Известные люди

»

Моше Маймонид

Моше Маймонид Moshe Maimonides Карьера: Основатель
У него много имен. На европейских языках его знают как Маймонида. В еврейской литературе как Рамбама аббревиатура слов рабейну (наш учитель) Моше бен Маймон. В арабской литературе он известен под именем Абу Имран Муса бен Маймун ибн Абд-Алла аль Куртуби, в древнерусской как Моисей Египетский. Слава его разнеслась не только в еврейском, но и в мусульманском, христианском мире, а личность и труды вызывали яростные споры, доходившие до проклятий и сожжения книг.

Какого масштаба и звучания должны быть персона и труды человека, чтобы восемь столетий через следом его смерти цивилизованный мир вспоминал о нем и отдавал дань его заслугам.

Необозрима вереница лет, уводящая нас в глубины времени, в декабрь 1204 года, когда под Каиром скончался придворный медик султана и глава еврейской общины Египта Моше бен Маймон. Его останки перевезли в Палестину и погребли в Тверии, где могилка и по этот день служит объектом паломничества.

Что же сделал тот самый мужчина?

Говорят, что религиозные евреи, идучи на кончина в нацистских лагерях уничтожения, напевали Ани мааним молитву, основанную на тринадцати догматах веры, сформулированных Маймонидом. Каждая из тринадцати частей молитвы начинается формулой ани мааним бе-эмуна шлема верую полной верой. Пели же перед смертью заурядно двенадцатый догмат: Верую полной верой в пришествие Мессии, хотя он и медлит. При всем том я любой день надеюсь, что он придет.

Вера в пришествие Мессии только доля догматического комплекса Маймонида. Остальные его слагаемые разрешено слить к трем основным категориям.

1. Б-г, Его наличие, единство, бестелесность, вечность и запрещение идолопоклонства.

2. Закон, пророчество, неповторимость пророчества Моисея, Б-жественное происхождение письменного и устного Закона, его вечность и неизменность.

3. Верования о награде и наказании, вездесущность Б-га, Б-жественное воздаяние за добро и зло, и, в конце концов, приход Мессии и воскресение мертвых.

Изложив в своей знаменитой книге Повторение закона (Мишне Тора) главные догматы еврейской веры, Маймонид определил кроме того нравственные обязанности, вытекающие из этих догматов для каждого человека.

Прежде всего, он - выдающийся кодификатор Устного Закона. К XII веку многотомный Талмуд представлял собой огромную и беспорядочную массу законов, нравоучений, сводов научных знаний, на исследование которых необходимо было затратить целую существование. Более того, творцы Мишны и Гемары этих двух частей Талмуда часто противоречили приятель другу, и вывести из их мнений и рассуждений точные правила повседневной жизни было достаточно тяжело.

Маймонид поставил перед собой задачу классифицировать всю талмудическую и послеталмудическую литературу и на основании Торы и Талмуда собрать совершенный свод еврейских законов и поучений, дав руководство по решению спорных вопросов в области права и ритуала.

Его капитальный, состоящий из четырнадцати книг работа Повторение закона выполняет эту задачу. Тем самым была заложена основа для составления последующих кодексов и доведения законодательства и ритуала, регулирующих бытие рядового еврея, до его сознания. Благодаря своду законов Маймонида талмудическое законодательство бесповоротно утвердилось посреди евреев, а Мишне Тора сделалась необходимым пособием для всякого раввина, судьи и главы общины.

Собственно, одной только этой книги довольно для того, чтобы сделаться главным делом жизни законоучителя. Но есть ибо ещё прочий немалый работа, оставивший след в духовной жизни человечества, Путеводитель растерянных (Море небухим), где Маймонид предстает во всей глубине и остроте своей философской мысли.

Что означает такое странное наименование? Назначение этого сочинения, пишет Маймонид, поощрение понимания истинного духа закона и руководство теми верующими, которые, оставаясь верными Торе, изучали сообща с тем философию и поражены противоречиями между истинами философии и буквальным смыслом Торы. Вот откель состояние растерянности.

Другой вариант перевода названия этого труда, в котором мыслитель поставил перед собой задачу примирить истины откровения с истинами разума, Наставник колеблющихся.

Врач, мудрец, руководитель

Как верующий еврей Маймонид преклоняется перед учением Моисея и пророков, как мыслящий дядя признает учение Аристотеля и других греческих философов. Основная мысля книги состоит в том, что чистая религиозная вера и чистый ум во всем согласны между собой. И религиозная вера, и интеллект признают наличие Б-га как причины или начала всякого Бытия и стремятся довести человека до высшего совершенства. Подобно другим философам, сформировавшим западную думка, Филону Александрийскому и Фоме Аквинскому Маймонид стремился согласовать основанный на вере сакральный мир Писания и мир греков, запечатленный в различных философских системах, согласовать Афины и Иерусалим.

Море небухим явилось венцом как еврейского вероучения, так и еврейской средневековой религиозной философии. И не случайно эту книгу изучали не только евреи, но и христиане (в латинском переводе), и мусульмане.

Если в Мишне Тора перед нами выдающийся кодификатор Закона, крепкий и точный вероучитель, то в Море небухим философ, искатель истины, наставник колеблющихся.

Есть ещё и третий лик духовного руководителя народа, горячо любящего его и наделенного чувством ответственности за его судьбу. Многочисленные респонсы письменные разъяснения по различным правовым вопросам отражают центральную образ Маймонида в общинной жизни евреев как Египта, так и других стран. Некоторые из них поразительные человеческие документы, отражающие гуманизм и широту мышления их автора.

Именно таков респонс, направленный нормандцу-прозелиту (новообращенному) Овадии, спрашивающему, может ли он полагать себя евреем в полном смысле этого слова. Проникаясь чувствами этого одинокого и неуверенного человека, Маймонид пишет ему, что никакой разницы между евреем по рождению и тем, кто принял еврейство, нет. Авраам папа всех праведных, всех идущих его путями.

Но и этим не исчерпывается вид Маймонида. Он ещё и выдающийся доктор, последователь Гиппократа и Галена, осуждающий использование чар, заклинаний и амулетов, высказывающийся супротив незрячий веры в авторитеты и поощряющий в своих учениках склонность к наблюдению и критическому размышлению. Сохранились многие медицинские сочинения Маймонида и в том числе Трактат об астме.

Как он успевал все чиркать, врачевать, возглавлять общиной? В одном из писем Маймонид рассказывает о том, как проходит его день: Султан живет в новом Каире, а я в Фостате (старом городе). Ежедневно по утрам я обязан являться ко двору. Если заболеет султан или кто-либо из жен или детей его, я остаюсь там без малого единый день. Но и в те дни, когда все успешно, я могу ретироваться в Фостат только следом полудня. Там я уже застаю в передней своего дома массу людей магометан и евреев, важных особ и простолюдинов, судей и чиновников, дожидающихся моего возвращения. Я слезаю с осла, умываюсь и выхожу к ним, извиняясь и прося их повременить, в то время как я что-нибудь поем. Затем выхожу к больным, чтобы врачевать их, и прописываю рецепты. Вечером я чувствую крайнюю утомленность и все-таки веду ученую беседу, подчас до двух часов ночи. Только по субботам я имею вероятность вести разговор с членами общины и одаривать им наставления на всю неделю.

Подобная многогранность образа, которую в дальнейшем называли ренессансной, характерна для многих выдающихся евреев средневековой Испании и Востока. Они были зачастую врачами, министрами и в то же время учеными-талмудистами и руководителями общин.

Принять ислам или умереть

Жизнь Маймонида была полна скитаний и тяжелых испытаний, характерных для евреев того времени, полного как исламского, так и христианского фанатизма. Он родился в 1135 году в мусульманской части Испании, в Кордове, где его папа был духовным судьей общины и выдающимся талмудистом. Испанское еврейство той поры жило напряженной духовной жизнью, выдвинув из своей среды уймище великих ученых, философов и поэтов. И молодой Маймонид на сто процентов использует возможности этой среды для своего образования, хоть отбавляй читает по-арабски и по-еврейски, ревностно изучает Талмуд, философию, естественные науки.

Вскоре Кордова подпадает под политическая элита мусульманских фанатиков-альмахидов, и семейство вынуждена оставить городок, переселяется в Северную Африку, в городок Фес, на территорию нынешнего Марокко. Однако и там их преследует заявочное пожелание принять ислам или отдать богу душу. Приходится предпринять полное опасностей морское турне, чтобы угодить в Палестину. Но тут владычествуют крестоносцы, чей церковный фанатизм не уступает мусульманскому. В конце концов семейство поселяется в Фостате под Каиром, где, судя по всему, проявлялась некоторая веротерпимость, а победитель крестоносцев султан Саладин имел славу просвещенного властителя. Здесь семью ожидает разорение: во время кораблекрушения погибает меньшой брат Маймонида, а совместно с ним гибнет и все его состояние, заключавшееся в бриллиантах, которыми он торговал. Помощь брата давала Моисею постепенно заниматься духовной и литературной деятельностью.

Приходилось разыскивать средства существования, и младой раввин становится врачом, да каким одним из лучших медиков своего времени, получившим в конце концов приглашение ко двору Саладина. Говорят, что подобное предложение ему делал и Ричард Львиное Сердце, но Маймонид отдал предпочтение христианскому двору мусульманский.

Поразительна фатум творений Маймонида. Его законченная религиозно-философская организация, согласующая иудаизм и философию, была определенным этапом на пути духовного развития человечества, где рациональное начало конфронтировало с мистическим, а Б-жественная мудрость противопоставлялась мудрости человеческой. В Мишне Тора традиционалисты видели попытку сменить штудирование Талмуда, составлявшее толк существования многочисленных духовных академий (ешив), систематическим кодексом, подменяющим иудейскую духовную образованность.

Но ещё больше споров, начавшихся ещё при жизни философа и продолжившихся после этого его смерти, вызывала Море небухим эта маковка средневекового духовного рационализма. Они касались отношений между разумом и рационалистической философией с одной стороны и верой и традицией с иной.

Это была схватка двух мировоззрений, различных как в религиозном, так и в этическом смысле. Противники Маймонида укоряли его сторонников в том, что они относятся с большим уважением к греческой философии, чем к талмудической мудрости, пренебрегают религиозными предписаниями, уверив себя в том, что им известен сокровенный толк этих предписаний, что они переступают границы дозволенного в своих аллегорических толкованиях Священного Писания. В отклик слышались обвинения в том, что противники Маймонида препятствуют научно-философскому постижению природы и Торы, которое является единственным источником религиозного познания, что они в своих верованиях отступают от монотеизма. Собственно, и возникновение каббалы, этого великого мистического учения, впитавшего в себя антиаристотелевское начало, содержавшееся в неоплатонизме, было ответом на распространение маймонидовского рационализма. Здесь шел извечный спор между верой и разумом, тот, что в разных интеллектуальных обличьях продолжается и по этот день.

И неспроста уже в XX веке в еврейской мысли получила хождение доктрина оппозиции двух начал национальной еврейской истории: демократической религии чувства и умственного аристократизма рационализма. Если в XIII веке супротив философии Маймонида и сухой схоластики Талмуда выступала мистическая каббала, то в XVI XVIII веках эта оппозиция выступала в сочинениях Спинозы с одной стороны, и в мессианских движениях и хасидизме с иной. Можно продолжить подобного рода сопоставления, освежить память о том, что в нынешние времена мессианские чаяния народа воплотились в политическом сионизме, что еврейская дума породила церковный экзистенциализм Шестова и Бубера.

Возвращаясь к Маймониду, скажем в заключение, что его литературное наследие становится все больше доступным для русскоязычного читателя. Возрождение вслед за тем больше чем полувекового перерыва русской иудаики привело в возникновению в Израиле и России школы философов, историков и теологов, чьими стараниями появляются новые переводы Маймонида.

Так же читайте биографии известных людей:
Моше Даян Moshe Dayan

В конце 60-х начале 80-х годов в Советском Союзе имя этого генерала было у всех на слуху. Оно упоминалось и в средствах массовой информации, и в..
читать далее

Моше Яалон Moshe Ayalon

Яалон - название киббуца (коллективные земледельческие поселения в Израиле), организованного десантным подразделением бригады НАХАЛ, в котором..
читать далее

Мстислав Добужинский Mstislav Dobuzhinsky

ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера.
читать далее

Мстислав Запашный Mstislav Zapashy

Мстислав Запашный "родился в опилках" - так обычно говорят о потомственных цирковых артистах, тех, чьи первые впечатления связаны с запахом конюшни,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий