Известные люди

»

Михаил Токаренко

Михаил Токаренко Mihail Tokarenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 4.2.1919
После окончания войны Михаил Кузьмич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

Михаил Токаренко родился 4 Февраля 1919 года в селе Белый Колодезь Харьковской губернии ( теперь посёлок Волчанского района Харьковской области ) в семье служащего. С детства жил в Ашхабаде, где окончил 7 классов и аэроклуб. По разнарядке ЦК ЛКСМ Туркменистана был направлен в Балашовскую школу Гражданского Воздушного флота, которая была преобразована в военную в 1939 году. После окончания школы он был оставлен в ней лётчиком - инструктором.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Начал сражаться на биплане Р-5, использовавшемся чаще как ночной бомбардировщик. Произвёл на нём 85 боевых вылетов.

Лёгкий ночной бомбардировщик Р-5 одного из авиационных полков.

С 1943 года сражался уже в составе 516-го истребительного авиационного полка ( 5 Февраля 1944 года преобразован в 153-й Гвардейский ИАП ) 203-й истребительной авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса, летая на Як-1. Отличился в дни напряжённых боёв под Курском.

7 Июля 1943 года, Младший лейтенант М. Токаренко сопровождал штурмовиков, которые действовали по войскам противника в районе Черкасское. В воздушном бою с 12 истребителями противника он сшиб 2 FW-190. Израсходовав все патроны, Токаренко делал ложные атаки, отгоняя вражеских истребителей от своих штурмовиков. Благодаря его умелым действиям штурмовики благополучно выполнили поручение и без потерь возвратились на свой аэропорт. За самоотверженность и героизм, проявленные в этом бою, Михаил Токаренко был представлен к правительственной награде.

Позднее он ешё сотни раз сопровождал штурмовиков во время битвы за Днепр, в Корсунь - Шевченковской и Ясско - Кишиневской операциях, сражался на Львовском и Сандомирском направлениях.

Однажды, в отрезок времени Яссо - Кишиневской операции, Михаил Токаренко с группой истребителей вылетел на сопровождение штурмовиков. Эскадрилью "Илов" вёл грядущий дважды Герой Советского Союза Талгат Бегельдинов. Штурмовики штурмовали намеченные цели, сбросили бомбы, выпустили реактивные снаряды и начали разворот для второго захода. В это время зенитный снаряд разорвался рядом с машиной ведущего группы. Удар взрывной волны бал так силен, что Ил-2 подбросило вверх метров на 40 ! Осколками пробило баки, масло снизу струей ударило в лик человеческий пилоту. А он, как на грешок, летел без очков... Глаза ему густо залепило. Бегельдинов, передав управление группой, продолжал полёт вслепую, выполняя команды воздушного стрелка. Но на душе его было неспокойно: немало ли нужно, чтобы агрегатина, управляемая слепым пилотом, сорвалась в штопор !..

В это время он услышал в шлемофоне неизвестный голос:

- Ручку на себя. "13-й", ручку на себя !

Бегельдинов выполнил команду. И ещё услышал тот же голос:

- "13-й", держи так. Не бойся дотянем...

Прошло немного минут полёта. Бегельдинов послушно выполнял все команды незнакомца. И только, когда агрегатина вышла на свою территорию, он вынул платочек, кое - как протёр глаза и осмотрелся. Рядом с ним летел "Як" командира эскадрильи прикрытия Старшего лейтенанта Токаренко. Поняв, что пилот "Ила" попал в беду, он передал руководство истребителями своему заместителю ( благо, воздух был чист ) и поспешил на выручку товарищу. Встав рядом с повреждённым самолётом Михаил, командуя по радио, вёл пилота штурмовика, как слепца...

К Январю 1945 года штурман 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан М. К. Токаренко совершил 332 боевых вылета на штурмовку войск скоплений войск врага, сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков, "свободную охоту" и разведку. В 47 воздушных боях сшиб 18 самолётов противника. 10 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого произвёл 465 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях лично сшиб 20 самолётов противника: Hе-111, 2 Ju-88, FW-189, Ju-87, 6 Ме-109, 9 FW-190.

После окончания войны Михаил Кузьмич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных самолётах. В 1952 году окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Ушёл в отставку в 1963 году в звании Генерал - Майора. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Жил и работал в Днепропетровске. Умер 3 Марта 1984 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Федосеев Mihail Fedoseev

Майор М. А. Федосеев совершил 169 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боев, сбил 13 самолётов противника. Полк под его командованием уничтожил в..
читать далее

Михаил Шаронов Mihail Sharonov

13 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза...
читать далее

Михаил Асташкин Mihail Astashkin

Асташкин Михаил Егорович - командир эскадрильи 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия), капитан.
читать далее

Михаил Ашик Mihail Ashik

Родился 24 июня 1925 года в Ленинграде. Отец Ашик Владимир Владимирович (18941963). Мать Ашик Людмила Михайловна (19021987). Супруга Ашик Анастасия..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий