербург, 1899). О взглядах Сперанского на крестьянский вопросительный мотив см. книгу Б. Семевского: "Крестьянский вопросительный мотив в России" (т. I и II). В. Семевский.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Швыдкой Mihail Shvydkoy

Главная причина устойчивости Швыдкого во власти - это его полная лояльность. Он сам говорит, что "работает по свистку". В том смысле, что "когда..
читать далее

Михаил Кедров Mihail Kedrov

Создал газеты "Рабочий и солдат" и "Солдат". С нояб. 1917 член коллегии Наркомата по военным делам, комиссар по демобилизации русской армии.
читать далее

Михаил Лашевич Mihail Lashevich

Лашевич Михаил Михайлович (1884, Одесса,- 30 авг. 1928, Харбин). Из купеческой семьи. В Одессе был членом нелег. ученич. кружков: исключен из..
читать далее

Михаил Алексеев Mihail Alekseev

Имя генерала Алексеева не имело громкой славы, какую имели, например, Брусилов, Корнилов, Деникин. Он остался, во многом в силу личной скромности,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий