Известные люди

»

Морис Метерлинк

Морис Метерлинк Moris Maeterlinck Карьера: Драматург
Рождение: Бельгия, 5.5.1949
Бельгийский драматург и эссеист Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился в 1862 г. в Генте, в зажиточной фламандской семье.

Его папа был нотариусом, а мамаша дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. М. посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, при всем при том родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, М. едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, при всем при том те 6 месяцев, которые он провел в Париже, полностью были отданы литературе. В Париже М. знакомится с поэтами-символистами Стефаном Мал и Вилье де Лиль-Аданом. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса М. читает книгу фламандского мистика XIV в. Яна ван Раусбрука Украшение духовного брака, которую в 1891 г. переводит на французский язык.

По возвращении в Гент М. работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике Плеяда ("La Pleiade") печатается новелла М. Убийство невинных ("Le Massacre des innocents", 1866), а в 1889 г. он выпускает поэтический сборник Теплицы ("Serres chaudes") и пьесу-сказку Принцесса Мален ("La Princesse Maleine), хвалебную рецензию на которую помещает в Фигаро влиятельный французский критик Октав Мирбо: Мирбо назвал Принцессу Мален шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Ободренный похвалой знаменитого критика, М. оставляет юридическую практику и всецело посвящает себя литературе.

В последующие годы М. пишет символические пьесы: Непрошеная ("L'lntruse", 1890) драма, на практике лишенная действия, в которой семейство ждет, в то время как умрет роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); Слепые ("Les Aveugles", 1890) тут метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу; Семь принцесс ("Les Sept Princesses", 1891) сказка о принце, тот, что должен пробудить от смертельного сна семь принцесс, принц приходит своевременно и спасает всех, помимо своей возлюбленной; Пелеас и Мелисанда ("Pelleas et Melisande", 1892) история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноименная опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят всего ничего, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.

В 1894 г. М. пишет три пьесы для марионеток: Алладина и Паломид (Аlladine et Palomides"), Там, внутри ("Interieur") и Смерть Тентажиля ("La Mort de Tintagiles"). К театру кукол драматург обращается потому что, что, в различие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.

В 1895 г. М. встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная леди, совмещала обязанности секретаря и импресарио М., оберегала его отсутствие тревог, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как Аглавена и Селизетта ("Aglavaine et Selysette", 1896), Ариана и Синяя Борода ("Ariane et Barbe-Bleue", 1901), Монна Ванна ("Monna Vanna", 1902) и Жуазель ("Joyzelle", 1903). Эти пьесы являются больше традиционными и, по мнению биографа М. Беттины Кнапп, больше слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.

В 1896 г. М. и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж. В эти годы М. пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники Сокровище смиренных ("Le Tresor des humbles", 1896), Мудрость и судьба ("La Sagesse et la destinee", 1898), и Жизнь пчел ("La Vie des abeilles, 1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.

Синяя птица ("L'Oiseau bleu"), быть может самая популярная пьеса М., была в первый раз поставлена в 1908 г. Станиславским в Московском Художественном театре; играли Синюю птицу и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе М. возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х гг. Синяя птица завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, М. продолжает в пьесе-феерии Обручение ("Les Fiancailles", 1918).

В 1911 г. М. была присуждена Нобелевская премия за многогранную литературную занятие, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией. В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особенно выделил пьесу Аглавена и Селизетта, что не согласуется с достаточно низкой оценкой этой пьесы ныне. Из-за болезни М. не смог наличествовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. предложили сделаться членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, потому что с целью этого он должен был отступиться от бельгийского гражданства.

Во время первой важный войны М. попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Патриотическая дело драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединенных Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и потом войны они расстались. В 1919 г. М. женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в Синей птице. В последние годы жизни М. писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является Жизнь термитов ("La Vie des termites", 1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов что надо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники Жизнь пространства ("La Vie de l'espace", 1928), Большая феерия ("La Grande feerie", 1929) и Великий закон ("La Grande Loi", 1933).

B 1939 г., когда нацистская Германия угрожала Европе, М. переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.

Когда же стало очевидным, что Португалия также может угодить под пятой Гитлера, М. сообща с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк Пчельник в 1947 г. М. умер 6 мая 1949 г. от сердечного приступа. Поскольку при жизни беллетрист был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, М. получил почетную докторскую уровень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча св. Якова (1939). В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией М. обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое воздействие на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси Пелеас и Мелисанда входит в репертуар многих оперных театров мира..

М. ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, писала в1967 г. Жоанна Патаки Козофф. Его искусство ни при каких обстоятельствах не превращается в пропаганду, потому что оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся за пределами политики и психиатрии. В монографии Морис Метерлинк (1975) критик Веттина Кнапп предполагает, что М. нередко обращался к жанру сказки в силу того что, что сказка является глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам.

Так же читайте биографии известных людей:
Морис Грин Moris Green

Его привязанность к спринту пришла от брата, который бегал 100 и 200 метров. Он трепетал перед братом, бившим многочисленные рекорды на обоих..
читать далее

Морис Эшли Maurice Ashley

Американский шахматист, первый и единственный в истории международных шахмат темнокожий гроссмейстер.
читать далее

Морис Торез Moris Thorez

Деятель французского и международного рабочего и коммунистического движения. Родился в семье шахтёра. До 1920 работал батраком , шахтёром. В марте..
читать далее

Морис Бишоп Moris Bishop

Политический деятель Гренады, глава государства в 19791983 годах.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий