Известные люди

»

Мустафа Чокаев

Мустафа Чокаев Mustafa Chokaev Карьера: Политик
Рождение: Казахстан
Видный общественно-политический деятель, член мусульманской фракции российской Государственной Думы. Создатель организации "Туркестанское единство".

Мустафа Чокаев родился 7 января 1890 г. в местечке Аулие-тарангыл, в Сыр-Дарьинском районе Кызыл-Ординской области. Родом из кипчаков. Дед Мустафы заслужил звание "датка", что приравнивает его к султанам. Отец его Чокай, 1836 года рождения, умер в 1916 г., в близкое время был волостным и пользовался уважением как признанный в народе бий, арбитр. По материнской линии он ведет свою родословную от казахских ханов, правивших Хивой. Он получил достойное для семейной традиции воспитание и образование.

К этому времени царское руководство силой оружия целиком установило в регионе имперское правление, объявив прилежащую к России территорию Русским Туркестаном. Когда Мустафе было 8 лет, произошло восстание под руководством имама Мадели, в котором участвовали узбеки, казахи, киргизы. Восстание было жестоко подавлено. По указанию Николая II все земли восставших, охватывая и зимовки, а ещё все лучшие угодья были переданы в достояние русским переселенцам. Вот зачем, дав Мустафе мусульманское домашнее образование, родители определяют его в русскую Ташкентскую гимназию, где он учится сообща с Керенским. Уже в школе он объединяет около себя соплеменников, давших обет быть мусульманами и не отходить от веры. Блестяще окончив гимназию, Чокаев поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в студенческие годы складывается его политическое лик человеческий как демократа, явственно осознающего политическую ситуацию в России в целом и в Туркестане. Принимая активное участие в общественной деятельности, он общается, в частности, с видным деятелем царской администрации Губайдуллой Шангирхановым, тот, что заботился о привлечении молодых казахов к учебе в университете, всячески старался облегчить их участь. Как известно, казахи как "дикие" в III и IV Государственных Думах не получили депутатского представительства и потому как могли делать только посредством так называемую мусульманскую фракцию европейской части России. Несмотря на юность, Мустафа был подлинной душой оргкомиссии при этой фракции. Через нее он смог представить Госдуме картину кровавого подавления войсками восстания 1916 г. Когда в феврале 1917 г. было создано Временное руководство, Мустафа Чокаев способствовал назначению комиссаром в Степной Край Алихана Букейханова, в Туркестан - Мухамеджана Тынышбаева. Но ещё до февральской революции у него зародилась мысль "Туркестанского союза", для чего он выезжает в 1916 г. в Казань и создает организацию под названием "Туркестанское единство". В ее руководство вошли пять дядя, безусловным лидером которых был Мустафа. 27 декабря 1917 г. все политические течения и партии, собравшиеся на Всетуркестанский конгресс, объявили о создании Кокандской автономии, избрав ее первым президентом Тынышпаева, а вслед за тем его ухода единогласно Чокаева. В документах, принятых конгрессом, декларировалась надобность установления с Россией экономических взаимоотношений на основе равенства и взаимовыгодных интересов.

Но Коканд оказался беззащитным перед нападением большевиков по всем параметрам: не хватало вооружения, военных кадров, международной поддержки.

После захвата города началась повальная резня, насилие над женщинами, грабеж, расстрелы без суда и следствия, истребление "лишних свидетелей". Только благодаря мужеству и самоотверженности соратников Чокана ему удается выскочить из этого кровавого месива. Через Баку, Батуми, Стамбул, Мустафа добирается до Парижа и оседает в нем. Живя в Париже, Чокаев развивал напряженную занятие по объединений всех находящихся в эмиграции мусульман, прилагает все усилия для того, чтобы раскрыть глаза Западу на истинное положение дел. Он играл незаменимую образ в обществе "Дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины", общался с социалистами и с видными политическими деятелями, кругом систематически развивал свою политическую концепцию объединения тюркских народов для обретения ими свободы, независимости и возможности цивилизованного развития. В Лондоне, Париже, Варшаве он выступал с докладами, разъяснял и разоблачал имперско-репрессивный нрав политики большевиков, с 1924 г. он издает журнал "Яш Туркестан", распространяя его в Лондоне на английском, в Германии, на французском и польском языках в Варшаве. Его статьи до сих пор поражает остротой анализа и глубокой постановке вопроса. Большевики и в особенности Сталин опасались проникновения его идей и, не упоминая его имени, косили под самый-самый корень всех сколько-нибудь независимо мыслящих интеллигентов как "пантюркистов", "панисламистов", придавая этим терминам некое зловещее звучание, так же как термину "национализм". На самом деле он провозглашал идею регионального, языкового, связанного с историко-этническим единством объединения народов, что в наше время развивается на самых различных уровнях. Ленин и большевики кроме того сперва пользовались термином "мусульманство" для обозначения региона, культуры, быта, традиции и общности политической истории.

Насколько большевистская традиция тяготела и тяготеет до сих пор в понимании деятельности Мустафы Чокаева не возбраняется судить по тому, что не прекращаются спекуляции около возможной связи Мустафы с так называемым "Туркестанским легионом". Это версия, которую "проработал" КГБ, не имеет под собой никакой фактической основы. На самом деле известно только то, что немцы затем окружения Парижа арестовали Чокаева, после этого отправили в Берлин. Затем его с приставленными к нему фон Менде и Вали-Каюмом, отправили для ознакомления с положением военнопленных в Польше и на Украине. Во время этой поездки Мустафа приложил усилия для облегчения положения выходцев из Востока в смысле быта и устройства их на работу. Заразившись тифом, Чокаев проходил врачевание в больнице, где и скончался 27 декабря 1941 г. Объявление о создании "Туркестанского легиона" последовало в апреле 1942 г., т. е. без малого четыре месяца через позже смерти Мустафы Чокаева. Существует предположение, что он был отравлен по распоряжению Розенберга, что, быть может, в этом принял участие Вали-Каюм, ставший "ханом" "Туркестанского легиона". Остается только гадать, как немцы хотели применять политический авторитет Чокаева в своих целях, сколь они доверяли ему (или сколь он не оправдал их надежд), какие внутренние мотивы могли быть у Чокаева для какого-то союза или дипломатической договоренности с немцами (или таковых не было). Надо располагать в виду только одно и самое главное: с 1920 года, живя во Франции, Мустафа Чокаев как политический участник, находящийся в эмиграции, снискал себе безукоризненную репутацию как джентльмен, как персона, как немалый ученый, экономист, социолог, публицист, газетчик. И все спекуляции кругом его имени - только запоздалая попытка кинуть тень на память этого выдающего деятеля региона, обозначенного Советами как Средняя Азия и Казахстан. Нельзя об этом проронить лучше, чем профессор А. Шульгин, лично знавший Чокаева. "Мустафа-би был большим государственным деятелем, выдающимся писателем и журналистом. Оставаясь верным своим традициям, он имел в себе все то ценное, человеческое, что может и должно соединять между собой людей самых разных и, казалось бы, непонятных товарищ другу народов".

Так же читайте биографии известных людей:
Мустафа Голубич Mustafa Golubich

Голубич Мустафа Мухамедович - сербский террорист, советский разведчик. Боснийский серб из богом забытого крохотного селения Стоц в Герцеговине,..
читать далее

Мухамеджан Тынышпаев Muhamedzhan Tynyshpaev

Из семьи скотовода. В 1906 окончил Петерб. ин-т инженеров путей сообщения. В годы учёбы вступил в Партию социалистов-революционеров.
читать далее

Мухаммад Хафиз Myhamed Hafiz

Отец поэта Баха ад-Дин стал в Ширазе одним из самых богатых купцов, но рано умер, и семья, оставшись без кормильца, вскоре разорилась. Старшие..
читать далее

Мухаммад Хаким Muhammad Hakim

Военный и государственный деятель Афганистана, генерал.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий