Известные люди

»

Михаэль Дорфман

Михаэль Дорфман Mihael Dorfman Карьера: Корреспондент
Рождение: Израиль
Он только об одном не хотел думать, когда и как станут пытать евреев в Израиле? Он знал, что это будет не сразу. А заранее старался не думать. Потому что любил жить.Нина Садур, Утюги и алмазы.

Лариса Володимерова: Миша, в Израиле ты обширно известен, массу лет выпускал газету ещё до эры русской прессы в Негеве. Давай попробуем познакомить с тобой сетевых читателей нетривиально, благодаря... твоему отношению к Пушкину, тем больше, только что прошел его день рождения.

Михаэль Дорфман: Всегда Пушкину завидовал. Обо всем мог произнести хорошим стихом. Даже ерунда - ассортимент обеденного стола, или там свалка шуб в гардеробе... хлопанье кожаных калош в прихожке... а хотя вообще-то - обеденный ассортимент - не ерундистика и не деталь, а вещь важная. Кстати, Пушкин ни при каких обстоятельствах бы не воспользовался словом ерундистика, он бы сказал вздор. Это только в русской традиции славно, что роман - энциклопедия жизни, или пьеса, которую разобрали на пословицы и афоризмы, как Горе от ума...

Во французской, скажем, литературной традиции такая вещь отдает банальностью. Я в Париже учился в конце 70-х, лингвистика, компьютеры, славистика... все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь... На лабораторках подхалтуривал по русской литературе. Брал вещи, которые сам не читал и разбирал со студентами... Чернышевского прочел с удовольствием, было занятно, как французы реагируют на Веру Павловну... Я следом поварской школы во Францию перебрался, и в вуз поступил. Сам я не российский, и российский язык услышал в первый раз достаточно поздненько.

Про меня у Пушкина также есть, - Царь-девица, шемаханская царица, так это про меня. Я по гороскопу Дева, родился 17 сентября 1954 г. А местоположение рождения - Шемаха. Когда в 51-м мой папа вернулся из ссылки в Красноярском крае, тогда начиналось антисемитское Дело врачей в 53-м; он забрал всю семью, маму, бабушку и бежал с ними в Баку: там его устроили в аптеку действовать, в Шемаху, - это Нахичевань, тогда там был Армянский анклав в Азербайджане. Одно из первых воспоминаний детства: проснулся, яркое солнышко било через занавески, а на улице разносчик кричал Икра, или как у них получается по-турецки Ыкра! Ыкра!. Вот и нынче араб, торгующий с машины овощами, кричит на улице, мешая русские, арабские и еврейские слова - мандарины, хурма, яйца. Во дворе пацаны говорили по-армянски, по-турецки, по-персидски, ещё курды были. Сейчас там по-видимому армян не осталось...

Когда учился в Париже, дружил с тамошними армянами, и откуда-то из детства как снег на голову стали подыматься слова из их языка. Еще мы в Сержи жили - спальный район на поезде, а посредством две остановки жил аятолла Хомейни... к нему персы-паломники ездили... Я их в поезде также кот наплакал понимал... Не знал тогда, что тот самый курьезный пожилой человек возглавит исламскую революцию, да и слова фундаментализм тогда ещё не понимал. Многих слов просто не существовало. Не было AIDS, по-русски СПИД, ныне люди боятся того, что для нас было само собой разумеющимся. не было интернета, ещё многого...

Меня из-за этих связей слегка из Франции не выслали, затем оказалось, что кто-то из моих знакомых был замешан в организацию покушения на турецкого военного атташе.

Л.В.: Ты эмигрировал из чудесного Львова, подчас туда наезжаешь. Кроме музеев, помню такую характерную для Львова тех лет картинку: ступеньки вниз ведут в ТИР, так написано, а над узкой дверью со стороны улицы огромных размеров герб Советского Союза. Всем крайне нравилось внутри пострелять... Что значили для тебя родные и твой град?

М.Д.: Дома мы говорили по-польски, по-еврейски, российский я услышал, только когда пошел во Львове в школу. А то, что Царь-девица, так тут также история: бабушку мою звали Малка, что на иврите, да и по-арабски значит царица. Ее так назвали в честь ее деда, его имя было - Менахем-Малик. Имя двойное на иврите означает Царь-Утешитель. Он был известным религиозным проповедником. И не оставил ни сыновей, ни внуков. Бабушка была передовым человеком - левая социалистка, она стала одной из первых женщин-юристов в Восточной Галиции. Советы арестовали ее и деда, хотя они были посреди защитников рабочих, а бабуля была адвокатом профсоюзов. Дед погиб в лагере в Караганде. Но бабулька хранила семейную традицию и родовое имя Малик. Ну и меня так назвала, но матушка воспротивилась, и мне решили вручить имя архангела Михаэль, больше привычное, оно означает на иврите кто, как Бог. По нашей традиции нереально более того пошевелить мозгами о том, что похожий Богу, хотя и сказано по образу и подобию. Имя означает, что нереально ему уподобиться.

Л.В.: Ты любишь гулять в синагогу, стараешься соблюдать шабат. Не раз мы сообща разламывали субботнюю халу. Я отмечала все праздники, для большинства выходцев из России это без затей теплая традиция не сущность значимо, запалить свечи до первой звезды, спечь пахлаву или красить пасхальные яйца. Надеюсь, тебя это не оскорбляло.

М.Д.: Я из традиционной семьи, мой папа, будучи крупным советским хозяйственником, втайне был казначеем религиозной общины во Львове в страшные годы атеизма. Я об этом узнал только невзначай, год вспять. Ко мне попала видеокассета. В фонде Стивена Спилберга с моим папой беседа сделали. Бабушка приобщила меня к Господнему завету. Моя ученая мать противилась, чтобы мне сделали обрезание, а у нас положено работать на 8-й день затем рождения. Бабушка - мужчина нисколько не церковный, как ты поняла. Юрист, близка к коммунистам. Когда я родился, она только-только вернулась из ссылки в Красноярском крае. Взяла меня из больницы. В городе был раввин, но старенький, и у него тряслись руки. Нужен был медик. Бабушка с раввином пошли к нашему семейному врачу, доктору А. Он жил следом в Израиле. Доктор лечил всю нашу семью ещё со времен буржуазной Польши. Он испугался. Бабушка понесла меня к своему кузену, д-ру Г., герою войны, орденоносцу, главному хирургу Прикарпатского военного округа. Тот не испугался немцев, но тогда все всего боялись после этого Дела врачей, и он отказался осуществить завет, отбывающий наказание Господом с евреями. Бабушка отправилась к известному в городе абортмахеру доктору Ш. Аборты тогда были уголовно наказуемы, Ш. рисковал свободой. Но обрезание - занятие политическое, тут и он испугался. Тогда бабуля, уже под конец дня, понесла меня на Галицкий рынок. Там был татарин пол имени Рахим, тот, что обслуживал религиозные нужды немногочисленных в начале 50-х мусульман. Вот Рахим, что означает по-арамейски ненаглядный, и помог принять меня в иудейский народонаселение. Арамейский - это язык, на котором разговаривал Иисус Христос, а я эту историю как-то рассказал в виде тоста в Казани, во время моей командировки в Россию в 1994 г. Русская количество аудитории сдержанно молчала, зато татары улыбались во весь губы.

Л.В.: Улыбнутся и репатрианты. Как журналистку, засылали меня первые годы забирать беседа до и следом обрезания. Выглядело это завсегда одинаково: автобус из кибуца, мальчишки с гитарами, храбрятся, подбадривают дружбан друга. Такой пионерский слет у костра... Но, так как мы на примере твоей судьбы рассказываем о поколении, а во второй части беседа обратимся к теме расизма в Израиле, позволю себе и другую картинку. Как-то пришел мой российский отпрыск из иерусалимской школы, было ему лет 7. Говорит, не глядя в глаза: - Мама, давай сделаем мне обрезание.

Спрашиваю: - Что случилось? Ты поменял веру? Тогда это капитально, давай подумаем.

- Нет, - отвечает крошка, меня дразнят в школьной уборной.

Обрезание из таких низменных соображений совершать не стали; но преследовали парня долговременно, заставляли читать молитву перед едой, как принято повсеместно, вколачивали в голову Ветхий завет, и своего добились ныне мои дети историю религии знают, но обратятся к ней в последнюю очередность. Слишком непочатый край времени и нервных клеток на это ушло обучаться быть такими, как все. Притворяться, что слушаются. Одеваться, как инкубаторские цыплята. Душить индивидуальность в себе. Стесняться родителей. Помнишь то время, до приезда последней огромный алии, когда собиралось в доме мужчина 20 школьников, все из СССР, а по-русски изъясняться стеснялись! Иврит был родным языком, ближе русского, долгие годы. А сейчас дети отказываются на нем вещать и впитывать текст вообще. Это явление общее.

Что происходит нынче в твоей и когда-то моей близкий Беэр-Шеве? Как возникли Русские Пантеры?

2. Михаэль Дорфман и политика

М.Д.: Расизм страшнее террора. Террор - это жуть, непонимание. Насчет названия "Пантеры" - если открыто, то наши public relations нисколько не направлены на русскоязычную аудиторию. Большая количество русских руководствуется некими имперскими советскими моделями и словарем, механически заменяя "советский" на иудейский или израильский. Там нет места нашим идеям. В Библии есть такое понятие - поколение пустыни. Не напрасно Моисей водил население 40 лет по пустыне, покуда не вымрет поколение исхода. Русская аудитория нужна в этой кампании для поддержки, чтобы нерусский босс обратился к своим же русским знакомым, подчиненным или домработнице. И чтобы те подтвердили, что о нас слышали. Все!

Расизм содержится ещё и в том, что в любом случае шеф не будет внимать точка зрения русскоязычных подчиненных и советников, а исходит в принятии решений из того, что он хотел бы услыхать. В сетевых форумах принимает участие установленный тип людей, которые в обычной жизни чуть-чуть что решают. Зато помогают тестировать тексты. Русские не умеют разделять различные виды поведения. В школе нам говорили дома и в классе надобно новости себя в равной мере, не будь двуличным. В русском сознании не видят разницы между политикой, общественной деятельностью, коммерциалом и работой для себя. Анекдот о том, что в постели говорят о работе, а на работе о бабах, понятен только в русскоязычной среде.

Нас по-настоящему понимает молодая поросль, учившаяся в этом месте в школе. Она не завязана на ходульные модели. Мне позвонил организатор русских рок-концертов и предложил обозначиться перед концертом о "Русских пантерах". Он сказал, что в России так принято. Брынцалов выступал совместно с какой-то русской рок-группой. Oстроумнейший автор "Кукол" Шендерович, запутавшийся в собственных моделях, упустил Брынцалова, как персонаж. Из-за своих интеллигентстких моделей.

Л.В.: Упускал он тогда сознательно. Правда, Брынцалов ещё не добился апогея славы... Витя Шендерович рассказывал и со сцены, что Брынцалов предлагал ему громадные капиталы за создание его куклы, а Шендерович отказался (и чуть не получил после этого инфаркт). Так отчего ещё 10 лет вспять русские дети постепенно ходили в беэр-шевские и другие израильские школы? Притесняли ребят только из-за недостаточного знания языка, нерелигиозности, а за все другое расплачивались родители, но не дети? Что изменилось?

М.Д.: И тогда не ходили смирно. Вот образец - мальчишка приехал 15 лет вспять. Сегодня ему 23. Он был в школе единственным русским. У него не было друзей, его не приглашали домой. Лишь когда появились новые эмигранты, он внезапно оказался посреди своих, ты об этом сказала. Ему уже устроили гетто, несложно он об этом не знал.

Л.В.: Ну что ж, лет 6 обратно и мне пришлось спешно бросить Беэр-Шеву не только из-за доктората в Иерусалиме, но и потому как, что сосед-марокканец запустил дочке в голову камнем, девочку спасло то, что в первую очередь булыга пробила трисы, опосля голову. В школе также приходилось не сладко. Но жили! Марокканскую алию перед нами притесняли, не пускали в магазины, университеты, и покуда мы писали диссертации и преуспевали в коммерциале, несчастные тунизайцы, эфиопы и другие евреи продолжали тесниться в грязных квартирках огромными семьями, без приличной работы, денег, а главным развлечением местных детей было душить котят и дразнить атеистов-русских. Быть православным считалось достойней, чем атеистом, что характерно. Давай предложим уважаемым читателям немного линков о сегодняшнем положении алии, чтобы не быть голословными и ситуацию обрисовать точней, а после этого продолжим свойский разговорчик прямо о расизме в Израиле.

Сайт РУССКИЕ ПАНТЕРЫ

Пресс-релизы на сайте Дмитрия Кагана "Русские в Израиле"

Статья в Интерфейсе, на практике открывшая обсуждение о расизме в Израиле

Аким Габай (Балаган)

On the Haifa's student's organization

On site "Russians in Israel"

Несколько статей Из газеты Досуг

Статья Ольги Филаретовой из Новостей недели

Статья Дмитрия Радышевского из газеты Московские новости

Маарив

Ааарец - британский или российский вариант статьи разрешено обрести в пресс-службе Пантер

Родовая травма

Обезопасив себя таким количеством ссылок, охарактеризуем в целом, что за всем этим материалом стоит.

М.Д.: Маленькая молодежная группа (12 дядя, это в еврейской, да и важный истории имеет большое значение) и немного добровольцев-взрослых, решивших вручить мордобой последнему пристанищу "уродливого израильтянина" - расизму в нашем обществе.

Проявления расизма вызывает обиду, обида перерастает в гнев, гнев порождает протест - ВОТ РУССКИЕ ПАНТЕРЫ.

На иврите они называются "Пантерим бэ алия", по-русски - "Русские пантеры", что ассоциируется с угрозой и насилием. Необходимо было пробудить общественное взгляд, сотворить группы поддержки для русскоязычной молодежи, страдающей от проявлений дискриминации и расизма, создать профилактику насилия в среде репатриантов. Новое движение родилось в Беэр-Шеве, где, как и по всему Израилю, тысячи "русских" детей и молодых людей служат объектом унижений, издевательств, побоев и оскорблений. Страдания ребят от отчуждения так велики, что кажется, не хочется больше существовать. Физические и душевные муки заставляют слезы лить ночью, хотя не просохли ещё слезы, пролитые днем.

В стычке с расистской израильской действительностью родители оказываются бессильными. Дети стараются утаивать свои беды, чтобы не огорчать родителей, занятых отчаянной борьбой за выживание, пытающихся не сходить на дно.

Л.В.: Движение возглавили Михаэль Дорфман и Ольга Филаретова - религиозная леди, в прошлом капитан милиции, инспектор по делам несовершеннолетних, - навык у нее основательный. Миша, зачем выбрано наименование Русские Пантеры?

М.Д.: Это имя обречено притянуть чуткость. "Черные пантеры" связаны в израильском общественном сознании с угрозой растормошить насилие и секторальную политику, "Черные пантеры" угрожали насилием - это было в то время новостью. Тогдашняя политическая элита отличалась жестокостью по отношению к несогласным, будь то расстрелы "Альталены" в 1948 г., коммунистического бунта моряков в Хайфе в 1952 г. или демонстрации марокканских олим в Вади Салиб в 1956 году.

Мы строим свой иммидж как оксюморон, придерживаемся безупречно противоположных методов борьбы, в духе традиций Махатмы Ганди, Мартина Лютера Кинга и Андрея Сахарова, мы идем по стопам советских правозащитников. С "Черными пантерами" у нас общая цель; они служили катализатором культурной революции, вынудившей среда принять их мировоззрение; мы добиваемся того же для русскоязычного Израиля. Мы - доля израильского общества и требуем, чтобы нас приняли такими, какие мы есть. Все документы "Пантер" на иврите, разговорный язык у нас - иврит. На иврите "Пантерим бэ алия" - пантеры на подъеме, в скачке, или пантеры алии. Дело в том, что израильтяне - торопыги. Принято сотворить имя, а позже слоган - девиз. У израильтян нет времени впитывать текст девиз, и тут его нередко выносят в наименование.

Л.В.: Миша, основатель "Черных пантер" Чарли Битон штурмует Вас. В еженедельнике "Анашим" (израильская версия американского People) он заявил, что олим не на что жалиться. Ч.Битон сказал, что, если бы приехал миллион евреев из Марокко, они бы бедствовали поныне. Битон оправдывает отрицательное касательство к олим российской заносчивостью.

М.Д.: Когда Чарли говорит с прессой, он преображается, чувствует себя обязанным быть в контра-позиции. Иначе его больше не пригласят. "Черные пантеры" постоянно выступали супротив алии. Их символ - пальцы буквой V - превратился в Израиле в символ 2V "вилла-вольво". Но не они придумали это издевательское приветствие, а ашкеназийские смехачи, писавшие тексты для юмористического трио "А гашаш а-хивер" ("Бледный следопыт" - выдающиеся израильские юмористы, пользовавшиеся в 70-90 гг. славой "отцов израильского юмора". Их шутки и поговорки вошли в израильский фольклор. Прим. переводчика). "Черные пантеры" не устроили ни одного погрома супротив олим. Они протестовали супротив власти. Марокканцев встречали хуже, скромней, чем нас, но мы живем не в 50-е годы, а в новом тысячелетье. Возможности общества существенно изменилось. К каждый свежей алие относились в Израиле, как к людям третьего сорта. Во всей еврейской истории, от ТАНАХа до ПАЛЬМАХа, к отдельной личности не относились никак вообще! Рассматривались отношения между Господом и его избранным народом. Классический сионизм с отдельной личностью не считался. Никто - ни Гистадрут (Профсоюзы), ни Сохнут, ни "Государство в пути" Здесь завсегда ставились общие политические цели.

Л.В.: Миша, ещё единственный собственный вопросительный мотив. Много лет ты посвятил журналистике; в текущий момент преуспеваешь в коммерциале, в сфере медицинского туризма и рекламы. Почему ты возглавил Пантеры?

М.Д.: : Давай отвечу по-еврейски, вопросом. Ты пробовала возглавить группу израильских подростков? Конечно. И понимаешь, что у нас нет главных - есть то, что называется "совесть группы" - там решаются какие-то общие вопросы, а дальше все делается само по себе. И, что изумительно, получается!

Продолжение следует...

Так же читайте биографии известных людей:
Михаэль Владимирский Mihael Vladimirskiy

Из семьи священника. В 1894-95 учился на медицинском факультете Томского, в 1895-1896 и 1898-1899 - Московского, в 1900-1901 - Гейдельбергского..
читать далее

Михаэль Андронников Mihael Andronnikov

Андронников Михаил Михайлович (1875-1919), князь, в 1896 г. причислен к Министерству внутренних дел; в 1914 г. уволен со службы в связи с ее..
читать далее

Михаэль Гендельман Mihael Gendelman

Гендельман Михаил Яковлевич (1881, Киев,- 3 окт. 1938). Присяжный поверенный. Эсер с 1902. 1 марта 1917 избран в исполнительную комиссию исполкома..
читать далее

Михаэль Левашов Mihael Levashov

Левашов Михаил Дмитриевич (около 1738-1774 или 1776), мореплаватель, исследователь Аляски и Алеутских островов. Окончил Морской кадетский корпус в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий